Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Новые приоритеты профобразования

В октябре российское правительство утвердило паспорт приоритетного проекта «Образование» по нап­равлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий».

31.10.2017
Просмотров: 5

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

В октябре российское правительство утвердило паспорт приоритетного проекта «Образование» по нап­равлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»). Мы изучили документ и собрали мнения экспертов о том, какие перемены ждут отечественную систему профобразования.

«Дорожная карта» для СПО 

О направлении национального проекта «Образование», связанном с развитием СПО, заговорили еще в августе. На заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что российская система среднего специального образования нуждается в серьезной перестройке: «У нас в этой сфере пока много проблем – и в плане технического оснащения, и с качест­вом преподавания, да и просто с количеством средних специальных учебных заведений». И это на фоне мировой тенденции: в технологически развитых странах уровень компетенций «синих воротничков» постоянно растет. Они работают с новейшим оборудованием, знают иностранные языки, запускают собственные инновационные проекты и, кстати, зарабатывают не меньше, а то и больше обладателей университетских дипломов. Для того чтобы в России массово выпускались такие кадры, нужен новый подход, перезагрузка всей системы среднего специального образования.

​К 2020 году в стране будет сформирована и апробирована новая модель конкурентоспособной системы среднего профессионального образования. На реализацию проекта направят 39,3 млрд. рублей, из них 24,4 – из федерального бюджета, 1,2 – из региональных, еще 13,6 млрд. поступят из внебюджетных источников.

«Дорожной картой» для перестройки СПО и должен стать проект «Рабочие кадры для передовых технологий». В документе сообщается, что к 2020 году в стране будет сформирована и апробирована новая модель конкуренто­способной системы среднего профессионального образования. На реализацию проекта направят 39,3 млрд. рублей, из них 24,4 – из федерального бюджета, 1,2 – из региональных, еще 13,6 поступят из внебюджетных источников. Куратор проекта – заместитель председателя правительства Ольга Голодец. Среди ключевых участников федеральные ведомства – Минобрнауки, Минтруда, Минпромторг, Минкомсвязь и Минэкономразвития, а также Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов и союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Russia».

ГОЛОДЕЦ Ольга Юрьевна ГОЛОДЕЦ Ольга Юрьевна, заместитель Председателя Правительства РФ: – Не надо изобретать велосипед. Система уже разработана мировым сообществом. Наша задача – как можно быстрее внедрить ее в профессиональные учреждения и стимулировать педагогов и ребят скорее выйти на мировой уровень подготовки.

Для справки, международная некоммерческая организация WorldSkills существует с 1947 года и объединяет более 70 стран. Под брендом WorldSkills проводится множество региональных и национальных соревнований, а раз в два года – мировой чемпионат, на который приезжают лучшие из молодых рабочих со всего мира. Россия вступила в ассоциацию WorldSkills в 2012 году, а в 2013 году в Тольятти состоялись первые всероссийские соревнования среди учащихся техникумов и колледжей. По итогам была сформирована национальная сборная РФ, которая выступила на мировом первенстве WorldSkills в Лейпциге и… заняла 41-е место из 54. После неудачного дебюта стало ясно – готовить наших специалистов нужно по-другому, согласно международным требованиям. К следующему мировому чемпионату участников национальной сборной тренировали как спортсменов к Олимпиаде: соревнования в России и за границей, общение с лучшими наставниками и психологами, «стресс-чемпионаты», на которых задания требовалось выполнить в экстремально сложных условиях. И вот в 2015 году на чемпионате во французском Лилле сборная России заняла уже 14-е общекомандное место и завоевала 6 медалей «За высшее мастерство».

Олимпиада рабочих рук

Но настоящим прорывом стало выступление в начале декабря этого года на чемпионате EuroSkills, который проводился в шведском городе Гетеборг. Российская сборная завоевала первое место в общекомандном зачете и привезла домой 2 золотые, 2 серебряные, 1 бронзовую медали и 11 наград за профессионализм. Победителей лично поздравил в Кремле Президент РФ Владимир Путин: «Нам нужны такие специалисты, как вы. Нужны такие специалисты экономике, потому что без такого уровня подготовки невозможно двигаться вперед, просто невозможно развиваться. Уверен, что это должно отразиться на всей системе профессиональной подготовки, особенно в регионах, с тем чтобы на предприятиях, в административных органах ориентировались именно на этот стандарт, который вы сейчас задаете».

Приведем и мнение вице-премьера Ольги Голодец: «Не надо изобретать велосипед. Система уже разработана мировым сообществом. Наша задача – как можно быстрее внедрить ее в профессиональные учреждения и стимулировать педагогов и ребят скорее выйти на мировой уровень подготовки».

Уже первые региональные и национальные чемпионаты WorldSkills не прошли даром для российского профобразования: в регионах, примкнувших к движению, увеличилось количество абитуриентов средних специальных учебных заведений, а в колледжах, принимающих участие в соревнованиях рабочих профессий, повысился конкурс при поступлении. И это не удивительно. Побывать на международных соревнованиях, привезти домой медаль за профессиональные достижения, получить выгодное предложение о работе, еще не окончив техникум, – все это стало вполне достижимым для тех, кто сегодня учится в системе профобразования. Впервые за несколько десятилетий абитуриенты начинают поступать в ссузы не потому, что больше никуда не взяли, а потому, что это действительно перспективно.

​Уже первые региональные и национальные чемпионаты WorldSlkills не прошли даром для российского профобразования: в регионах, примкнувших к движению, увеличилось количество абитуриентов средних специальных учебных заведений, а в колледжах, принимающих участие в соревнованиях рабочих профессий, повысился конкурс при поступлении.

Как сообщается в паспорте проекта «Рабочие кадры для передовых технологий», наращивать масштабы движения WorldSkills в России планируется и в дальнейшем – за счет новых участников и новых компетенций. Сегодня оно охватывает уже все регионы России, кроме одного – Карелии. В 2016 году национальный финал чемпионата рабочих профессий прошел уже по 99 дисциплинам, в том числе по 17 компетенциям для детей. Кроме того, был организован чемпионат экспертов и соревнования FutureSkills по таким компетенциям, как лазерные технологии, реверсивный инжиниринг, технологии композитов.

УРАЗОВ Роберт Наилевич УРАЗОВ Роберт Наилевич, генеральный директор союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Russia»:

– Мы не стремимся, чтобы демонстрационный экзамен сдавали все миллионы учащихся СПО/ВПО, – это пока нецелесообразно. Уровень подготовки не такой высокий, чтобы надеяться за массовое прохождение экзамена. Нам важнее на практике подготовить десятки суперпрофессионалов вместо тысяч «прослушавших образовательную программу».

В августе 2019 года 45-й мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills пройдет в Казани. Право проведения столица Татарстана завоевала на Генеральной ассамблее WorldSkills Competition – 2015 в бразильском Сан-Паулу. За честь принять у себя соревнования высочайшего уровня боролись, кроме России, Франция и Бельгия. В итоге столица Татарстана обошла Париж и Шарлеруа: 31 из 57 представителей стран-участниц движения проголосовал за нашу страну. Ожидается, что в чемпионате примут участие более 1,5 тыс. конкурсантов и 3 тыс. экспертов по 50 рабочим специальностям из 76 стран. Специально для соревнований в Казани строится новый выставочный центр площадью более 55 гектаров. Его возведение должны завершить уже к 2018 году, как указано в приоритетном проекте. Член экспертного совета АСИ Павел Лукша считает, что сейчас для российского проф­образования – уникальный момент. Подготовка к мировому чемпионату WorldSkills в Казани должна стать катализатором для крупных изменений в системе СПО. «Чем быстрее мы внедрим эти изменения в массы, тем быстрее сможем показать всему миру, что у нас действительно качественная подготовка, соответствующая современным требованиям. Я бы рассчитывал, что уже в ближайшие три года мы увидим реальные изменения», – подчеркнул эксперт в интервью ТАСС. Национальная сборная будет готовиться к мировому первенству не только в региональных центрах компетенций, но и в Анапе – на базе детского центра «Смена». Там уже создан всероссийский учебно-тренировочный центр профессионального мастерства. В «Смене» молодые люди будут изучать английский язык, отрабатывать так называемые «мягкие навыки»: стрессо­устойчивость, умение работать в команде, физическую подготовку. Кроме того, до 2018 года в «Смене» построят Парк будущего – комплекс из шести кластеров: «Транспорт», «Строительство», «Сервис и дизайн», «Промышленность», «Профессии будущего», «Информационные технологии». Здесь будут проводить экскурсии, различные профессиональные пробы и образовательные программы для старшеклассников.

Умеешь сам – научи других

Для распространения лучших международных стандартов профобразования в нашей стране в ближайшие годы будет выстроена новая образовательная инфраструктура. В регионах появятся специализированные центры компетенций, аккредитованные по стандартам «WorldSkills Russia». Уже в 2017 году откроют 85 таких центров, в 2018-м их будет 115, в 2019-м – 125, в 2020-м – 175. Также при ведущих инженерных вузах предполагается создать 7 межрегиональных центров компетенций: в Московской области – по строительству, в Ульяновской – по транспорту, в Тюменской – по сервису, в Татарстане – по информационным технологиям. Республика Чувашия, Хабаровский край и Свердловская область создадут центр компетенций по машиностроению и автоматизации технологических процессов. В каждом из этих центров будут действовать два подразделения. Во-первых, тренировочный полигон для оттачивания мастерства призерами национальных и региональных чемпионатов – кандидатами в национальную сборную. Во-вторых, учебный центр – своеобразная экспериментальная лаборатория, которая будет отбирать, анализировать, а затем транслировать на всю Россию лучшие практики и образовательные технологии.

Еще один важный элемент новой образовательной инфраструктуры – Базовый центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Здесь с начала 2016 года уже прошли курс 700 мастеров производственного обучения из 535 образовательных учреждений страны. И это лишь начало большой работы, которую планируется провести с руководителями и педагогами ссузов. В мае 2017 года в России вступят в силу новые образовательные стандарты по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям. В учебных заведениях, внедривших новые ФГОС СПО, государственная итоговая аттестация выпускников будет проводиться в формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Для проведения демонстрационного экзамена и чемпионатов «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» подготовят не менее 30 тыс. экспертов, 2,8 тыс. мастеров производственного обучения.

На своей интернет-странице генеральный директор сою­за «WorldSkills Russia» Роберт Уразов так написал о демонстрационном экзамене: «Мы не стремимся, чтобы его сдавали все миллионы учащихся СПО/ВПО – это пока нецелесообразно. Уровень подготовки не такой высокий, чтобы надеяться за массовое прохождение экзамена. Нам важнее на практике подготовить десятки суперпрофессионалов вместо тысяч «прослушавших образовательную программу». Что в ито­ге – несколько тысяч, а потом и десятков тысяч ребят, способных работать быстрее и лучше, чем наши основные конкуренты в мире, создающих новую экономику». В документе «Рабочие кадры для передовых технологий» указывается, что в 2017 году российские ссузы выпустят 2,5 тыс. молодых людей, чей уровень подготовки будет соответствовать стандартам «WorldSkills Russia», в 2018 году таких выпуск­ников будет уже 10 тыс., в 2019 году – 30 тыс., а в 2020 году дипломы получат уже 50 тыс. профессионалов.

Численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills Russia (тыс. человек за год)

В паспорте приоритетного проекта упоминаются и риски. Проведению всех запланированных мероприятий может помешать сокращение федерального, регионального или внебюджетного финансирования, неготовность самих ссузов к интенсивной модернизации образовательных программ и недостаточный уровень их взаимодействия с предприятиями и органами власти. Риски есть, но и возможности велики, сообщается в документе. В тех городах и районах, где профессиональное образование удастся вывести на качественно новый уровень, естественным образом повысится престиж рабочих специальностей и производительность труда на предприятиях, в регионы придут новые инвестиции и оживится экономика, а главное, что за счет повышения качества услуг в сфере ЖКХ, строительства, автосервиса, туризма – везде, где работают специалисты с дипломами профобразования, – улучшится и качество повседневной жизни людей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, ао-92, качество образования

Похожие материалы:
Дополнительное образование детей
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ
Технологии сопровождения одаренных детей
Новый уровень модернизации НПО и СПО
Лидер высшей школы Башкортостана
Алгоритм подготовки востребованных кадров
Технология подготовки практикоориентированной площадки
СПО: сентябрьские тезисы
Современные вызовы педагогического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#93Педагогика опережающего развития
#90Актуальные направления развития российского образования
#88Паспорт региона: Самарская область
#92Модернизация ДПО как гарантия качества
#86Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны