Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новая магистерская программа по экологии

Уровень экологического образования в России всегда был невысоким, а с введением новых ФГОС ситуация стала еще сложнее. Специалистов же в области обращения с отходами в России не готовили никогда. Пора задуматься над проблемой и начать подготовку специалистов в данной области, а для этого разработать программу обучения.

Просмотров: 2401
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Валентиновна – профессор кафедры обогащения полезных ископаемых и инженерной экологии Иркутского государственного технического университета, доктор технических наук

В Иркутском государственном техническом университете активно разрабатывается и внедряется в учебный процесс интегрированная междисциплинарная магистерская программа «Waste Management» («Управление отходами»). Подробности об открытии нового курса в интервью с руководителем и одним из разработчиков, профессором кафедры обогащения полезных ископаемых и инженерной экологии ИРГТУ Еленой ЗЕЛИНСКОЙ.

– Елена Валентиновна, расскажите, что явилось предпосылками к созданию новой интегрированной междисциплинарной магистерской программы по управлению бытовыми и промышленными отходами? Почему в ней назрела необходимость?

– Современный производственный потенциал России и, в частности, Байкальского региона нуждается сегодня в специалистах, которые быстро адаптируются к возрастающему уровню мировой науки, техники и технологий, владеют научными методами познания и способны при этом не только постоянно углублять и обогащать свои знания, но и реализовывать их. Уровень экологического образования в России всегда был невысоким, а с введением новых образовательных стандартов ситуация стала еще сложнее. Специалистов же в области обращения с отходами в России не готовили никогда. Это во многом определило то, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует реально действующая система управления отходами производства и потребления.

Кроме того, в течение нескольких последних лет отмечается повышение интереса к сфере обращения с отходами производства и потребления, что обусловлено двумя взаимодополняющими причинами: ужесточением экологического законодательства и возрастанием заинтересованности бизнеса к развитию данного направления деятельности. Поэтому необходимость подготовки высококвалифицированных кадров этой сферы назрела давно.

Байкальский регион как территория, на которой находится объект всемирного наследия – озеро Байкал, особо нуждается в специалистах соответствующего профиля.

По оценкам экспертов, на территории Иркутской области накоплено около 1,527 млн. тонн отходов. Еще одна остро стоящая проблема Байкальского региона – несанкционированные свалки. На территории области насчитывается до 173 подобных объектов.

Представляется очень важным, чтобы наши выпускники владели самыми современными технологиями и методами в области управления отходами. Это вполне согласуется с требованиями Болонского процесса к российской системе высшего образования в части интеграции и сближения с европейским образовательным пространством. Так возникла идея создать новую образовательную программу подготовки магистров по утилизации и переработке отходов производства и потребления в технических университетах Байкальского региона.

– Несколько слов о том, как проходила разработка проекта в рамках программы TEMPUS. Какие проблемы возникали в процессе внедрения?

– Мы нашли партнеров в тех странах, где уже реализуется подготовка магистров по аналогичным направлениям: это Технический университет Дрездена (Германия), Венский университет агрикультуры (Австрия), технический университет Копенгагена (Дания). Подготовили проект по программе TEMPUS-TASIS в категории «Course Development», выиграли его и с сентября 2007 года начали работу, результатом которой стало открытие новой образовательной программы.

Первый набор был осуществлен в 2009 году, а сейчас по данной программе на двух курсах обучается 30 магистрантов, и в эти дни мы уже слушаем защиты первых магистерских диссертаций. Российскими участниками проекта являются Сибирский государственный технический университет (г. Красноярск) и Восточно-Сибирский государственный технологический университет (г. Улан-Удэ), где также будет организовано обучение по подобным программам.

Реализация проекта ТЕМПУС позволила оснастить образовательный процесс оборудованием, разработать и внедрить новые формы преподавания, систему ECTS и e-learning, повысить языковую и профессиональную квалификацию преподавателей, осуществить профессорскопреподавательскую и студенческую мобильность в европейские университеты.

Осуществление образовательного проекта в рамках программы TEMPUS-TASIS должно не только повысить уровень подготовки магистров-экологов, но и поставить экологическое образование в ряд жизненно важных и престижных направлений высшей школы в Байкальском регионе. Подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с европейскими стандартами технического образования является шагом в европейское пространство высшего экологического образования.

Основные трудности при реализации проекта были связаны с различиями в системе открытия программ в России и в странах Евросоюза. В настоящее время идет подготовка к международной аккредитации нашей образовательной программы.

– Какова схема приема в магистратуру? Насколько, по вашему мнению, будут востребованы магистры экологи в производственной области?

– В магистратуру принимаются выпускники вузов, имеющие степень бакалавра, либо специалисты. Современные условия требуют от высококвалифицированного специалиста наличия не только хороших производственных навыков, но и способностей к творческой деятельности и нестандартному мышлению. Для этого магистерская программа предусматривает, помимо теоретического обучения, большой объем научно-исследовательской работы.

СПРАВКА. 1 млн. т бумажной макулатуры сохраняет от вырубки 60 га леса, из 120-130 тонн консервных банок можно получить 1 тонн олова, что эквивалентно добыче и переработке 400 тонн руды.

Расходы энергии на жизненный цикл алюминиевой банки, использованной единожды, в три раза выше, чем у такой же банки, изготовленной из вторичного алюминия (США). Бытовой стеклобой повторно используют в стекольной отрасли как исходное сырье или наполнитель в некоторых строительных материалах. Отсортированная пластмасса – прекрасное сырье для производства различного рода строительных сооружений, таких как ограждения, перила и др. (см. www.eco-lab.ru).

Наши выпускники придут на предприятия и в организации Байкальского региона. Завершившие программу магистерской подготовки являются специалистами, подготовленными с учетом передового отечественного и зарубежного опыта. Они смогут результативно работать в государственных органах, на крупных промышленных предприятиях, в высших учебных заведениях, в гидрометеорологических службах, в комиссиях по экологической экспертизе проектов, в проектных институтах, в научно-исследовательских институтах и лабораториях, вести работы в области защиты окружающей среды в общественных российских и международных организациях и т.д.

Надеемся, что магистры с высоким уровнем подготовки, владеющие наилучшими доступными технологиями в области управления отходами, будут востребованы на предприятиях и в организациях региона. Опыт показывает, что основная масса магистрантов приходит учиться осознанно, многие уже работают в экологических структурах, но хотят повысить свой образовательный уровень. В целом, хочется отметить положительную тенденцию – последние три-четыре года на промышленных предприятиях, организациях и фирмах усилилось осознание того, что необходимо иметь экологическую службу или хотя бы одного профессионального эколога. Это позволяет квалифицированно работать в направлении соблюдения экологического законодательства и нормативных требований.

– Существуют ли принципиальные отличия российской системы образования в области инженерной экологии от европейской? В чем они заключаются?

– Основные преимущества европейской системы заключаются в высокой оснащенности образовательного процесса современным научным оборудованием, что позволяет выполнять большой объем исследований для реальных секторов экономики.

Вторым отличием является возможность совмещения работы и учебы, что даже приветствуется. Очень важным компонентом обучения является студенческая и преподавательская мобильность. Мы в своей программе постарались приблизить эти позиции к европейским стандартам. За два года наши магистранты прошли обучение в Техническом университете Дрездена и Венском университете агрикультуры, в Польше.

– Какие наиболее перспективные направления развития находятся в центре внимания промышленной экологии вообще и в Байкальском регионе, в частности? Насколько производство и промышленность заинтересованы во внедрении высоких технологий в области управления отходами?

– Байкальский регион является уникальным по своей противоречивости. С одной стороны, у нас – озеро Байкал, которое еще в 1996 году включено в список всемирного наследия, несколько заповедников. С другой стороны – «знаменитые» промышленные объекты, такие как Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, металлургические, химические предприятия, значительные территории старых, заброшенных промышленных зон, которые сильно загрязнены и являются объектами повышенного внимания в последние годы.

При этом Иркутская область, наряду с Кемеровской, является одной из двух модельных регионов России для выработки предложений по ликвидации экологических обременений и реабилитации загрязненных территорий. На территории региона накоплено огромное количество отходов горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, которые требуют повышенного внимания и могут быть переведены в категорию вторичных ресурсов. Не решены проблемы с региональными промышленными гигантами, построенными во времена СССР. Байкальский ЦБК вновь запущен и продолжает отравлять воды «священного моря». Еще одна серьезная проблема – ртутное загрязнение. По масштабам поступления ртути в окружающую среду (более чем 3450 т) и его потенциальной опасности Приангарье сопоставимо с наиболее известными в мире примерами ртутного загрязнения: например, Миномата, Япония, 1977. Угрожающая экологическая проблема – всесоюзная свалка мышьяка в Свирске, созданная и брошенная на произвол судьбы пятьдесят лет назад военно-промышленным комплексом (Ангарский металлургический комбинат, 1949), более полувека отравляющая жителей города, грунтовые воды и реку Ангару.

В Сибирском округе Иркутская область стала модельной территорией по финансированию работ в области ликвидации накопленного экологического ущерба. Началась реализация проектов по обезвреживанию территорий бывшего Ангарского металлургического завода (г. Свирск) от мышьяковистого загрязнения и «Усольхимпрома» (г. Усолье-Сибирское) – от ртутного загрязнения. Но, сожалению, в России до сих пор нет четкого понимания, что отходы производства и потребления могут являться еще и весьма ценным ресурсом, эффективно перерабатываться с получением высококачественной продукции, принося прибыль.

Одна из основных задач, которую мы ставим перед собой при реализации программы подготовки магистрантов в области управления отходами – это привить им понимание, что проблему отходов в России необходимо решать комплексно. Нужно использовать политические методы, правовые механизмы, экономическое стимулирование, изменение отношения людей к этой проблеме, причем начиная с детей и заканчивая высшим топ-менеджментом промышленных предприятий и государственных структур. Второй шаг – научить будущих магистров, как это нужно делать, используя хороший опыт, накопленный в нашей и других странах. Поскольку сегодня в образовательных стандартах ВПО отсутствуют направления подготовки бакалавров подобного профиля, магистратура – практически единственная возможность подготовить квалифицированные кадры, которые смогут решать проблему отходов в России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проект промышленного яблоневого сада в Иркутской области
Разработка концепции инновационного развития Приангарья до 2025 года
Региональный Союз переработчиков создан в Приангарье при поддержке ИРНИТУ
Проблемы инновационного бизнеса
Инновационная политика – политический приоритет
Инновационная деятельность в Иркутске
Подготовка специалистов среднего звена
Инновации в инженерном образовании
Инновационный бизнес: прогнозы и проблемы
Студенческие инновации в действии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ