Экспертный совет. Эксперт: Наталья Ивановна Пыжикова. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Наталья Ивановна Пыжикова

Ректор

Красноярский государственный аграрный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№148 (8) '2023
аккредитация в образовании

Назовите несколько ключевых, стратегических для отечественной высшей школы событий (инициатив) 2023 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов от них ожидаете? Какие обязательные условия, по вашей оценке, необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Основное событие 2023 года – подписание Президентом В.В. Путиным Указа об образовательной реформе. Это начало конкретной работы по созданию современной национальной системы высшего образования. Она будет основана на двух ведущих принципах: учет лучших достижений прошлого и ориентация на актуальные задачи развития. Бакалавриат и специалитет объединяют в один уровень – базовое высшее образование, а магистратура становится частью специализированного уровня. Аспирантура становится особым уровнем профессионального образования, главной ее задачей является подготовка диссертационных исследований. В этом решении просматривается и возврат к проверенной временем модели подготовки специалистов со сроком обучения 5 лет, и к традиционному пониманию задач аспирантуры как формы последипломного образования. Достоинством является сох­ранение вариативности образовательных программ и расширение прав вузов по определению их содержания и сроков обучения. Что немаловажно, указом предусмотрено сохранение всех социальных гарантий для выпускников и студентов.

Для внедрения в жизнь этой реформы вузам предстоит большая организационная и научно-методическая работа. В шести вузах России пилотный проект уже запущен.

Еще одно значимое событие 2023 года – прохождение образовательными организациями аккредитационного мониторинга образовательной деятельности в рамках новой модели оценки качества образования. Первый этап (сбор информации) завершился 1 декабря 2023 года. В следующем году будут обнародованы его итоги. Образовательные организации в рамках аккредитационного мониторинга смогут провести самодиагностику своей деятельности на предмет соответствия показателям аккредитационного мониторинга. По итогам самодиагностики возможно выявить причины недостижения значений каких-либо показателей и выработать план мер/мероприятий по их профилактике.

аккредитация в образовании

Пожалуйста, назовите также главные события 2023 года для вашей образовательной организации. Каким образом эти события должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  Университет занял 8 место в Рейтинге образовательных организаций Министерства сельского хозяйства РФ по итогам работы 2022 года, что формирует высокий имидж университета на федеральном уровне.

Университет подписал соглашение о создании консорциума «Цифровая кафедра. Сибирский регион» с Сибирским федеральным университетом и Томским государственным университетом, что позволит продолжать работу по достижению целевого показателя «цифровая зрелость» национальной цели «Цифровая трансформация», сформулированной в Указе Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

С целью развития академической мобильности студентов и партнерских отношений с профильными образовательными организациями в 2023 году вуз ведет плодотворную работу по реализации программ в сетевой форме по перспективным направлениям: Агрономия (Селекция, семеноводство и биотехнология растений) сов­местно с Омским и Новосибирским ГАУ; Зоотехния (Управление селекционными и технологическими процессами в животноводстве) – с Санкт-Петербургским, Белгородским, Омским ГАУ и Смоленской ГСХА; Агроинженерия (Технологии и средства механизации сельского хозяйства) – с Бурятской ГСХА.

С целью развития международных отношений, расширения спектра образовательной и научно-исследовательской деятельности вуз вошёл в Китайско-российскую Ассоциацию аграрных университетов зоны холодного климата в числе 10 аграрных вузов из России и КНР, а также подписано соглашения о взаимодействии с Увурхангайским аймаком Монголии.

Несмотря на то, что в 2022 году созданные на базе КрасГАУ диссертационные советы прекратили свою деятельность, в связи с утверждением новой номенклатуры научных специальностей, коллектив вуза предпринял активные шаги в работе по открытию новых диссертационных советов. В результате в 2023 году после совместного заседания Совета РСР и президиума РАН, посвященного укреплению научных школ и взаимодействию вузов с институтами РАН, созданы 4 диссертационных совета, в том числе объединенный диссовет на базе КрасГАУ и ФИЦ КНЦ СО РАН по специальности 1.5.15. Экология (сельскохозяйственные науки), который на данный момент является единственным в России. Аспиранты и сотрудники университета смогут защитить диссертации в Красноярске, что позволит повысить качественный уровень наших преподавателей.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня Красноярский государственный аграрный университет выстраивает новые тренды в направлениях развития системы высшей школы.

аккредитация в образовании

Планируемая «повестка-2024» для вашей образовательной организации: пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  В перспективе развития практико-ориентированного обучения в 2024 году предполагается создание инженерной школы, позволяющей сформировать высококвалифицированных специалистов, обладающих техническими знаниями для высокотехнологичных процессов агропромышленного производства. В ее составе предполагается наличие студенческого конструкторского бюро, инжинирингового центра, центра беспилотных технологий и т.д.

В научном плане предполагается открытие ряда инновационных лабораторий (геномики, трансплантации эмбрионов), которые будут способствовать опережающему развитию сельскохозяйственного производства.

№140 (8) '2022
аккредитация в образовании

Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?

эксперт

—  В Красноярском ГАУ в 2019 году создан Центр подготовки специалистов среднего звена, обес­печивающий обучение по 6 специальностям на базе основного и среднего общего образования. Дефицит таких специалистов в аграрном секторе Красноярского края, республик Хакасия и Тыва обуславливает развитие центра как одной из ступеней в подготовке кадров для агропромышленного комплекса края и сопредельных территорий.

Реализация программ СПО имеет большое значение в развитии и совершенствовании системы непрерывного образования в университете. Поддержка детей из сельской местности – важнейшая функция такой системы. В этом контексте центр обеспечивает не только подготовку кадров, но и гарантирует решение многих социальных, молодежных проблем.

Организация образовательного процесса нап­равлена на создание условий для раскрытия личностного потенциала каждого студента, развития у него личных профессиональных интересов, навыков самообразования и саморазвития. В рамках каждой образовательной программы СПО студенты, помимо основной специальности, получают еще рабочую профессию. По завершению обучения выпускники могут сделать выбор: либо заняться трудовой деятельностью, либо продолжить обучение и получить высшее образование, поступив на любое направление подготовки (специальность) по результатам внутренних вступительных испытаний. По данным 2022 года по программам СПО – трудоустроено 45% выпускников, из них половина – в агропромышленном комплексе, продолжили обучение – 40%.

Ребята, получившие диплом СПО в университете, имеют представление о профессиональной деятельности по приобретенной специальности и уже осознанно подходят к выбору дальнейшего профессионального совершенст­вования, быстрее погружаются в образовательный процесс, так как более адаптированы к условиям учебной деятельности в вузе. К тому же они могут воспользоваться правом на обучение по индивидуальному учебному плану и в ускоренные сроки получить высшее образование.

На основе изучения рынка труда, а также с учетом перечня профессий и специальностей СПО, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, в 2023 году университет планирует открыть две новые перспективные специальности СПО, входящие в топ-50 наиболее востребованных на рынке труда профессий.

аккредитация в образовании

Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внед­рение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который, фактически, по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов?

эксперт

—  На фоне масштабного проекта «Профессионалитет» вузовские структурные подразделения СПО должны в приоритете разрабатывать образовательные программы в соответствии с современными требованиями и запросами работодателей. Университет ставит перед собой задачу – создание практико-ориентированной среды для подготовки конкурентоспособных и профессионально компетентных выпускников, готовых к эффективной работе, пос­тоянному профессиональному росту и мобильности в АПК и продолжает ориентироваться в своем развитии на качественную подготовку специалистов среднего звена, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда. И, конечно же, мы делаем акцент на усиление практической подготовки студентов, создавая и открывая новые производственные площадки для оттачивания навыков профессионального мастерства, обновляя содержание и условия реализации программ среднего профессионального образования в соответствии с тенденциями социально-экономического развития региона и России, активно привлекая работодателей на всех этапах образовательного процесса подготовки будущего специалиста, участвуя в чемпионатах по профессиональному мастерству студентов, совершенствуя систему дополнительного профессионального образования, давая возможность обучаться студентам СПО по нескольким смежным рабочим профессиям с присвоением квалификаций. Получение практического опыта преподавателями в форме стажировок на предприятиях реального сектора экономики позволяет оставаться вовлеченными в быстроменяющиеся технологии и потребности АПК.

Одним из эффективных инструментов оценки полученных профессиональных компетенций является демонстрационный экзамен в рамках государственной итоговой аттестации. В этом году преподаватели университета приняли участие в разработке оценочных материалов базового уровня проведения такого вида испытания по одной из реализуемых специальностей. Погружение в тонкости механизма такой оценки позволит перестроить подходы к реализации профильных дисциплин и более качественному формированию профессиональных компетенций выпускников.

Считаем, что структурные подразделения СПО в вузе по-прежнему будут оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов в рамках интегрированной системы непрерывного образования и постоянного профессионального роста.

аккредитация в образовании

В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

эксперт

—  В новой модели высшей школы СПО должно оставаться практико-ориентированным направлением, закрывая потребности работодателей в кадрах рабочих профессий, но с учетом возможности получения образования более высокого уровня на основе интеграции образовательных программ СПО и высшего образования. Многоступенчатость и вариативность системы непрерывного образования позволит обучающемуся выстроить свой индивидуальный путь профессионального развития.

Для сохранения эффективности сектора СПО университеты должны продолжать тесное сот­рудничество с представителями производства, особое внимание обращать на целевое обучение, позволяющее готовить выпускников под конк­ретные требования работодателей. В рамках целевой подготовки обучающихся университетам совместно с предприятиями-работодателями целесообразно разрабатывать взаимовыгодные программы сотрудничества и заключать соответствующие договоры.

В целях более глубокого погружения в профессию в Красноярском ГАУ планируется создание учебно-производственного комплекса, где студенты смогут работать, формируя и укрепляя свои профессиональные навыки, и зарабатывать параллельно с учебой.

№136 (4) '2022
аккредитация в образовании

Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже имеются в «пакете предложений» вашей образовательной организации?

эксперт

—  Для предприятий реального сектора экономики вуз может предложить целый «пакет» разработанных и готовых к внедрению инновационных и технологических проектов, в частности:
-Создание системы селекции и семеноводства отечественных сортов сои Восточно-Сибирс-кого экотипа и картофеля.
-Разработка интенсивных и ресурсосберегающих технологий получения продукции растениеводства.
-Разработка нового навесного оборудования и ресурсосберегающего комбинированного почвообрабатывающего агрегата модульного типа.
-Разработка технологий получения и применения биотопливных композиций из растительных масел.
-Технологии глубокой безотходной переработки масличных крестоцветных культур.
-Разработка технологий и комплекса технологических документов для органического земледелия и производства сельскохозяйственной продукции.
-Технологии получения полнорационных комбикормов для лососевых рыб с использованием новых источников белка и жирных кислот.
-Разработка комплексных препаратов для биологической защиты от болезней и улучшения азотного питания сельскохозяйственных культур на основе симбиотического действия выделенных из почвенных и ризосферных микробных сообществ и запатентованных штаммов психротолерантных и психрофильных микроорганизмов и бактерий-азотфиксаторов.
-Создание нового светодиодного многоканального облучателя с программируемыми спектрами с помощью цифровых технологий для досветки сельскохозяйственных культур в условиях защищенного грунта.

Добавлю, что проект светодиодного облучателя был отмечен среди 600 участников XXV Московского международного Салона изобретений и инновационных технологий «Архимед-2022» бронзовой медалью.

аккредитация в образовании

Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли эти ресурсы у вашей образовательной организации в достаточном объёме?

эксперт

—  Одна из главных миссий научно-исследовательской и опытно-промышленной деятельности Красноярского ГАУ – обеспечение устойчивого развития сельских территорий и продовольственной безопасности региона и страны. Наиболее актуальными и стратегически перспективными мы видим следующие тематики и направления НИР в интересах АПК:
-создание системы селекции и семеноводства отечественных сортов масличных крестоцветных культур, люпина, гороха;
-разработка рецептур и импортозамещающих технологий производства новых полнорационных комбикормов для аквакультуры на основе местного растительного сырья;
-технологии возделывания новых сортов и гиб-ридов кукурузы на зерно и зеленую массу в условиях Восточно-Сибирского макрорегиона;
-создание маточных стад редких и особо ценных видов рыб северных и арктических зон Красноярского края;
-создание новых перспективных кормосмесей для сельскохозяйственных животных и птиц;
-создание и развитие биоресурсной коллекции новых и особо ценных микроорганизмов и их ассоциаций для сельскохозяйственной и пищевой биотехнологии;
-разработка и внедрение в сельскохозяйственное производство импортозамещающей комплексной технологии и технических средств точного (координатного) земледелия в условиях Восточно-Сибирского макрорегиона;
-разработка и внедрение систем персонализированного питания, в том числе для отдельных групп населения, разработка рецептур новых видов продуктов питания обогащенных микронутриентами на основе глубокой переработки местного растительного сырья.

Мы работаем с любыми задачами, которые ставят нам предприятия отрасли, отраслевые органы власти краевого и федерального уровней. Конечно, масштабные задачи в сельском хозяйстве и пищевой перерабатывающей отрасли практически невозможно решать малыми ресурсами, тем более в условиях, когда многие технологии и продукты (например, семенной материал ряда сельскохозяйственных культур, сельхозмашины и детали к ним) стали трудно доступными или даже недоступными для производителей сельхозтоваров. Поэтому разработка новой техники и технологий должны стартовать фактически с нуля.

Для таких работ Министерством сельского хозяйства России ведется федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы. Красноярский ГАУ является исполнителем НИОКР в подпрограмме «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации». Заказчик проекта – наш давний и надежный индустриальный партнер ООО «СХП «Дары Малиновки». Общий объем финансирования проекта – 475 984,28 тыс. руб., доля НИР Красноярского ГАУ составляет чуть более 44 млн руб.

В целом, университет для финансирования затрат на НИОКР пользуется следующими источниками: средства государственного задания на НИР, средства федеральных грантов и научно-технических программ, средства бюджета Красноярского края, получаемые в конкурсной борьбе за гранты Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности, средства, выделяемые Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края на техническое перевооружение нашего учебно-опытного хозяйства и средства от выполнения договоров на создание и передачу результатов НИР – так называемые хозяйственные договоры.

аккредитация в образовании

В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России, за счет каких характеристик?

эксперт

—  Уникальность нашего образования – в поддержке исторической формы специалитета, который по ряду направлений является приоритетным: в подготовке врачей, инженеров и некоторых других профессий.

Но, думаю, что бакалавриат и магистратура не исчезнут. Потому что, во-первых, у нас в стране уже миллионы людей получили бакалаврское образование и, в соответствии с квалификационными требованиями к должностям, без квалификации «магистр» не смогут продвигаться в профессии. Во-вторых, многоуровневая система образования позволяет продолжить обучение иностранным студентам. Для них она понятна. В-третьих, одно из главных преимуществ Болонской системы – это мобильность преподавателей и студентов, чему Россия всегда придавала большое значение. Поэтому академическую мобильность необходимо поддерживать и развивать. Выход из Болонского соглашения и модернизация российской системы образования не должны восприниматься как ее изоляция. Ведь многие другие страны не входили и не входят в Болонскую систему, что не мешает им признавать иные форматы образования и при этом успешно развивать свои национальные системы.

Таким образом, не отрицая предыдущего этапа, надо взять от него лучшее и двигаться вперед.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?

эксперт

—  Современной системе высшего образования необходимы, в первую очередь, опора на традиционные морально-нравственные ценности, постоянная научная проработка принимаемых решений, а также комплексный подход к содержанию образования, способный преодолеть фрагментарность знаний учащихся.

Взяв все лучшее, что было в советской образовательной системе и соединив с современностью, мы получим национальную эффективную систему высшего образования. Как отметил спикер Госдумы В.В. Володин: «Каждое государство выбирает для себя ту систему, которая служит государственным целям и позволяет готовить качественных специалистов».

№134 (2) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Государственное регулирование обеспечения качества национальной системы образования должно осуществляться через нормативное регулирование деятельности образовательных организаций, а также через непосредственное участие с помощью федеральных целевых программ. При этом методику расчетов следует сделать максимально открытой, доступной и понятной.
Также необходимо расширить возможности участия вузов, имеющих разных учредителей в федеральных программах.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  По моему мнению, не все показатели отвечают данным принципам. Напомню, абитуриенты сельскохозяйственных вузов – это школьники из регионов. Учитывая это, рассмотрим показатель «Средний балл ЕГЭ» – показатель уровня качества школьного образования. Однако, сельские и городские школьники изначально поставлены в неравноценные условия получения образования в связи с тем, что сельские школы испытывают трудности в комплектовании преподавательского сос-тава, и один учитель ведет порой несколько дисциплин. При этом, конечно же, страдает качество образования, оказываясь недостаточно конкурентоспособным по сравнению с городским. Также городские школы имеют возможность расширить свои возможности за счет допобразования, у сельских же школ это направление не активно или снижено.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  Выполнение каждого аккредитационного показателя – это результат большой работы всего коллектива университета. Аккредитационный мониторинг на 80% будет использовать данные, которые представлены на официальных сайтах образовательных организаций (например, наличие внутренней системы оценки качества, наличие ЭИОС и др.). Поэтому на образовательные учреждения ложится большая ответственность корректно размещать информацию на сайте и в различных информационных системах, а также отслеживать ее актуальность.

№133 (1) '2022
аккредитация в образовании

Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  В уходящем году можно выделить три ключевые инициативы.
Первая – это новая модель государственной аккредитации образовательной деятельности. С 1 марта 2022 года в силу вступают изменения в федеральный закон об образовании, которые затронут процедуру ее проведения. Аккредитация становится бессрочной, но вводится мониторинг, который позволит постоянно и систематически наблюдать за качеством обучения в вузах. Внедрение новой системы значительно упростит процедуру: снизит нагрузку на сотрудников, оптимизирует трудозатраты.
Вторая – цифровая трансформация образования. Год 2021-й показал, насколько эти процессы актуальны в современных реалиях. Цель цифровой трансформации – обеспечение эффективной информационной поддержки обучающихся, организация процесса образования при помощи современных цифровых технологий.
И третье, что хотелось бы выделить, – программа «Приоритет-2030». Красноярский ГАУ будет участвовать в программе совместно с другими вузами СФО и России не только для повышения научно-образовательного потенциала университетов, но и развития социально-экономической деятельности субъектов страны.

аккредитация в образовании

Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации? Каким образом они должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  Для нашего университета 2021 год был продуктивным. Растет количество хоздоговоров – их 72, реализовано 49 грантов. Мы вошли в консорциум Евразийской технологической платформы «Технологии производства, переработки и применения эфиромасличных и лекарственных растений». Хочется отметить, что в состав платформы входит всего 10 вузов, из них 2 аграрных.
Красноярский ГАУ принимает активное участие в реализации различных национальных проектов: таких как «Образование» и «Демография». Реализуем грант по проекту «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Еще один интересный проект – «Малое и среднее предпринимательство». Вуз активно развивает инфраструктуру сельскохозяйственного консультирования и компетенций. По итогам всероссийского конкурса «Золотая осень – 2021» наш информцентр получил медаль.
Хотелось бы отметить участие университета в программе Erasmus +IMPROVE_AGRO. Это серьезный международный проект по интернационализации магистерских программ в сфере сельского хозяйства.
Сейчас вуз активно вовлечен в формирование краевого рынка органической продукции. Ученые провели серию опытов и исследовательских работ по органическому растениеводству, технологии прошли апробацию.
Что касается растениеводства, завершено государственное сортоиспытание селекционного сорта сои «Эос», и он рекомендован к внедрению в производство. Это очередное достижение нашего центра селекции и семеноводства.
Ряд научных исследований ученых университета можно по праву назвать уникальными для нашей зоны рискованного земледелия. Например, подошел к завершению трехлетний проект по созданию комплексного производства растительного масличного сырья и продуктов его переработки в условиях Сибири. Частью его стала открытая в 2021 году лаборатория опытно-промышленных производств и обучения, входящая в структуру научно-образовательного центра технологий переработки масличных культур.
Еще многое можно рассказать, ведь сегодня наш университет находится на инновационном этапе развития.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  В качестве перспективы стратегического развития вуз рассматривает цифровизацию практико-ориентированного обучения. Для этого планируется ряд мероприятий: строительство учебно-производственного центра по животноводству; создание класса точного земледелия; улучшение материально-технической базы при поддержке федеральной и региональной власти, стратегических партнеров, сельхозтоваропроизводителей.

Наверх