Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Обновления образовательной системы Северной Осетии-Алании

Северная Осетия-Алания активно участвует в реализации национального проекта «Образование», в том числе, в проекте модернизации общего образования. Это способствует росту качества образования, провести системные изменения.

Просмотров: 2268

Системное обновление

СОЗАНОВ Валерий Гаврилович – министр образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, доктор технических наук, кандидат физико-математических наук, профессор

В течение последних пяти лет республика Северная Осетия-Алания активно участвует в реализации 11 направлений приоритетного национального проекта «Образование», в том числе, одного из самых масштабных – комплексном проекте модернизации общего образования.

Это позволило провести системные изменения, заложить основу роста качества образования и создать серьезную базу для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» – такова точка зрения министра образования и науки республики Валерия СОЗАНОВА, представленная в предлагаемом материале.

В ходе реализации комплексного проекта модернизации образования в системе общего образования республики отработаны эффективные модели осуществления необходимых изменений, что подтверждают системные эффекты, позволившие повысить статус школы как одного из самых важных социальных институтов.

Безусловно, «императивным» среди них выступает эффект финансово-экономического регулирования. Ориентирование на результат стало важнейшим принципом финансирования республиканской системы общего образования. Осуществлен переход от финансирования затрат к финансированию достижений образовательной деятельности. Введенная методика новой системы оплаты труда стимулирует профессиональные достижения, повышает мотивацию качественной работы учителей. Благодаря дополнительному выделению средств из республиканского бюджета в объеме 352 млн руб. средняя заработная плата учителей выросла по отношению к 2006 году на 69% и составила в 2009 году 9580 руб., что существенно приблизило ее к величине средней заработной платы в республике. При этом заработная плата лучших учителей достигает 20 тыс. руб. и более. Поэтапный переход расчета субвенций местным бюджетам на основе норматива и количества обучающихся позволил улучшить показатели эффективности расходования бюджетных средств в образовании. В результате произошло снижение неэффективных расходов почти на 100 млн руб. в год.

Введенный механизм зависимости финансового благополучия школ от качества предоставляемых образовательных услуг стимулировал саморегулирование региональной сети.

Можно констатировать, что сегодня преодолены территориальные барьеры к получению качественного доступного образования, обеспечена концентрация кадровых, материальных ресурсов, необходимых для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, в том числе, организации обучения на профильном уровне. В целом доля старшеклассников республики, обучающихся по профильным программам, возросла с 25% в 2007 году до 50,6% в 2009 году. Особая роль отведена обеспечению преемственности между общим и профессиональным образованием на основе качественного предпрофильного и профильного образования. Это должно обеспечить мотивированность объемов и видов профессионального образования, учитывающих реальные потребности рынка труда республики, и заложить основы подготовки специалистов высшего звена для работы на наукоёмких производствах, что гарантирует в будущем инновационный характер развития экономики.

Во всех муниципальных образованиях республики созданы информационноресурсные центры, каждая пятая общеобразовательная школа стала базовой. Доля школьников, обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям, увеличилась с 16% в 2007 году до 76% в 2010-м.

Создание современных условий организации обучения, воспитания, досуговой деятельности в базовых школах в отдалённых районах горной полосы, где реализуется инвестиционный потенциал республики, связанный с развитием малой гидроэнергетики, курортнорекреационной сферы и туризма, позволило несколько повысить социальную привлекательность этих территорий и приостановить отток местного населения. В ряде случаев повышение качества обучения в сельских школах обусловило появление тенденции возврата семей, ранее сменивших место жительства из-за неудовлетворённости качеством предоставляемых образовательных услуг.

За годы реализации приоритетного национального проекта «Образование», в том числе комплексного проекта модернизации, улучшено материально-техническое обеспечение образовательного процесса и во всех других образовательных учреждениях республики.

Объем средств, дополнительно привлеченных в систему общего образования из федерального и республиканского бюджетов за три года, составил более 518 млн руб. О масштабах оснащения школ говорит и тот факт, что 87% учащихся обеспечены лабораторными комплектами по каждому из разделов физики, химии, биологии. Число школьников, приходящихся на один компьютер, уменьшилось по сравнению с 2007 годом более чем в 4 раза (с 48 до 11 человек); на 1 мультимедийный проектор – в 9 раз (с 282 до 32 человек); на 1 интерактивный комплекс – в 33 раза (с 4573 до 137 человек). В каждой третьей школе созданы локальные сети. Все школы республики подключены к сети Интернет, причем с 2009 года скорость доступа в Интернет увеличена в 2 раза.

Особое значение в содержании модернизации образования имеет построение целостной региональной системы оценки качества образования. Созданы механизмы, позволяющие обеспечить объективность контроля и оценки учебных достижений учащихся, получить всестороннюю и валидную информацию о состоянии республиканской системы образования.

В республике введена аттестация учащихся на всех уровнях образования независимыми аттестационными комиссиями. Разработаны и внедрены инновационные формы аттестации педагогических и руководящих кадров с использованием комплексных автоматизированных систем диагностики. Введено тестирование педагогов по материалам единого государственного экзамена. Мониторинговые исследования в республике проводятся с использованием программного продукта, разработанного в рамках проекта специалистами Северо-Кавказского государственного технологического университета, на трёх уровнях: школьном, муниципальном и республиканском. На муниципальном уровне организованы территориальные отделы оценки качества образования, действуют оснащенные компьютерной техникой школьные кабинеты оценки качества образования.

В ходе реализации проекта проведена значительная работа по расширению общественного участия в управлении образованием. При этом основной задачей образовательной политики республики выступает повышение открытости системы образования через становление целостной государственно-общественной системы управления им. При этом особо важно повышение роли общественных институтов, рост интереса и активности родителей в функционировании и развитии образовательной системы. Выстроена вертикаль механизма государственно-общественного управления образованием на всех уровнях: от Совета по образованию при главе Республики Северная Осетия-Алания до управляющих советов в школах. Во всех школах введена публичная отчетность, действуют сайты в сети Интернет, что способствует большей открытости сферы образования для широких слоев общества.

Ведущим системным эффектом в этой области признано становление коллективного субъекта инновационных преобразований. Его сущность проявляется, во-первых, в реальности инновационного движения в системе образования республики, во-вторых, – в осознании инновационных действий как совместной деятельности профессионально-педагогического сообщества, общественных институтов, органов власти всех уровней.

На протяжении ряда лет к процедуре лицензирования и аккредитации образовательных учреждений в республике привлекаются представители общественности. Разрабатываются механизмы участия органа государственно-общественного управления (управляющего совета) в процедуре государственной аккредитации образовательного учреждения на всех этапах её реализации.

Спецификой региональной политики в области модернизации образования является развитие национальной школы. Это важная составляющая образования будущего поколения. Республика стала победителем федерального конкурса и получила государственный заказ на разработку, совместно с Чеченской Республикой и Республикой Татарстан, полилингвальной модели поликультурного образования, которая может стать типовой для школ Российской Федерации, и не только национальных.

Важной задачей системного обновления образования является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Воспитание и социализация интегрируются во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно полезную. Они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. Для дальнейшего духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в республике консолидируются усилия различных социальных институтов: семьи, государства, гражданского общества, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации.

Необходимо и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания, создание благоприятных условий для его осуществления. Именно таковы приоритеты республики, заявленные в программе модернизации. Они основываются на характерных чертах национального самосознания: любовь к Родине и народу; чувство дружбы, толерантность, уважение к представителям других народов и национальностей; сохранение личного и национального достоинства; уважение к старшим поколениям, соблюдение этических и этнических норм; бережное отношение к природной среде, достояниям национальной культуры, их сохранение и приумножение. В ноябре 2008 года в республике прошел финал первого Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека», заложивший основу для дальнейшей успешной работы в этом направлении.

Одним из важнейших направлений модернизации образования является развитие системы поддержки талантливых детей. В республике продолжается реализация целевой программы «Одаренные дети» на 2009-2011 годы. Разрабатывается концепции развития олимпиадного движения. Целенаправленная работа с талантливой молодежью организована в 58 учреждениях дополнительного образования детей. В ведущих вузах республики, которые активно подключились к этой деятельности, открыты подразделения, ориентированные на работу с мотивированными талантливыми школьниками, – в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте, Северо-Осетинском государственном университете, Северо-Осетинском государственном педагогическом институте. Пилотный проект СОГПИ по привлечению детей и подростков к научно-исследовательской деятельности занял в этом году второе место на Всероссийском конкурсе «Образование: взгляд в будущее».

На базе Республиканского физикоматематического лицея-интерната создан центр для одаренных ребят. В горной полосе, на базе школы-интерната селения Мацута, открыт его филиал, который круглогодично обеспечивает совмещение отдыха и обучения детей на высоком современном уровне. По итогам 2009 года премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи получили 18 представителей РСО-Алания.

В рамках Года учителя в республике организованы конкурсы и фестивали педагогического мастерства. Впервые проведен конкурс «Педагогический дебют». Целью этих конкурсных мероприятий является рост профессионализма учителей и формирование позитивного образа учителя новой школы.

Проект модернизации образования позволил на практике освоить новую управленческую технологию развития образования – проектный менеджмент. Были созданы региональная, муниципальные и школьные стратегические команды, деятельность которых сопровождается собственным значительным профессиональным ростом.

Северо-осетинский республиканский институт повышения квалификации работников выиграл федеральный конкурс на реализацию модульной программы «Современный образовательный менеджмент» в рамках апробации модели многовекторной системы непрерывного образования.

Итоги комплексного проекта модернизации образования с полным правом можно оценить как первый этап системного обновления общего образования республики. Созданы предпосылки для перехода к следующему этапу – закреплению и развитию полученных результатов через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Эта работа уже начата. Она связана в первую очередь с переходом на новые образовательные стандарты.

Организована системная подготовительная работа по апробации нового стандарта начального общего образования уже с 1 сентября 2010 года.

Сегодня можно говорить о том, что региональные комплексные проекты модернизации образования в целом интегрировали ключевые наработки и достижения в развитии общего образования. Но они также интегрируют и те ключевые проблемы, над которыми предстоит работать всему педагогическому сообществу. Это служит объединяющим моментом для согласования действий, выработки общих и частных стратегий обновления регионального образования как части российского государства и его образовательного пространства.

Специфика обновления региональной системы образования связана с особенностями социально-экономического развития региона, с историческим и культурным своеобразием населяющих его народов. Сформулированные в национальной образовательной инициативе представления о школе будущего четко определили направления развития образования республики. Правительством Республики Северная Осетия-Алания утверждена Программа развития общего образования на 2009-2011 годы, разработан проект плана первоочередных действий на 2010 год по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В этих документах представлена целостная стратегия повышения качества образования в республике и механизмы его развития. Она направлена на достижение результатов, которые будут позитивно влиять на повышение качества жизни населения, рост доверия участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учащихся, общественности – к проводимой государственной политике в области образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новый виток развития регионального образования
Кремниевая долина в Осетии
Реальность и тенденции СПО. Новосибирская область
Владикавказский институт моды: мода как образ жизни
Северная Осетия-Алания. Региональный обзор
«Красная стрела» науки и образования
Новые горизонты образования
Инновационной экономике – инновационное образование
Владикавказский институт управления - вуз с креативным характером
Республика Дагестан - реиональный обзор

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ