Экспертный совет. Эксперт: Дмитрий Павлович Маевский. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Дмитрий Павлович Маевский

Ректор

Омский государственный технический университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№139 (7) '2022
аккредитация в образовании

Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?

эксперт

—  Колледж Омского государственного технического университета функционирует с 2016 года. Несмотря на молодой возраст, он накопил большой потенциал в формировании компетентных кадров для различных отраслей промышленности. В настоящий момент здесь обучается более 600 студентов.

Учебное заведение осуществляет подготовку специалистов среднего звена по 9 специальностям и одной профессии: «Сетевое и системное админист­рирование», «Электроснабжение (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Банковское дело», «Право и организация социального обеспечения», «Парикмахерское искусство», «Гостиничное дело», «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования», «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», а также «Мастер конт­рольно-измерительных приборов и автоматики». Его работа направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта в области среднего профессионального образования с учетом его требований и основных направлений программы развития университета до 2030 года.

Одним из важных преимуществ колледжа является практико-ориентированный подход в обучении. Уже с первых дней учебы студенты погружаются в специфику своей будущей профессиональной деятельности и осваивают необходимые компетенции.

Эффективность обучения здесь подтверждается высоким процентом трудо­устройства выпускников – более 70% получают желаемое место работы не только в Омской области, но и других регионах России. Многие из них продолжают обучение в техническом университете уже по программам высшего образования. Например, из 74 выпускников колледжа очной формы обучения в 2022 году в ОмГТУ поступили 38 человек.

В следующем учебном году планируется лицензирование новых образовательных программ в соответствии с запросами региональной экономики. Это специальности в области информационных технологий и транспортной отрасли – одни из самых перспективных и востребованных на рынке труда.

аккредитация в образовании

Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и прив­лекательными для абитуриентов?

эксперт

—  Для достижения данной цели необходимо дооснащение аудиторного фонда в соответствии со стандартами WorldSkills. Требуется также лицензирование новых востребованных на рынке труда специальностей и профессий в области информационных технологий и транспортной отрасли.

Омский государственный технический университет активно ведет работу в данном нап­равлении. При поступлении в вуз выпускники, получившие среднее профессиональное образование, уже обладают общепрофессиональными компетенциями. Это связано в первую очередь с тем, что структурные подразделения Политеха тесно взаимодействуют с колледжем и при разработке программ обучения, и при корректировке учебных планов с учетом потребностей высшего образования. Кроме того, профессорско-преподавательский состав ОмГТУ систематически участвует в реализации общепрофессиональных дисциплин и модулей.

Ведущие предприятия города и региона также непосредственно вовлечены в образовательный процесс – предоставляют студентам возможность прохождения практики на базе своих организаций, предлагают варианты трудоустройства для выпускников. Таким образом, работодатели становятся заинтересованными сторонами в реализации целевого обучения в колледже. Первый положительный опыт в данном направлении уже получен – по запросу ООО «Автоматика-Сервис» в 2022 году были выделены целевые места на обучение профессии «Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики».

аккредитация в образовании

В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

эксперт

—  Обучение в колледже Омского государственного технического университета все больше набирает популярность у молодежи. Уверен, в рамках новой «постболонской» модели отечественной высшей школы среднее профессиональное образование займет позицию не ниже существующей. Для эффективной работы данного сектора необходима разносторонняя профориентационная работа, направленная не только на привлечение к образовательному процессу в колледже, но и на популяризацию рабочих профессий среди обучающихся общеобразовательных организаций. Кроме того, важно прорабатывать вопрос мотивации получения будущей профессии со студентами старших курсов и усиливать развитие системы непрерывного образования «школа – колледж – вуз».

ОмГТУ продолжит выпускать специалистов с качественным уровнем подготовки и наличием необходимых фундаментальных знаний и компетенций, внедрять программы, ориентированные на получение рабочих профессий в рамках параллельного обучения.

№133 (1) '2022
аккредитация в образовании

Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Ключевым событием уходящего года для академического сообщества является, безусловно, реализация программы «Приоритет-2030», разработанной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Участие в ней позволило вузам выйти за пределы привычных процессов и переосмыслить свои цели и задачи на будущее. Считаю, что это огромный опыт для всех нас, и в ближайшее десятилетие предстоит колоссальная работа.

аккредитация в образовании

Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации? Каким образом они должны повлиять на ее дальнейшее развитие?

эксперт

—  Для ОмГТУ 2021 год, объявленный Президентом России Годом науки и технологий, был ознаменован чередой значимых побед и достижений. Главная из них – это победа в программе «Приоритет-2030» и получение базовой и специальной частей гранта в треке «Территориальное и отраслевое лидерство». Вуз сделал упор на реализацию трех стратегических проектов в области микроэлектроники, космических технологий и креативных индустрий.
В 2021 году начата масштабная работа совместно с Роскосмосом по очистке космического пространства и созданию двигателей для малых космических аппаратов, Дизайн-центр микроэлектроники вуза получил финансовую поддержку на развитие.
Политех достиг результатов и в области искусственного интеллекта – одного из приоритетных научно-образовательных направлений вуза. В составе консорциумов он принял участие практически во всех федеральных конкурсах в этой сфере и везде одержал победу. В числе 13 российских университетов вуз примет участие в создании первого в России центра компетенций «Технологии доверенного взаимодействия», а совместно с Университетом Иннополис создаст исследовательский центр по искусственному интеллекту в России.
Кроме того, политехники занимаются нейросетевыми алгоритмами ИИ в защищенном исполнении, вместе с партнерами из СПбГЭТУ ЛЭТИ ведут разработку новых образовательных программ в области искусственного интеллекта. В частности, уже с 1 сентября 2022 года будет осуществляться набор студентов в рамках профиля магистратуры «Безопасность и этика искусственного интеллекта», а также проводиться повышение квалификации педагогических работников вуза в этой сфере.
В ноябре 2021 года ученые Омского политеха стали победителями конкурса «Старт – искусственный интеллект», проводимого в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Команда исследователей получит 4 млн рублей на реализацию проекта «Разработка ModelOps платформы для оптимизации процесса цифровой трансформации при создании и внедрении доверенного искусственного интеллекта». У предлагаемого омскими учеными решения нет отечественных аналогов, что делает его уникальным в странах СНГ.
Таким образом, 2021 год смело можно назвать трамплином, который позволяет ОмГТУ выйти на новый уровень и определить решения, способствующие развитию как вуза, так и региона в целом.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  В 2022 году ОмГТУ отмечает свое 80-летие. Наш университет поставил себе глобальные цели на будущее, первые шаги к достижению которых уже сделаны: обновляется приборная база лабораторий и ресурсных центров, готовятся новые образовательные программы, формируется план крупных мероприятий вуза.
Также представлены первые результаты стратегических проектов в рамках программы «Приоритет-2030». Учеными вуза спроектированы и изготовлены микрочипы, которые найдут свое применение в технологии интернета вещей. В 2022 году продолжится работа по разработке семейства интегральных микросхем СВЧ-приемников с использованием обновленной в этом году материально-технической базы дизайн-центра.
В рамках стратегического проекта «Космическая экология» создан небольшой прототип перерабатываемой тары для транспортировки горюче-смазочных материалов, который направлен на решение экологических проблем Арктики. Осенью этого года несколько полноразмерных емкостей и макет комплекса по утилизации тары будут переданы Министерству обороны РФ для презентации разработки на стратегических учениях «Восток-2022». Также будут проведены патентные исследования по уводу космического мусора совместно с индустриальными партнерами вуза.
Нововведения претерпит и образовательная политика Омского политеха. Обучение студентов будет проходить по модели «2+2+2». Это позволит им самостоятельно строить свою образовательную траекторию, более ответственно и осознанно относиться к получению образования.

№131 (7) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  Проведение аккредитационного мониторинга должно дать точки роста университетам, а не быть формальным выполнением требований на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам. Систематизация и стандартизация в этом вопросе должны задать четкие правила для всех участников процесса.
В настоящее время эксперты, участвующие в процедуре аккредитации, зачастую интерпретируют действующие показатели неоднозначно, что дает широкое поле для трактовок. Для устранения субъективных оценок необходимо повышать качество экспертизы, ее объективность. Этот вопрос как раз может решаться четко сформулированными аккредитационными показателями и их понятным истолкованием.
Помимо этого, показатели должны быть актуальными и меняться в зависимости от требований времени, отвечая новым запросам науки и техники. Уверен, получившаяся модель будет отвечать актуальным тенденциям и поможет в развитии оте­чественной высшей школы.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  С одной стороны, значительную часть данных для аккредитации планируется брать с сайта вуза и из существующих информационных систем, что во многом уменьшает объемы бумажной работы и существенно сокращает вероятность ошибок. С другой стороны, документы, которые будут размещены для получения этих данных, должны быть в достаточной степени корректны, структурированы и стандартизированы. При этом, возможно, предстоит большая работа по переработке существующей документации и приведению ее в нужный формат. Для этого потребуется включаться в работу сотрудникам, которые раньше не участвовали в процедуре аккредитации. Остальным же необходимо будет изучить новые правила и требования, а значит предстоит большая аналитическая, организационная и разъяснительная работа со всеми участниками, задействованными в процессе.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Безусловным плюсом видится сокращение административной нагрузки на вузы, больший упор будет направлен на повышение качества образования и уменьшение формалистского подхода в оценке деятельности образовательных организаций. Положительные отзывы также соберет периодическая обратная связь, способствующая своевременной корректировке траектории развития вуза и подготовки обучающихся.
Если же говорить о рисках, в первую очередь хотелось бы отметить отсутствие единого подхода в оценке компетенций. Его еще предстоит выработать таким образом, чтобы иметь возможность дать унифицированную и качественную характеристику полученному образованию, не разрушив устоявшиеся научные школы вузов, их профессиональную и региональную специфику и идентичность.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она её значительной перестройки?

эксперт

—  Кардинальных изменений внутренняя система обеспечения и гарантии качества не должна понести, но это не означает, что их не будет вовсе. Включение новых аккредитационных показателей потребует вовлечения многих структур вуза в их реализацию, адаптацию и модернизацию. Возможно, будут необходимы организационные и структурные изменения: необходимо провести анализ имеющихся документов, выявить все несоответствия, разработать планы по их устранению, дать оценку проблемным местам, сделав их точками роста.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  Выделить один, пусть и объективный показатель невозможно. Это всегда комплекс взаимосвязанных составляющих, который может включать как уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, так и уровень знаний обучающихся, а также качество разрабатываемых документов: основных образовательных программ, учебных планов, прочего. Но из всего этого множества ключевым, на мой взгляд, является востребованность выпускников, их соответствие требованиям реального рынка труда. Мы готовим будущих специалистов, и как они смогут применить полученные знания – самый яркий показатель качества образовательной организации.

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?

эксперт

—  Самое главное при разработке критериев – избегать размытости формулировок и возможности их неоднозначных трактовок. Часть показателей, связанных с оценкой качества подготовки обучающихся с помощью фондов оценочных средств, должна разрабатываться для укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, учитывая профессиональную специфику. Помимо этого, по итогам проверок хотелось бы получать рекомендации по развитию образовательной деятельности с уточнением проблемных вопросов, требующих корректировки, а не просто констатацию факта попадания в группу риска.

Наверх