Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация профессионального образования в Алтайском крае

Стратегической целью реформирования системы профобразования Алтайского края является превращение ее в полноценный ресурс инновационного развития на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего профессионального образования, научно-исследовательских организаций и реального сектора экономики.

Просмотров: 3505

Полноценный ресурс инновационного развития

АБДУЛЛАЕВ Юрий Геннадьевич – заместитель начальника Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

Реализация приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года не может осуществляться без кардинальной модернизации, в том числе сферы профессионального образования.

Стратегической целью реформирования системы профобразования является превращение ее в полноценный ресурс инновационного развития на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего профессионального образования, научно-исследовательских организаций и реального сектора экономики.

Рассказывает заместитель начальника Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Юрий АБДУЛЛАЕВ.

В регионе создаются организационные и правовые условия для интеграции систем НПО и СПО, а также развития системы непрерывного профессионального образования. Главная задача – обеспечение аграрного и промышленного комплексов квалифицированными кадрами.

Сохранить накопленный потенциал

Структура современной системы НПО в крае основана на сетевом принципе. Основные точки развития учебно-лабораторной базы, кадрового и научно-методического потенциала сосредоточены в шести ресурсных центрах НПО. До 2015 года их численность планируется увеличить и, кроме ресурсных центров по подготовке специалистов сельского хозяйства, строительства, транспорта и металлообработки, создать центры по направлениям жилищно-коммунального хозяйства, переработки, сервиса и общественного питания.

Создание ресурсных центров стало возможным благодаря принятию по поручению губернатора Алтайского края Александра Карлина краевой целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края» на 2010-2012 годы. Их деятельность направлена на обеспечение доступности качественного профессионального образования для обучающихся всех однопрофильных учреждений.

Значительную часть сети учреждений НПО составляют базовые площадки – учреждения, имеющие достаточно высокий уровень качества образования, устойчивую востребованность выпускников и поддержку работодателей. На сегодняшний день функционирует десять базовых площадок по актуальным для края направлениям.

В процессе реструктуризации сети учреждений осуществляется также укрупнение профессиональных училищ путем их объединения и создание многоуровневых учреждений путем присоединения профессиональных училищ к техникумам и колледжам.

Реализация принципа непрерывности профессионального образования в Алтайском крае обеспечивается развитой инфраструктурой образовательных учреждений всех уровней профессиональной подготовки, включающей 47 профессиональных училищ и лицеев, 36 государственных, 6 негосударственных ссузов и 6 филиалов среднеспециальных учебных заведений, 8 государственных, 4 негосударственных вуза, 25 филиалов и 10 представительств высших учебных заведений.

В 2009 году путем объединения трех ссузов города Бийска создан Бийский государственный колледж – федеральное многопрофильное среднее специальное учебное заведение.

В 2010 году к Алтайскому колледжу информационных технологий и Барнаульскому техникуму сервиса и дизайна одежды присоединены профессиональные училища. Профессиональный лицей № 22 города Бийска преобразован в Алтайский колледж промышленных технологий и бизнеса, реализующий программы начального и среднего профессионального образования.

Таким образом, в крае выстраивается развитая система сетевого взаимодействия учреждений НПО и СПО через ресурсные центры и базовые учреждения, имеющие в крупных городах четко выраженную отраслевую специализацию, в малых городах и крупных районных центрах – многопрофильную структуру подготовки. Общее количество учреждений будет сокращаться – при сохранении накопленного потенциала профессиональных образовательных программ, повышении доступности качественного начального профессионального образования, модернизации общежитий, обеспечении транспортной доступности и сохранении социальных гарантий для обучающихся.

Прикладной бакалавриат: новые перспективы

В учреждениях НПО сегодня обучается более 14 тыс. человек, СПО – 31,6 тыс., ВПО – 86,8 тыс.

В связи с появившейся возможностью реализации программ прикладного бакалавриата рассматриваются варианты включения некоторых колледжей в состав университетов или крупных образовательных комплексов.

Например, включение педагогических колледжей в структуру педагогических вузов с возможностью осуществления подготовки по программам бакалавриата и выполнения функций общеобразовательных школ профильной направленности, а также окружных центров переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

Активную позицию в развитии непрерывного образования занимают вузы Алтайского края. Например, в Алтайском государственном университете создано управление непрерывного образования, которое координирует деятельность университета в сфере довузовского образования, осуществляет образование взрослых и пожилых людей, выполняет интегрирующую функцию взаимодействия между учебными заведениями и структурами рыночной экономики.

Отвечая запросам экономики

Основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, адекватных потребностям общества, становится уровневая система подготовки специалистов, переход на которую осуществляется всеми образовательными учреждениями ВПО края.

Обязательным условием обеспечения качества в учреждениях НПО является создание условий для профессионального роста работников через систему курсов повышения квалификации, премирования лучших педагогов в рамках краевых целевых программ. На создание экономических условий для повышения эффективности педагогической работы направлена вводимая в краевых учреждениях НПО отраслевая система оплаты труда.

Учреждения НПО и СПО, согласно действующему законодательству, обеспечивают подготовку работников квалифицированного труда – рабочих, служащих – по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности. Объем и структура приема лиц в образовательные учреждения НПО и СПО для обучения за счет средств краевого бюджета ежегодно утверждаются постановлением Администрации Алтайского края.

Действующая система краевого заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена включает как основание – заявки работодателей, как непременное условие – согласование объема и структуры контрольных цифр приема с отраслевыми управлениями и Управлением Алтайского края по труду и занятости населения, как принцип – приведение структуры набора в соответствие с запросами населения и экономики края.

Итогом этой работы стало расширение спектра образовательных услуг с учетом потребностей рынка труда, снижение приема на обучение по профессиям, не востребованным на рынке, решение проблемы необоснованного дублирования профессий в учреждениях НПО.

Реализация таких стратегических для экономики края проектов, как «Комплексное развитие Алтайского Приобья» и развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» требует прежде всего развития инновационного потенциала кадровых ресурсов.

Основы предпринимательства

Развитие молодежного предпринимательства в крае является одним из главных приоритетов государственной молодежной политики. Для решения этих задач проводится работа по обеспечению социализации и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, содействию реализации творческих инновационных проектов и научных разработок школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых. В настоящее время в учебных заведениях края создаются бизнес-инкубаторы, которые реализуют свои функции через такие структурные подразделения, как студенческие конструкторские бюро, центры студенческого предпринимательства, научно-внедренческие лаборатории.

Доля преподавателей ссузов, имеющих высшее образование, за последние три года возросла с 94,5 процента до 95,9. Растет число преподавателей с ученой степенью, обучающихся в аспирантуре и соискателей.

С целью успешной адаптации и обеспечения востребованности выпускников учреждений НПО на рынке труда в них созданы учебно-производственные участки: кафе, буфеты, парикмахерские, ателье, гостиницы, цехи по производству колбасных изделий и молочной продукции, учебные хозяйства. Кроме этого, практикуется выполнение подрядных работ по строительству объектов, обслуживанию столовых, заказов на изготовление столярных изделий и изделий из металла. В результате обучающиеся получают, помимо общепрофессиональных компетенций, знания и навыки в области предпринимательской деятельности.

Важнейшим направлением деятельности ссузов становится профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров по наиболее дефицитным профессиям и специальностям. Новое направление профессионального обучения – обучение основам предпринимательства. В ряде средних специальных учебных заведений организуются имитационные фирмы, к работе которых привлекаются представители малого и среднего бизнеса. Например, в Алтайском государственном промышленно-экономическом колледже действует центр студенческого предпринимательства «Алтайское подворье», на базе которого смоделирована деятельность трех предприятий малого бизнеса. В Барнаульском государственном торгово-экономическом колледже создана учебно-имитационная фирма по типу торгового дома «Престиж». Она выступает не только как инструмент технологии в системе практического обучения, но и как управленческая инновация.

В Барнаульском строительном колледже, Бийском государственном колледже и ряде других ссузов созданы студенческие бизнес-инкубаторы. По инициативе совета директоров ссузов края третий год подряд проводится бизнес-фестиваль предпринимательских проектов студентов. Лучшие из проектов направляются на апробацию в Алтайский бизнес-инкубатор, который осуществляет их сопровождение, оказывает административную, информационную, консалтинговую поддержку.

Развитие инновационной инфраструктуры вузов содействует усилению интеграции науки, образования и производственной деятельности, что напрямую связано с реализацией приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

«Ползуновские гранты»

Учебный процесс в высших учебных заведениях обеспечивает профессорско-преподавательский состав – 4186 человек, в том числе 408 докторов и 2408 кандидатов наук. Ученое звание профессора имеет 331 человек, доцента – 1598.

Развитие инновационной экономики в региональных условиях Алтайского края реализуется на основе системы «наука и образование – производство – рынок».

Системообразующую роль в формировании технологического рынка и подготовки специалистов для инновационной сферы играет реализация совместной программы Министерства образования и науки РФ и Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «Студенты, аспиранты и молодые ученые – малому наукоемкому бизнесу – «Ползуновские гранты». Софинансирование программы осуществляется Администрацией Алтайского края. За годы реализации программа, созданная в 1996 году и призванная готовить кадры, способные к инновационной научной и производственной деятельности, обеспечила поддержку более 500 инновационным разработкам молодых специалистов практически из всех регионов страны.

Головной организацией программы с момента ее основания является Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (АлтГТУ). В августе 2010 года университет вошел в число 56 вузов России, получивших субсидии в рамках федеральной программы грантов «Развитие инновационной структуры вузов России».

Потенциал федеральных программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «Ползуновские гранты», «У.М.Н.И.К.», «Старт», «У.М.Н.И.К. на «Старт» позволяет моделировать и развивать процесс подготовки кадров для инновационной экономики.

Например, за два года существования программы «У.М.Н.И.К на Старт» от Алтайского края лауреатами стали 6 молодых исследователей. В итоге каждый из них может получить из федерального бюджета до 6 млн. рублей в течение трех лет на развитие собственной наукоемкой компании. Администрация Алтайского края для содействия таким компаниям с нынешнего года инициировала систему грантовой поддержки в объеме до одного млн. рублей.

В течение 2004-2011 годов по программе «Старт» всего отобрано 78 инновационных проектов из более 350 заявок, поданных в Алтайском крае, что обеспечило привлечение более 120 млн. рублей для развития инновационной деятельности.

Анализ инновационной деятельности в Алтайском крае, основанной на реализации федеральных программ Минобрнауки РФ и Государственного фонда, показывает: по объему финансирования контрактов, действующих в 2010 году, Алтай занимает 21-е место среди 49 областей и краев России, по инновационной активности проживающего в регионах трудоспособного населения – 29-е.

Малые инновационные предприятия

В вузах и ссузах края активно создаются малые инновационные предприятия (МИП). Многие из них выполняют функцию апробации производства инновационной продукции и передачи этого опыта крупным предприятиям с сохранением авторских прав (патентов) на условиях лицензионного договора. Деятельность вузовских МИП объединяет межвузовский инновационно-технологический центр (ИТЦ) Алтая, который входит в состав структуры Союза ИТЦ России. Координирует их работу в регионе представительство государственного фонда – Алтайский региональный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

На базе интеллектуальной собственности АлтГТУ в соответствии с ФЗ № 217 создано 14 МИП, 4 из них уже получили на конкурсной основе поддержку Государственного фонда по программе «Старт».

Сохранение 32 специализированных диссертационных советов в крае, имеющих статус докторских, определяет перспективу развития кадрового потенциала не только вузов, но и отраслей народного хозяйства.

В Алтайском государственном аграрном университете (АГАУ) в августе 2011 года зарегистрированы 2 малых инновационных предприятия – Научно-производственный центр «Современные технологии – Агро» и Научно-производственная фирма «Гамма-Тест» (совместно с АлтГУ), – созданных для коммерциализации РИД ученых ветеринарного и инженерного факультетов. Студенческий бизнес-инкубатор АГАУ выполняет функции бизнес-центра. На его базе проводятся обучающие семинары для студентов, руководителей инновационных проектов, сотрудников, организующих МИП. Бизнес-инкубатор организует выполнение Сибирского проекта «Малая родина», выставки, конкурсы инновационных проектов и бизнес-идей, встречи с преподавателями, представителями администраций муниципальных образований для обсуждения проблем разработки инновационных проектов и др.

В Алтайском государственном университете действуют 2 малых инновационных предприятия по разработке и проектированию систем и аппаратуры оповещения об опасности.

В Алтайской государственной педагогической академии МИП «Региональный информационный центр Алтайского университетского школьно-педагогического округа» оказывает информационно-консультационные услуги, организует и проводит научные исследования и консультационную деятельность в области информатизации образования, конференции, семинары, выставки, в том числе международные, предоставляет до 40 рабочих мест.

Международное сотрудничество

Алтайские вузы активно развивают международное сотрудничество и экспорт образовательных услуг.

В рамках соглашений и договоров о сотрудничестве между вузами, образовательными и научными учреждениями иностранных государств в крае получают высшее образование, проходят практику, стажируются или учатся в магистратуре и аспирантуре молодые люди из стран СНГ и дальнего зарубежья.

В текущем учебном году в вузах обучаются 699 иностранных студентов, большинство из которых прибыли из соседних государств: Казахстана, Таджикистана, Китая, Монголии, Узбекистана, Туркменистана. В 2010 году вузы региона направили на обучение за рубеж 65 человек. В нынешнем году в алтайских вузах работают 13 иностранных преподавателей из Германии, Франции, Китая, Канады. За счет средств краевого бюджета в трех вузах края обучаются 10 студентов из Согдийской области Республики Таджикистан.

В рамках Программы приграничного сотрудничества регионов Республики Казахстан и Российской Федерации осуществляется взаимодействие между органами исполнительной власти, среднеспециальными и высшими учебными заведениями в области совершенствования образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, обмена опытом в научно-исследовательской сфере.

В ходе межрегиональной российско-киргизской конференции, прошедшей в марте 2011 года в Бишкеке, состоялось подписание меморандума между Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности и дирекцией Центра семейной медицины – координатором по здравоохранению Ошской области Кыргызской Республики. Началом реализации меморандума стала организация курсов повышения квалификации 7 врачей из Кыргызстана весной-летом нынешнего года на базе Алтайского государственного медицинского университета.

Высшими учебными заведениями реализуются мероприятия в сфере образования и науки в рамках заключенных межрегиональных соглашений администрации края о торгово-экономическом, научно-техническом, социально-культурном сотрудничестве с органами исполнительной власти Новосибирской, Томской, Ростовской, Астраханской, Иркутской, Челябинской и других областей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Эндаумент. Пять вопросов российским вузам
Социально-профессиональный портрет педагога
Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли
Владимирский сегмент наноиндустрии
Особенности нижегородского профессионального образования
Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования
Как повысить престиж профессии ученого?
Инновационные компании при вузах - точки роста
Управление введением ФГОС в ссузе
СПО: диагноз ставят аналитики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ