Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Четыре условия непрерывного образования машиностроителей

За последние тридцать лет среднее количество работающих на предприятиях машиностроительного комплекса сократилось в несколько раз. Относительно небольшие производства оказались в этом плане гораздо более уязвимыми. Сейчас на таких предприятиях на специалистов возложено огромное количество непрофильных функций.

Просмотров: 1231
С.В. КАСЬЯНОВ, декан факультета повышения квалификации преподавателей Камской государственной инженерно-экономической академии (Республика Татарстан, г. Набережные Челны)

Ныне получение образования для большинства граждан России является прикладной задачей, решить которую необходимо, чтобы получить работу, сделать карьеру, обеспечить благосостояние. В условиях административной экономики, ответы на эти запросы, по сути, гарантировались. На иждивении государства состояло не так уж мало наших граждан.

Если говорить о машиностроительном комплексе, непродуманный переход к рыночной экономике создал в России совершенно особую ситуацию. Некомпетентные собственники оказались незаинтересованными в развитии предприятий. Они понимали: если удалось так легко, практически даром получить собственность, её можно и так же легко лишиться.  Угодные владельцам директора старались выжать из имеющегося оборудования всё возможное, и при этом никак не поддерживали его техническое состояние. Инженерные подразделения были ликвидированы, а вспомогательные службы обескровлены. Все силы руководство бросило только на выпуск и продажу товарной продукции. Персонал предприятий несколько лет попросту выживал на старом багаже знаний. В этот период заметно снизился интеллектуальный потенциал специалистов и была в значительной мере утеряна культура подготовки производства.

За последние тридцать лет среднее количество работающих на предприятиях машиностроительного комплекса сократилось в несколько раз. Естественно, относительно небольшие производства оказались в этом плане гораздо более уязвимыми. Сейчас на таких предприятиях на специалистов возложено огромное количество непрофильных функций. У них нет возможности систематически учиться. Кроме того, руководители многих предприятий запрещают своему персоналу общаться с людьми, которые работают на других производствах. Обмен опытом также стал практически невозможным.

С другой стороны, на мой взгляд, в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования вузы потеряли способность обеспечить выпускникам уровень, приемлемый для практической работы. Полагаю, в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться.

«Нельзя надеяться, что, устроившись на работу, молодые специалисты, получившие преимущественно теоретические знания, будут разрабатывать те или иные инновации. У них нет на это времени. Они должны практически освоить правила применения современных инструментов и средств инженерного проектирования. Все это нужно было максимально понятно преподать студентам еще во время обучения. Но для такой подготовки требуются преподаватели-эксперты и консультанты. Если вуз сумеет их вырастить, он окажет огромную помощь развитию региона».

Как же всё-таки обеспечить запросы собственников и помочь нашим гражданам развить свой потенциал? Выход вполне очевиден – это скорейшая реализация как минимум четырех условий, связанных с непрерывным образованием работников и специалистов предприятий.

Условие первое – формирование региональных систем непрерывного дополнительного профессионального образования. В России подвижность населения очень невелика, а различия в специализации регионов существенны.

Следовательно, задачи  обучения персонала многообразны. Это означает, что какие-то обязательные направления – охрану труда, экологию, промышленную безопасность – могут реализовывать узкоспециализированные учреждения ДПО, но основную деятельность должно осуществлять учреждение, являющееся лидером региональной системы. Таким может стать политехнический вуз.

Условие второе – наличие преподавателей-экспертов и консультантов. Нельзя надеяться, что, устроившись на работу, молодые специалисты, получившие преимущественно теоретические знания, будут разрабатывать те или иные инновации. У них нет на это времени. Они должны на практике освоить правила применения современных инструментов и средств инженерного проектирования. Все это нужно было максимально понятно преподать студентам еще во время обучения. Но для такой подготовки требуются преподаватели-эксперты и консультанты, которых пока нет. Если вуз сумеет их вырастить,  он окажет огромную помощь  развитию региона.

Условие третье – не рассматривать непрерывное образование само по себе. Компактные узкоспециализированные предприятия остро нуждаются не только в обучении специалистов, но и в широкой номенклатуре технических услуг, прежде всего связанных с подготовкой производства. Поставщики таких услуг должны быть не только надежны, но и универсальны. Ведь невозможно заказывать множество услуг у разных исполнителей и быть спокойным за конечный результат своей работы. Поэтому непрерывное образование необходимо вплести в комплекс услуг (проектных, измерительных, ремонтных, информационных), а не рассматривать само по себе.

«Разработка отраслевых образовательных стандартов вызывает вопрос: если, например, российские автомобили неконкурентоспособны на мировом рынке, как же их производители смогут разработать действительно современный востребованный стандарт? Не лучше ли поручить работодателям оценивать результативность обучения по качеству выполнения работниками новых функций?»

Условие четвертое – не считать панацеей аккредитацию программ дополнительного образования и разработку профессиональных стандартов. Почему? Аккредитация программ дополнительного образования, осуществляемая профессиональным сообществом, вряд ли будет работать, потому что формальный критерий выбора экспертов (наличие ученой степени)  не характеризует и не гарантирует их компетентность. Разработка отраслевых образовательных стандартов вызывает вопрос: если, например, российские автомобили неконкурентоспособны на мировом рынке, как же их производители смогут разработать действительно современный востребованный стандарт? Не лучше ли поручить работодателям оценивать результативность обучения по качеству выполнения работниками новых функций?

Соблюдение всех перечисленных выше условий требует помощи государства. Ведь возможности машиностроительных предприятий по оплате обучения  весьма скромные.  А сами работники обучаться за деньги будут только по тем программам, которые позволяют искать приемлемое место работы: бухгалтер, сметчик и прочие.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Опыт обучения взрослых в городах Европы, Азии и России
Дополнительное образование: найти нишу, чтобы не зайти в тупик
Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в Тольятти
Профессиональное самообразование – безграничный ресурс
ДПО: как покинуть периферию?
Образование длиною в жизнь
Коммерциализация дополнительного профессионального образования
Экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования
Дополнительное профессиональное образование работников АПК
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ