Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О чем еще говорят… европейцы

Очередной, третий по счету, форум Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) состоялся в Праге на базе Чешского агентства по гарантии качества – Аккредитационной комиссии Чешской Республики (Akkreditacni Komise Česka Republika – AKČR). Это была представительная встреча 75 делегатов от 47 агентств из 28 европейских стран.

Просмотров: 2574
В.И. ЧЕПУРНЫХ, начальник международного отдела Нацаккредцентра, кандидат филологических наук

Очередной, третий по счету, форум Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) состоялся в Праге 25-26 апреля на базе Чешского агентства по гарантии качества – Аккредитационной комиссии Чешской Республики (Akkreditacni Komise Česka Republika – AKČR).

Общий план

Это была представительная встреча 75 делегатов от 47 агентств из 28 европейских стран, что подтверждает высокую заинтересованность членов и партнеров ENQA в деятельности организации и готовность активно участвовать в решении актуальных вопросов, возникающих в ходе деятельности агентств гарантии качества на Европейском пространстве.

Основное внимание уделялось обсуждению результатов работы нескольких тематических фокус-групп ENQA, созданных в марте-октябре прошлого года для углубленной разработки таких вопросов, как превосходство в высшем образовании, влияние систем гарантии качества на высшее образование, обучение в течение всей жизни, развитие человеческих ресурсов агентств гарантии качества, участие стейкхолдеров в процедурах оценки образования. Приоритетность этих аспектов была предопределена всем ходом развития системы гарантии качества на европейском пространстве и, в частности, появлением новой практики оценки образовательных программ, новых «игроков» в сфере гарантии качества и, конечно, постановкой новых целей и задач на встрече министров образования стран Болонского процесса в г. Бухаресте (апрель, 2012).

В поисках превосходства

Определение самого понятия «excellence» в приложении к сфере гарантии качества образования является изначально сложной задачей, – отметил Стивен Джексон, руководитель одной из фокус-групп. Кроме того, что существует множество определений превосходства, очень трудно сформулировать одно универсальное, пригодное для всех случаев. Понятие «превосходства» связано с социальными, культурными, политическими и экономическими факторами. И при определении его в контексте высшего образования необходимо учитывать ожидания и приоритеты различных групп участников этого процесса. Также при определении термина «превосходство» необходимо не упускать из виду цель, которой служит это определение: например, выявление эффективно работающих вузов-лидеров, или лучших образовательных программ, или места, занимаемого вузом в национальных и международных рейтингах.

Вместе с тем, существует ли вообще такое явление, как превосходство. Что это: осязаемая реальность, непрерывное движение вперед или постоянно ускользающий горизонт? Если мы сочтем превосходство осязаемой реальностью, то возникает естественный вопрос о границах этой реальности. Традиционно термин «превосходство» связывают с отличием, качеством, которое превосходит пороговый стандарт. Но можно ли раздвинуть границы этого определения?

Классическое определение «превосходства» связано с понятием стандарта и интерпретируется как соответствие цели (fitness for purpose). Но если связать превосходство с получением каких-то неожиданных результатов, не запланированных ранее, то можно прийти к иному толкованию термина и интерпретировать «превосходство» как инновацию, что применимо и к сфере высшего образования.

Дискуссия по этому вопросу нашла продолжение в рамках секционного обсуждения четырех рабочих групп, а итоги подвели на заключительном заседании первого дня форума.

«Как слово наше отзовется»

Этот ракурс был объектом исследования рабочей группы под председательством Джозефа Грифолла, члена правления ENQA и исполнительного директора Агентства гарантии качества Каталоньи – AQU (Испания).

Влияние гарантии качества на высшее образование является одной из современных широко дискутируемых глобальных проблем. Усилия специалистов направлены на оценку эффекта, который оказывают ее процессы и процедуры на высшее образование. В настоящее время многие страны уже предпринимают или планируют инициативы по измерению влияния действующих систем внешней гарантии качества на состояние дел в высшем образовании, в частности, на национальную политику в области оценки и контроля качества, управление вузами, образовательный процесс и прочее.

В презентации господина Грифолла «Воздействие гарантии качества: критическая точка» были подведены предварительные итоги работы группы, определившей и проанализировавшей области воздействия систем гарантии качества, разработавшей методику исследования. Чрезвычайно сложно измерить влияние процессов и процедур гарантии качества на обучение студентов вузов, уровень преподавания, оценивание результатов обучения, управление, а также удовлетворенность стейк-холдеров, поскольку на качество образования одновременно воздействует множество других внешних факторов, действующих по отдельности и во взаимодействии друг с другом.

Пожизненная гарантия

Директор Фонда по международной аккредитации программ делового администрирования – Foundation for International Business Administration Accreditation, FIBAA (Германия) Дайсуке Мотоки представил результаты работы фокус-группы, исследовавшей проблемы обучения в течение жизни. В ее задачи входило определение основных вызовов и проблем в области обучения в течение жизни и предложение путей их разрешения. В результате были сделаны два основных вывода: во-первых, необходимо всемерно способствовать прозрачности и совместимости квалификаций, получаемых в этой сфере, главным образом за счет разработки структуры гарантии качества; во-вторых, существует потребность в адаптации Европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества в высшем образовании (ESG) как базового документа для работы аккредитационных агентств или создании новых стандартов применительно к обучению в течение жизни.

Вузы не должны упускать этот вид обучения из внимания и считать его одной из ключевых областей своей деятельности, при этом учитывая и провайдеров не из академической сферы. Для увеличения мобильности студентов необходимо облегчить доступность высшего образования путем учета предшествующего образования и в независимости от образовательного, социального и возрастного статуса.

Необходимо также усовершенствовать методы установления эквивалентности и признания квалификаций, полученных в сфере непрерывного образования. Основные проблемы на этом пути – отсутствие прозрачности и гарантии качества и разнообразие предлагаемых программ и курсов, как по структуре, так и по качеству.

Вследствие разнородности потребителей провайдеры непрерывного образования должны разрабатывать гибкие маршруты обучения для расширения круга возможных студентов и удовлетворения потребностей «нетрадиционных» обучающихся, использовать инновационные методы обучения и развивать разнообразные концепции обучения, которые бы позволили продолжать образование посредством различных курсов в течение всей трудовой жизни.

В заключение своего выступления Дайсуке Мотоки подчеркнул значимость процессов внутренней и внешней гарантии качества применительно к сфере обучения в течение жизни.

Зачем необходим «стейкхолдер»

После встречи министров образования в Бухаресте круг стейкхолдеров, вовлеченных в Болонский процесс, расширился, а также несколько изменилось и понимание их роли в проведении процедур гарантии качества высшего образования. К четырем организациям, представляющим различные группы стейкхолдеров (Европейская ассоциация университетов, EUA – Европейская ассоциация учреждений профессионального образования, EURASHE – Европейский союз студентов, ESU – Европейская ассоциация агентств гарантии качества в высшем образовании, ENQA), присоединились представители работодателей (Businesseurop) и академического сообщества (Education International), а также Европейский реестр агентств гарантии качества (EQAR).

В связи с этим возникла необходимость вернуться к определению понятия «стейкхолдер» и его границ. Рассматривая вовлеченность профессорско-преподавательского состава в процедуры гарантии качества, Рафаэль Ллавори – член правления ENQA, представитель ANEСA (Испания) – подчеркнул, что роль преподавателей не должна ограничиваться только участием в работе внешних экспертных комиссий, но и определением стандартов качества.

По-новому рассматривается и роль работодателей, которые могли бы принимать участие в разработке учебных программ с учетом своих требований к выпускникам, а также участвовать в качестве консультантов в области гарантии качества.

Поставив точку… отсчета

Последний вопрос в повестке дня форума был посвящен новой редакции Стандартов и рекомендаций для гарантии качества на Европейском пространстве (ESG). С презентацией на эту тему выступила член правления ENQA Тиа Луккола.

Поручение пересмотреть и доработать содержание этого документа было дано министрами стран Болонского процесса в 2009 году. С момента первой публикации прошло уже семь лет, и возникла необходимость внесения некоторых изменений для отражения современного состояния сферы гарантии качества. За эти годы было получено множество рекомендаций по поводу совершенствования документа с учетом опыта, накопленного в европейских странах. В настоящий момент рабочая группа близка к завершению проекта, который будет представлен на обсуждение в октябре 2013 года.

Пражский форум-2013 позволил участникам за два дня рассмотреть и обсудить широкий круг вопросов, касающихся состояния сферы гарантии качества на европейском пространстве, обменяться практическим опытом и наметить ближайшие перспективы развития.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
APQN: система поощрений как признание репутации
Роль студентов в процессе гарантии качества
Европейские рекомендации, российские решения
Системы гарантии качества "новой Европы"
Оценка качества транснационального образования
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
Форум членов ENQA
Профессиональная мобильность как инструмент гарантии качества
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ