Новые тезисы об экспорте российского образования

Новые тезисы об экспорте российского образования

Репортаж с круглого стола Российского совета по международным делам

Участники круглого стола в Российском совете по международным делам (РСМД) обсудили перспективы развития международного маркетинга российского высшего образования в условиях санкций. Главным на настоящий момент, по мнению большинства экспертов, является сохранение позиций российского высшего образования в мире. Важно не замыкаться внутри страны, необходимо сохранять и углублять контакты с партнерами, которые желают продолжать и развивать сотрудничество с Россией, и делать упор не на количестве, а на «качестве» связей.

Что делать?

В условиях санкций, связанных с проведением специальной военной операции на Украине, возможности продвижения российского высшего образования на международные рынки, мягко говоря, значительно ухудшились. И это связано не только с закрытием воздушного пространства и прекращением авиасообщения, ограничением работы популярных зарубежных социальных сетей и сервисов, а также приостановкой сотрудничества с российскими вузами ряда образовательных платформ и британской рейтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS). Многие западные страны объявили о полной «заморозке» сотрудничества с Россией в сфере образования и науки. В сложившейся ситуации российским университетам важно определить возможности по международному позиционированию и привлечению иностранных студентов на обучение, выходу на новые образовательные рынки и т. д. 

Этим важным темам в преддверии приемной кампании был посвящен круглый стол, в котором участвовали:

  • Иван Тимофеев – программный директор РСМД,
  • Елена Карпинская – заместитель программного директора РСМД,
  • Вера Скоробогатова – ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ, 
  • Гульнара Краснова – главный научный сотрудник Центра компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ,
  • Лариса Тарадина – директор по развитию международного образования и сотрудничес-тва РАНХиГС, 
  • Дмитрий Нерсесян – генеральный директор Центра экспорта образования,
  • многие другие эксперты, деятельность которых связана с экспортом отечественного образования, а также представители международных отделов отечественных университетов. 

По итогам дискуссии участники выделили пять основных тезисов, которые помогают оценить будущее экспорта нашей высшей школы. 

Внимание – на Восток!

С началом специальной военной операции на Украине многие страны Запада объявили о прекращении научного и образовательного сотрудничества – сперва отдельные государства, а затем Европейский Союз в целом. Так, Российский университет дружбы народов получил 11 уведомлений о приостановлении сотрудничества от Германии, Литвы, Нидерландов, Италии, Испании и Финляндии, а Латвия и Чехия полностью оборвали с ним партнерские связи. При этом важно принять во внимание, что по большей части подобные заявления партнеров позиционируются как вынужденные и продиктованные сверху. В большинстве уведомлений зарубежных стран говорится именно о партнерском разрыве отношений между отдельными организациями, в то время как взаимодействие на уровне экспертов и ученых всячески поддерживается. Ярким примером является ситуация с Европейской организацией по ядерным исследованиям (CERN), которая 8 марта объявила о приостановке сотрудничества с Россией, а уже 26 марта опубликовала разъяснение, что речь идет только о совместных конференциях, советах, в то время как действующие российские ученые могут продолжить работу с зарубежными коллегами над совместными проектами.

Большинство участников дискуссии сошлось во мнении, что российским университетам не стоит резко обрывать международные связи с западными странами, так как в перспективе отношения могут наладиться, поэтому нельзя терять многолетний опыт совместной работы. Наука и образование после кризиса станут первыми среди сфер, которые начнут восстанавливаться и потянут за собой все остальные каналы коммуникации. 

Об успешном опыте продолжающегося сотрудничества рассказали представители многих университетов. В РГГУ, к примеру, отметили продолжающуюся работу по проекту «Литература объединенной Европы», координатором которого является Болонский университет, а взаимодействие происходит с университетом Артуа (Франция), Высшей школой в Брюсселе (Бельгия), университетами Аристотеля (Греция), Бабеш-Боляй (Румыния) и другими заинтересованными сторонами. РГГУ продолжает сотрудничать с 16 зарубежными университетами в сфере научной дипломатии. Специалисты МИФИ продолжают совместную работу с CERN.

Отсутствие коммуникаций и конструктивного диалога с некоторыми западными коллегами вынуждает российские университеты, особенно в западной части страны, переключать свое внимание на восточное направление. Они по ряду причин, включая исторические, геополитические и географические, были ориентированы в основном на Запад. А вузы восточной части страны (например, ДВФУ, СФУ, УрФУ) всегда развивали сотрудничество со странами востока, поэтому на их внешние связи негативные тенденции последних месяцев не оказали большого влияния. 

Возникшая ситуация благотворна для развития сотрудничества с восточными государствами. Страны Африки (Египет, Алжир, ЮАР, Нигерия и Бангладеш) были и остаются лояльными к России по причине отсутствия колониального прошлого, освобождения африканских стран и помощи в обретении независимости. В отношении Китая играет роль некоторая общность в историческом контексте, что благоприятно влияет на развитие сотрудничества между нашими вузами.

Большинство участников дискуссии разделяет тезис о том, что России необходимо осваивать новые международные образовательные рынки – Ближнего Востока, арабских и юго-восточных стран, Иберо-Америки. Есть страны и территории, которые представляют для России особый интерес и в которых «нельзя сдавать позиции», – Белоруссия, Украина, ДНР, ЛНР, Молдавия, Приднестровье, Армения, Азербайджан, Абхазия, Южная Осетия, Сербия, Босния и Герцеговина. Работа с Турцией и Ираном представляется для России особенно перспективной по вопросам богословского образования. А с точки зрения геополитики, важным направлением для развития образовательного сотрудничества представляется и Центрально-Азиатский регион.

 

«Мягкая сила» в жестких условиях

Сегодня важно понимать, какие цели будет преследовать российское образование за границей, какие ценности оно будет транслировать иностранным партнерам, коллегам и студентам. Было высказано мнение, что «мягкая сила» или эффективное доминирование – это бизнес-процесс, подчиненный SMART-целям и задачам, которые, в свою очередь, опираются на заложенные в систему миссии и ценности. В контексте «мягкой силы» нельзя говорить о приращении территорий, однако можно ориентироваться на количество умов и сердец, которые удалось завоевать условиях в жесткой конкуренции. Получение образования за рубежом – высшая форма проявления успеха «мягкой силы», поскольку является результатом осознанной необходимости индивида и плодом успешной работы других элементов влияния – культуры, спорта, информационной политики, дипломатии и т. д. В контексте «мягкой силы» точкой ее приложения и, соответственно, точкой ее измерения служит сфера образования, так как принятие человеком решения о получении образования в другой стране является плодом его осознанной необходимости: получения образования, получения образования именно в этой стране, а также затрат времени, нервов и денег на эти цели.

По большей части заявления партнеров о «заморозке» отношений позиционируются как вынужденные и продиктованные сверху. В большинстве уведомлений зарубежных стран говорится именно о партнерском разрыве отношений между отдельными организациями, в то время как взаимодействие на уровне экспертов и ученых всячески поддерживается.

Участники обсуждения выделили три инструмента, которые Россия транслирует в мир. Во-первых, это классическое наследие как базовый фундамент, которое имеет общечеловеческое признание, лишено политической окраски, переводится на иностранные языки, включено в мировую сокровищницу культуры, не требует специального продвижения. Во-вторых, это сов-ременная культура, включающая в себя все элементы жизнедеятельности нации (спорт, литературу, науку, музыку, бизнес и т. д.) и требующая усилий по продвижению со стороны национальными СМИ, представителями зарубежных структур МИД, торгпредства, представительств частных компаний, онлайн и т. д. В-третьих, это образование, так как принятие решения об обучении за рубежом является плодом осознанной необходимости человека, подкрепленной благоприятным восприятием страны и возможностью оплачивать учебу и сопутствующие услуги. Экспорт образования всегда ориентирован на цели нации и государства и является высшим проявлением результативности приложения «мягкой силы». 

Зарубежный потенциал

Что касается зарубежного потенциала России, то она занимает первое место в СНГ, Балтии и Грузии по количеству приезжающих оттуда студентов. По интегральному рейтингу эффективного доминирования в мире Россия находится на второй позиции, уступая только США. При этом в ряде регионов РФ сильно отстает от других стран, занимая: в Африке – четвертое место после Франции, США и Марокко, в Латинской Америке – восьмое, а в Азии – девятое место. 

Существует ряд угроз, с которыми сейчас сталкивается образовательная среда. Во-первых, это разрыв гуманитарных связей со стороны недружественных стран. Во-вторых, активно развивающиеся информационные войны и попытки дискредитировать Россию в глазах мирового сообщества и остальных стран, в том числе с помощью фейковых новостей. В-третьих, это проблемы, связанные с логистикой, транспортом и финансами. Наконец, в-четвертых, трудности психологического характера, преобладание эмоциональной составляющей над рациональной. 

 

Большинство участников дискуссии разделяет тезис о том, что России необходимо выходить и осваивать новые международные образовательные рынки. В частности, предлагается выход на территории Ближнего Востока, арабских и юго-восточных стран, Иберо-Америку. 

Эксперты предлагают ряд шагов по смягчению и предотвращению текущих угроз: 

  1. Ратифицировать в РФ Глобальную конвенцию 2019 г. о признании квалификаций в сфере высшего образования;
  2. Проводить более активную информационную кампанию, в том числе для разоблачения фейков; 
  3. Оперативно разработать стратегию по решению логистических и финансовых проблем в образовательной среде; 
  4. Сформировать предложения в сфере нормативно-правовой базы для ее дальнейшей модификации (в частности, по вопросам признания дипломов); 
  5. Попытаться сохранить продуктивные направления в области гуманитарного сотрудничества с другими странами. 

Наука и образование после кризиса станут первыми среди сфер, которые начнут восстанавливаться и потянут за собой все остальные каналы коммуникаций.

Отдельно была отмечена рейтинговая проблема российских университетов. Ранее университеты в основном стремились продвинуться вверх в зарубежных рейтинговых системах, что создавало определенную конкуренцию и мотивировало их на развитие. Но исключение России из международных рейтингов не должно стать причиной выпадения из этой системы в целом. Спикеры советуют присмотреться к альтернативным рейтинговым системам, пытаться участвовать и создавать свои шкалы совместно с другими странами. Как показывает многолетняя практика, рейтинги важны для абитуриентов при выборе вуза, поэтому работе с ними придается большое значение.

«Агенты влияния»

Многие эксперты во время дискуссии отмечали роль сетевых университетов, которые в настоящий момент остаются международными каналами связи с зарубежным сообществом и будут являться таковыми в долгосрочной перспективе. В 2008 году был организован Университет Шанхайской организации содружества (ШОС), с 2009 года успешно существует и развивается университет СНГ, в который входят 39 вузов из девяти стран. Самый молодой университет подобного типа был создан в 2015 году БРИКС (Россия, Индия, Китай, ЮАР), в который входят 56 вузов. Нельзя забывать о столь крупных международных проектах, которые могут дать российскому образованию новых абитуриентов со всего мира. 

Еще одним фактором, который может повлиять положительно на образовательную коммуникацию – открытие представительств на территории различных стран для решения разъяснительной, просветительской/информационной и рекрутинговой задач. Многие вузы уже прибегают к этой практике. Например, ДВФУ открыл представительства во Вьетнаме, Китае, Индии и Японии. Теперь вуз имеет своих «агентов влияния» на данных территориях, обсуждая с потенциальными партнерами и студентами открытие новых программ и развитие проектов. Еще одним примером может послужить открытие МИФИ своего филиала в Казахстане. 

Особое место в продвижении российского образования за рубежом спикеры отвели Россотрудничеству, которое способно взять на себя роль проводника и помочь вузам на международной арене. Сегодня представляется важным открытие большего количества представительств за рубежом для налаживания связей с иностранными студентами и их возможного дальнейшего обучения. 

Спикеры были солидарны во мнении, что совместный выход на зарубежную аудиторию – одно из лучших решений. Эксперты предлагают организовывать совместные круглые столы, конференции, встречи, выставки не только с потенциальными абитуриентами, но и с зарубежными научными коллегами и партнерами. В идеале проводить встречи на «высоком» уровне с участием зарубежных вузов, причем после снятия ковидных ограничений большое значение будут иметь именно очные мероприятия. 

Отсутствие коммуникаций и конструктивного диалога с некоторыми западными коллегами вынуждает российские университеты, особенно в западной части страны, переключать свое внимание на восточное направление.

Внутри страны

Работу по продвижению можно развернуть не только на территории зарубежных стран, но и в России – организовывая для потенциальных студентов языковые центры или мобильные летние кампусы. Успешный пример подобного кейса продемонстрировала РАНХиГС, которая с 2012 года реализует такой проект ежегодно. Основная его цель – познакомить иностранных студентов с жизнью, бытом России, образовательной средой.

Определенное влияние на активность зарубежных студентов может оказать и инфраструктура отечественных вузов. Сейчас ведутся активные работы по созданию университетских кампусов международного уровня. Одним из первых вузов, участвующих в этой программе, является ННГУ, в котором формируется IT-кампус. Так как образование тесно связано с бизнес-механизмами и стратегиями привлечения, участие российских вузов в подобных проектах способствует эффективному продвижению не только в рамках страны, но и за рубежом. 

Многим вузам важно привлечь студентов на обучение не только в бакалавриат, но также в магистратуру и аспирантуру. Студенты этой категории показывают научный авторитет страны, в которой они учатся. Для этого необходимо организовать работу с иностранными аспирантами посредством участия в конкурсных программах зарубежных вузов-партнеров. Можно также проводить международные олимпиады, например, Open Doors, которые должны способствовать поступлению студентов в российские вузы. 

Потенциальным методом продвижения отечественного образования за рубежом может служить программа двойных дипломов. В России это направление развито недостаточно, в то время как в других странах ему уделяют особое внимание. Можно увеличивать количество программ двойных дипломов, работать с нормативно-правовой базой в области их признания.

Экспорт образования всегда ориентирован на цели нации и государства и является высшим проявлением результативности приложения «мягкой силы».

«Эгоистический маркетинг» бесполезен

Большое значение в ходе дискуссии было уделено цифровым инструментам позиционирования и продвижения российских университетов. В связи с запретом некоторых социальных платформ на территории России возникает необходимость продумывать новые способы позиционирования вузов на международной арене. На первый план в таком случае, по мнению экспертов, выходит сайт вуза. Сайты российских вузов становятся не только лицом университета, но и самостоятельными цифровыми медиа. Поэтому следует отнеситесь с особым вниманием к их наполнению. Основные рекомендации касаются формирования контента не «про себя самих», а о проблемах и потребностях целевых аудиторий. Российским вузам необходимо извлечь уроки из ошибок, допущенных в период пандемии, и демонстрировать открытость и доверие, которые становятся ключевыми моментами взаимодействия. На сайте важно раскрывать внутренние механизмы работы вуза (прием, проживание, документация и т. п.). 

При позиционировании университета полезно показать свою идентичность. В ситуации, когда зарубежные целевые аудитории испытывают страх и отсутствие доверия, «эгоистический маркетинг» в лучшем случае бесполезен. Кризис – это время, когда нужно инвестировать в отношения. Поэтому следует переосмыслить ценности и работать с внутренней средой (сотрудниками и студентами), а в работе с зарубежными целевыми аудиториями важно «разделять их риски» и формировать доверие. От ставки на низкую стоимость обучения для привлечения иностранных абитуриентов стоит отказаться, поскольку это наносит существенный вред международной репутации.

Получение образования за рубежом – высшая форма проявления успеха «мягкой силы», поскольку является результатом осознанной необходимости индивида и плодом успешной работы других элементов влияния – культуры, спорта, информационной политики, дипломатии и т. д.

В РСМД обсудили перспективы развития международного маркетинга российского высшего образования в новых условиях.

Продвижению российских вузов за рубежом может послужить и создание общей рекламной площадки. Средние и мелкие университеты могут создавать объединения и продвигаться на одной общей площадке. Но надо учитывать и то, что «по политическим причинам» такой ресурс может быть закрыт.

В условиях блокировки популярных соцсетей важно заново спроектировать цифровой путь иностранных целевых аудиторий. В распоряжении российских вузов по-прежнему остаются различные образовательные порталы, выставки, блоги, мессенджеры, рассылки по e-mail. 

С марта 2022 года наблюдается цифровая миг-рация аккаунтов вузов в соцсети российского «происхождения» – Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники». Одной из основных проблем подобного перехода является потеря англоязычной аудитории. На создание и развитие аккаунтов в новых соцсетях потребуется некоторое время, однако это оправдано. 

Методом научного продвижения вузов может служить публикации сотрудников, ученых и исследователей на зарубежных научных порталах – ResearchGate, Mendeley, Academia.Edu и в социальных сетях, остающихся открытыми для России. Как считают эксперты, замыкаться внутри страны категорически нельзя. Важно сохранять конкурентную составляющую, чтобы качество российской науки оставалось как минимум на прежнем уровне, в идеале – продолжило улучшаться. Научное сотрудничество, основанное на корпоративной культуре и международных коммуникациях, не прекратить с помощью санкций.

Сайты российских вузов становятся не только лицом университета, но и самостоятельными цифровыми медиа. Поэтому следует отнестись с особым вниманием к их наполнению. Основные рекомендации касаются формирования контента не «про себя самих», а о проблемах и потребностях целевых аудиторий.

Нет единой стратегии

Обсуждая важность работы с иностранными абитуриентами, студентами и выпускниками, участники дискуссии привели ряд успешных примеров, которые могут быть взяты на вооружение. Большое внимание стоит уделять службам адаптации и поддержки студентов, и особенно оказанию им психологической поддержки. Так, РАНХиГС успешно организовала «горячую линию» для иностранных студентов с целью разъяснения ситуации и оказания помощи. Всего 5% обращений было связано с текущими событиями в мире, а 95% звонков поступило от иностранных абитуриентов, в том числе из Украины, ДНР и ЛНР, интересовавшихся возможностями перевода, поступлений и т. п. А ДВФУ открыл ситуационный центр помощи студентам по вопросам трансграничных переводов, организации бесплатного питания, проживания, трудоустройства и психологической поддержки. 

 

От ставки на низкую стоимость обучения для привлечения иностранных абитуриентов стоит отказаться, поскольку это наносит существенный вред международной репутации.

Спикеры предложили больше внимания уделять формированию у студентов чувства вовлеченности не только в учебный процесс, но и во внеучебную жизнь. Можно создавать различные объединяющие комьюнити, кружки и клубы, волонтерские программы, продолжить взаимодействие по программам обмена, работать с землячеством. Стоит увеличивать число «живых» встреч сотрудников администрации со студентами, разнообразить мультикультурную среду университета.

Большая проблема относится и к взаимодействию с иностранными выпускниками. Такой единой стратегии в России нет. Не проработан и воп-рос трудоустройства, прохождения практик и т. п. Ассоциации иностранных выпускников представляют собой самый действенный инструмент для продвижения вуза за границей. Ведь иностранный студент всегда является «своим» для страны, из которой он приехал. Такие студенты имеют влияние у себя в регионе, они могут продвигать вуз и его ценности на местных интернет-площадках, в СМИ, становясь «послами вуза» за границей. К примеру, в РУДН существует проект, направленный на формирование положительного имиджа российского образования на международной арене, активизацию сотрудничества с зарубежными странами, а в 2021 году на базе университета прошла первая онлайн-конференция «послов российского высшего образования». 

При этом, считают эксперты, важно не только работать с выпускниками в рамках одного вуза, но и создавать общие связи с иностранными выпускниками других высших учебных заведений России. Стоит привлекать их к работе вуза со студентами и партнерами через участие в онлайн- и офлайн-мероприятиях. 

Несмотря на кажущиеся преграды и риски для развития международного маркетинга российского высшего образования в сложившейся политической ситуации можно найти немало позитивных моментов. Обстоятельства, с которыми сейчас столкнулось высшее образование, на самом деле открывают возможности для развития его внут-реннего потенциала. 

Подготовил
Алексей Батанов

Редакция журнала «АО» благодарит заместителя программного директора РСМД Елену Карпинскую и программного ассистента РСМД Екатерину Швецову за предоставленную информацию. 

25.05.2022
Наверх