Экспертный совет. Эксперт: Ольга Александровна Сотникова. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Ольга Александровна Сотникова

Ректор

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№150 (2) '2024
аккредитация в образовании

По данным IREG, в настоящее время по всему миру существует более 100 приз­нанных рейтингов университетов: глобальные, региональные, национальные. По вашей оценке, что рейтинги научились «видеть» и «показывать» внешним аудиториям (какие университетские позиции и достижения) точно и объективно, а что не поддается измерению и, соответственно, ранжированию?

эксперт

—  Сегодня принято оценивать научную и образовательную деятельности по следующим основным показателям: 

- качество абитуриентов, поступающих в вузы (результаты ЕГЭ, олимпиадники);
- состояние науки (финансы на науку, гранты, публикационная активность);
- академическая мобильность (число иност­ранных студентов, преподавателей).
- состояние науки (объем НИОКР, количество грантов, количество защит диссертаций, наличие диссертационных советов, публикационная активность, наличие результатов интеллектуальной).

Стоит отметить, что некоторые показатели рейтингов перекликаются с показателями отчетов, которые мы традиционно сдаем учредителю, что упрощает нашу работу по заполнению информации.

К сожалению, количественная оценка не всегда в полной мере отражает состояние качества образования и научных исследований в вузе. Количество – не значит качество!

Например, научно-исследовательские проекты регионального уровня не имеют большого объема финансирования, однако имеют огромную значимость для региона. Так в СГУ им. Питирима Сорокина проводятся исследования финно-угорской тематики, имеющие актуальность для культурно-образовательной сферы Республики Коми, однако, привлеченное финансирование указанного направления не превышает 100-200 тыс. руб. в год.

А качество образования определяется опосредованно по показателям выпуска – проценту трудоустроенных по специальности, средней заработной плате выпускников; по условиям – число электронных курсов, сетевых программ и т. д.

аккредитация в образовании

Какие изменения – методические, критериальные – хотелось бы увидеть от организаторов рейтингов для повышения качества и объективности рейтингования?

эксперт

—  Среди наиболее объективных показателей рейтингов можно отметить: публикационную активность организации, которая складывается из количественных показателей научных изданий и статей научно-педагогических работников и обучающихся; количество защит диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук работниками организаций. 

Однако хотелось бы отметить, что для целей ранжирования организаций зачастую запрашивается информация, без описания методик расчета показателей, что затрудняет объективное заполнение рейтинга. Например, в анкетах часто встречается такой показатель, как количество исследователей в организации, при этом в квалификационном справочнике должностей такой категории нет, но есть научные работники и профессорско-преподавательский состав. Без методики заполнения указанный показатель рассчитать затруднительно. 

Для повышения качества заполнения и повышения объективности рейтингования хотелось бы видеть подробную методику расчета каждого показателя анкеты. Также считаем, что данные для расчета рейтингов должны быть или в статистической отчетности вузов, или в открытых источниках.

аккредитация в образовании

Пожалуйста, назовите обязательные условия для продвижения образовательной организации в рейтинге.

эксперт

—  Условия продвижения образовательной организации в рейтинге включает в первую очередь систематизацию учета показателей организации, учитывающихся при оценивании. При этом внут­ренняя система оценки качества образования должна быть «синхронизирована» с рейтингами. Кроме того, необходимо оказывать поддержку работникам организации, которые участвуют в выполнении показателей рейтингов. К такой поддержке относится стимулирование в рамках эффективного контракта и другие формы поощрения.

Однако невозможно учесть в ВСОКО большое число показателей в большом количестве рейтингов. И для каждого отдельного рейтинга должен быть разработан индивидуальный «рецепт» прод­вижения.

Но то, о чем точно знаем, у абитуриентов основным критерием при выборе того или иного вуза является востребованность на рынке труда после получения диплома.

Активное взаимодействие с отраслевыми парт­нерами региона помогает СГУ им. Питирима Сорокина быть в лидерах в рейтингах по трудоуст­ройству выпускников – почти 100% (97%).

аккредитация в образовании

Согласны ли вы с приведенным выше критическим посылом международного университетского сообщества о том, что «нужно не стимулировать академическую конкуренцию, чем занимаются рейтинги, в первую очередь, международные, а ориентироваться на сотрудничество»? Чем опасна такая конкуренция и в чем она выражается? И, напротив, каким образом рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество, через какой инструментарий?

эксперт

—  Конечно, качество образования будет повышаться больше от сотрудничества нежели от конкуренции. При этом академическая конкуренция на наш взгляд имеет как положительные, так и отрицательные стороны. 

Среди отрицательных сторон – конкуренция влечет за собой снижение желания реализовывать совместные финансируемые проекты, поскольку «зачет» в таких проектах будет иметь только организация, через которую это финансирование осуществлялось. Практически такая же ситуация с научными публикациями. Авторы совместных пуб­ликаций с участием представителей разных организаций, зачастую, не получают оплату в рамках утвержденных в организациях правилах (эффективных контрактах, балльных сис­темах и т. п.). 

Но это не значит, что в вузах нет ориентира на сов­местную деятельность через запуск сетевых прог­рамм, обмен преподавателями, совместные конференции, гранты. Совместная деятельность и сотрудничество способствуют успешному осуществлению перехода России к новому уровню технологического развития. 

Среди положительных эффектов конкуренции, которые «зашиты» в рейтинги, можно выделить создание собственных уникальных систем поддержки работников внутри организаций. Так, в СГУ им. Питирима Сорокина с 2018 года действует программа подготовки докторов и кандидатов наук, аналогов которой мы не встречали в других вузах. Университет финансово поддерживает научных сотрудников, которые стали участниками программы. Проводя работу внутри вуза, мы стимулируем сотрудников на достижение необходимых результатов, и это напрямую отражается на нашей конкурентоспособности.

№147 (7) '2023
аккредитация в образовании

Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?

эксперт

—  Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) во все сферы человеческой жизни происходит независимо от нашего желания или нежелания и проникновение его в сферу высшего образования так же неизбежно, как в остальных отраслях человеческой деятельности. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. дает следующее определение – это комплекс технологических решений, позволяющий «имитировать когнитивные функции человека» и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с интеллектуальными достижениями людей (http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731). ИИ в высшем образовании сейчас – это данность, и мы можем либо идти в ногу с процессом, осознавая все его риски и преимущества, или тянуться в хвосте, жалуясь самим себе на слишком быстро меняющийся мир.

Каковы же будут магистральные направления внедрения ИИ в наших университетах? Основными, на наш взгляд, будут следующие:

1. Разработка контента. Как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся. Системы ИИ могут использовать материалы традиционной учебной программы для создания индивидуальных пособий или методических инструментов по определенным разделам – в помощь преподавателю. Равно как и могут оказывать помощь студенту для разработки рефератов, докладов, творческих или расчетных работ. В последнем случае безусловно возникает проблема этического характера – насколько и в каком виде допустимо применение студентом ИИ в представлении своих учебных результатов. Игнорирование проблемы само по себе нефункционально и скорее приведёт к катастрофическим результатам, нежели её осмысление, формализация и перевод в нормативно-правовую плоскость. С ИИ не нужно бороться – поздно! – университетам нужно определить «условия игры», понять, в каких областях, в каких объемах и в каких формах допустимо использование обучающимся технологий ИИ – и это заключает в себе организационно-нормативный аспект проблемы. Он сразу потянет за собой необходимость соответствующей подготовки и научно-педагогических кадров вуза, и его материально-технической базы, в первую очередь в части программного оснащения – однако выбора у нас уже нет. Технологическая революция всегда приводит к значительным изменениям в содержании и формах организации учебного процесса.

2. Индивидуализация обучения. Предоставляя настраиваемые приложения для персонализированного опыта и поддержки обучения, ИИ может адаптировать образовательные рамки для удовлетворения потребностей учащихся в соответствии с их знаниями, интересами и способностями (инструменты на основе ИИ-технологий могут предоставлять обучающимся персонализированную обратную связь, что приводит к более вовлеченному обучению, специально адаптированному к уникальным способностям и пробелам обучающегося; они могут помочь педагогам адаптировать обучение на основе ответов учащихся). ИИ может сделать образовательные материалы более доступными для обучающихся с различными стилями обучения или ограниченными возможностями. Более того, ИИ и цифровые технологии могут предоставить доступ к значительно более широкому кругу информационных и учебных ресурсов. И если ранее мы говорили о том, что педагог в современном образовании должен привыкать к деформации своей роли со стопроцентного «индивидуального носителя уникального знания» к в значительной степени «организатора информационного образовательного пространства обучающихся» (классифицируя источники информации в соответствии с корректностью, полнотой информации, ее соответствием целям и задачам дисциплины), то теперь можно будет говорить о частичной передаче этой функции искусственному интеллекту – а функционал преподавателя обогатится новым инструментарием в этой области. Более того, ИИ может помочь педагогу организовывать учебный процесс, осуществляя корректировку на основании обратной связи от обучающихся, — и в повышении точности оценки.

3. Содействие управлению образованием и администрированию. И речь не только о внедрении ИИ в область информационных систем и экспертную среду, но и такие аспекты, как интеллектуальное репетиторство и обучение, системы видеонаблюдения и прокторинга, системы распознавания речи педагога.

Как и любая технологическая революция, внедрение ИИ в образовательные процессы в университете приводит к изменению всех аспектов учебного процесса – и требует изменения всех его участников – и самой структуры и содержания обучения. И основой таких изменений должна стать кадровая готовность вуза, готовность осознать горизонт проблем и пространство технологических, административных и методических решений.

С этой точки зрения внедрение модуля ИИ в основные образовательные программы – шаг необходимый, но недостаточный. В первую очередь необходимо повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, системная переподготовка управленческих и обеспечивающих кадров – только так возможно идти в ногу со временем – и именно эта задача таит в себе максимальные риски для университетов.

Но вопросы остаются, например, конфиденциальность – поскольку ИИ собирает данные студентов, важно, чтобы были приняты соответствующие меры по защите данных. Дегуманизация образовательной среды – хотя автоматизированные инструменты обеспечивают полезное руководство во время учебных мероприятий, традиционное взаимодействие «преподаватель – студент» в значительной степени определяет мотивацию и, как результат, качество обучения. Кроме того, часть исследователей полагает, что использование автоматизированных систем оценивания может потенциально ограничить возможности для развития навыков критического мышления.

аккредитация в образовании

Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?

эксперт

—  Современные системы определения степени заимствования («Антиплагиат» и др.) развиваются в темпах, сопоставимых с темпами развития технологий ИИ, а потому позволяют определять фрагменты, сгенерированные ИИ. С нашей точки зрения, назрела задача глобального пересмотра нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы подготовки ВКР и иных работ студентов, как на уровне каждого отдельного университета, так и на межвузовском уровне.

аккредитация в образовании

В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п. 47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?

эксперт

—  В СГУ им. Питирима Сорокина реализуется несколько программ по направлению ИИ. Одной из первых стала передовая магистерская программа «Прикладная информатика в экономике», разработанная совместно с СПбГУ, в содружестве с ведущими специалистами в области ИИ. Программы «Искусственный интеллект. Цифровая среда образовательной организации» в рамках педагогического образования и «Искусственный интеллект» в рамках направления подготовки «Прикладная математика» реализуются для студентов-бакалавров. Модули и разделы по искусственному интеллекту внедрены в образовательные программы различного уровня на системной основе.

№133 (1) '2022
аккредитация в образовании

Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Наиболее знаковым событием прошедшего года в системе высшего образования следует признать запуск Минобрнауки РФ программы по поддержке вузов «Приоритет-2030». Реализация программ университетов- победителей, очевидно, приведет к прорывам в научных исследованиях, изменениям образовательной траектории и вообще всех сфер жизни и деятельности этих вузов.
Вместе с тем, хотелось бы, чтобы вузы, которые не участвовали в конкурсе «Приоритет-2030» из-за несоответствия показателей заданным условиям конкурса, в будущем могли рассчитывать на получение программной поддержки. В этой связи со стороны нашего учредителя ждем возможных изменений в порядок проведения этого конкурса или запуска нового, на адаптивных условиях по отношению к региональным университетам.
В то же время – несмотря на то, что наш вуз не мог участвовать в конкурсе «Приоритет-2030», – сам факт его проведения подтолкнул нас к активизации сотрудничества и поиску новых партнеров в реализации наших проектов. Для этого в 2021 году университет вступил в ряд консорциумов и кластеров с региональными вузами и вузами северо-запада.

аккредитация в образовании

Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации? Каким образом они должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  Из главных событий-2021 нашего вуза трудно выделить что-то одно. Они есть и в образовательной, и в научной, и в других сферах. Остановлюсь на инфраструктурной, для развития которой был сделан большой шаг.
Мы приступили к реконструкции старейшего учебного корпуса, исторического здания бывшего Коми государственного педагогического института постройки 1930-x годов. Заключено соглашение с Минобрнауки РФ о предоставлении из федерального бюджета субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства в размере почти 860 млн рублей. Сроки завершения реконструкции намечены на 2023 год. Появление комфортного аудиторного фонда, библиотеки, актового и спортивного залов, отвечающих современным стандартам, послужат новым импульсом для развития научно-образовательной и социальной деятельности университета. Само здание в стиле неоконструктивизма украсит городскую архитектуру, а последующая активная жизнь в этом корпусе оживит исторический центр столицы Республики Коми.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  Для коллектива нашего объединенного вуза 2022 год – особый. Циклом мероприятий регионального и межрегионального уровней будем отмечать юбилейные даты со дня оснований учреждений высшего образования в республике: 90-летие Коми государственного педагогического института и 50-летие Сыктывкарского государственного университета.
Так совпало, что в юбилейный год мы встyпaeм с новой программой развития Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, так как завершается программа развития в статусе опорного вуза.
Также в новом году наш университет сроком на три года принимает эстафету председательства в Ассоциации финно-угорских университетов. Учитывая специфику региона, университет активизирует потенциал и будет принимать самое плодотворное участие в мероприятиях финно-угорской тематики российского и международного уровней, продолжит взаимодействие с университетами стран финно-угорского мира.

Наверх