Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Московский колледж – возможности и перспективы

Сравнивать московские колледжи с аналогичными учебными заведениями, расположенными в провинциальных городах и даже в столицах регионов, – дело бесполезное. Без аргументов ясно, кто выиграет. Имея больше возможностей, учебные заведения огромного российского мегаполиса, а точнее их передовой отряд, скорее продвигаются по пути модернизации.

Просмотров: 1273

Сравнивать московские колледжи с аналогичными учебными заведениями, расположенными в провинциальных городах и даже в столицах регионов, – дело бесполезное. Без аргументов ясно, кто выиграет. Имея больше возможностей, учебные заведения огромного российского мегаполиса, а точнее их передовой отряд, скорее продвигаются по пути модернизации. Каков же итог этой работы, и что другим можно позаимствовать у своих продвинутых коллег?

Ответ на эти вопросы был дан на пресс-конференции Департамента образования г. Москвы, состоявшейся в начале октября. Тема встречи с журналистами формулировалась так: «Московский колледж – возможности и перспективы».

Где, кого и по какой программе учить, определит работодатель

Каким же должно быть современное учреждение среднего профессионального образования уже в ближайшем будущем?

Заместитель руководителя департамента Маргарита Русецкая сообщила, что в сфере среднего профессионального образования Москва взяла курс на многоступенчатые, многопрофильные, многофункциональные центры.

Например, именно таким в перспективе станет технологический колледж, № 28, где готовят специалистов для сферы услуг по 25 программам (коммерция, туризм, операционная деятельность, монтаж и техническая эксплуатация холодильников и холодильных установок и другим).

Для этого имеется завидная материально-техническая база, ядром которой служит ресурсный центр, имеющий 17 хорошо оборудованных лабораторий. Помимо студентов, здесь обучаются и взрослые, у которых нет работы. В прошлом году их насчитывалось более 900 человек.

Еще одно достоинство колледжа: здесь активно изучается международный опыт. Реализуются совместные проекты с Грецией и Турцией, на очереди – Таиланд. Некоторые группы студентов проходят стажировки в Объединенных Арабских Эмиратах, Болгарии, кулинарное дело изучается в Руане (Франция). Нетрудоустроенных – нет. Уже сейчас в рейтинге аналогичных учебных заведений столицы колледж № 28 занимает шестую строчку. И хотя это говорит о многом, ссуз будет модернизироваться дальше. Увеличится как количество подразделений (они расположатся по восьми адресам), так и программ (их будет 29). Но самое интересное и необычное – это предполагаемая интеграция уровней образования. Обучение в центре будет проводиться, начиная с детского сада, затем последуют школа и ссуз. Ребенку-горожанину получить уроки труда в семье в наше время почти невозможно. Даже пресловутый гвоздь забивает не папа, а специально обученный работник какой-либо фирмы.

Пробудить интерес к труду и добиться, чтобы руки стали умелыми, – большая проблема. Именно на ее устранение и рассчитана интеграция. Одновременно решится и другая задача – улучшится качество работы по профессиональной ориентации школьников. В этом трудном деле откроются новые возможности: будут проводиться мастер-классы, уроки-тренинги, уроки карвинга, школьников пригласят в студии шоколада и карамели. И везде можно попробовать сделать что-либо своими руками. Все перечисленные формы уже апробированы. Мастер-классы проводились даже в детском саду.

Подходит ли такое место для профориентации? Во-первых, хорошо, что малыша научат что-то делать своими руками. Во-вторых, ребенок расскажет папе с мамой о гостях из колледжа или поездке в учебное заведение. А это еще лучше, потому что на выбор профессии в большинстве случаев влияют родители и очень важно, чтобы они хорошо относились к среднему профессиональному образованию. В Москве стремятся изменить и представление о колледжах, облик которых, по мнению организаторов встречи, за последние годы изменился в лучшую сторону, привлечь к ним внимание семьи. Для этого в городе проводятся разного рода акции, недели, месячники. Родителям разъясняют, что студент колледжа – человек с «умными» руками, будущий участник созидания новой России.

Современные условия требуют ранней профилизации детей. В свое время поэт Владимир Маяковский писал: «У меня растут года, будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?». Сегодняшний школьник должен знать ответ на этот вопрос гораздо раньше – уже в шестом-седьмом классе. В условиях многоступенчатого центра выбор в пользу среднего профессионального образования и знакомых профессий делается как бы сам собой.

На пресс-конференции был представлен и опыт построения центров профессиональных квалификаций. Правда, их в Москве пока немного – 22. Подобные инфраструктурные единицы создаются по всей России, так что провинция в этом отношении не сильно отстает от столицы. Но такой яркий пример частно-государственного партнерства, какой привели на конференции, вряд ли можно найти в регионах. Это центр профессиональных квалификаций колледжа связи, № 54, который создается в результате начатого три года назад сотрудничества учебного заведения с одним из российских подразделений компании «Самсунг электроникс». Проект, без сомнения, уникальный. Подразделение «Самсунг-электроникс» работает с сотнями организаций и нуждается в притоке кадров. Для того чтобы получить именно таких специалистов, какие требуются, партнеры колледжа решили изменить образовательную среду, полностью подстроив ее под свои интересы. Направлений обучения четыре: телефоны, телевизоры, бытовая техника и Интернет. Как отмечалось на конференции, лабораторий «Самсунга» не так много в мире. А в колледже их будет четыре – по каждому из направлений отдельно, плюс смарт-класс для экзаменов и тестирования, оборудованный интерактивной доской, планшетами и необходимыми программами.

Одна лаборатория уже введена в действие. Процесс обучения, включая домашнюю работу, полностью автоматизирован. Все необходимое инновационное оборудование закуплено работодателями.

Благодаря тому, что у студентов появится возможность попробовать себя, подготовка специалистов должна выйти на новый качественный уровень. Компания «Самсунг» понимает, во что необходимо вкладываться, и капитализирует человеческий ресурс», – отметил директор департамента сервиса Юрий Ветров.

А понимают ли другие? Ответ был предельно кратким и честным: таких пока немного.

«В целом работодатели не готовы к взаимодействию с центрами профессиональных квалификаций, – констатировала Маргарита Русецкая. – Не решены и вопросы с нормативной базой сотрудничества». Но, по ее мнению, сама модель работоспособна и будет внедряться в дальнейшем. Чтобы успевать за обновлением техники и технологий, достаточно быстро происходящим в XXI веке, даже профессионалам приходится постоянно учиться, а учебным заведениям – иметь для этого соответствующую материальную базу.

Однако и в столичной сфере образования никому не по силам такое дорогостоящее дело, как покупка и постоянное обновление парка современного оборудования. Колледжи нуждаются в помощи заинтересованных лиц. Вот почему очень важно, чтобы развивалось государственно-частное партнерство. С учетом этого обстоятельства, в столице разработали специальный проект для вовлечения бизнеса в сотрудничество с учреждениями СПО. По инициативе правительства Москвы установлен порядок предоставления субсидий организациям, которые занимаются подготовкой рабочих. Маргарита Русецкая особо подчеркнула, что любая образовательная организация, имеющая лицензию и прошедшая аккредитацию, может заняться подготовкой кадров для предприятия. Значит, где, кого, по какой программе и как учить, будет определять работодатель. Он, а не колледж получит предназначенные для этого деньги. Утвержден перечень востребованных рабочих профессий, на которые рассчитан проект. Получается, колледж должен добиваться, чтобы работодатель обратил внимание именно на него. Подход новый и для системы образования непривычный.

Как пояснил начальник управления инновационного развития Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства правительства г. Москвы Владислав Ашмарин, проект пилотный, список профессий и другие детали будут корректироваться, а механизм взаимодействия бизнеса с образованием – совершенствоваться.

Еще одним перспективным направлением, способствующим развитию учреждений среднего профессионального образования, в Москве считают участие в чемпионате профессий WorldSkills International (WSI). Россия вливается в глобальное образовательное пространство, и очень важно постичь мировые стандарты профессиональной подготовки. Правда, опыт постижения пока неудачный.

Некоторые средства массовой информации утверждали, что наша страна заняла в чемпионате 54-е место. Но директор Московского чемпионата WSI Юрий Дацков пояснил: была 45-й, а цифра 54 означает количество стран-участниц. На первое место вышла Южная Корея. По многим позициям лидировали представители стран Юго-Восточной Азии, которые обошли даже Японию и США.

В чем причина неудачи? По мнению Юрия Дацкова, в отсутствии опыта и недостаточном количестве времени на подготовку. Но самое большое препятствие – стандарты подготовки специалистов и уровень технологичности оборудования, на котором работают участники состязаний. Они не сопоставимы с российскими. Различны даже названия специальностей. Наши автомеханики, которые проходили подготовку в Тольятти, не могут конкурировать, например, с нигерийцами, стажировавшимися в концерне BMW. Еще одна проблема – умение пользоваться новейшим оборудованием и инструментами.

Первое участие россиян в состязании WorldSkills International на конференции назвали разведкой боем. Битва почти проиграна, зато теперь известны наши слабые стороны, понятно, над чем работать.

Что в перспективе? Придется перенимать опыт и постепенно приближаться к мировым стандартам профессиональной подготовки. Судя по сказанному на пресс-конференции, этот вывод относится не только к участию в WorldSkills International, но и ко всей системе СПО Москвы. А что касается взаимодействия с работодателями, без их заинтересованности кадры для новой экономики не подготовить.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ветер перемен в инфраструктуре образования
В России тоже будет рабочая аристократия
WorldSkills Russia: возможности развития
Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры

Социальное партнерство: от идеи к практике
Корпоративный обучающий проект «Будущее белой металлургии»
Елецкий промышленно-экономический техникум: взаимодействуя с работодателем
Региональные инновационные площадки развивают СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ