Этапы по стартапу

Этапы по стартапу

Опыт студенческих стартапов: проблемы и решения. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова – вуз предпринимательской направленности – в ноябре 2019 года активно включился в инициативу Минобрнауки России по реализации программы «Стартап как диплом». О том, как в вузе ведут студенческие бизнес-проекты, рассказывает проректор по научной и инновационной деятельности Татьяна Давыденко и начальник учебного отдела Дарья Кадацкая.

Стартап. Начало

Реализация программы «Стартап как диплом» в вузе прошла в два этапа. На подготовительном этапе первого выпуска студентов была проведена работа по формированию внутренних положений вуза об организации учебного процесса по данному направлению. Были определены области стартапов, критерии для допуска к защите, необходимые подтверждающие документы, порядок защиты работ.

Подготовка выпускников велась в течение семестра силами преподавателей-экспертов вуза в сфере предпринимательской деятельности на базе университетской «Точки кипения»: проводились занятия по структуре стартапа, были организованы мастер-классы с участием представителей бизнес-сообщества и предприятий-партнеров, ярмарки проектов.

По итогам прохождения курса более 30 слушателей программы «Стартап как диплом» защитили свои работы перед экспертной комиссией и получили необходимые рекомендации (рис. 1). 

Рис. 1. Реализация первого этапа программы «Стартап как диплом»

Проблема

Выполнение выпускной квалификационной работы в форме стартапа потребовало повышения знаний в сфере предпринимательской деятельности не только со стороны выпускников и студентов, но и со стороны профессорско-преподавательского состава. 

Решение

С целью повышения компетенций ППС кафедр был организован курс повышения квалификации «Методический инструментарий подготовки выпускных квалификационных работ в рамках реализации программы «Стартап как диплом» объемом 74 часа. Данный курс прошли преподаватели со всех кафедр вуза, что позволило сформировать пул консультантов при подготовке ВКР в форме стартапов. 

Заседание экспертной комиссии на защите «ВКР как стартап»

Предзащита стартапов

Масштабирование проекта

На втором этапе реализации программы, проанализировав трудности, руководство вуза решило масштабировать проект, сформировав экосистему технологического предпринимательства (рис. 2). 

Рис. 2. Экосистема реализации программы «Стартап как диплом» на базе БГТУ им. В.Г. Шухова

Центром коммуникации программы «Стартап как диплом» стала университетская «Точка кипения», на базе которой проводятся региональные и федеральные мероприятия, направленные на развитие предпринимательства. Работы студентов прошли через экспертный совет вуза, который принял решение об их дальнейшей разработке на кафедрах.

В университете активно развивается система предпринимательского наставничества на всех уровнях подготовки. В рамках индивидуальных образовательных траекторий студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры могут выбирать дисциплины, формирующие компетенции в сфере предпринимательской деятельности. Ее основы студенты бакалавриата и специалитета получают в рамках изучения основных образовательных прог-рамм. В магистратуре предоставляется возможность продолжать работу над бизнес-проектами с участием предприятий-партнеров в качестве менторов и наставников. Если бизнес-идея требует более глубокой проработки – к работе подключаются аспиранты. Они вносят особый вклад в развитие технологического предпринимательства в университете. Будущие ученые включаются в работу над стартапами в рамках диссертационных исследований и научных работ для последующей коммерциализации разработок.
 

Награждение слушателей курса «ВКР как стартап»

Команда первого потока технологических предпринимателей БГТУ им. В.Г. Шухова
 

Быстрый выход на рынок

На заключительном этапе программы «Стартап как диплом» студенты, успешно прошедшие итоговые испытания, сотрудничают с проектным офисом вуза. Здесь формируется и развивается взаимодействие университета с межведомственными рабочими группами департаментов экономического развития, строительства и транспорта области, корпорацией «Развитие», ассоциацией бизнес-ангелов и вузами Белгородской области, а также представителями инновационных и предпринимательских сообществ, средств массовой информации, способных оказать содействие в реализации бизнес-проектов и развития стартап-компаний сотрудников, обучающихся, МИПов университета. 

Формирование предпринимательских компетенций происходит на всех уровнях образовательной системы: бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры. При этом их развитие позволяет, по нашему мнению, реализовывать проекты различной научно-технической глубины. 

Следующим этапом развития технологического предпринимательства в университете является реализация стратегических проектов в рамках программы «Приоритет 2030».

25.05.2022
Наверх