Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

НовГУ: Обеспечение преемственности как кредо

О главных на сегодняшний день итогах деятельности Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого рассказывают нашим читателям ректор НовГУ Виктор Вебер и президент вуза Анатолий Гавриков.

Просмотров: 2123

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого: ростки просвещения на великой земле и через тысячу лет дают прекрасные всходы

ВЕБЕР Виктор Робертович – ректор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, доктор медицинских наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ. Член-корреспондент РАМН
ГАВРИКОВ Анатолий Леонидович – президент университета, доктор социологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

В современной России, в условиях изменившегося законодательства, государственный вуз обязан доказывать обществу и органам управления образованием свою состоятельность. Аккредитационная коллегия Рособрнадзора своим недавним решением уже четвертый раз подтвердила высокий статус Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Ректор НовГУ Виктор ВЕБЕР и президент вуза Анатолий ГАВРИКОВ подчеркивают: «Тем более важно, что, оценивая деятельность университета, мы смотрим <…> с высоты исторических примеров и подходов к решению просветительских задач. Не побоимся громких слов: нами движет осознание ответственности за обеспечение преемственности в позитивном развитии общества и государства».

О главных на сегодняшний день итогах деятельности НовГУ рассказывают читателям журнала первые лица университета.

Исторический контекст

Стоит подчеркнуть, что в истории Великого Новгорода удивительным образом переплелись и истоки государственности, и зарождение образовательных традиций. В контекст празднования 1150-летия древней северной столицы Руси и истоков государства Российского по праву входит и более чем тысячелетняя история просвещения. Книжное учение было распространено среди новгородской знати, а князь Ярослав Мудрый являлся одним из самых образованных людей своего времени. Ему принадлежит слава первооткрывателя школьного учения.

Принятие древним Новгородом христианства явилось дополнительным, но весьма важным фактором просвещения, обеспечило приток византийской книжности, составной частью которой были элементы античной культуры и науки. Ганзейские связи древних новгородцев складывались во времена зарождения первых университетов в Европе. Идея же создания университета в Новгороде возникала несколько раз, материализовавшись в школу братьев Лихудов, духовную семинарию, но воплотилась в реальность только в новейшей истории России – в 1993 году, с образованием Новгородского университета.

Несмотря на юношеский официальный возраст, университет объединяет почтенные научно-образовательные школы: гуманитарные и педагогические – насчитывающие более девяноста лет, инженерные и аграрные – с полувековым стажем.

От гуманитариев до инженеров

Сегодня НовГУ – крупнейшее в Новгородской области государственное образовательное учреждение, входящее в число успешных вузов России.

Отличительная особенность вуза в том, что, наряду с классическими университетскими видами профессионального образования – гуманитарным и естественнонаучным, – здесь реализуется инженерное, сельскохозяйственное, педагогическое и медицинское. В настоящее время университет достиг стабильного качественного состояния и прочно удерживает статусный уровень по всем основным показателям деятельности, последовательно и эффективно реализует свою миссию, служит главным методологическим и научно-методическим региональным центром системы непрерывного профессионального образования.

Что касается системы среднего профессионального образования в структуре НовГУ, то ее целью является реализация единой государственной политики в области подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров.

Близкие профили подготовки по программам высшего

образования в НовГУ сгруппированы по отраслевому признаку – с учетом единства фундаментальных научных основ. Соответствующие факультеты, отделения и кафедры сосредоточены в профильных институтах, таких как гуманитарный, непрерывного педагогического образования, экономики и управления, медицинского образования, сельского хозяйства и природных ресурсов, электронных и информационных систем, политехнический, постдипломного и дополнительного образования.
В рамках гуманитарного института осуществляется, в частности, работа по возрождению исторических традиций российского гуманитарного образования, восстановлению системных связей гуманитарной, естественнонаучной и технической составляющих высшего профессионального образования, удовлетворению потребностей студентов в духовном развитии. Студенты-гуманитарии слушают лекции, работают на практических занятиях, пробуют свои силы на педагогической практике в школе, применяют теорию в полевых условиях археологической, диалектологической и фольклорной практики, проходят стажировку в архивах, судах, органах власти. Кроме того, древняя история новгородской земли, ее богатейшая культурная жизнь всегда предоставляли широкое поле для научных изысканий.

В соответствии с договорами о сотрудничестве, фундаментальные исследования осуществляются в тесном контакте с академическими институтами РАН.

Особенность института медицинского образования (ИМО) состоит в том, что, находясь в составе многопрофильного университета, за счет участия в учебном процессе кафедр других институтов он имеет современную базу для теоретической и клинической подготовки будущих специалистов, оснащенную современной компьютерной техникой, информационными технологиями и прочим необходимым. По оценкам ведущих специалистов Мин здравсоцразвития России, ИМО НовГУ – один из лучших в России среди подобных структурных подразделений медицинского профиля, находящихся в составе университетов. Сегодня НовГУ располагает двумя стоматологическими клиниками, санаторием-профилакторием, базами отдыха, здесь осуществляют деятельность 2 центра общей врачебной практики, центр охраны зрения, в которых обслуживаются студенты и сотрудники. Для студентов-медиков эти структуры являются базами практики наряду с клиническими учреждениями города и области. По итогам всероссийского конкурса «Вуз здорового образа жизни – 2011» НовГУ был признан призером.

Качественный современный уровень отличает инженерное образование. Активно используется хорошо себя зарекомендовавшая в прошлом практика создания совместных с предприятиями лабораторий. В настоящий момент работает 7 таких подразделений. Необходимо подчеркнуть, в реалиях сегодняшнего дня весьма плодотворным оказывается взаимодействие промышленности, вузовской науки и Российской академии наук, что, несомненно, улучшает качество подготовки выпускников. Кстати сказать, в рамках всероссийской отраслевой научно-практической конференции «Комплексная программа развития радиоэлектронной промышленности» (сентябрь, 2011, Великий Новгород) заместитель директора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Александр Суворов отметил высокое качество подготовки специалистов инженерного профиля в НовГУ.

И нанотехнологии, и спорт, и КВН

Новгородский госуниверситет также является признанным центром научных исследований, что позволяет занимать достойное место по научной и инновационной деятельности среди российских вузов. Научные исследования ведутся по всем направлениям подготовки специалистов, а их тематическая окраска отражает современные приоритетные направления, включая и нанотехнологии.

При этом не остаётся в стороне и студенческая наука. Свидетельством актуальности, новизны и приоритетности научной составляющей университета являются более 400 авторских свидетельств и патентов. Результат тесной связи учебного процесса с научными исследованиями – выпуск квалифицированных специалистов.

В рамках послевузовского образования в НовГУ действуют аспирантура, докторантура, интернатура и ординатура, факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. В вузе работают 10 докторских диссертационных советов.

В университете созданы все необходимые условия для развития физической культуры и спорта. НовГУ имеет 8 игровых спортивных залов, современный физкультурно-спортивный комплекс, площадь которого составляет более 2 тыс. квадратных метров. Он оборудован раздвижными трибунами на 700 мест, новейшими спортивными снарядами и материалами, электронными табло, установками кондиционирования воздуха, большим количеством уютных раздевалок с душевыми, преподавательскими, тренерскими и судейскими комнатами, а также помещениями для персонала. Комплекс является одним из самых больших спортивных залов Северо-Западного региона России. Здесь регулярно проводятся соревнования на первенство мира, Европы, России и Новгородской области.

В вузе действуют 32 секции по 24 видам спорта, а также группы здоровья, в которых занимается около 2,5 тыс. студентов и 500 сотрудников. Развиваются такие виды спорта, как волейбол, баскетбол, регби, мини-футбол, легкая и тяжелая атлетика, теннис, пауэрлифтинг, альпинизм, туризм, самбо, греко-римская борьба и другие.

В университете активно работает Студенческий союз, хорошо развиты различные формы студенческого самоуправления. Волонтерское движение охватывает многочисленные студенческие группы, центры, объединения. Творческие смотры и конкурсы, турниры КВН – сегодня неотъемлемая часть культурной программы вуза. Свежий ветер перемен вдохнул новую жизнь в движение студенческих строительных отрядов.

Полный инновационный цикл

Успешно развивается инновационная деятельность. В настоящее время в НовГУ успешно работают малые инновационные предприятия, в которых трудятся преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты. Опыт внедрения инновационных принципов управления в научную и образовательную деятельность выявил необходимость реализации полного инновационного цикла: от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. В университете имеются такие подразделения, как инновационно-технологический центр, центр маркетинга, информационно-аналитический центр, отдел интеллектуальной собственности.

В ходе реализации конкурсного проекта по гранту Минобрнауки, который университет выполняет как победитель открытого конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры, заканчивается реконструкция комплекса университетского технопарка.

Одним из ведущих направлений для НовГУ сегодня является развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры как самого университета, так и региона в целом. По уровню развития информатизации НовГУ входит в число лучших университетов России. Корпоративная сеть университета в настоящее время объединяет все структурные подразделения. Всего около 2 тыс. компьютеров, десятки серверов, сетевое офисное оборудование подключены к общей сети и имеют свободный выход в Интернет по высокоскоростному каналу до 1 Гб. Во всех учебных корпусах и общежитиях созданы зоны Wi-Fi доступа в Интернет, в которых студенты, преподаватели и сотрудники могут свободно работать с Интернет-ресурсами через мобильные устройства. Кроме того, к сети НовГУ подключены и имеют бесплатный выход в Интернет через университетский канал около 150 образовательных учреждений области. В вузе действуют более 100 современных компьютерных классов и аудиторий, оснащенных самым современным мультимедийным и компьютерным оборудованием, средствами проведения видеоконференций.

В учебном процессе широко применяются технологии дистанционного обучения, большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников и преподавателей в области информационных технологий (ежегодно – более 500 человек), а также ведется профессиональное обучение по более 100 сертифицированным программам ведущих мировых и российских лидеров IТ-индустрии (Microsoft, Cisco, IBM, Oracle, 1C, НР и др.).

В НовГУ успешно решаются задачи перехода на электронный документооборот: сопровождение бухгалтерской и финансовой деятельности, управление студенческим составом, электронная библиотечная система, управление качеством образования, а также поддержка многих других автоматизированных систем и баз данных. Единый доступ ко всем имеющимся базам данных и информационным системам осуществляется через университетский портал, который по своим возможностям является одним из лучших в вузах России. Ежедневно портал НовГУ посещают более 4 тыс. пользователей.

Фактор ВТО

В СМИ, а также в Интернет-изданиях в последние пять-шесть лет появилось огромное количество разноречивых суждений и экспертных оценок на тему, какое влияние на профессиональное образование и рынок образовательных услуг окажет вступление России в ВТО. Действительно, появление на отечественном рынке образования мировых игроков в лице зарегистрированных на территории РФ филиалов крупных зарубежных вузов может явиться реальной угрозой национальной системе высшей школы. Кроме того, в последнее время объективно усиливается конкуренция государственным вузам и со стороны негосударственного сектора высшего профессионального и дополнительного образования.

Безусловно, перед лицом таких вызовов не всякий вуз сможет в короткие сроки перестроить свою работу так, чтобы сравнение результатов его деятельности с лучшими зарубежными практиками было в пользу «российского образца». Для такой перестройки требуются годы. Даже формальное следование положениям Болонского процесса, с учетом российского менталитета и национального законодательства, но без непосредственного взаимодействия с вузами-партнерами из стран Европы, не позволит на равных конкурировать не только на мировом, даже на европейском рынке образовательных услуг. А если взять во внимание «фактор ВТО», то и на национальном рынке.

Новгородский государственный университет, реально оценивая свое положение на изменяющемся пространстве образования, сохраняет уверенность в благоприятном для себя развитии событий. Эта уверенность опирается, в том числе, на многолетний опыт международного сотрудничества, который способствует реализации политики, ориентированной на достижение лучших образцов образовательной практики.

В области международной деятельности НовГУ видит свое предназначение в гармоничном взаимодействии с мировым академическим сообществом, укреплении имиджа университета как открытого миру научно-образовательного центра, осуществляющего экспорт образовательных услуг на международном рынке. Университет стремится к трансформации международных контактов в систему долгосрочной научно-педагогической кооперации и стратегического партнерства с вузами и международными организациями различных стран. На этом основывается выбор стратегии «Интеграция в мировое и общеевропейское образовательное пространство на основе принципов Болонской декларации», которая является частью процесса интернационализации образования и науки в НовГУ. Сетевое взаимодействие в рамках международных консорциумов, реализация совместных образовательных программ и академическая мобильность становятся приоритетными направлениями реализации выбранной стратегии.

НовГУ участвует в нескольких подобных крупных консорциумах: проект Tempus IV «Сетевое взаимодействие университетов-партнеров в многоуровневой системе подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента» – 11 университетов-партнеров; проект «TUNING RUSSIA» – 16; программа Erasmus Mundus – 20 университетов. В ряде консорциумов НовГУ играет ведущую роль наряду с университетом-заявителем в рамках биполярной модели проектного менеджмента.

Заметим, что при всей высокой требовательности комиссии Евросоюза при отборе заявок и оценке результатов проектной работы, потенциал Новгородского университета оказался достаточным, для того чтобы участвовать в 6 Tempus-проектах в течение последних одиннадцати лет.

Успешная реализация проектно-грантовой деятельности способствовала развитию академической мобильности преподавателей и студентов. Начиная с 2008 года, эти возможности существенно расширились, благодаря реализации программы «Erasmus Mundus: Окно в европей ское сотрудничество». За три года в ней приняли участие 46 студентов, аспирантов и преподавателей НовГУ, причем интерес к программе остается стабильным.

В течение последних пяти лет за рубеж на учебу и стажировки выезжали более 400 студентов и аспирантов НовГУ, повысили квалификацию в зарубежных университетах свыше 600 сотрудников и преподавателей, а также приняли участие в зарубежных международных конференциях и семинарах. В свою очередь в НовГУ стажировались более 350 иностранных студентов, аспирантов и преподавателей.

В настоящее время в университете обучается 450 иностранных студентов из 54 стран мира. Можно с полным правом говорить о том, что международная деятельность университета сегодня являет собой стройную систему, имеющую стратегические приоритеты, критерии эффективности, гибкое управление, разветвленную инфраструктуру. Она приносит университету международную известность, способствует эффективному использованию научно-образовательного потенциала. В итоге здоровый синергетический эффект этих факторов, несомненно, позволит Новгородскому университету достойно ответить на вызовы современности.

В настоящее время вуз реализует крупный проект, входящий в число стратегических приоритетов развития, финансовая поддержка по которому также получена по итогам открытого конкурса Министерства образования и науки РФ. Многомиллионные поставки современного специализированного оборудования и программных систем в течение трех последующих лет позволят значительно укрепить материальную и информационную базу образования и науки НовГУ. Это значительно укрепит статус учебного заведения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Подготовка кадров для сельского хозяйства Чувашии
Ставропольский институт бизнеса и технологий «Бизнестранс»
Образование с учетом специфики Севера
Исследовательская деятельность в Пермской фармацевтической академии
Лесное образование в условиях Болонского процесса
ОГИС: траектория развития творческого вуза
Болонский клуб в Донском государственном техническом университете
Опыт реализации положений Болонского процесса
Путеводная звезда Налоговой академии
Преемственность в системе образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ