Первые леди

Первые леди

О конкурентоспособности

Российские вузы участвуют в реализации научно-образовательной повестки страны, и каждая образовательная организация делает это, исходя из своих возможностей и специфики. Сегодня мы говорим с участницами проекта о ключевых факторах конкурентоспособности вуза в сфере непосредственного влияния в общероссийском образовательном поле.

Роза Ахмадиева

ректор Казанского государственного института культуры

– В настоящее время политика Российской Федерации в сфере высшего образования ориентирована на обеспечение высокого уровня интеграции системы ВО в научно-технологическое развитие страны.

Республика Татарстан входит в число лидеров по внедрению современных технологий в культуре, по цифровому развитию отрасли, является уникальной площадкой для развития креативных индустрий. В своем вузе мы пытаемся соединить традиции и инновации, цифровые технологии и традиционные народные промыслы. 

Несомненным фактором конкурентоспособности нашего вуза выступают инновационные грантовые проекты. Одним из них является Инжиниринговый центр, разработки которого мы представляем на крупных площадках. Например, на международных промышленных выставках, таких как Иннопром, Уникальная Россия был анонсирован тренажёр виртуальной реальности по декоративно-прикладному искуству, включающий в себя модули обучения процессу художественной деревообработки, созданию гончарных изделий и костюмов народов Поволжья.

В 2022 году в рамках федеральной программы «Придумано в России» на базе нашего вуза заработал Центр прототипирования. Здесь создаются прототипы сериалов, мультсериалов, трейлеров к фильмам, персонажи для компьютерных игр и мультфильмов, презентации и виртуальные туры, съемки обучающих роликов и т.п. Мы работаем над созданием качественного цифрового контента и продвижением его на российский рынок. 

Наша цель – создать новую модель подготовки выпускника творческого вуза, готового работать с реальным сектором экономики, создавать стартапы, открывать свой бизнес, владеть международными стандартами и проводить большую аналитическую и экспериментальную работу. Он должен быть мобильным и способным работать как в России, так и за рубежом.

Саргылана Игнатьева

ректор Арктического государственного института культуры и искусств

– АГИКИ сегодня – небольшой вуз с большой миссией, единственный в Дальневосточном регионе и Арктике творческий институт, деятельность которого направлена на сохранение культурного наследия коренных народов, на развитие креативных индустрий Якутии и Севера в целом. Ежегодно к нам поступают более 200 ребят со всех районов республики, включая арктические. Приезжают ребята из других регионов и стран. 

Почему интерес к нам не иссякает даже спустя 20 лет? Мы выстраиваем стратегию на создание позитивной арктической идентичности в суровых условиях холода, на продвижение креативной среды Арктики. Наука вуза направлена на изучение геокультур территории, арктической цивилизации, человеческого капитала культуры, дизайна кодов, урбанистики пространств Севера. За долгие годы выстроена эффективная система воспитания особого креатокласса, нацеленного в большей степени не на потребление, а на созидание. 

Выпускники АГИКИ – известные лидеры киноиндустрии, театра, дизайна, анимации, IT-индустрии, ювелирного дизайна. В вузе успешно действуют креативное агентство, бизнес-инкубатор, Детская школа искусств, сетевые школы. АГИКИ – автор крупномасштабных проектов региона. Для студентов создаются все необходимые условия, влияющие на приобретение практических навыков и опыта, которые всегда востребованы на рынке труда.

Екатерина Каменева

проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

– Нам пора переходить от конкуренции к взаимодействию и гармонизации.

«Люди будущего, возможно, будут воспринимать наш этап развития цивилизации как эпоху интеллектуальной и экономической несостоятельности. Им будет трудно понять, почему мы воспринимали агрессию и конкуренцию как норму», –  Жак Фреско

Говоря о конкурентоспособности университета – очень модном и популярном сегодня тренде, нужно вспомнить, что такое конкуренция вообще –  это «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1].

Подходит ли сегодня нам это определение? За каких потребителей мы боремся? На каком рынке товаров (услуг)?... Летом 2022 года Президент России подписал изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации», исключающие понятие «образовательная услуга» из законодательства. И возможен ли конкурентный рынок, если сегодня мы говорим не об образовательной услуге, а о развитии и воспитании личности и гражданина?

Конкурентоспособность университета – это язык цифр, отчетности, показателей трудоустройства, прибыли, рейтингов. Это язык экономики. С этой точки зрения, университет – это регулируемый государственными требованиями и стандартами институт, с которого можно и нужно спросить о вкладе в экономику, о подготовке квалифицированных кадров и реализации востребованных научных исследований. Но истинная цель университета – развитие не столько профессиональное, сколько личностное, генерация знаний, сохранение традиций и культурного наследия. А это очень трудно измерить отчетами и рейтингами.

Мы сейчас пересматриваем планы нашего стратегического развития. И как раз, отталкиваясь от глубинного понимания сущности университетского образования, ставим своей миссией создавать и транслировать знания, воспитывать граждан и будущих лидеров для государства, бизнеса и общества, укрепляя традиционные духовно-нравственные ценности.

Высокоразвитые экономики уже создали конкурентоспособные Университеты 4.0. Их немного, но все они – лидеры в рейтингах QS. Однако Япония с 2016 года перешла от реализации модели Университетов 4.0 к формированию Общества 5.0. Принятая стратегия разработана по инициативе и активном участии японской федерации крупного бизнеса «Кайданрэн». В ее реализацию включены все лидеры японской промышленности науки и образования.

Общество 5.0 приходит на смену информационному обществу (Обществу 4.0) и состоит в объединении ресурсов не отдельного человека и не отдельной организации, а социума в целом через интеграцию физического и кибернетического пространств. По сути – это новый вид общества, нацеленный на гармонизацию экономики – человека – технологий.

Будущее успешных университетов – не в конкурентной борьбе, а во взаимовыгодном сотрудничестве в деле формирования единого и качественного образовательного пространства. Нам пора переходить от конкуренции к взаимодействию и гармонизации.

И, отвечая на вопрос о факторах конкурентоспособности университета, перечислю, скорее, факторы эффективности:

  • Четкое целеполагание изменений и адаптивность
  • Готовность к сотрудничеству и взаимодействию
  • Качество образовательных программ, преподавания и научных исследований
  • Тесная связь с рынком труда


[1] Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 4

Оксана Линник

руководитель Снежинского физико-технического института НИЯУ МИФИ

– Научно-образовательный ландшафт нашей страны, с точки зрения конкурентоспособности, сложен и многообразен – от крупнейших именитых вузов до небольших филиалов, от классических университетов до отраслевых вузов. 

Снежинский физико-технический институт – самый крупный филиал НИЯУ МИФИ в Урало-Сибирском регионе. Он четыре года подряд удерживает лидерство среди всех 27 вузов и филиалов своего региона, по данным мониторинга Министерства науки и высшего образования входит в топ-100 вузов России. 

Но быть конкурентоспособным сегодня, не значит быть таковым и завтра. Это как кататься на велосипеде – чуть перестал крутить педали, и ты можешь отстать, а то и упасть. Успешно «крутить педали» в массовой гонке, удерживая лидерство в конкуренции, можно, имея системообразующие факторы: востребованность выпускников, постоянная теснейшая связь с работодателями, качество образовательного процесса. Конкурентоспособный вуз – это вуз, которому доверяют самое ценное – судьбу своих детей! 

Большим преимуществом малого вуза, где обучаются чуть более тысячи студентов, является индивидуализация обучения, раскрытие потенциала и талантов каждого, за что так благодарны нам студенты. 

В нашем вузе много успешных примеров, когда выпускники, став родителями, приводят сюда своих детей. За 65 лет нашей истории есть студенческие династии в трех поколениях. Это высшая степень доверия!

Жанна Никонова

ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова

– Государство испытывает острую необходимость в специалистах, которые могут укреплять экономику, внешнюю и внутреннюю политику страны с учетом смены геополитического вектора. Россия держит курс на Восток и Азию. Дипломаты, менеджеры, журналисты, педагоги, специалисты полного социогуманитарного цикла со знанием языков стран СНГ, арабского, китайского языков, а также истории и менталитета стран-партнеров, эффективных стратегий медиации – это сегодня золотой кадровый фонд нашей страны. Без них невозможно выстроить грамотную и взаимовыгодную коммуникацию, смоделировать бизнес-цепочки, укрепить безопасность границ, совершить цивилизационный прорыв. 

Именно такие кадры готовит Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова – вуз, который всегда держит руку на пульсе государственной политики.

Университет Добролюбова – уникальное полилингвальное пространство: 23 иностранных языка в основных и дополнительных программах (три иностранных языка на любом направлении подготовки), пространство гуманитарно-технологического предпринимательства и нетворкинга «Точка кипения», 13 культурно-образовательных центров стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе единственный в регионе Институт Конфуция, ведущий прием по всем уровням международного экзамена по китайскому языку HSK. 

В прошлом году мы открыли первый в России ХАБ молодежной платформы стран Шанхайской организации сотрудничества «SCOLAR Network» и первый Центр языков и культур стран СНГ. 

Мастер-классы и практику для наших студентов проводят такие организации, как Шанхайская организация сотрудничества, Россотрудничество, МИД Российской Федерации, Госкорпорация «Росатом» и другие крупнейшие компании с международным партнерством. 

Здесь каждый может начать строить свое успешное будущее на одном языке с миром.

Наталья Пыжикова

ректор Красноярского государственного аграрного университета

– Миссия Красноярского аграрного университета заключается в подготовке специалистов новой генерации и разработке научно-инновационных технологий для устойчивого социально-экономического развития территорий и повышения эффективности агропромышленного комплекса Восточной Сибири.

В университете более девяти тысяч обучающихся по различным направлениям подготовки и замечательный профессорско-преподавательский состав. Наша общая цель – развитие агропромышленного комплекса и формирование идеологии новой российской деревни, нового типа общественного сознания и мышления, понимания значимости и перспектив развития сельских территорий. Красноярский ГАУ адаптирует студентов к современным реалиям трансформации общества и производства. За 70 лет университет выпустил более 86 тысяч специалистов сельского хозяйства, работающих в различных отраслях АПК, которыми вуз по праву гордится.

Университет активно взаимодействует с Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края, сельскохозяйственными товаропроизводителями по вопросам практического обучения в подготовке специалистов отрасли, трудоустройства выпускников, научного сопровождения аграрного производства. Проводимые в университете инновационные образовательные, научные проекты позволяют занимать современному Красноярскому ГАУ лидирующие позиции в рейтинге Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Екатерина Харченко

депутат ГД ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию, ректор Курской сельскохозяйственной академии имени И.И. Иванова в 2020-2021 годах

– Вуз в 21 веке – это не только образовательный и научно-исследовательский центр, это драйвер социально-экономического развития страны и ее регионов. Это фундамент технологической безопасности и суверенитета страны. Это точка роста инновационной экономики. 

Конкурентоспособный вуз сегодня объединяет общество, власть, бизнес, активных и неравнодушных людей для достижения стратегических целей государства. Конкурентный вуз – это не просто стены, оборудование, приборы и прочие материальные активы, прежде всего, это команда единомышленников, профессионалов, которые объединены общей идеей созидания на благо Отечества. Безусловно, конкурентоспособность вуза зависит от качеств его руководителя и от уровня интегрированности в социально-экономическое развитие территории, на которой он находится.

Мы видим, что власть сейчас поддерживает именно те вузы, которые наиболее конкурентоспособны по всем трекам: воспитательная деятельность, качественное образование, эффективная научно-исследовательская деятельность. Мы видим, что такие инструменты, как Приоритет-2030, Передовые инженерные школы, студенческие стартапы, Российский научный фонд и иные институты развития, реализуются в тех вузах, которые наиболее конкурентоспособны и серьезным образом отличаются от иных. 

Они первые во всем, во всех процессах, поэтому конкурентоспособный вуз – это прежде всего люди, профессионалы своего дела, которые постоянно ставят амбициозные цели, развиваются сами и развивают свою образовательную организацию.

Екатерина Целикова

ректор Череповецкого государственного университета

– Региональным вузам непросто реализовывать научно-образовательную деятельность, но у нас есть своя специфика. Череповецкий университет в 2017 году в первой волне выиграл статус опорного вуза региона среди 33 крупнейших региональных вузов, хотя мы совсем небольшие – 6,5 тысяч студентов всех форм обучения, 215 преподавателей. 

Наше основное преимущество перед столичными вузами – мы знаем своего студента в лицо, ведем его с первого курса, если видим его талант в другой сфере, то переводим на другое направление подготовки. Мы гибкие и клиентоориентированные.

Что касается региональной конкурентной среды, то здесь вижу отстройку в выборе приоритетов развития университета. В своей стратегии мы определили три вектора:

  • 1.Подготовка инженеров-разработчиков с новым типом мышления и проектными компетенциями.
  • 2.Бесшовное педагогическое образование. В 2022 году мы открыли педагогический колледж на базе университета.
  • 3.Акцент на развитие IT-направлений и создание регионального центра искусственного интеллекта. При выборе нашего вуза абитуриент получает не только образование, но и возможность самореализоваться в спорте и творчестве.

Кроме того, наш университет тесно сотрудничает с компаниями мирового уровня (ПАО «Северсталь» и ПАО «ФосАгро»), которые открыли для студентов специальные стипендии от предприятий. Мы развиваем отношения с региональными партнерами, их у нас уже более 150, создаем сетевые образовательные программы с ведущими университетами страны, участвуем в более 10 различных университетских консорциумах.

Оксана Шумакова

ректор Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина

– Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина – родоначальник высшего сельскохозяйственного образования за Уралом – единственная в регионе образовательная организация системы высшего образования, эффективно решающая задачу повышения кадрового и научного потенциала агропромышленного комплекса, качества человеческих ресурсов сельских территорий. 

Ключевые факторы конкурентоспособности нашего вуза:

  • вековая история существования, уникальность научно-образовательной и культурной среды университета, «визитная карточка» региона
  • высокий уровень качества образовательной деятельности (в частности, по показателям выполнения контрольных цифр приема и трудоустройства)
  • лидирующие позиции в международных и национальных рейтингах 
  • уникальность отраслевых программ подготовки (подготовку кадров для сферы АПК Омской области осуществляет одна образовательная организация системы высшего образования – Омский ГАУ) 
  • кампусная структура и полный набор сервисов, предоставляемых в рамках каждого кампуса
  • Омский ГАУ – «зеленая жемчужина» города Омска (дендропарк, ботанический сад, парковые зоны) 
  • эффективная связь с производством (проекты, стажировочные площадки, базовые предприятия)
  • высокий научно-инновационный потенциал (28 научных школ, в том числе 4 – в области селекции и генетики сельскохозяйственных культур, три диссертационных совета, около 630 патентов, около 40 сортов зерновых и зернобобовых культур, в том числе уникальные сорта многолетней и фиолетовозерной пшеницы), сформирована мощная семеноводческая база
  • университет является неотъемлемой частью единого социокультурного пространства города-миллионника, области, на территории которых он расположен. Сформирована социо­культурная среда – целенаправленно организованное значимое пространство жизнедеятельности обучающихся, в котором протекает процесс формирования и развития личности, в том числе развитая инфраструктура для занятий спортом и творчеством
  • развитая структура студенческого самоуправления и студенческих объединений, высокая социальная поддержка НПР и обучающихся, наличие благоприятных социально-бытовых условий
21.02.2023
Наверх