Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новый виток развития регионального образования

Главным результатом модернизации российского школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего экономического развития. Только ориентация на практические навыки, способность применять знания помогут выпускнику в дальнейшем состояться в выбранной профессии.

Просмотров: 2631
УБА Екатерина Владимировна – министр образования Ульяновской области, кандидат филологических
наук

В последние годы Ульяновская область динамично развивается – налицо рост социально-экономических показателей. Но, по мнению губернатора области Сергея Морозова, этого недостаточно – будущее за теми, кто развивает «экономику знаний», имеет инновационные технологии, культурные бренды. Региону будет уготовано очень скромное существование, если остаться только фабрикой, производящей продукцию на основе заимствованных технологий и пассивно наблюдающей за утеканием своих ресурсов.

О некоторых приоритетных направлениях деятельности рассказывает министр образования Ульяновской области Екатерина УБА.

Сегодня очевидно, что главным результатом модернизации российского школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего экономического развития. Только ориентация на практические навыки, способность применять знания, реализовывать собственные проекты еще в школе помогут выпускнику в дальнейшем состояться в выбранной профессии и плодотворно трудиться для процветания своего региона и всей России.

Закономерно, что одной из основных задач системы образования Ульяновской области является реализация кластерного подхода. Трендом современного мирового рынка является конкуренция не отдельных предприятий, образовательных учреждений разного уровня, а кластерных образований.

Важной отличительной чертой кластера является, прежде всего, его инновационная ориентированность. Причина объединения предприятий и образовательных учреждений в кластеры является простой и мощной одновременно – тем и другим это выгодно. И в первую очередь, с точки зрения повышения конкурентоспособности продукции, снижения издержек производства и главное – подготовки по-настоящему квалифицированных специалистов, соответствующих специфике кластера.

Уникальность кластерного подхода заключается в том, что человек погружается в «профессиональную среду» с раннего возраста, постепенно приобретая общие и практикоориентированные профессиональные знания, что дает выпускнику профильного вуза возможность достаточно хорошо узнать производство, а это существенно укорачивает период вхождения в профессию.

Суть концепции образовательных кластеров заключается в объединении под эгидой ведущего отраслевого вуза учреждений начального и среднего профессионального образования, профильных школ, базовых предприятий, основных заказчиков и потребителей специалистов. Именно кластерный подход позволяет таким образом организовать коллективное творчество, чтобы оно реально способствовало развитию потенциальных возможностей каждого участника этого процесса. Последнее позволяет активно пробовать разные виды деятельности, обогащаться навыками работы, присущими специалистам из других сфер жизни. Например, учитель может выйти за рамки привычной педагогической деятельности и адаптироваться к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности. Организованное таким образом взаимодействие позволяет по-новому увидеть возможности уже сложившихся и потенциальных связей школ с различными структурами: вузами, НИИ, государственными органами, общественными и коммерческими объединениями, – осуществить личностно значимые проекты.

В Ульяновской области уже запущено несколько проектов образовательных кластеров. Прежде всего, это авиационный. Цель проекта – удовлетворение кадровых потребностей авиастроительного комплекса региона на основе развития сквозной системы профориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов.

Кто является участниками проекта?

  • Ряд дошкольных образовательных учреждений, задача которых – формирование у детей интереса к авиации посредством включения авиационной тематики в образовательные программы дошкольных учреждений. Для этого создана соответствующая предметно-развивающая среда. Например, в детском саду № 178 Ульяновска работает детская лаборатория начальной проектной деятельности, открыт мини-музей авиации.
  • Средние образовательные школы. Например, авторский лицей № 90, лицей физики, математики, информатики № 40 Ульяновска и другие. Их задача – осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательные учреждения дополнительного образования детей. В частности, детско-юношеский аэрокосмический центр «Буран», областной центр технического творчества. Эти учреждения решают задачи содействия личностному развитию, профессиональному самоопределению детей шести-восемнадцати лет через систему работы кружков и секций, связанных с моделированием самолётов.
  • Образовательные учреждения среднего профессионального образования, среди которых Ульяновский технический колледж, Ульяновский авиационный колледж, колледж экономики и информатики ИДО УлГТУ. Здесь решают задачу краткосрочной профессиональной подготовки по профессиям, востребованным авиационной промышленностью.
  • Образовательные учреждения высшего профессионального образования. Это Институт авиационных технологий и управления Ульяновского государственного технического университета, Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Задача этих вузов – подготовка квалифицированных специалистов в области конструирования, обслуживания, пилотирования авиационной техники.
  • Потребитель или заказчик в лице ЗАО «Авиастар-СП», обеспечивающий гарантированное трудоустройство участников проекта на предприятии и реализующий меры по их закреплению на рабочих местах. «Авиастар-СП» является единственным предприятием, которое уже построило дом для молодых специалистов.

С целью создания учебного центра для подготовки специалистов в области авиации Правительство Ульяновской области ведёт переговоры с компанией «Lufthansa Technics», Оксфордским лётным колледжем – лидером в создании учебных лётных центров во всём мире.

Создание другого, ядерно-инновационного кластера в Ульяновской области также потребует подготовки профильных специалистов. Прежде всего, необходимо в полном объёме обеспечить этот кластер профессиональными кадрами, причём их подготовка должна опережать реализацию программ разработки и развития технологий. Решить эту проблему позволит создание в Димитровграде филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». В перспективе – создание в области образовательной системы, которая должна объединить три ступени образования: школу – техникум – вуз.

Реализация кластерного подхода в образовании позволит:

  • преодолеть кадровый дефицит в профильных отраслях кластера;
  • повысить качество подготовки специалистов различного уровня для авиационного, ядерного и других создающихся кластеров;
  • получить ряд преимуществ, в частности, создать единое образовательное пространство, интегрировать профессиональное образование с предприятиями отрасли, сократить сроки подготовки специалистов.

Ключевым индикатором успешной реализации кластерного подхода в образовании является:

  • в среднесрочной перспективе – подготовка высококвалифицированных специалистов по профилю кластера;
  • в ближайшей – увеличение количества участников олимпиад физико-математического профиля различного уровня, их призёров и победителей, создание совместных научных проектов с участием представителей высших учебных заведений в качестве руководителей, а также преподавателей учреждений общего и начального профессионального образования и учащихся школ и колледжей.

Прогнозируемым результатом реализации кластерной политики в регионе, таким образом, выступает ликвидация барьеров для инноваций и инвестиций, централизованной подготовки научно-ориентированных кадров.

Еще одна важная задача, решение которой является приоритетным для системы образования региона, – совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

Основным содержанием здесь выступает создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования, формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Необходимо подчеркнуть, что в Ульяновской области, в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание и достигнуты значительные успехи.

В последнее время в мире утвердилось мнение – страна, которая будет лидировать в математическом и естественнонаучном образовании сегодня, завтра станет мировым научным и инженерным лидером. Поэтому к работе в школах привлекаются ученые-физики, химики, математики. Именно так поступили в СССР в 60-е годы ХХ века, создавая физико-математические школы. Мы возвращаемся к этой идее, и сегодня она особенно продуктивна в русле кластерного подхода в образовании. В частности, при Ульяновском государственном университетесоздан лицей физики, математики и информатики, при Ульяновском государственном техническом университете – городской лицей, при Ульяновском государственном педагогическом университете – информационный научно-методический центр по развитию детской одарённости «Перспектива». Разумеется, этим не ограничивается список образовательных учреждений, развивающих талантливых ребят.

Особенно важно, что работа с одарёнными детьми с 2010 года стала приобретать централизованный и системный характер. Это стало возможным благодаря созданию на базе Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования научно-методического центра, главная цель которого – обеспечение системности, комплексности и социальной эффективности деятельности образовательных учреждений по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей. Создан банк данных одарённых детей, контент которых позволяет отслеживать достижения и уровень индивидуального развития каждого юного дарования, выстраивать траекторию его индивидуального развития, формировать рекомендации для последующего обучения и трудоустройства.

В области действуют художественные, музыкальные, спортивные школы, общеобразовательные школы с углублённым изучением отдельных предметов – 23, гимназии – 11, лицеи – 14.

Для системного выявления одарённых детей предполагается дальнейшее развитие школьных олимпиад, других соревнований, отвечающих решению этой задачи.

Анализ показывает, что за последние три года число участников на школьном, муниципальном и региональном этапах олимпиады значительно возросло, что свидетельствует о повышении популярности олимпиадного движения в регионе.

По итогам областных социально значимых мероприятий одарённым детям Ульяновской области ежегодно присуждаются премии Президента РФ. В 2009 году премии в размере 60 тыс. рублей были присуждены пяти победителям всероссийской олимпиады школьников, 30 тыс. рублей – девяти призерам. В 2010 году в Министерство образования и науки РФ направлено ходатайство о присуждении премии Президента России 15 победителям и призерам всероссийской олимпиады.

Ежегодно одарённые дети, их учителя и научные руководители получают губернаторскую премию, а родители награждаются дипломом губернатора области за достойное воспитание детей.

В планах – организация работы по сопровождению и поддержке талантливых ребят в течение всего периода их обучения. Движение к этой цели осуществляется в двух направлениях.

Это, в первую очередь, организация тесного взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования – домов и дворцов детского творчества, станций юных техников, клубов. Сеть образовательных учреждений, в которой будет происходить развитие детей, должна включить и школы-пансионы для одаренных детей, и школы-ресурсные центры, «магнитные школы» (учебные центры для углубленного изучения конкретной области знания), специализированные классы, группы смешанных способностей, учреждения дополнительного образования (школы искусств, спортивные и языковые).

Уже разработана концепция создания школы-интерната для одарённых детей «Симбирский пансион» – сетевой специализированной естественно-научной школы МИФИ, которая станет ключевым звеном центра подготовки и переподготовки кадров ядерного кластера, где произойдёт интеграция образования, науки и производства, – (примерный объем финансирования – 968 млн. рублей). Это будет нетиповое образовательное учреждение высшей категории, осуществляющее углубленное дифференцированное обучение по программам основного общего и среднего (полного) общего образования с реализацией начального этапа профессионального образования в профильных классах с углубленным изучением естественных наук с двух-годичным, трехгодичным и четырехгодичным циклами обучения. Создание «Симбирского пансиона» позволит:

  • разработать новую, эффективную и тиражируемую модель естественно-научного образования школьников, как первичного звена подготовки квалифицированных научных кадров в ядерном кластере;
  • повысить общий уровень преподавания естественных дисциплин в средней школе и, в конечном счете, улучшить качество подготовки научных и управленческих кадров для нужд инновационной экономики страны.

Вторым направлением является открытие при региональных университетах и исследовательских лабораториях очных и заочных (дистанционных) постоянно действующих школ для одаренных детей. Академическая наука должна приблизиться к ребёнку, который сам тянется к ней! В этом, прежде всего, необходимо проявление заинтересованности вузов как очередное подтверждение реализации кластерного подхода в региональной системе образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Аккредитация: доверять или проверять?
Обновления образовательной системы Северной Осетии-Алании
Год большого строительства и инноваций
Как объективно оценить качество образования?
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Ульяновская область. Региональный обзор
Формирование общеславянского образовательного пространства
Эволюционный характер обучения
Обзор рынка труда Ульяновской области
Социальное партнерство – залог подготовки профессионала

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ