Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

На страже качества высшего образования и науки

Проведение экспертизы диссертаций на наличие некорректных заимствований – важный этап повышения качества подготовки научно-педагогических кадров. С 2009 года Российская государственная библиотека успешно занимается этим крайне необходимым делом. Широкий круг источников по разным областям науки, а также квалифицированный анализ поступающих на проверку документов позволяют добиваться объективных результатов в борьбе с недобросовестными соискателями ученых степеней.

Просмотров: 941

Проведение экспертизы диссертаций на наличие некорректных заимствований – важный этап повышения качества подготовки научно-педагогических кадров. С 2009 года Российская государственная библиотека успешно занимается этим крайне необходимым делом. Широкий круг источников по разным областям науки, а также квалифицированный анализ поступающих на проверку документов позволяют добиваться объективных результатов в борьбе с недобросовестными соискателями ученых степеней.

Авторитетный источник

Н.В. АВДЕЕВА, начальник управления функционирования и мониторинга клиентского сервиса Российской государственной библиотеки
В.М. ЛЕДОВСКАЯ, главный специалист отдела поддержки доступа к электронным ресурсам Российской государственной библиотеки
О.В. НИКУЛИНА, начальник отдела поддержки доступа к электронным ресурсам Российской государственной библиотеки

За последний год в области высшего образования страны и системе аттестации научных кадров высшей квалификации произошли серьёзные и заметные изменения. Исполняя поручения Президента и Председателя Правительства РФ, профильное министерство и ВАК при Минобрнауки РФ проделали значительную работу по реализации нового положения о присуждении ученых степеней, оптимизации сети диссертационных советов, модернизации и совершенствованию системы подготовки аспирантов в рамках закона «Об образовании в Российской Федерации».

Необходимость соответствия диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук критериям, установленным нормативно-правовыми актами, влечет за собой потребность использования различных программных средств по обнаружению заимствований в текстах диссертаций, представляемых к защите.

Российская государственная библиотека (РГБ) с 2009 года предлагает научному и образовательному сообществу услугу по проведению проверки текстовых документов на наличие заимствований по полным текстам Электронной библиотеки диссертаций РГБ (ЭБД РГБ).

Созданная в 2003 году, ЭБД РГБ (http://diss.rsl.ru) является одним из авторитетных источников научной информации. Создание электронной коллекции началось с оцифровки наиболее востребованных на тот момент диссертаций (около 28 тыс. полных текстов) по экономическим, юридическим, педагогическим, психологическим и философским наукам. На сегодняшний день ЭБД РГБ насчитывает 815 246 полных текстов по всем научным специальностям и отраслям, что составляет 382 395 диссертаций и 432 851 автореферат.

Доступ к полным текстам диссертаций и авторефератов из ЭБД РГБ предоставляется в основном на территории Виртуальных читальных залов РГБ (ВЧЗ РГБ) [1], то есть на рабочих местах виртуальных читателей, оборудованных персональными компьютерами, установленными исключительно на территории библиотек различных организаций. Количество таких читальных залов с каждым годом увеличивается. Уже создано 586 ВЧЗ РГБ почти во всех регионах России и странах СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан), на территориях Республики Иран, Украины, Грузии, Литвы, Монголии и Финляндии.

С 2011 года для зарегистрированных читателей, имеющих действующий читательский билет РГБ, появилась возможность удаленного доступа к полным текстам диссертаций и авторефератов ЭБД РГБ из любой библиотеки мира.

Наличие подобного источника достоверной научной информации позволяет соискателям учёных степеней не только оценивать актуальность направлений современных исследований и перспективы дальнейшего внедрения полученных в ходе исследований результатов, но и использовать данный ресурс при разработке научных тем.

Тщательный анализ

Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев очень верно отметил: «Высокие технологии открыли блестящие возможности <…> сделали доступными фонды крупнейших мировых библиотек, научных центров, университетов. Но, помимо доступа к знаниям, сегодня этим можно пользоваться, для того чтобы просто и беззастенчиво воровать чужие работы. Конечно, это дорога в никуда» [5]. Это породило в образовательной и научно-исследовательской среде многочисленные попытки получения ученых степеней путем обмана и фальсификаций.

Проверка диссертаций на предмет наличия заимствований/совпадений проводится в Российской государственной библиотеке с использованием системы «Антиплагиат.РГБ», которая является специализированной версией системы «Антиплагиат» (http://www.antiplagiat.ru). Основные отличия проверки документов с использованием системы «Антиплагиат.РГБ» заключаются в том, что «удалось создать уникальное сочетание работы человека и машины, позволяющее максимально полно проверить и проанализировать любой текстовый документ» [4], а также использовать для проверки текстов на наличие заимствований/совпадений авторитетную коллекцию ЭБД РГБ.

Система «Антиплагиат.РГБ» предоставляет сотрудникам РГБ аналитические средства, обеспечивающие работу с метаданными хранилища диссертаций, а экспертам РГБ – подробный отчет системы о выявленных заимствованиях для проведения дальнейшей экспертной оценки документа [2].

Экспертиза диссертаций на предмет оригинальности  проходит в два этапа (рис. 1). На первом – эксперт определяет соответствие присланного на проверку документа формальным критериям и загружает текстовый файл в систему «Антиплагиат.РГБ». Результаты проверки загруженного документа формируются в виде отчета, который включает таблицу с автоматически сформированным перечнем источников коллекции ЭБД РГБ, ранжированных по объёму текстовых совпадений, обнаруженных в документе, от большего к меньшему.

Рисунок 1

Увеличить изображение

Фрагменты проверяемого текста, совпадающие с источниками из ЭБД РГБ, анализируются экспертом с целью определения характера совпадений. Из рассмотрения исключаются корректные совпадения в виде текстовых фрагментов, содержащих стандартное описание структуры диссертации, терминологию и устойчивые словосочетания, принятые в определенной научной области, воспроизведенные по первоисточникам или вторичным источникам цитаты с соответствующими ссылками на документы, описание которых также имеется в перечне библиографических записей.

Более тщательному анализу подвергаются совпадения, отнесенные экспертом к некорректным. Их характер, объём и местоположение влияют на вывод эксперта об оригинальности текста документа. Определение оригинальности научных идей и результатов исследования не является объектом анализа эксперта.

Результаты экспертного анализа отражаются в заключении, оформленном на бланке Российской государственной библиотеки за подписью эксперта и руководителя РГБ, скрепленном гербовой печатью. За пять лет экспертами РГБ проверены 2 643 документа, из них 1 935 кандидатских диссертаций, 509 докторских, 106 научно-исследовательских работ. Из общего количества проверенных работ оригинальными признаны 60 процентов, неоригинальными – 40.

Повышение качества

Изначально проверка текстов на наличие заимствований/совпадений проводилась только для вузов и НИИ, на базе которых были созданы диссертационные советы. С 2012 года проверка стала доступна (http://store.rsl.ru) и для физических лиц, являющихся авторами научных работ, посредством заказа в Интернет­магазине услуг РГБ.

«Высокие технологии открыли блестящие возможности <…> сделали доступными фонды крупнейших мировых библиотек, научных центров, университетов. Но помимо доступа к знаниям, сегодня этим можно пользоваться для того, чтобы просто и беззастенчиво воровать чужие работы. Конечно, это дорога в никуда».

Д.А. МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ.

Бесспорными преимуществами экспертизы, проводимой в Российской государственной библиотеке, являются: наличие обширной авторитетной коллекции источников, корпус компетентных экспертов, отсутствие конфликта интересов (на результаты экспертизы не влияет ни принадлежность автора к той или иной научной школе, ни авторитет научного руководителя аспиранта, ни статус вуза, ни профессиональные связи с руководителями научных и образовательных организаций, ни размер денежного вознаграждения и подобное). [3] Все это обеспечивает высокий уровень качества экспертизы научных работ.

На протяжении многих лет реализации проекта «Антиплагиат.РГБ» экспертами отработана определенная методика, позволяющая оценивать оригинальность текста с помощью четких классификационных критериев, обеспечивающих минимальный разброс оценок. Распространение и использование в образовательном и академическом сообществе полученного опыта позволит повысить качество научных квалификационных работ, избежать репутационных скандалов.

1 Оригинальный текст документа, по мнению экспертов РГБ, – это текст, не имеющий некорректных совпадений с документами из коллекции ЭБД РГБ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Avdeeva N. Innovative services for libraries through the virtual reading rooms of the digital dissertation library, Russian state library // IFLA Journal – 2010 – Vol. 36, Issue no. 2, p. 138-144. http://www.ifla.org/files/assets/hq/publications/ifla-journal/ifla-journal-36-2_2010.pdf
  2. Авдеева Н.В., Ботов П.В., Букаев А.С., Вислый А.И., Груздев И.А., Ивахненко А.А., Никулина О.В., Чехович Ю.В. Система «Антиплагиат.РГБ»: задачи, проблемы, результаты, перспективы // Материалы Международной конференции «Интеллектуализация обработки информации» (ИОИ-9) – сентябрь, 2012. – С. 593-596.
  3. Авдеева Н.В., Лобанова Г.А. Классификация фрагментов текста при экспертизе диссертаций на предмет заимствований (плагиата) // «Информационные ресурсы России»: Научно­-практический журнал. – M.: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России, 2014, № 1. – С.2-6. http://www.aselibrary.ru/digital_resources/digital_resources69/digital_resources6970/digital_resources69705071/
  4. Авдеева Н.В., Никулина О.В., Сазанов А.В. «Антиплагиат.РГБ»: найти и обезвредить// Университетская КНИГА: Информационно-аналитический журнал. – M.: ООО «ИД Университетская книга», октябрь, 2012. – С. 49-51. http://www.aselibrary.ru/digital_resources/digital_resources69/digital_resources6970/digital_resources69704025/
  5. Блог Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева: http://blog.da-medvedev.ru
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: электронно-библиотечные системы, наука, качество образования, российская государственная библиотека, компетентно, ао-74

Похожие материалы:
CEENET – нет, CEENQA – да!
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Лекарство от плагиата
Самобытность и новаторство образовательных организаций Северного Кавказа
Кадры для сельского хозяйства. Перспективы развития
Ахим Хопбах: «Оценку качеству могут дать только профессионалы»
Об особенностях современной системы образования в КНР
Оценка эффективности работы аспирантуры
Новая линейка измерения знаний
Обеспечение качества компетентностно-ориентированных образовательных программ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
«МЕДИАактивность вузов РФ» – 2018: поздравляем финалистов!
Компания "Аккредитация в образовании" совместно с группой экспертов в области информационной...
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Ежегодная международная конференция Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN) в мае...
Конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования» в ЮУрГУ
11–12 октября в ЮУрГУ состоится IV Международная научно-практическая конференция «Университет XXI...
В ЯрГУ пройдет молодежный турнир по 3D-технологиям
28-29 сентября в Ярославле пройдет I Межрегиональный молодежный турнир по аддитивным технологиям...
В СПбПУ начнет работу центр Kawasaki-Политех
18 сентября в Политехническом университете состоится открытие крупнейшего в России совместного с...
Из журнала
#95Об основных целях и задачах высшего образования на Кипре
#95Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
#95Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
#91Интернационализация российского образования
#91Потенциал Чувашского государственного университета
Информационная лента
13:01Открытие программы ДО «MBA in Digital Finance»
11:42Конференция по развитию цифровой индустрии в ЮУрГУ
11:34СФУ на конференции EAIE 2018
11:32СГАУ на первой конференции ООН по космическому праву
08:39Собрание Российско-Китайской ассоциации экономических университетов в СФУ