Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Студентов-медиков будут готовить по новым правилам

Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова разработал и внедрил перспективную модель соединения учебного, научного и лечебного процессов. Об этом обозреватель«РГ» беседует с ректором Первого МГМУ им. Сеченова Петром Глыбочко.

Просмотров: 1806
Студентов-медиков будут готовить по новым правилам. Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова разработал и внедрил перспективную модель соединения учебного, научного и лечебного процессов. Об этом обозреватель «РГ» беседует с ректором Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова членом-корреспондентом РАМН Петром Глыбочко.
 
Как меняются сроки подготовки врача?
 
Петр Глыбочко: До недавнего времени врача готовили по схеме: 6 лет обучения плюс год интернатуры. И только после семи лет врач получал возможность практиковать. А если он поступал еще на два года в ординатуру, то его практическая работа начиналась после 9 лет учебы. По новым правилам наш студент через 6 лет получит право работать в практическом здравоохранении.
 
Но срок учебы в ординатуре отныне будет зависеть от специальности: от одного года до пяти лет. Максимальный период обучения в ординатуре, например, кардиохирурга, нейрохирурга, займет 11 лет. По другим специальностям 7-9 лет. Стажировка студентов будет начинаться с первых курсов. Как и сейчас, основные кафедры, где студенты получают практические навыки, находятся в городских больницах вне зависимости от того, где университет расположен.
 
Когда-то сочетание «университетская клиника» было на слуху не только у специалистов-медиков, но и у тех, кто стремился получить эффективную медицинскую помощь. Светила медицины, преподававшие в университете, принимали пациентов, вели их лечение. Но эта замечательная практика постепенно сошла на нет. Теперь возникала необходимость ее возрождения?
 
Петр Глыбочко: До 1917 года в России было меньше десяти медицинских вузов, и у каждого были свои клиники. Вскоре после октября вузов стало 75. Но ни о какой постройке клиник при них речь уже не шла: срочно за четыре года учебы студенты получали диплом о высшем медобразовании.
 
На смену университетским клиникам пришли так называемые клинические базы в больницах. То есть больница — хорошо, если она была достойно оснащена и если ее главный врач благоволил к студентам — становилась местом практической подготовки будущих медиков. В некоторых были даже аудитории для занятий.
 
Петр Глыбочко: Клинические базы в больницах — это тупиковый вариант. Должны быть собственные университетские клиники, как во всем мире. На «базу» профессор или доцент идет, как попрошайка к главврачу, потом к завотделением... По статистике, лишь у 13 из 55 высших образовательных учреждений есть собственные клинические базы. Причем мощность только 2-3 вузов может обеспечить многопрофильный лечебный и учебный процесс.
 
Однако в новом Законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» появилась статья, определяющая возможность расположения клинических кафедр в городских больницах...
 
Петр Глыбочко: Не так просто «уйти» от них. Требуется время. Но у большей части университетов, убежден, должны быть свои клинические базы.
 
В новых правилах вводится так называемый компетентностный подход к подготовке специалиста. Что это значит?
 
Петр Глыбочко: Компетентностный подход предусматривает набор определенных практических навыков на каждом уровне обучения. Он повышается от курса к курсу и продолжается на всех этапах постдипломной переподготовки и повышения квалификации врача. Студенты всегда присутствовали при лечении пациентов. Но сами не оказывали медицинскую помощь. Они могли под контролем наставника лишь произвести простейшие манипуляции.
 
Но это логично: нельзя доверять лечение человеку неподготовленному, даже если он студент-медик.
 
Петр Глыбочко: Согласен. Но теперь студенты получили возможность отрабатывать свои навыки на фантомах — имитаторах человеческого тела, организма. На них можно проводить и анестезиологические манипуляции, и реанимацию, на них можно выполнять операции, их можно обследовать. Мировой опыт показывает: без комплексной системы симуляционного обучения никак не обойтись.
 
Отработка практических навыков входит в обязательную учебную программу. При этом качество подготовки заметно повышается: ведь профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения и ликвидации возможных ошибок.
 
В последнее время престиж профессии врача заметно упал. Опросы студентов-медиков и вовсе не радуют: многие заявляют, что после получения диплома не собираются работать по специальности. Наверное, нужен иной путь отбора студентов в медвузы.
 
Петр Глыбочко: Наш вуз первым в медицинском образовании России выстроил цепочку: довузовское-вузовское-послевузовское обучение врача. Профориентационая работа начинается в специализированном Сеченовском лицее и продолжается до получения диплома врача. 1 сентября нынешнего года вводится понятие «уровни высшего образования». Они включают в себя ординатуру и аспирантуру. Практикующие врачи могут в нашем вузе повысить свою квалификацию, пройти переподготовку, освоить новые методики и технологии. Таким образом, в системе одного вуза реализуется принцип «обучение врача в течение всей жизни».
 
Кроме того, университет предоставляет своим студентам своеобразные «социальные лифты»: те, у кого среднее медицинское образование, у кого есть квалификация медицинской сестры, акушерки или фельдшера по специальности «лечебное дело», могут получить высшее образование или профессию «менеджера, управленца в здравоохранении».
 
Ваш университет — головное учреждение Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, которое формирует методологию учебных планов и рабочих программ для всей системы медобразования...
 
Петр Глыбочко: В университете сложились научные школы, которые передают знания и опыт уже на протяжении двух с половиной столетий. Таких возможностей лишены медицинские факультеты в вузах широкого профиля, где нет собственной клинической базы. Нарушается один из основных принципов медицинского образования: учебник — больной, больной — учебник. То есть возможность проверить свои знания у постели больного и снова дополнить их теорией. У нас такие возможности есть, и в этом наши преимущества в подготовке врача.
 
За последний год мы создали 25 научно-образовательных клинических центров. В каждом из них в рамках узкой тематики или редкого заболевания консолидируются усилия профильной клиники, кафедры и отдельной научной группы. Они обеспечиваются современной диагностической и лабораторной базой. Некоторые наши идеи и разработки вошли в принятую Стратегию развития медицинской науки.
 
Вами создана модульная образовательная модель практической подготовки врача-специалиста. Начиная с первого курса?
 
Петр Глыбочко: Да, с первого курса и до итоговой государственной аттестации. И далее — в системе профессиональной подготовки. На базе каждого вуза необходимы центры симуляционного клинического обучения. У нас создан такой центр в виде первой в стране университетской учебной виртуальной клиники. В ее основе — формат виртуальной многопрофильной больницы со всеми ее подразделениями. Каждый профильный учебно-клинический зал оснащен не только тренажерами, но и обучающими программами.
 
Сейчас создаем виртуальные клинические отделения с использованием робототехнологий и телементоров. Подобные центры должны стать не только местом обучения, но и местом аттестации и аккредитации специалистов. Все это направлено и на то, чтобы вернуть должный престиж профессии врача, и на то, чтобы повысить уровень российской службы здоровья.
 
Источник: rg.ru

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Студенты АГМУ стали одними из лучших в России в пластике кожного шва
Сергей Багненко: Молодых врачей для села будут обучать по спецпрограмме
Форум студентов медицинских и фармацевтических вузов РФ
Аккредитация врачей начинается с 1 января 2016 года
Российское здравоохранение получило международную оценку
Пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию набирает обороты
Татьяна Семенова: «Новый закон позволяет сделать ординатуру модульной»
Усиление социальных гарантий медиков — путь к решению кадровой проблемы
Минздрав призывает развивать трансплантацию органов в регионах
Развитие высшего сестринского образования в России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ