Экспертный совет. Эксперт: Сергей Николаевич Бочаров. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Сергей Николаевич Бочаров

Ректор

Алтайский государственный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№150 (2) '2024
аккредитация в образовании

По данным IREG, в настоящее время по всему миру существует более 100 приз­нанных рейтингов университетов: глобальные, региональные, национальные. По вашей оценке, что рейтинги научились «видеть» и «показывать» внешним аудиториям (какие университетские позиции и достижения) точно и объективно, а что не поддается измерению и, соответственно, ранжированию?

эксперт

—  Действительно, в последние десятилетия рейтинги стали популярным инструментом и предоставляют неплохую базу для моментальной поверхностной оценки востребованности результатов и/или эффективности работы не только университетов, но и коммерческих, финансовых организаций. Конечно, ни один рейтинг не является идеальным инструментом сравнения, т. к. основная проблема в определении лучшего – это отсутствие эталона и единого подхода к измерениям.

Большая часть наиболее популярных глобальных и российских рейтингов, в том числе и такие, как ARWU, QS, THE, SCImago Institutions Rankings (SIR), URAP, MosIUR, RAEX, НРУ относятся к интег­ральным, т. е. к системам измерения, которые преобразуют в единую метрическую систему (баллы) оценки по различными несоизмеримым типам данных. При этом ARWU, SIR и URAP практически не оценивают образовательную сферу деятельности университетов, сосредоточиваясь на анализе наукометрических показателей, качества и влияния научных исследований. MosIUR и НРУ, в свою очередь, дополнительно используют информацию, полученную по запросам от самих университетов, а QS, THE, и RAEX – экспертные и репутационные опросы, что, конечно, сглаживает статистические аномалии, но зачастую увеличивает риски необъективности итоговых сравнительных оценок.

В качестве альтернативы описанному типу интег­ральных рейтингов стали активно развиваться многофакторные системы оценки, в которых рейтингование вузов осуществляется по отдельным типам данных, показателям, индикаторам, практически без приведения общего результата по разным типам информации в единый балл или с минимальным таким обобщением (Лейденский рейтинг, Nature Index, Webometrics, UniRank, Глобальный агрегированный рейтинг, Рейтинг мониторинга эффективности вузов). При этом данные рейтинги стремятся быть максимально объективными, анализируя максимально возможный список университетов, не используя экспертные опросы и обрабатывая данные, полученные не от самих вузов, а исключительно из внешних источников.

С учетом изложенного, одна из самых главных функций любого университета – обучение – является сегодня проблемной зоной для объек­тивных оценок рейтингами. Качественный результат обучения в различных странах практически невозможно адекватно сопоставить или универсально измерить. Репутационные опросы о квалификации преподавателей, отношении к студентам, доступности компьютерного или научного оборудования зачастую необъективно отражают оценку качества обучения, в том числе в результате воздействия когнитивных искажений и субъективного отношения к предмету оценки.

аккредитация в образовании

Какие изменения – методические, критериальные – хотелось бы увидеть от организаторов рейтингов для повышения качества и объективности рейтингования?

эксперт

—  В настоящее время в РФ можно отметить некоторое снижение интереса к теме рейтингования вузов. Отчасти это связано с завершением федерального проекта «5-100» по вхождению не менее 5 российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов, изменением внешнеполитической ситуации и запуском новой программы «Приоритет-2030», исключившей использование рейтингов из метрик оценки университетов-участников. 

В данной связи тема университетских рейтингов, тенденций их развития, происходящих в их методологии изменений представляется сегодня не очень актуальной ни для самих университетов, которые уже не используют рейтинги как основной инструмент оценки эффективности проводимой работы по повышению своей конкурентоспособности, ни для органов государственной власти. Такую оценку сегодня, по сути, взяли на себя соответствующие экспертные комиссии и советы программы «Приоритет-2030», и она мало коррелирует с результатами независимых рейтинговых оценок. 

Вместе с тем рейтинги были и остаются актуальными источниками информации для студентов, абитуриентов и их родителей, которые все чаще пользуются рейтингами при выборе вузов в условиях системы ЕГЭ, развития академической мобильности и трансграничного образования. Все больше людей используют рейтинги для выбора учебы за границей, обучения по совместным зарубежным программам, или просто для того, чтобы пройти интернет-курсы, предлагаемые зарубежными или столичными вузами. Именно на таких программах обучающиеся, как правило, работают в командах с людьми разных культур и национальностей, развивая навыки эффективного взаимодействия в мультикультурной среде – один из ключевых навыков современных управленцев.

Кроме того, правительства ряда зарубежных стран также продолжают уделять значительное внимание вхождению своих вузов на лидирующие позиции глобальных рейтингов, т.к. это позволяет им говорить о престиже образовательной системы государства в целом. Многие зарубежные вузы сегодня готовы к реализации совместных образовательных программ исключительно с университетами, входящими в топ-1000 ведущих мировых рейтингов.

Принимая во внимание все изложенное, хотелось бы увидеть от организаторов российских рейтингов сближение рейтинговых оценок, в одной части, с результатами официальных оценок университетов в национальной программе «Приоритет-2030», а, в другой части, – с международной востребованностью университетов, как точек расширения экспорта образовательных услуг, кооперации научно-образовательных потенциалов, привлечения ведущих иностранных ученых. Такая трансформация методологии бе­зусловно будет способствовать развитию конкуренции российских вузов на глобальном рынке образования, борьбы вузов за талантливых зарубежных абитуриентов и ученых.

аккредитация в образовании

Пожалуйста, назовите обязательные условия для продвижения образовательной организации в рейтинге.

эксперт

—  Процесс всемирной образовательной и культурной интеграции, глобализация научно-образовательного пространства, рост мобильности студентов и научных сотрудников привели к становлению интернета в качестве ключевого инст­румента для продвижения университетов.

Сегодня, университету, чтобы стать заметным на мировом уровне, необходимо не только развивать свой официальный сайт, но и позиционироваться на рынке онлайн-обучения, продвигая качество и востребованность своего образования, в том числе через бесплатные онлайн-курсы по актуальным на мировом научно-образовательном рынке тематикам, делать доступными результаты проводимых исследований и т. д.

В связи с этим АлтГУ на 6 открытых платформах размещены более 40 МООК, в т. ч. 11 – на ГИС СЦОС (online.edu.ru), на платформе Большой Алтай в отк­рытом доступе были размещены более 1 000 видео­лекций, опубликовано в системах отк­рытого доступа более 50% статей, что во многом обес­печило ежегодное вхождение АлтГУ в число лидеров среди вузов РФ в мировом рейтинге THE University Impact Rankings, оценивающем влияние университетов на развитие общества и достижение целей ООН в области устойчивого развития. Наиболее сильной позицией АлтГУ в рейтинге оценен вклад в достижение такой цели ООН в области устойчивого развития общества, как «Цель № 4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

аккредитация в образовании

Согласны ли вы с приведенным выше критическим посылом международного университетского сообщества о том, что «нужно не стимулировать академическую конкуренцию, чем занимаются рейтинги, в первую очередь, международные, а ориентироваться на сотрудничество»? Чем опасна такая конкуренция и в чем она выражается? И, напротив, каким образом рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество, через какой инструментарий?

эксперт

—  Действительно, рейтинги – это особая культура конкурентной борьбы, и она постепенно стала общей для системы высшего образования, что очень и очень важно, это большой шаг вперед. Сегодня даже самые авторитетные и крупные вузы понимают, что нельзя почивать на лаврах, важно постоянно двигаться. И я считаю, главная заслуга рейтингов в том, что они стимулируют университеты к развитию. 

Кроме того, иногда именно в рейтингах появляются новые «звезды» научных коллективов, которые еще не приобрели статуса научных школ. Например, в последнем рейтинге SCImago Institutions Rankings, анализирующем исключительно открытые данные международных патентных и наукометрических систем, мы с удивлением обнаружили себя среди топ-5 вузов РФ не только в традиционно сильных для нас направлениях ботаники, экологии, систематики и палеонтологии, но и в топ-15 таких областей, как зоология, окружающая среда, экономика, менеджмент и химия. Открытость таких оценок позволяет нам найти ближайших российских и зарубежных парт­неров в развитии данных перспективных направлений.

№145 (5) '2023
аккредитация в образовании

Пожалуйста, оцените уровень качества знаний выпускников школ – абитуриентов вашей образовательной организации, в частности, можно ли сказать, что наблюдается тенденция по улучшению (или ухудшению) этого уровня? Качество знаний абитуриентов по каким предметным областям является наиболее проблемным, а по каким все-таки наблюдается прогресс?

эксперт

—  Приемная кампания 2023 подошла к завершению, и сегодня уже можно сказать, что поступившие в Алтайский госуниверситет на первый курс бакалавриата/специалитета очной формы обучения – это высоко мотивированные выпускники школ, которые составляют порядка 50% всех абитуриентов. Другая половина – наиболее успешные выпускники колледжей и зарубежные абитуриенты из 20 стран (в том числе по квоте Министерства образования и науки РФ по межправительственным соглашениям).

АлтГУ как участник федеральной программы «Приоритет-2030» взял на себя ответственность за сбережение населения в регионе, особенно среди молодежи, за счет создания экосистемы по выявлению, поддержке и сопровождению талантливых школьников, а также за счет привлечения в университет победителей олимпиад, талантливых выпускников из других субъектов РФ, сельских школ Алтайского края, иностранных граждан стран Центральной Азии. Что сделано? Благодаря системе университетского рекрутинга, охватившего более трети школьников региона, в наш университет поступают лучшие выпускники – в 2023 году количество абитуриентов-победителей олимпиад составило 23 человека, – по этому показателю мы входим в «пятерку» лидеров в СФО. Произошел прирост поступивших ребят из других субъектов РФ, также на разные программы подали оригиналы не менее 700 иностранных граждан.

Если говорить об уровне знаний поступающих и наблюдаемых тенденциях, то хочу отметить, что за последние три года качество знаний абитуриентов в регионе снизилось, в частности, по физике, профильной математике, биологии и географии; уменьшилось и число школьников, выбирающих данные предметы для сдачи ЕГЭ. Вместе с тем улучшились эти показатели по информатике, химии, русскому языку, истории и обществознанию.

аккредитация в образовании

Какие эффективные форматы партнерства со школами ваш вуз реализует и планирует реализовать?

эксперт

—  В профориентационных мероприятиях университета за год приняли участие более 10 тысяч школьников и учащихся колледжей Алтайского края. Такова статистика, теперь несколько слов о принципе сотрудничества. Основой партнерства АлтГУ со школами региона мы сделали научную проектную работу с одаренными детьми. Во-первых, такой формат помогает учителям в части организации исследовательской деятельности, во-вторых, обучаясь и реализуя собственные проекты вместе с магистрантами и аспирантами в научных лабораториях университета, ребята принимают решение поступать в Алтайский госуниверситет.

Вообще, эффективных форматов для работы с молодыми талантами у нас много, здесь в качестве примера хочу отметить один из успешных: третий год подряд мы проводим краевой Форум талантливой молодежи «РостПрост», за участие в котором «бьются» самые эрудированные школьники, в том числе из удаленных территорий Алтайского края. Форум состоит из различных интенсивов, акселераторов, тренингов по направлениям в разных научных областях. Теперь серьезно готовимся к расширению этого формата – за счет создания цифровой платформы «НаукаПросто» начнем проводить и онлайн-мероприятия, нацеленные на привлечение наибольшего числа одаренных ребят Алтайского края и других регионов РФ. Платформа создается нами на грант, который АлтГУ выиграл по итогам федерального конкурса РДДМ «Движение Первых».

аккредитация в образовании

Какие общие проблемы качества образования, свойственные как общеобразовательной отечественной школе, так и высшей, вы бы назвали? Или у каждого уровня своя специфика?

эксперт

—  Основная, на мой взгляд, проблема и высшей, и общеобразовательной отечественной школы – кадровая. И если университеты, по возможности, выстраивают карьерные траектории и осуществляют поддержку молодых и перспективных аспирантов – будущих преподавателей, то в средней школе ситуация гораздо сложнее и требует серьезных мер.

Отмечу, что за последние три года в АлтГУ существенно приросли КЦП по педагогическим направлениям подготовки. Кроме того, на базе вуза реализуются проекты в рамках федеральной инновационной площадки по поддержке молодых педагогов школ и мотивированных к этой деятельности школьников «Учитель будущего». Начата реализация инновационных педагогических программ магистратуры: «Образовательный инжиниринг», «Школа директоров: управленческие команды», «Образовательное предпринимательство».

№139 (7) '2022
аккредитация в образовании

Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?

эксперт

—  Алтайский государственный университет, реализуя образовательные программы СПО, имеет в структуре головного вуза Колледж АлтГУ (почти 4000 обучающихся), в структуре университетских филиалов в городах Рубцовск, Бийск, Белокуриха также действуют отделения СПО (около 1500 обучающихся). Миссия среднего профессионального образования в АлтГУ – подготовка квалифицированных специалистов нового поколения, конкурентоспособных на рынке труда, обладающих передовыми профессиональными компетенциями и готовых к постоянному профессиональному росту.

За последние десять лет Колледж АлтГУ и филиалы занимают высокие позиции в рейтингах профессионального обучения региона и страны. Образовательные программы востребованы у абитуриентов, что подтверждается высоким средним баллом поступающих (от 4,0 до 4,7 баллов в зависимости от специальности) и это при минимальном количестве бюджетных мест. Наибольший приоритет абитуриенты отдают направлениям в сфере IT-технологий, информационной безопасности и юриспруденции.

Все направления подготовки СПО встроены в единую непрерывную систему образования «СПО – университет – профессиональная деятельность» за счет преемственности образовательных программ сходных направлений бакалавриата и специалитета. Такая модель позволяет выпускникам университетских структурных подразделений СПО в дальнейшем осваивать программы высшего образования по индивидуальным образовательным траекториям (ускоренное обучение). В среднем, более 50% выпускников среднего профессионального образования АлтГУ трудоустраиваются в ведущих компаниях и организациях региона и соседних территорий, около 44% выпускников продолжают обучение в вузе.

Можем с гордостью сказать: структурные подразделения СПО занимают лидирующие позиции в цифровой трансформации региона – АлтГУ является лидером в подготовке IT-специалистов среднего звена.

Практико-ориентированность, преемственность образовательных программ, учет особенностей регионального рынка труда, применение сов­ременных аппаратных и программных средств обучения, широкое применение общественной оценки диктуют необходимость постоянного развития и обновления образовательных программ, в том числе высокотехнологичных специальностей, отсутствующих на региональном образовательном рынке. Например, в 2023 году начинают реализовываться две новые специальности: «Технология аналитического контроля химических соединений» и «Реклама».

аккредитация в образовании

Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и прив­лекательными для абитуриентов?

эксперт

—  В парадигме происходящих преобразований наиболее перспективными направлениями развития СПО в вузе выступают:

- расширение пула образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы с организациями, предоставляющими материально-технические и иные ресурсы. Это позволит обеспечить прикладной характер подготовки, приблизить содержание и методики обучения к реалиям производственного процесса, укрепить механизмы взаимодействия вуза с работодателем, заинтересованным в формировании у выпускников актуальных компетенций;
- внедрение современных методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам, содержание которых уже на первом этапе обучения должно учитывать профиль профессиональных программ. Моделирование реальных производственных условий, взаимодействие с экспертами, использование передовых технологических стандартов;
- формирование цифровых компетенций у каждого студента, прошедшего обучение по программам СПО не только в сфере IТ-технологий. Создание уникальных образовательных программ, учитывающих особенности квалификационных требований предприятий и запросы самих учащихся и их семей («цифровой конструктор компетенций»);
- увеличение спектра массовых стажировок преподавателей на предприятиях для знакомства с новыми технологиями и требованиями к выпускникам, предъявляемыми работодателями;
- развитие – на базе АлтГУ – дополнительного профессионального обучения как системы непрерывного образования педагогических работников, которые должны не только владеть новым содержанием образования СПО, но и уметь проектировать образовательную среду и организовывать взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса в условиях быстрого изменения требований к квалификации работников новых отраслей. А также учитывать особенности неформального образования, опирающегося, в первую очередь, на открытые образовательные ресурсы, наставничество, обмен опытом, саморазвитие;
- обеспечение постоянной обратной связи в области оценки качества образования, удовлетворенности участников образовательного процесса. Механизмы такой связи с заказчиками могут обеспечиваться как деятельностью одного структурного подразделения, так и нескольких в комплексе.

аккредитация в образовании

В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

эксперт

—  Вузовский сектор СПО и сегодня является уникальной системой образования, в основе которой лежат интересы национальной экономики, создание максимального пространства возможностей для каждого студента и, в особенности, обеспечение непрерывности образования и условий для трудоустройства выпускников.

Важный момент – формирование индивидуальной траектории обучения как на программах СПО, так и программах высшего образования должно рассматриваться как единый механизм формирования компетенций.

Если мы говорим о создании модели, заменяющей болонскую, надо опираться на национальные разработки в области образования, которые в России уже имеют более чем трехсотлетнюю традицию. Причем, это не подразумевает какую-то изоляцию и отказ от использования мирового опыта. Нужно рассматривать эту систему не с точки зрения вузов, а с точки зрения предприятий, куда идут работать начинающие специалисты. Почему? Потому что руководители предприятий до сих пор не понимают разницы между бакалавром и специалистом – они просто ждут хорошо подготовленных профессионалов!

Далее. Органы власти и бизнеса объединяет общий интерес – подготовка высококвалифицированных кадров, занятых в экономике региона. Важным аспектом такой заинтересованности являются встречные обязательства выпускника и работодателя в трудоустройстве, особенно в условиях договора на целевое обучение. В этой связи, возможность участия бизнеса в финансировании договоров на обучение, определение бизнеса в роли заказчика образовательных услуг в договорах на целевое обучение, участие региональных органов власти, органов местного самоуправления в данной модели сотрудничества – это основные вопросы, требующие нормативного регулирования в вузовском секторе СПО.

№131 (7) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  Если говорить в целом о законодательстве в сфере высшего образования, то за последние два года произошел масштабный пересмотр со стороны государства нормативных правовых актов, сдерживающих развитие университетов и негативно влияющих на выполнение задач, возложенных на нас государством. В свете реализации механизма «регуляторной гильотины» множество законов и подзаконных актов было отменено, а новые, пришедшие им на смену, – прошли процедуру широкого обсуждения в экспертных кругах. Думается, аналогичная трансформация необходима была и процедуре госаккредитации, так как старая модель попросту себя изжила и требовала серьезного осмысления. Что касается новой модели, то она призвана существенно снизить административную нагрузку на образовательную организацию и в большей мере нацелена на мониторинг и оценку качества образования.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Разумеется, в первую очередь мы ожидаем снятия избыточной бюрократической нагрузки. Это позволит вузам направить имеющиеся ресурсы и потенциал на достижение поставленных целей, заложенных в программе стратегического академического лидерства, и реализацию проектов по развитию образования. Во-вторых, произойдет значительное снижение психологического напряжения у всего коллектива университета, которое всегда вызывали проверочные процедуры такого рода, и это, в свою очередь, должно положительно сказаться на микроклимате академической среды. Что касается студентов и родителей как потребителей образовательных услуг, здесь также можно говорить о снижении социально-психологической нагрузки, и, кроме этого, бессрочная аккредитация вуза дает студентам определенные гарантии.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Значительным прорывом в «большую перестройку» российского высшего образования стало законодательное закрепление бессрочного действия госаккредитации, что существенно снизит административную нагрузку. Высвободившееся время можно направить на повышение профессиональной компетентности преподавателей, улучшение качества образования и проведение научных исследований. Оценив аккредитационные критерии качества образования, анонсированные Рособрнадзором, мы не видим существенных рисков для себя. Тем не менее некоторая настороженность всё же остается в отношении аккредитационного мониторинга, который будет осуществляться регулярно в рамках мониторинга в системе образования.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она её значительной перестройки?

эксперт

—  Внутривузовская система гарантии качества образования в Алтайском государственном университете выстроена достаточно давно. Ежегодно в рамках мониторинга качества проводится значительное количество мероприятий, направленных на оценку качества образования (условий осуществления образовательной деятельности и качества подготовки обучающихся). Полученные результаты используются в системе управления деятельностью университета на всех уровнях для принятия эффективных управленческих решений. Поэтому для тех вузов, в которых внутренняя система гарантии качества образования была внедрена не формально, не потребуется ее существенной перестройки при внедрении новой аккредитационной модели.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  Качество образования – это достаточно сложная и многогранная категория. И рассуждая о качестве образовательной организации, хотелось бы привести определение, зафиксированное в ГОСТ Р ИСО 9000-2015: качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям. Именно выполнение требований и соответствие запросам и ожиданиям потребителей (государства, общества, граждан и всех других заинтересованных сторон) определяет качество образовательной организации, позволяющее университетам занимать устойчивые позиции и иметь отличительные особенности на рынке образовательных услуг. А результатом качества образования, безусловно, является востребованность выпускника в реальном секторе экономики.

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?

эксперт

—  На наш взгляд, логичный путь обсуждения прошла новая модель государственной аккредитации, и предложенные критерии измерения качества в определенной мере соответствуют ожиданиям университетского сообщества. Очевидно, что невозможно учесть мнение всех стейкхолдеров, и единых критериев оценки качества подготовки обучающихся мировое академическое сообщество пока не выработало. Главное для университета в системе государственной аккредитации – это измеримость и объективность критериев, а также максимальная прозрачность и автоматизация этой процедуры. Помимо этого, очень важную роль в системе оценки любого процесса играет такой показатель, как независимость. Во всем мире, кроме государственной аккредитации, широко распространены такие механизмы гарантии качества образования, как профессионально-общественная аккредитация и международная аккредитация. В процедурах оценки качества образования должен быть найден оптимальный баланс использования подобных механизмов, ведь все они имеют пересечения в той или иной области оценки и созданы реально работающие механизмы упрощения процедуры государственной аккредитации и перезачёта полученных результатов.

Наверх