Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация педагогического образования: мнение экспертов

Представители педагогических образовательных организаций ответили на практические вопросы о текущем положении и тенденциях в подготовке кадров. Актуальные вопросы отрасли - педагогическая магистратура, интернатура, изменения в профстандартах и требования к молодым специалистам.

Просмотров: 333

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

Современные вызовы и эффективные технологии педагогического образования

Продолжается реализация второго этапа комплексного проекта по модернизации педагогического образования, направленного на повышение качества подготовки профильных кадров для будущего страны. Сегодня в центре внимания профессионального сообщества находится множество важных вопросов, на некоторые из них по приглашению редакции ответили представители педагогических вузов.

  1. На педагогические направления подготовки поступает все больше одаренных абитуриентов. Является ли эта тенденция отражением реального улучшения дел в российском образовании или это временное явление, обусловленное популяризацией социального статуса педагога?
  2. Сопряжение стандартов общего, высшего образования и требований профессионального стандарта педагога заявлено как один из способов обеспечить качественное обновление программ подготовки педагогических кадров. Будет ли эта мера эффективной? Нуждается ли профстандарт педагога в доработке или вновь откладывать его принятие нецелесообразно?
  3. Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева считает, что в рамках усиления предметной подготовки студентов-педагогов в педагогическую магистратуру следует принимать только выпускников профильного обучения. Какие проблемы подготовки педагогов, по-вашему, являются сегодня наиболее острыми?

Ковалевский Валерий Анатольевич

ректор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, доктор медицинских наук, профессор, председатель общественного совета по правам ребёнка при Правительстве Красноярского края, отличник народного просвещения РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат премии главы г. Красноярска в области науки и образования.

 (1) В этом году в КГПУ им. В.П. Астафьева поступили 42 абитуриента со средним баллом 240 и выше по сумме трех экзаменов. В первую очередь мы связываем это с общественным мнением по поводу качества подготовки в вузе. Наши образовательные программы базируются не только на мощнейшем фундаменте гуманитарных исследований, которые проводят ученые университета совместно с отечественными и зарубежными центрами и вузами, но и согласовываются с работодателями. Важную роль играет также педагогическая интернатура, реализуемая в сетевом взаимодействии с общеобразовательными организациями региона. Каждый выпускник университета получает карту ключевых компетенций, где со стороны работодателей и выпускающей кафедры оценивается готовность к выполнению трудовых функций.

– (2) Цель Комплексного проекта модернизации педагогического образования, в котором КГПУ им. В.П. Астафьева участвует в качестве соисполнителя апробации программ подготовки по профилю «педа­гог-исследователь, методист» и «руководитель образовательной организации», – подготовить когорту педагогов, способных к реализации ФГОС общего образования. Между тем без управления образовательными результатами программ подготовки согласно профессиональному стандарту «Педагог» это сделать практически невозможно. Кроме того, профессиональный стандарт нуждается в уровневой дифференциации. Главный вопрос, который необходимо решить – определение границ компетенции начинающего педа­гога (учителя, воспитателя), его статуса, нормы учебной нагрузки, что позволит организовать системную работу по предотвращению ухода молодых педагогов из школы.

– (3) Важнейшим вопросом педагогического образования является сочетание фундаментальной предметной составляющей – для учителя математики, например, недопустимо снижать объем профильных дисциплин – с психолого-педагогической подготовкой к решению конкретных задач: реализации инклюзивного образования, проектирования воспитательной системы школы, управлению проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся. Роль магистратуры в углублении специализации педагогов в рамках этих направлений очевидна. И здесь опять же общественная оценка качества педагогического образования со стороны работодателей остается, на наш взгляд, наиболее важной и объективной.

Лазаренко Ирина Рудольфовна

ректор Алтайского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, сопредседатель координационного совета Ассоциации педагогических вузов России и Казахстана по развитию трансграничного образования, член Совета ректоров Евразийской ассоциации педагогических вузов, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

– (1) Действительно, интерес к педагогической профессии возрастает. Об этом свидетельствуют результаты приемных кампаний 2015 и 2016 годов. Думаю, что это связано, с одной стороны, с материальной поддержкой педагогических кадров в регионе. В Алтайском крае на региональном уровне реализуется ряд проектов для молодых специалистов, а также учителей, уже имеющих стаж работы. С другой стороны, большое значение имеет изменение общественного мнения в оценке фигуры учителя. Можно сказать, что тренд на повышение престижности педагогической профессии сформировался, и, надеюсь, эта тенденция сохранится.

Если говорить о том, временное это явление или постоянное – в жизни вообще всё изменчиво, приоритеты периодически меняются. Интерес к педагогической профессии зависит от многих факторов, в том числе спроса на профессию, социальной поддержки, того образа педагога, который формируется в масс-медиа, художественных произведениях. На сегодняшний день осознается значимость роли педагога, его вклада в формирование личностных качеств подрастающего поколения. Есть понимание, что учитель – это одна из главнейших фигур в жизни человека. С него начинается вхождение в большую жизнь, мир знаний и опыта.

– (2) Вопрос хорош тем, что в нём заключается половина ответа. Я убеждена, что сопряжение стандартов – это принципиальная основа подготовки педагогических кадров для всей цепочки «дошкольное/общее/профес­сиональное образование», которая однозначно должна быть реализована. К тому же подобная мера позволит повысить качество профессиональных кадров. Преподаватели высшей школы вправе говорить об этом, руководствуясь опытом взаимодействия вуза с организациями дошкольного, общего и дополнительного образования. Мы видим на практике, насколько важно интегрировать эти уровни, красной нитью проводить идею развития личности, причём личности созидательной, готовой к изменениям, личности не потребителя, а исследователя, творца.

Если говорить о принятии профессионального стандарта педагога, наверное, не стоит торопиться. На мой взгляд, есть моменты, нуждающиеся в существенной корректировке. На сегодняшний день в документе представлен образ суперкомпетентностного педагога, своего рода «универсального солдата» – учителя, который может всё. Кроме того, профстандарт написан наукообразным языком, не адаптированным к практике, поэтому его нужно сделать более понятным для педагогов. Ведь когда существует положительное восприятие какого-либо феномена, тогда происходят и его принятие, и корректировка профессиональной деятельности.

– (3) Беспроблемной подготовки кадров в принципе быть не может, потому что меняются практика, технологии, актуализируются новые задачи. Очень хорошо понимаю позицию нашего нынешнего министра, разделяю большинство предложений, которые она намерена реализовать, и мы, безусловно, будем делать всё, чтобы качество подготовки специалистов совершенствовалось и повышалось. Однако полагаю, что сужать педагогическую магистратуру до выпускников бакалавриата педагогического образования, наверное, не стоит. Объясню почему.

В педагогическом вузе не всегда есть возможность охватить все предметные сферы. Например, наш университет осуществляет подготовку по всем направлениям, кроме химии и биологии. Не потому, что мы не хотим работать по этим направлениям подготовки, просто на сегодняшний день это финансово и трудозатратно. При этом в классическом университете края есть студенты, изучающие химию и биологию. При наличии их желания пойти в школу мы как педвуз готовы предоставить магистерские программы, в рамках которых на основе уже полученной предметной базы обеспечивается хорошая психолого-педагогическая и методическая подготовка. То же самое можно сказать о технических программах и дисциплинах. Есть замечательные специалисты, готовые работать учителями технологии в школах, особенно это актуально для сельской школы. Мы готовы им оказать помощь в части психолого-педагогического совершенствования. Актуально это и для системы СПО. Преподавателей для этих учебных заведений готовят технические вузы, и у педагогов в ходе работы есть потребность в профессиональной переподготовке или конкретных магистерских программах гуманитарного цикла.

Кожанов Игорь Владимирович

и.о. заведующего кафедрой педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, кандидат педагогических наук, доцент.

 (1) На наш взгляд, наблюдающийся интерес к педагогической профессии является объективным отражением реального улучшения дел в россий­ском педагогическом образовании. Об этом свидетельствует и инновационность образовательного процесса, и его практикоориентированность, и высокий уровень трудоустраиваемых по направлению подготовки «Педагогическое образование». Более того, в ближайшие годы потребность в педагогических работниках будет увеличиваться. Такой прогноз, конечно, осознается и государством, со своей стороны старающимся популяризовать профессию педагога.

– (2) Подготовка педагогических кадров обязательно должна осуществляться на основании существующих профессиональных стандартов и с безусловной ориентацией на ФГОС дошкольного или общего образования в зависимости от профиля подготовки. Что касается профстандарта педагога, то он может дорабатываться, но это не должно происходить часто, тем более что совершенствование образовательного процесса в вузе может осуществляться без параллельной модернизации этого документа.

– (3) Действительно, для качественной подготовки учителей, особенно старших классов, уровня бакалавриата недостаточно. Необходим набор в магистратуру, причем из выпускников профильного обучения, имеющих первоначальную подготовку, на основе которой возможно совершенствование сформированных ранее компетенций.

Ляхова Светлана Владимировна

директор Киселёвского педагогического колледжа (Кемеровская область), почетный работник общего образования РФ.

 (1) Не может не радовать повышение интереса к педагогической профессии, особенно среди одаренных абитуриентов. Сложившаяся в настоящее время ситуация должна быть не временным явлением, а стать нормой. Необходимо создавать все условия в обществе, чтобы статус педагога всегда находился на высоком уровне, а человек, им обладающий, обладал необходимыми профессиональными компетенциями.

Данные, полученные при анкетировании в рамках приемной кампании колледжа, позволяют сделать вывод, что, действительно, в большин­стве случаев выбор педагогической профессии обусловлен социальным статусом. И это неслучайно, так как работа в государственной образовательной организации является для педагога залогом надежности, стабильности и социальной защиты.

– (2) Модернизация педагогического образования обязывает вносить изменения в профстандарт педагога. При этом частое обновление как личностных, так и квалификационных требований к педагогу не дает возможности подойти к данному вопросу осмысленно. Так, временные рамки не позволяют получить качественное переобучение (послевузовское образование – 4-5 лет, перепод­готовка – 1-1,5 года), меняется ФГОС, требующий от педагога разработки программного обеспечения и образовательных технологий, в то время как отработка подхода при его реализации требует на апробирование и внесение корректировок не менее четырех лет. Например, в рамках профобразования можно сделать два выпуска, что в общей сложности составит 8 лет. Считаем, что в данном случае имеет смысл профстандарт педагога доработать и ввести в действие с учетом реального временного обеспечения. В этой связи необходимо также отметить, что педагог – профессия творческая, поэтому как можно стандартизировать требования к ней?

– (3) Если это касается повышения качества образования студентов-педагогов, то в педагогическую магистратуру должны приниматься, по нашему мнению, только выпускники педагогических колледжей, бакалавры-педагоги. Лучший подход в этом случае – реализация непрерывного образования в виде цепочки «колледж – бакалавриат – магистратура». При этом для целенаправленного обучения в магистратуре выпускнику колледжа или бакалавру необходимо иметь практический опыт работы в образовательных организациях.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Актуальные проблемы отраслевого образования
Завершился 1-й этап Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Гильдия экспертов в сфере профессионального образования отметила юбилей
Экспресс-форум: представители СПО о профессиональном стандарте педагога
БашГУ: ведущий региональный вуз
Экспресс-форум: образование – от форм к содержанию
Маршруты непрерывного образования
НГПУ готовит тьюторов для разных ступеней образования
Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки
Управление качеством в сфере ДПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ