Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Об итогах национального проекта «Образование»

В 2016 году исполнилось десять лет с начала реализации приоритетного национального проекта «Образование», положившего начало модернизации российского образования.

Просмотров: 1190

Материал опубликован в журнале №93 от 20.02.2017.

«Информационная карта» российского образования

В 2016 году исполнилось десять лет с начала реализации в России приоритетного национального проекта «Образование». Тогда же – с создания первых федеральных университетов – началась и «закладка новой архитектуры» российской высшей школы. Как изменилось отечественное образование за эти годы, какие важнейшие решения были приняты и какие цели ставятся на будущее – об этом наш краткий обзор, приуроченный к юбилейному году.

Ключевые преобразования: краткий ретроспективный обзор

Как известно, 2005-2014 годы были объявлены Организацией Объединенных Наций «Десятилетием образования в интересах устойчивого развития». Глобальная цель данной инициативы – достижение такого уровня образования, при котором оно могло бы ответить на серьезнейшие вызовы наступившего столетия.

Итак, новое содержание, новое качество, новый уровень сотрудничества и кооперации – вот характеристики образования XXI века.

Правительства многих стран инициировали процессы реформирования своих национальных систем образования. Россия не стала исключением: масштабные преобразования происходят и у нас. Ретроспективно перечислим лишь некоторые важнейшие события, ставшие ключевыми для изменения российского образования.

​ФАКТ

  • Российская Федерация сегодня:
  • занимает 9-е место среди 223 стран по численности населения (146 млн. человек);
  • входит в группу стран с высоким уровнем Индекса человеческого развития (Human Development Index)(50-е место среди 188 стран);
  • входит в группу стран с максимальными значениями совокупной доли учащихся в возрасте 5-18 лет (98,7% – в 2012 году, 99,4% – планируемый уровень в 2020 году);
  • занимает 43-е место среди 128 стран в рейтинге Глобального инновационного индекса (Global Innovation Index). По сравнению с 2012 годом, страна улучшила свои позиции в данном рейтинге на 8 пунктов;
  • по оценке экспертов, на положительную динамику России в рейтинге Global Innovation Index существенно повлияли ее традиционно высокие позиции по ряду показателей-субиндексов, характеризующих качество человеческого капитала, а именно: «Образование» (27-е место среди 128 стран), «Высшее образование» (23-е место), «Научные исследования и разработки» (25-е место), «Создание знаний» (21-е место).

2003 год – официальное присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу. Цель – включение и участие России в процессах создания и гармонизации единого европейского образовательного пространства. В результате:

  • высшая школа РФ перешла на уровневую систему подготовки кадров – бакалавриат/магистратура (обучение по некоторым направлениям – в частности, по инженерии и медицине – длится пять лет, и поэтому выделено в отдельный уровень – «специалитет»);
  • введена система зачетных единиц (ECTS);
  • по окончанию обучения выдается приложение к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимому с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement);
  • создана система признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах – участниках Болонской декларации;
  • разработаны и действуют сопоставимые методологии и критерии оценки качества образования, что позволяет проводить общественно-профессиональную экспертизу качества российских образовательных программ на международном уровне;
  • к 2020 году доля высших учебных заведений, где будут реализованы все основные требования Болонского процесса, достигнет 100%; этот итоговый индикатор реализации Болонского процесса в России установлен Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы.

2006 год – в России стартует приоритетный национальный проект «Образование». Цель – комплексная модернизация всех уровней образования для достижения нового качества, отвечающего современным запросам общества. В результате:

  • обновлена материально-технологическая база образовательных организаций;
  • на конкурсной основе определены и поддержаны государственным финансированием лучшие программы развития образовательных организаций;
  • разработан и апробирован механизм выделения и государственной поддержки вузов-лидеров (федеральные университеты);
  • опыт, наработанный организациями-лидерами образования, внедряется в массовую практику образовательной деятельности;
  • государство за два года реализации проекта (2006-2008) получило уникальный управленческий опыт, который лег в основу современной национальной политики в области образования.

​ФАКТ

  • Национальный проект «Образование», первые итоги:
  • 57 вузов, 9 тыс. школ, 340 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования получили государственное финансирование на реализацию своих программ инновационного развития;
  • 40 тыс. лучших учителей и 21 тыс. представителей талантливой молодежи поощрены денежными грантами;
  • свыше 800 тыс. школьных педагогов включены в систему дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство;
  • около 55 тыс. комплектов нового учебного оборудования, почти 10 тыс. школьных автобусов поставлены в образовательные организации России.

2008 год – начало поэтапного внедрения нового поколения Федеральных государственных стандартов (ФГОС), основанных на компетентностном подходе. Цель – адаптация содержания образования современным запросам личности, экономики, общества и государства. Благодаря «рамочному» характеру стандартов нового поколения образовательные организации получили большую самостоятельность для формирования содержания образовательного контента. Например, при разработке программ бакалавриата сегодня вуз имеет право самостоятельно определять до 50% набора учебных дисциплин (модулей), а программ магистратуры – до 70%. В результате:

  • образовательные организации обрели инструмент быстрого и гибкого реагирования на динамично меняющиеся требования современной экономики и общества;
  • работодатели получили возможность непосредственного участия в составлении учебных планов и программ (сегодня педагогическое сообщество и объединения работодателей ведут очень активную совместную работу по разработке и сопряжению профессиональных и образовательных стандартов, координатором этого является созданный в 2014 году Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям – http://nspkrf.ru/news-nspk.html, на который возложено в том числе «содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций»);
  • введение ФГОС нового поколения вкупе с другими мерами обеспечивает достижение новых образовательных результатов, преемственность уровней образования, практическую реализацию требований Болонского процесса, в том числе формирование модели «образование в течение всей жизни» (life long learning, LLL).

​ЦЕЛЬ

К 2020 году Россия намерена войти в число 15 лучших стран по итогам Programme for International Student Assessment (PISA), а также достигнуть «пятерки» лучших стран по итогам Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) и Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS). Среди основных факторов прогресса качества школьного образования – создание к 2020 году современных условий обучения в 100% общеобразовательных организаций России.

2012 год – принят новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Цель – установление правового поля, адекватного современным практикам и стратегиям развития национальной системы образования. В результате:

  • еще раз подтверждено конституционное право каждого гражданина РФ на образование;
  • государством гарантированы общедоступность и бесплатность общего образования и среднего профессионального образования, а также возможность получить бесплатное высшее образование на конкурсной основе;
  • впервые законодательно закреплено право граждан на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение;
  • заявлено о заинтересованности Российской Федерации в расширении международного сотрудничества в области образования, в том числе через развитие академической и студенческой мобильности, реализацию совместных образовательных программ, проведение совместной научной деятельности и прочее;
  • ликвидировано избыточное дробление образовательных организаций по видам, начато формирование новой структуры высшей школы;
  • ведущим российским университетам дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
  • с учетом Болонской декларации и Международной стандартной классификации образования уточнена система уровней образования в Российской Федерации.

Уровни образования в Российской Федерации:

  1. дошкольное образование (ISCED 0);
  2. начальное общее образование (ISCED 1);
  3. основное общее образование (ISCED 2);
  4. среднее общее образование (ISCED 3);
  5. среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих и служащих (ISCED 4)/подготовка специалистов среднего звена (ISCED 5);
  6. высшее образование: бакалавриат (ISCED 6);
  7. высшее образование: магистратура или пятилетняя подготовка специалиста (ISCED 7);
  8. высшее образование: подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка (ISCED 8).

Траектория изменений: некоторые примеры

Одна из ключевых целей начатых преобразований – улучшение качества российского образования. Удается ли ее достичь? Безусловно, да. Приведем некоторые примеры позитивного развития школьного и профессионального довузовского образования.

Так, согласно результатам тестирований в рамках международной программы по оценке образовательных достижений школьников PISA (Programme for International Student Assessment), которые были проведены в 2015 году в 70 странах, Россия по всем позициям показала положительную динамику. В частности, по направлению «Естественнонаучная грамотность» страна переместилась с 37-го места в 2012 году на 32-е в 2015 году.

Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше*
(в расчете на 1000 человек населения соответствующей возрастной группы, указавших уровень образования)

Уровень образования

Имеют образование: 1 – высшее; 2 – неполное высшее профессиональное; 3 – среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена; 4 – среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; 5 – среднее общее; 6 – основное общее; 7 – начальное общее; 8 – не имеют начального общего образования.

* По данным всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. Источник. Индикаторы образования: 2016 : статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2016. – 320 с.

По направлению «Навыки чтения и понимание текста» Россия в 2015 году заняла 26-е место, что лучше предыдущего результата в 2012 году сразу на 16 позиций.

По направлению «Математическая грамотность» российские школьники также достигли значительного прогресса: в 2015 году Россия заняла по этому направлению 23-е место, также улучшив результат 2012 года на 11 позиций.

Следующий пример иллюстрирует развитие и достижения системы профессионального образования Российской Федерации. Так, в конце 2012 года Россия присоединилась к международному некоммерческому движению WorldSkills International (WSI), которое на сегодняшний день объединяет 75 стран мира. В 2014 году национальная сборная России впервые выступила на Европейском чемпионате рабочих профессий EuroSkills и завоевала 11-е место. И уже спустя всего два года, на чемпионате EuroSkills-2016 российская сборная стала лидером, заняв 1-е общекомандное место среди 28 европейских стран. Аналогичную положительную динамику сборная WorldSkills Russia показала на мировых чемпионатах WorldSkills Championship.

​СОБЫТИЕ

В 2015 году Генеральной ассамблеей движения WSI принято решение о проведении мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Championship-2019 в России, в городе Казани. По итогам проведения чемпионата будет сформировано его Наследие – кейсы лучших российских и мировых практик выполнения профессиональных действий и подготовки рабочих кадров. Транслятором кейсов в систему профессионального образования станет Асаdemia WorldSkills Russia.

Такие успехи не являются случайностью. Дело в том, что в России началась активная модернизация подготовки профессиональных и рабочих кадров в соответствии с международными стандартами WorldSkills (WS). Эта задача заявлена как одно из важнейших направлений государственной стратегии в сфере среднего профессионального образования. В частности, в рамках данной стратегии:

  • к настоящему моменту на федеральном уровне сформирован список тор-50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей, подготовка по которым будет проводиться в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями (в список вошли, например, такие профессии, как операторы беспилотных летательных аппаратов, мехатроники и мобильные робототехники);
  • с 2017 года к государственной итоговой аттестации учащихся профессиональных образовательных организаций добавится формат «демонстрационного экзамена» по стандартам WorldSkills по 41 компетенции; все сдавшие демонстрационный экзамен вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получат документ о квалификации, признаваемый предприятиями, которые работают в соответствии со стандартами WS;
  • с 2018 года в российских регионах начнут действовать специализированные центры компетенций, аккредитованные по стандартам WS (к 2020 году предполагается создать 175 таких центров);
  • с 2020 года не менее 40% выпускников по профессиям, входящим в тор-50, должны иметь сертификаты квалификаций или «медаль профессионализма» по стандартам WS.

Высшая школа России: новая «архитектура»

Постановка стратегической цели по достижению нового уровня качества российского образования, которое соответствовало бы запросам и вызовам ХХI века, в полной мере касается и высшей школы России. В этой сфере государством за прошедшее десятилетие (начиная с 2006 года) был предпринят ряд масштабных изменений самой структуры высшей школы. Ядро этих изменений – формирование современной эффективной сети российских вузов-лидеров, которые призваны стать своеобразными «локомотивами» для достижения поставленной стратегической цели.

Карта ведущих вузов

Источникдайджест «Система высшего образования в Российской Федерации:
логика изменений».

На сегодняшний день такая сеть в целом сформирована и первоначально включала 41 вуз. А именно: 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов и еще 2 старейших университета страны – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет – получили особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов» общенационального значения. В 2010 году все эти вузы объединились в Ассоциацию ведущих университетов.

​ЦЕЛЬ

К 2020 году планируется сформировать новую модель высококонкурентной национальной системы профессионального образования, отвечающей потребностям современной экономики. В результате передовые высокотехнологичные отрасли станут получать ежегодно не менее 50 тыс. выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования, ведущих подготовку в соответствии со стандартами WS.

С 2016 года эта сеть вузов-лидеров пополнилась еще 11 университетами, получившими на конкурсной основе статус «опорных». В 2017 году проводится второй этап конкурса на присвоение статуса «опорного университета». По данным Министерства образования и науки РФ, опорными станут еще 19 российских университетов.

Отметим, что территориально большинство ведущих университетов располагается в крупнейших российских городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск и другие (см. карту-иллюстрацию).

Кратко охарактеризуем обозначенные категории вузов.

Федеральные университеты. Название «федеральный» в данном случае обусловлено миссией и местоположением подобных университетов. Так, в России созданы макрорегионы, получившие название «федеральные округа». Соответственно, стратегической миссией федеральных университетов (ФУ) является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала этих территорий – обеспечение их социально-экономического и технологического прогресса передовыми интеллектуальными, научными и образовательными возможностями, решениями и практическими кейсами. Эти решения и практики должны вырабатываться на основе тесной интеграции образования, науки и работодателей, представляющих основные отрасли макрорегиона. Стать таким инновационным институциональным интегратором – ключевая стратегическая задача, поставленная перед федеральными университетами.

За десять лет, с 2006 по 2016 годы, в России созданы 10 федеральных университетов. Деятельность каждого федерального университета строится на основе индивидуальных долгосрочных программ развития, в которых указаны конкретные целевые индикаторы по основным направлениям работы вуза: образовательному, научно-исследовательскому, международному (экспорт российского образования и интеграция в международное научно-образовательное пространство). Важно, что эти индикаторы взаимоувязаны со стратегическими показателями социально-экономических программ развития макрорегионов. Кроме того, программа развития каждого федерального университета разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем ключевых технологий.

​ФАКТ

С 2006 по 2014 годы объем научных разработок в университетах, получивших статус федеральных, увеличился в 6 раз.

Национальные исследовательские университеты. Проект по формированию в России целого пула национальных исследовательских университетов (НИУ) стартовал в 2008 году. Вуз, претендовавший на включение в эту категорию (и соответствующую бюджетную финансовую поддержку), как и в случае с федеральными университетами, должен был разработать стратегическую программу своего развития (на десять лет) и защитить ее на открытом конкурсе, организатором которого являлось Министерство образования и науки РФ. Отбор НИУ осуществлялся на основе анализа современного состояния и предыдущей динамики развития конкурсанта за предыдущие годы. Анализ проводился по таким критериям, как кадровый потенциал претендента, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, а также качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной на конкурс программы развития. Несмотря на жесткие требования отбора, заявки на включение в конкурсную процедуру подал практически каждый третий российский государственный университет. По итогам двух серий конкурса (проведенных в течение двух лет) к маю 2010 года российская сеть национальных исследовательских университетов была окончательно сформирована.

На сегодня этот статус имеют 29 образовательных организаций. Миссия НИУ во многом пересекается со стратегическими целями и задачами федеральных университетов. Но если в их деятельности особый акцент делается на научно-образовательном и кадровом обеспечении инновационного развития российских макрорегионов, то национальным исследовательским университетам отводится особая роль в развитии сферы наукоемких технологий мирового уровня, в генерации новых знаний, а также в подготовке нового поколения российских исследователей, ученых, преподавателей высшей школы. В соответствии с этой миссией каждый НИУ взял на себя программные обязательства по развитию соответствующих его профилю приоритетных направлений развития (ПНР). Общий перечень ПНР (всего 106 направлений) составлен с учетом главных задач инновационного и технологического развития Российской Федерации.

​ФАКТ

Из общей численности зарубежных преподавателей, работающих в высших учебных заведениях России, более четверти трудится в 29 национальных исследовательских университетах.

Опорные университеты. Еще одним важнейшим элементом новой современной архитектуры российской высшей школы призвана стать категория вузов, получивших название «опорные университеты». Цель создания и главная миссия опорных университетов – кадровое, научное и образовательное обеспечение социально-экономического развития российских регионов, в том числе через создание тесной кооперации с региональными предприятиями и бизнесом, ориентирование на региональную исследовательскую повестку, генерирование вокруг себя ключевых позитивных «агентов изменений» в регионе. Еще один важный эффект создания опорных региональных вузов – снижение оттока лучших выпускников школ из регионов в крупные федеральные центры. Отбор в эту категорию университетов также проводится на конкурсной основе, победители определяются по итогам экспертизы представленных проектов программ развития сроком на пять лет. Помимо разработки программы развития, к вузу-конкурсанту предъявляется еще одно обязательное требование: он должен пройти процедуру реорганизации путем добровольного объединения с несколькими государственными университетами, расположенными в том же муниципалитете. Такая трансформация, по идее организаторов проекта, приведет к необходимому объединению всех ресурсов этих вузов, что позволит в дальнейшем значительно повысить эффективность всех сторон деятельности и, как следствие, качество образования во вновь образованном университете. По крайней мере, подобные ожидания четко зафиксированы в требованиях государства к новой категории университетов. Так, по итогам пятилетней программы развития опорный вуз должен выйти на выполнение семи ключевых показателей, в числе которых количество студентов очной формы обучения – не менее 10 тыс., доходы вуза из всех источников – не менее 2 млрд. рублей в год, количество укрупненных групп специальностей и направлений, по которым реализуются основные образовательные программы, – минимум 20, удельный вес численности обучающихся в аспирантуре и магистратуре – не менее 20% от общего числа обучающихся; объем научных исследований – не менее 150 тыс. рублей на одного научно-педагогического работника, число индексируемых в международных системах Web of Science и Scopus публикаций – соответственно не менее 15 и 20 на 100 научно-педагогических работников в год.

​ЦЕЛЬ

  • К 2022 году в опорных университетах прогнозируется:
  • объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного научно-педагогического работника – выше в 2 раза, чем в среднем по системе высшей школы;
  • объем публикационной активности – выше в 3,5 раза, чем в среднем по системе высшей школы.

В 2016 году состоялся первый раунд конкурса. Статус «опорного университета» получили 11 образовательных организаций.

В 2017 году организатор конкурса, Министерство образования и науки РФ, проведет второй раунд – будут выбраны еще 19 опорных университетов. И в 2018 году планируется проведение третьего раунда конкурса.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Будущее университетов: желаемое и возможное
ЯГТУ: Путь развития и движения к успеху
Общероссийский народный фронт о проблемах и стратегических перспективах российского образования
Российские университеты в мировых рейтингах
Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
Российские эксперты оценили качество образования одного из старейших китайских университетов
ЛЭТИ: Система качества вуза – желание или необходимость?
О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
Шанс для развития кораблестроительного образования
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ