Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Качество образования определяет содержание

Оценка качества образования остается одной из самых сложных тем, находящихся в центре внимания профессионально-педагогического и экспертного сообщества. Примечательно, что Программы международной оценки качества предполагают оценку компетенций студента как "мыслящего гражданина".

Просмотров: 2466

Оценка качества образования, – несомненно, одна из самых сложных тем, остающихся в центре внимания международного профессионально-педагогического и экспертного сообщества. Потому что качество – категория субъективная (в том смысле, что это характеристика субъекта, личности). А как и чем измерить личность? Отсюда и сложности в поисках адекватных технологий оценки. Недаром, цель Программы международной оценки студентов (ПМОС), используемой сегодня в странах ОЭСР, – оценка компетенций студента как «мыслящего гражданина». Обратите внимание, какова формулировка: «мыслящий гражданин»!1 А не просто удачно заточенный «винтик» под будущую сферу профессиональной деятельности.

В этом контексте у общественно-профессиональной аккредитации, система которой сейчас выстраивается в России, куда больше возможностей и поля для маневра с ее методами «интервью» со студентами, преподавателями, экспертными опросами и другими субъективными подходами… Поскольку они и позволяют более подробно увидеть внутренние горизонты «мыслящего гражданина».

Знаете, иногда очень полезно взглянуть на современность через призму истории. Есть замечательная книга – «Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917)». Среди прочего опубликованы в книге прелюбопытные письма студента МГУ Василия Ключевского своему другу, однокласснику по Пензенской духовной семинарии Порфирию Гвоздеву. Вот как вспоминает выдающийся в будущем русский историк о своем поступлении на историко-филологический факультет лучшего российского университета: «Первый экзамен был письменный. Тема «Мое воспитание». «Господа, – сказал профессор, – пишите прямо дело, без философских умствований и предисловий». «Господа, – продолжал г. Буслаев (один из самых ярких и любимых студентами того времени преподавателей университета. – Прим. ред.) речь этого профессора, – обратите особенное внимание на правописание: одна орфографическая ошибка отнимает право на поступление в университет».

Вот так вот – всего лишь одна орфографическая ошибка… Ну, а сама тема первого вступительного экзамена – «Мое воспитание»? Каково? Интересно, хоть где-нибудь практикуются ли сочинения на подобные темы в современных российских учебных заведениях? (Не говорим уж о такой попутной мелочи, как обращение именитых профессоров к «зеленым» абитуриентам не иначе как «господа»).

Какие же вступительные экзамены практиковались в университете середины позапрошлого века? Василий Ключевский тоже о них вспоминает: письменный экзамен (тему см. выше), «русская словесность и закон Божий», «история и география», «математика и физика», далее – экзамен по классической древности (латинский и древнегреческий языки) и, наконец, заключительный экзамен по иностранным языкам – немецкому и французскому. Заметьте, сдавал всю эту прорву предметов выпускник провинциальной семинарии, где, видимо, весьма неплохо учили.

Переводя эти строки в плоскость современности, напрашивается вывод о важнейшей составляющей качественного образования – его содержании. Но когда в российских общеобразовательных школах вводят третий урок физкультуры за счет сокращения часов литературного чтения (и не только), когда в новоиспеченных учебниках с горделивой биркой «ФГОС» встречаются грубейшие ошибки, когда программа одного школьного предмета не согласуется с программой другого предмета, очень сложно сказать, какого абитуриента, какого «мыслящего гражданина» заполучит даже МГУ, остающийся одним из лучших отечественных университетов в первой четверти XXI века.

И еще один фрагмент из письма Василия Ключевского невозможно не процитировать: «Вот я вывел тебе некоторых корифеев не только университетской, но и всей русской науки. Буслаев, Ешевский, Сергиевский – разве не вся Россия знает их, как самых смелых бойцов науки и образования?».

Это, как читатель понимает, к вопросу о престиже преподавательской профессии. Пока о своих «самых смелых бойцах» науки и образования вновь не будет знать «вся Россия», о взращивании и воспитании «мыслящего гражданина» можно забыть. Измерять и оценивать просто будет нечего.

Подготовила Марина Брылякова.

1 См: «Обзоры ОЭСР по инновационной политике: Российская Федерация», 2011 г.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: марина брылякова, качество образования, акцент, ао-51

Похожие материалы:
Бюджет 2014-2016: финансирование национальной системы образования
Шанс для развития кораблестроительного образования
ЛЭТИ: Система качества вуза – желание или необходимость?
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
Лучшие образовательные программы - результат экспертной оценки
Экспресс-форум: как обеспечить качество образования
Качество образования определяет содержание
Народный мониторинг
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
С 6 по 10 августа 2018 года в Красноярске пройдёт третье тестовое мероприятие Зимней универсиады...
В МИЭТе создают базовую станцию 5G
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ)...
Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
В Забайкальском крае завершился VII Всероссийский молодежный форум «Горная школа -2018»....
Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
С 15 по 21 июля в Торонто (Канада) проходит 19-ый Международный конгресс социологов «Power,...
Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
В Сибирском федеральном университете в рамках стратегического проекта «CDIO — инженерный...
Из журнала
#92Негосударственный сектор как ресурс
#92Залог достойного будущего
#90Как повысить качество инженерного образования
#91Интернационализация российского образования
#91Проблемы и риски процедур оценивания
Информационная лента
08:36В Красноярске пройдёт масштабный форум ФИСУ
08:23Преподаватели БАГСУ представляют республику на Всемирном конгрессе социологов.
08:15Студентов CDIO научат работать в условиях, когда нет права на ошибку
08:51Преподаватели ИРНИТУ выступили лекторами Горной школы в Забайкалье
11:36В МИЭТе создают базовую станцию 5G