Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Новый уровень программной аккредитации

Первые шаги по развитию сотрудничества между российским Национальным центром профессионально-общественной аккредитации и китайскими аккредитационными агентствами были сделаны несколько лет назад.

31.10.2017
Просмотров: 11

Материал опубликован в журнале №93 от 20.02.2017.

В январе на заседании Национального аккредитационного совета впервые были представлены образовательные программы зарубежного вуза. В рамках двустороннего сотрудничества Национального центра профессио­нально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр, Россия) и Центра по оценке высшего образования Министерства образования КНР (HEEC, Китай) Университет международного бизнеса и экономики (UIBE, г. Пекин) успешно прошел процедуру совместной аккредитации по двум образовательным программам «Бизнес-администрирование» и «Финансовый менеджмент».

Основы взаимодействия

Первые шаги по развитию сотрудничества между российским Национальным центром профессионально-общественной аккредитации и китайскими аккредитационными агентствами были сделаны несколько лет назад. Всего в Китае 6 таких организаций, полностью признанных Азиатско-Тихоокеанской сетью гарантии качест­ва (Asia-Pacific Quality Network): Центр по оценке высшего образования Министерства образования КНР (Higher Education Evaluation Center of the Ministry of Education, P. R. China), Шанхайский институт оценки образования (Shanghai Educational Evaluation Institute), Центр оценки высшего образования Юньнань (Yunnan Higher Education Evaluation Office), Центр оценки качества высшего образования (Evaluation Center of Chinese Education Quality), Китайский центр развития академических степеней и дипломного образования (China Academic Degrees and Graduate Education Development Center) и Институт оценки высшего образования Пекина (Beijing Education Evaluation Institute).

В 2013 году Нацаккредцентр и Шанхайский институт оценки образования подписали меморандум о понимании и реализовали программу обмена сотрудниками для изучения практики работы. Через два года в присутствии замминист­ра образования Китая, курирующего вопросы оценки качества образования, было подписано соглашение с Центром по оценке высшего образования Министерства образования КНР. Таким образом, открылись большие перспективы для взаимовыгодного сотрудничества.

Мы на практике убедились, что для китайской стороны очень интересно изучать российский опыт, и видим, что те достижения, которые есть у нас, они воспринимают, осмысливают и внедряют у себя.

Расширение масштабов

Впервые большая группа китайских коллег приняла участие во внешней экспертизе образовательных программ в октябре 2015 года в Балтийском федеральном университете им. И. Канта. Тогда в Калининград приехали 8 китайских экспертов.

В ноябре 2016 года прошла совместная внешняя экспертиза образовательных программ, реализуемых в Национальном исследовательском Нижегородском государственном уни­верситете им. Н.И. Лобачевского. В работе приняли участие 6 китайских экспертов. Итоговое решение принималось двумя органами по аккредитации (российским и китайским), и вуз соответственно получил два сертификата.

​Университет международного бизнеса и экономики (UIBE) – один из старейших вузов Китая. Создан в 1951 году, располагается в Пекине. Ведущий университет КНР в области экономики, финансов, международного бизнеса, менеджмента и права. Участник государственной программы, нацеленной на продвижение 100 китайских университетов на мировой уровень (проект 211).

Входит в топ-100 рейтинга университетов стран БРИКС (QS University Rankings: BRICS 2016) и топ-200 рейтинга университетов Азии (QS University Rankings: Asia 2016).

В состав комиссий, работавших в Университете международного бизнеса и экономики (UIBE) в декабре 2016 года, вошли 10 китайских и 4 российских эксперта. Россияне представляли такие ведущие отечественные вузы, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Санкт-Петербургский государст­венный экономический университет. Среди членов комиссии с китайской стороны в роли экспертов выступили не только ученые ведущих вузов страны, но и уполномоченные профессионального сообщества (Anton Oilfield Services Group, Powerchina International Group Limited, China Asset Management CO и China Life Insurance Company Limited) по профилю аккредитуемых программ.

– Совместная международная аккредитация программ Университета международного бизнеса и экономики – это стратегическая инициатива в области гарантии качества высшего образования, которая стала возможной благодаря тесному взаимодействию в процессе согласования стандартов и процедур совместной аккредитации. Мы благодарны российским коллегам за профессиональный подход и подбор экспертов с высокой квалификацией и большим опытом в области оценки качества образования. Участие российских экспертов в процедуре аккредитации обеспечило её беспристрастность, позволило тщательно и всесторонне оценить образовательные программы и представить уникальное международное видение качества образовательных программ UIBE. Успешное проведение совместной международной аккредитации – это важный шаг на пути к долгосрочному сотрудничеству в области гарантии качества высшего образования России и Китая, – подчеркнул генеральный директор Центра по оценке высшего образования Министерства образования КНР Ву Ян.

Наряду с китайским университетом совмест­ную аккредитацию прошли образовательные программы бакалавриата и магистратуры «Строительство» и «Социология» Дальневосточного федерального университета. По итогам университет получит два сертификата об аккредитации: российский и китайский. И это уже не первая совместная аккредитация для ДВФУ: в январе 2016 года образовательные программы по направлению «История» успешно прошли международную аккредитацию Нацаккредцентра совместно с Тайваньским советом по оценке и аккредитации в высшем образовании (HEEACT).

​«Мы на практике убедились, что для китайской стороны очень интересно изучать российский опыт, и видим, что те достижения, которые есть у нас, они воспринимают, осмысливают и внедряют у себя».

Международную аккредитацию получили образовательные программы Калининградского государственного технического университета, Нацио­нального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева, Северо-Кавказского федерального университета и Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Образовательные программы Алтайского государственного университета и Шадринского государственного педагогического университета успешно прошли профессионально-общественную аккредитацию.

Подготовка и проведение процедуры совмест­ной аккредитации включали большую предварительную работу по согласованию стандартов и критериев. Координируя работу комиссий, размышляя над различиями и сходством китайской и российской высшей школы, мы пришли к ряду интересных заключений, которыми хотим поделиться.

Количественное сравнение

Общее число студентов в Российской Федерации до 2005 года было существенно больше, чем студентов в Китайской Народной Республике, но, начиная с 2000-х годов, Правительство КНР идет на увеличение их числа, что приводит к образовательному буму, даже более мощному, чем в РФ в 90-е годы и начале 2000-х годов. Сегодня количество студентов в Китае (36 млн.) превосходит количество студентов в России, где, наоборот, с 2008-го года наблюдается противоположный тренд.

​Успешное проведение совместной международной аккредитации – это важный шаг на пути к долгосрочному сотрудничеству в области гарантии качества высшего образования России и Китая.

Однако не стоит забывать, что в КНР более 1 млрд. жителей, поэтому более корректным будет сравнение не по общему количеству студентов, а по количеству студентов на 10 тыс. населения. И здесь даже при значительном спаде количества студентов в РФ мы все равно превосходим Китай (примерно в три раза).

По количеству образовательных организаций РФ также превосходит КНР. Студентов в Китае в целом больше, но в России больше вузов. Это говорит о том, что они более мелкие по сравнению с китайскими мегауниверситетами, в которых обучается по 50 тыс. человек и более.

Топовые позиции

Интересно сравнить российские и китайские достижения в международных рейтингах. Возьмем, например, последние результаты трех наиболее популярных табелей о рангах: The Times Higher Education World University Rankings, QS World University Rankings и ARWU (Шанхайского «Академического рейтинга университетов мира»).

В рейтинг The Times Higher Education World University Rankings в настоящее время входят 52 китайских и 24 российских вуза. В топ-200 – 4 и 1, соответственно:

  • Пекинский университет (29);
  • Университет Цинхуа (35);
  • Научно-технический университет Китая (153);
  • Университет Фудань (155);
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (188).

В рейтинг QS World University Rankings включены 34 вуза КНР и 22 вуза РФ. В топ-200 – 7 и 1, соответст­венно:

  • Университет Цинхуа (24);
  • Пекинский университет (39);
  • Университет Фудань (43);
  • Научно-технический университет Китая (104);
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (108);
  • Чжэцзянский университет (110);
  • Нанкинский университет (115).

Основывая в 2003 году Шанхайский «Академический рейтинг университетов мира» (ARWU), китайцы поставили задачу – выяснить величину разрыва между китайскими вузами и университетами мирового класса, в частности, с точки зрения академической и научно-исследовательской деятельности. И, посмотрев, насколько китайские вузы отстают в мировых рейтингах, сделать выводы, войти в рейтинги и конкурировать.

​Совместная аккредитация способствует развитию образовательных программ и образовательных организаций в целом, а руководители программ имеют возможность проверить их качество на высоком международном уровне и получить рекомендации лучших зарубежных экспертов.

В ARWU учитываются вузы, имеющие лауреатов Нобелевской или Филдсовской премий, часто цитируемых исследователей, статьи, опубликованные в журналах Nature или Science, значительное число статей, вошедших в индексы научной цитируемости SCIE и SSCI.

Всего в Шанхайский рейтинг входит 41 китайский и 3 российских вуза. В топ-200 – 10 китайских и, по-прежнему, всё тот же 1 российский вуз:

  • Университет Цинхуа (58);
  • Пекинский университет (71);
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (87);
  • Университет Фудань (101-150);
  • Шанхайский транспортный университет (101-150);
  • Научно-технический университет Китая (101-150);
  • Чжэцзянский университет (101-150);
  • Харбинский политехнический университет (151-200);
  • Университет Сунь Ятсена (151-200);
  • Сианьский транспортный университет (151-200);
  • Пекинский педагогический университет (151-200).

Год от года китайские университеты поднимаются в мировых рейтингах, обходя многие американские вузы, лидировавшие ранее. Российские ведущие вузы тоже стремятся на топовые позиции, но пока их достижения более чем скромные.

Программный подход

Китай первым начал реализовывать стимулирующие проекты. Такие, например, как программа 863, проект 211, проект К-9, проект 985.

Программа 863 (название образовано от сокращенной даты начала реализации – 1986 год, 3-й месяц) – госпрограмма, направленная на стимулирование развития передовых технологий в различных областях исследований с целью обеспечения независимости от импорта зарубежных технологий. Приоритетные области высоких технологий: биоинженерия, космическая техника, информатика, лазерная техника, автоматика, энергетика, новые материалы, технологии освоения мирового океана.

Проект 211 (название образовано от сокращения – 21 век и 100 вузов) реализуется Министерст­вом образования КНР с 1995 года. Для участия отобрали около 100 ведущих вузов, задачей которых является подготовка элитных специалистов для реализации национальных проектов развития в экономической и социальной сферах. Включение университета в список означает его соответствие международным стандартам научных исследований и подготовки специалистов. В начале осуществления проекта 30 ведущих китайских университетов практически не соответствовали этим требованиям.

​По количеству образовательных организаций РФ также превосходит КНР. Студентов в Китае в целом больше, но в России больше вузов. Это говорит о том, что они более мелкие по сравнению с китайскими мегауниверситетами, в которых обучается по 50 тыс. человек и более.

Проект К-9 – объединение 9 престижных национальных исследовательских вузов Китая. Проект запущен правительством в 1998 году с целью финансирования лучших китайских исследовательских университетов в области науки и современных технологий. Это элитное сообщество по аналогии с группой ведущих американских вузов часто называют «китайской Лигой плюща». Состав лиги: Пекинский университет (расположен в Пекине, основан в 1898 году), Университет Цинхуа (Пекин, 1911), Университет Фудань (Шанхай, 1905), Шанхайский университет Цзяотун (Шанхай, 1896), Нанкинский университет (Нанкин, 1902), Чжэцзянский университет (Ханчжоу, 1897), Китайский университет науки и технологии (Хэфэй, 1958), Университет Сиань Цзяотун (Сиань, 1896) и Харбинский институт науки и технологии (Харбин, 1920).

Проект 985 (название образовано от сокращенной даты начала реализации – 1998 год, 5-й месяц) иници­ирован Цзян Цзэминем (генеральный секретарь ЦК Компартии Китая, 1989-2002). Основная цель проекта – при сотрудничестве с местными правительствами вывести на мировой уровень несколько ведущих университетов Китая. Государство выделило 9 ведущих университетов КНР, позднее список был расширен до 39. Очень похоже, что российский проект «5-100» – копия китайского проекта 985.

Такие интересные выводы позволяет сделать сопоставление тенденций развития систем высшего образования России и Китая. И, безусловно, совместная аккредитация способствует развитию образовательных программ и образовательных организаций в целом, а руководители программ имеют возможность проверить их качество на высоком международном уровне и получить рекомендации лучших зарубежных экспертов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: аккредитация, международное сотрудничество, качество образования, ао-93, акцент

Похожие материалы:
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
"Нет сомнений в необходимости воспитательной работы..."
Новый подход к выбору лучших программ
«ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» российского образования
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Рейтинги: гонка лидеров
Национальная модель аккредитации Казахстана
Задачи государственной важности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#91Академическая мобильность ангольских студентов
#92Инновационный лидер АПК Республики Татарстан
#86Стратегия развития Осинского аграрного техникума
#90Марафон ДПО
#86ДПО: независимая оценка и признание качества
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны