Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новый подход к образованию ориентирован на студента

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – вуз, который по-новому строит свои отношения с социальными партнерами. В своем интервью проректор по учебной работе И.П. Черная рассказывает о том, что нужно сделать, чтобы работодатели признали бакалавров хорошо подготовленными специалистами высшего звена.

Просмотров: 2060
ЧЕРНАЯ Ирина Петровна – проректор по учебной работе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, доктор экономических наук, профессор

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – вуз, который по-новому строит свои отношения с социальными партнерами. Привлекает их к разработке и реализации образовательных программ, совершенствует и обновляет материально-техническую базу, – словом, основательно готовится к переходу на уровневую систему подготовки специалистов. О трудностях, возникающих на этом пути, и о том, что нужно сделать, чтобы работодатели признали бакалавров хорошо подготовленными специалистами высшего звена, рассказывает в своем интервью проректор по учебной работе Ирина ЧЕРНАЯ.

– Переход на ФГОС-3 – процесс сложный. Есть ли у вас трудности с составлением учебного плана?

– Да, мы уже столкнулись с ними и, без сомнения, встретимся в дальнейшем.

Одна из ключевых проблем –отсутствие полноценного нормативного и методического обеспечения. Наш вуз ведет подготовку по 30 направлениям ВПО. По каждому должны быть разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты и основные образовательные программы. Но в действительности по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» есть только проект ФГОС, а примерные образовательные программы утверждены всего по двум направлениям – 100800 «Товароведение» и 210400 «Радиотехника», в остальных случаях приходится оперировать проектными документами. Общего перечня утвержденных стандартов и примерных основных образовательных программ до сих пор нет. Документы приходится искать на сайтах различных УМО, а это, учитывая широкий спектр специальностей и направлений подготовки, достаточно трудоемкий процесс. Целесообразнее было бы создать единую базу ФГОС и примерных программ. К тому же, хотелось бы видеть рекомендации по специфике и применению содержательной части предусмотренных профилей, а они есть далеко не везде. Все перечисленное создает трудности с определением профилей подготовки, разработкой учебных планов.

Проанализированные нами стандарты и проекты примерных программ не отличаются унифицированностью даже в рамках одной укрупненной группы. Например, учебный цикл Б2 называется поразному: математический и естественнонаучный; информационно-правовой; математический, естественнонаучный и программно-информационный; математический и информационно-технический; естественнонаучный и даже общепрофессиональный. В результате, возникают дополнительные сложности, связанные не только с оптимизацией учебного процесса, но и созданием нормативной базы академической мобильности студентов.

Нередко встречаются и расхождения между стандартами и рабочими программами, порой содержащие элементарные математические ошибки. Так, например, по направлению 030300 «Психология» базовая часть гуманитарного, социального и экономического цикла должна иметь объем в 20-22 зачетные единицы. Перечень дисциплин для разработки примерных программ состоит из 13 наименований, и, если предусмотреть по каждой дисциплине по 2 зачетные единицы, уже получается 26. Однако в примерной программе предлагаемый объем базовой части этого цикла равняется 28.

– Позволят ли содержание и сроки обучения бакалавров подготовить такого специалиста высшего звена, который нужен экономике и социальной сфере?

– Одной из задач высшей школы сегодня является определение требований к качеству подготовки специалистов с позиций результатов образования, оцениваемых работодателем, государством и обществом. Для качественной подготовки выпускников нужно создать систему оценки компетенций, учитывающую, с одной стороны, целевые ориентиры образования, а с другой – запросы потребителей. Ее разработка требует отказа от многих традиций и введения ряда инноваций, в том числе уже на этапе целеполагания. Новый подход к образованию предполагает, что организующая деятельность, структура и схемы профессионального роста заложены в самом человеке. В фокусе такого, студентоцентрированного обучения находятся фундаментальные связи между проектированием обучения на уровне образовательных программ и блоков дисциплин, отражающих схемы формирования профессиональных и личностных компетенций; организацией учебного процесса, предполагающего увеличение доли проблемного вида обучения, основанного на эвристических методах; измерением обучения, фиксирующим степень развитости того или иного профессионального качества, степень или уровень профессионализма, являющегося результатом обучения, как по отдельным блокам дисциплин, так и по программе в целом.

В университете реализуется модель мониторинга формирования профессиональных компетенций. В качестве инструментальной базы для получения аналитических данных она предлагает программы образовательного и психологического компьютерного тестирования. Таким образом, психодиагностические методики вписываются в обычный учебный процесс, сохраняя при этом присущий им индивидуальный подход и приобретая все преимущества компьютерных технологий. Основанная на мониторинге, программа психологического сопровождения процесса личностно-профессионального роста студентов включает:

  • профориентационное тестирование с использованием программы «Профориентатор» и консультирование психологом-консультантом по выбранным направлениям высшего образования (1 курс);
  • развивающие программы-тренинги (2 курс);
  • диагностику с использованием программы «Профкарьера» и консультирование психологом-консультантом (3 курс);
  • семинары-тренинги профессионального развития;
  • консультирование психологом-консультантом и диагностику профессиональных компетенций студентов магистратуры с использованием программы «Профконсалтинг»;
  • дополнительные образовательные программы практической направленности, исходя из полученных в ходе диагностики рекомендаций о сфере деятельности;
  • помощь в составлении резюме и трудоустройстве.

Комплексные психодиагностические методики «Профориентатор», «Профкарьера» и «Профконсалтинг» разработаны Центром тестирования и развития при МГУ, агентством «Гуманитарные технологии» под руководством А.Г. Шмелева.

Сегодня необходимо сделать акцент на помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планировании перспектив профессионального и личностного развития на основе точного знания своих сильных и слабых сторон.

– Как вы считаете, признают бакалавра на производстве как специалиста с высшим образованием? Если нет, что нужно сделать, чтобы работодатели считали данный уровень подготовки достаточным для предоставления бакалаврам должностей специалистов высшего звена?

– Признают, но все же не повсеместно. Чтобы бизнес-среда правильно воспринимала этот уровень подготовки, необходимо разработать соответствующую нормативно-правовую базу. А для этого, в первую очередь, принять национальную рамку квалификаций, которая будет составной частью Национальной системы квалификаций РФ, включающей отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов обучения. Только такой подход позволит создать единую российскую систему квалификаций профессионального образования, в которой так нуждаются рынки образования и труда. Она и будет основой нормативно-правовой базы.

– Какими достижениями последних лет, связанными с профилем вашей работы, вы гордитесь?

– Сегодня университет поновому строит свои взаимоотношения с социальными партнерами и привлекает работодателей к разработке и реализации образовательных программ. Мы уверены, что наш бизнесинкубатор станет ядром инновационной инфраструктуры Приморья за счет поддержки инновационных проектов и субъектов малого предпринимательства.

Эффективнее стали менеджмент и инвестиционная политика, выросло качество подготовки, о чем свидетельствуют звание лауреата конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» 2007 года и Премия Правительства РФ в области качества 2009 года.

Нашим приоритетом является реализация социальных программ и проектов, ориентированных как на улучшение условий труда и проживания сотрудников, преподавателей, студентов, так и ставящих целью развитие города и края (реконструкция и модернизация имеющихся учебных и жилых помещений, строительство новых объектов, в том числе спортивных, благоустройство окружающей среды).

Университет располагает развитой учебнолабораторной базой, в том числе лингафонными кабинетами, компьютерными классами, аудиториями с мультимедийным оборудованием, специализированными лабораториями. В Институте права и управления введен в эксплуатацию учебный зал судебных заседаний, который используется и для проведения реальных разбирательств. В Институте сервиса, моды и дизайна создан комплекс лабораторий кафедры туризма и гостиничноресторанного бизнеса, полностью обновлены лаборатории швейного производства и дизайна. В профессиональном лицее открыто отделение парикмахерского искусства. Реализован уникальный проект – введена в эксплуатацию гостиница «Аванта», имеющая интерьер и оборудование на уровне мировых стандартов. Недавно состоялся запуск эскалатора, позволяющего быстрее добраться из учебного корпуса в спортивный, а также в общежитие.

В течение 2008-2010 годов все преподаватели и студенты первыхтретьих курсов были обеспечены нетбуками. Сегодня эти электронные средства используются во всех видах учебной деятельности. Наличие на территории кампуса беспроводной связи позволяет применять их и для электронного тестирования в любой аудитории университета. К 2012 году все студенты получат по нетбуку. Это обеспечит равные условия в применении информационных технологий и свободный доступ к сетевым ресурсам.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ФГОС нового поколения в системе СПО
Год учителя. Итоги
Опыт дуального обучения и перспективы его развития
Совет ректоров Приморского края прошел во ВГУЭС
Учебный банк - форма практико-ориентированной подготовки
Роль УМО в подготовке ФГОС
Физкультурный вуз: курс на электронику и инновации
ВГУЭС – лидер бизнес-образования
Образование: через призму двух парадигм
Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ