Портал I-EXAM.RU: интернет-тестирование

Портал I-EXAM.RU: в режиме наибольшего благоприятствования

Федеральный государственный образовательный стандарт призван унифицировать объем и содержание учебных программ, реализуемых в образовательных организациях. При том, что поэтапное выстраивание процесса обучения остается на усмотрение каждого отдельного вуза или ссуза, внутренний мониторинг результатов обучения на всех уровнях является неизменным звеном образовательной деятельности. Этот факт подкрепляется требованиями федерального стандарта, пункт 4.6 которого гласит об определении качества образования посредством внутреннего оценивания, а также возможного привлечения к этому процессу сторонних организаций с целью совершенствования учебной программы.

Интернет-тренажеры: 
проект с высоким КПД

Система интернет-тестирования, реализованная на онлайн-платформе i-exam.ru, направлена на решение именно этой важной задачи вузов и ссузов – на проведение не только внешней независимой оценки качества подготовки студентов (примером которой является Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата и специалитета (ФИЭБ)), но и внутренних процедур анализа результатов обучения. 

В 2007 году впервые пользователям был предс­тавлен проект «Интернет-тренажеры в сфере образования». Изначально его предназначение было ограничено лишь возможностью подготовки к предстоящему интернет-экзамену. К настоящему времени сервис справедливо можно считать самостоятельной системой, которая включает в себя несколько модулей, поз­воляющих организовать комплекс внутренних мероприятий по независимому оцениванию образовательных достижений студентов. В ходе эволюции Интернет-тренажеров были сформированы режимы тестирования в соответствии с определяющей категорией пользователей. 

Подготовка студентов: 
оптимальные режимы

Знакомство с сервисом начинается со студенческих режимов, которые сохранили «генетический код» исходных Интернет-тренажеров в сфере образования. Их основной функционал направлен на многократное выполнение предлагаемых заданий с целью подготовки студентов к итоговому экзамену. Обучающиеся самостоятельно курируют процесс тестирования в комфортном для них графике. Студентам предос­тавляется возможность чередовать формат подготовки. Режим «Обучение» помогает не только ознакомиться с системой, типами заданий, но и, благодаря предлагаемым подсказкам и решениям, – закрепить пройденный материал или восполнить пробелы в знаниях. Поэтому режим фактически выполняет две функции: тренировка и адаптация к формату системы с параллельным получением новой информации по дисциплине. 

Те, кто уже прошел этот шаг и чувствует себя более уверенно в материале, могут переходить в режим «Самоконтроль». Его критерии более строги и приближены к формату реального экзамена. При выполнении заданий нет подсказок в случае выбора неправильного ответа и нет возможности получить дополнительный материал для решения. Данные с указанием верного и неверного ответа будут отражены только по окончании тестирования. Сеанс в «Самоконтроле» имеет ограничение по времени в зависимости от выб­ранных разделов и тем. Ни преподаватели, ни организатор тестирования в вузе/ссузе не могут отслеживать процесс подготовки студентов. 

«Текущий контроль» 
в помощь преподавателю

В период проведения промежуточной аттестации обучающихся преподавателям будет полезен режим сервиса «Текущий контроль». С помощью него можно оперативно оценить целостность и прочность усвоения материала. Гибкость функционала режима при формировании плана тес­тирования позволяет преподавателю самостоя­тельно определять структуру измерительных материалов. Таким образом, текущий контроль может осуществляться не только по завершении всего курса дисциплины, но и по итогам изучения какого-либо отдельного раздела или даже темы. Такая форма систематического мониторинга способствует корректировке плана преподавания в отдельно взятой группе с целью выхода на более высокий уровень качества усвоения материала. 

Эффективность проводимой процедуры может быть увеличена посредством дополнительных опций, доступных преподавателю при планировании тестирования. Опция «Сессия» дисциплинирует студентов во время выполнения заданий, так как отсутствует возможность вернуться к ранее просмотренным вопросам. Это вынуждает тестируемого более вдумчиво подходить к заданию и исключает возможность воспользоваться сторонней помощью. Когда есть необходимость обеспечить максимальную объективность и прозрачность оценки в «Текущем контроле» при дистанционном формате тестирования, преподаватель может включить опцию «Прокторинг», в рамках которой организуется видеонаблюдение за сеансом. Для преподавателей, которые ранее пользовались системой Moodle, переход на Интернет-тренажеры будет достаточно прост, поскольку успешно реализована их интеграция как внешнего приложения в привычную систему Moodle.

«Обратная связь»:  
отзывы пользователей

Эффективность и востребованность Интернет-тренажеров подтверждается опытом использования сервиса образовательными организациями, в том числе федеральными и национальными исследовательскими университетами. 

Одним из примеров качественного и регулярного проведения независимой оценки уровня подготовки студентов с помощью интернет-тестирования является Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, который на протяжении уже более чем 24-х этапов обращается к возможностям сервисов. Или опыт Тверского государственного технического университета, который проводит тщательный анализ результатов процедуры оценки на заседаниях ученого совета университета.

Организатор тестирования Сочинского государст­венного университета Сергей Левин в ходе опроса поделился с НИИ мониторинга качества образования особенностями использования сервисов: «Сочинский государственный университет имеет практику учета результатов интернет-тестирования в качестве итога промежуточной аттес­тации, что вызывает положительное отношение студентов СГУ к участию в указанных процедурах. Университет планирует продолжать сотрудничество с НИИ мониторинга качества образования для использования сервисов и оценочных материалов Единого портала интернет-тестирования в сфере образования с целью получения возможности совершенствования учебно-методических материалов».

Подключение к Интернет-тренажерам таких вузов как Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина и Белорусско-Российский университет говорит о признании сервиса на международном уровне. Так, организатор тестирования в Белорусско-Российском университете Виктория Кемова отмечает: «Интернет-тренажеры активно используются студентами, поскольку позволяют определить уровень текущей подготовленности по дисциплине и увидеть, какие разделы нуждаются в дополнительной проработке. Преподавателям тоже полезна работа с результатами Интернет-тренажеров, поскольку дает возможность определить не только уровень подготовки каждого студента в отдельности, но и общий результат успеваемости группы, проанализировать слабый уровень подготовки по конкретным темам и, при необходимости, скорректировать содержание рабочей программы дисциплины или же методику ее преподавания».

коррективов в планирование и ведение учебного процесса по дисциплине – один из качественных результатов организации внут­ренней независимой оценки усвоения материала студентами, который выявляют для себя большинство участников Интернет-тренажеров. Обращаясь к количественным показателям использования сервиса, обозначим ежегодные объемы тестирования в каждом из предлагаемых режимов. Соответственно, в студенческом режиме было проведено около 170 000 сеансов тестирования, в преподавательском – более 280 000.

Карта решаемости разработанных заданий

Уникальный модуль разработки
заданий

Количество представленных на портале i-exam.ru дисциплин, по которым возможно проведение текущего и промежуточного контроля, а также подготовка к итоговым процедурам оценки, суммарно для высшего образования, среднего профессионального и дисциплин общеобразовательного цикла достигает 216. В этот перечень входят наиболее востребованные и распространенные дисциплины. Узкоспециальные направления подготовки имеют уникальные особенности учебной программы. Тем не менее, преподаватели спе­цифических дисциплин также могут воспользоваться сервисом «Интернет-тренажеры в сфере образования» для промежуточной аттестации, подключив модуль «Тест-Конструктор».

Выше было упомянуто, что Интернет-тренажеры за годы развития вышел далеко за рамки своего первоначального предназначения. На данный момент входящая в состав сервиса подсистема «Тест-Конструктор» стала настолько многофункциональной, что позволяет решать задачи проведения диагностической работы. Как известно, одним из аккредитационных показателей, используемых в целях осуществления государственной аккредитации образовательной деятельности и федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, является проведение диагностической работы по фондам оценочных средств образовательной организации. «Тест-Конструктор» создан для самостоятельной разработки преподавателями измерительных материалов по любой необходимой дисциплине. Для оперативности создания тестовых заданий система позволяет получить доступ к импортированию федеральной базы портала i-exam.ru. Используемые материалы можно редактировать, либо оставить в неизменном виде. В обоих случаях задания становятся разработкой преподавателя. 

Технологичность модуля включает в себя еще одно «ноу-хау»: обращение к возможностям искусственного интеллекта при подборе вариантов ответа (дистракторов).

Система готова автоматически предложить набор вариантов ответа на основе пары введенных преподавателем смежных понятий. Помощь искусст­венного интеллекта будет полезна при создании заданий типов «с выбором одного правильного ответа из предложенных», «с выбором нескольких правильных ответов из предложенных». Помимо перечисленных типов, «Тест-Конструктор» поз­воляет создавать задания на установление правильной последовательности в предложенной совокупности, с кратким ответом (ввод любых символов), на установление соответствия между объектами двух множеств, в том числе с применением технологии Drag&drop, и кейс-задания.

В настоящее время с помощью «Тест-Конструктора» создано более 24 000 банков тестовых заданий; программным модулем воспользовались порядка 4500 преподавателей из 500 образовательных организаций. По разработанным измерительным материалам проводится тестирование студентов в преподавательском режиме «Текущий контроль». Доступ к заданиям может быть предоставлен не только самому разработчику, но и всем представителям образовательной организации, планирующих проведение промежуточной аттестации по дисциплине. Результаты тестирования студентов в рамках «Текущего контроля» по федеральным банкам измерительных материалов или сформированным преподавателями обрабатываются мгновенно автоматически и отражаются в личном кабинете преподавателя в рейтинг-листах. Данные по коэффициенту решаемости новых заданий содержатся в разделе «Статистика». Их анализ позволит при необходимости скорректировать базу тес­товых вопросов.

Наличие внутренней системы оценки качества обучения – важное звено в образовательной деятельности вузов и ссузов. Сервисы портала i-exam.ru ставят своей целью сделать эту процедуру максимально технологичной, удобной и эффективной для представителей образовательных организаций. Интернет-тестирование обеспечивает реализацию единого независимого подхода к оценке результатов в условиях массового проведения контрольных мероприятий, что позволяет подт­верждать соответствующий уровень качества подготовки обучающихся в отдельно взятом вузе или ссузе.

Обзор подготовлен НИИ мониторинга качества образования

25.04.2024
Наверх