Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образование длиною в жизнь

Какова роль дополнительного профессионального образования в современном обществе? Чем отличается «образование длиною в жизнь» от «образования шириною в жизнь»? Какие новые тенденции появились в региональных системах образования? Представляем опыт работы Института развития образования Кировской области.

Просмотров: 439
Т.В. МАШАРОВАТ.В. МАШАРОВА, ректор Института развития образования Кировской области, доктор педагогических наук, профессор

Какова роль дополнительного профессионального образования в современном обществе? Чем отличается «образование длиною в жизнь» от «образования шириною в жизнь»? Какие новые тенденции появились в региональных системах образования? Представляем опыт работы Института развития образования Кировской области.

Традиции и инновации

«Образование длиною в жизнь» возвращает нас в март 2000 года, когда на саммите европейских стран в Лиссабоне был принят Меморандум непрерывного образования ЕС. В нем отмечалось, что успешный переход общества к экономике, основанной на знаниях, должен сопровождаться процессом непрерывного образования – обучения в течение всей жизни. С момента принятия этого документа прошло полтора десятилетия. Как «образование длиною в жизнь» проникает в российскую практику? Как реализуется в современном дополнительном профессиональном образовании?

Институт развития образования Кировской области успешно удовлетворяет разнообразные образовательные запросы педагогов, повышая профессиональную компетентность учителей, преподавателей учреждений дополнительного образования, методистов муниципальной методической службы и других работников образования области. Наряду с этими традиционными видами деятельности следует отметить и новые. Например, такие как сопровождение работы Ассоциации молодых педагогов.

Появление в школах области большого количества молодых учителей, не владеющих достаточным опытом и требующих повышенного внимания, – новое явление для региона. В связи с этим по инициативе кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами создана общественная организация Ассоциация молодых педагогов. Это своеобразная открытая площадка становления педагогического мастерства. Организация наставничества, свойственного советской школе, – по-прежнему одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными организациями. Решение её способствует скорейшей профессиональной адаптации молодых педагогов. В этой связи целесообразно возвращение статуса учителя-методиста. В цитируемом нами меморандуме одним из условий реализации принципа непрерывного образования как раз является развитие наставничества и консультирования. Наиболее сложное здесь – перейти от иждивенческой позиции «мне должны обеспечить…» к установке «я должен сам» и таким образом произвести перезагрузку профессионального сознания от модели молодого специалиста к образу профессионала.

Инклюзивное образование – ещё одно новое явление для отечественной школы. Совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями требует специальных подходов. В этом направлении кафедрой специального (коррекционного) образования разработан ряд проектов и программ.

Методика обучения ребенка с трудностями в обучении основана на стимулировании познавательной активности, пробуждении уверенности в своих силах. Эмоциональный комфорт, чувство защищенности, которое возникает и закрепляется у детей, становятся решающим условием душевного здоровья школьников, формируя активную жизненную позицию, адекватную самооценку.

Современное дополнительное профессиональное образование нельзя представить без цифровых образовательных ресурсов и дистанционных технологий. Кафедрой информационно-технологического и физико-математического образования разработаны и реализуются программы повышения квалификации с использованием ДОТ. В рамках курсовой подготовки предусмотрены разные дистанционные формы получения знаний: вебинары, онлайн-общение через Skype, участие в тематических форумах, чатах.

Сотрудники кафедры постоянно работают над совершенствованием профессионального мастерства и добиваются значительных успехов. Так, на всероссийском конкурсе «Информационная среда – 2014» с проектом «Разработка информационной образовательной среды организации дополнительного профессионального образования на основе продуктов Miсrosoft», проходившем в Смоленске в декабре 2014 года, представители Кировского ИРО заняли весь пьедестал почета.

Особую популярность приобрела в педагогическом сообществе Неделя информатизации образования на Вятской земле, ставшая межрегиональной площадкой обмена педагогическим опытом. Налажены деловые связи по направлению «Робототехника» с лабораторией интеллектуальных технологий инновационного фонда «Сколково».

Одной из новых форм повышения квалификации стала межведомственная лаборатория формирования исследовательских навыков обучающихся. В её работе участвуют образовательные организации и организации культуры города Кирова. Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта в части условий реализации основной образовательной программы показывает, что их выполнение не всегда под силу даже крупным образовательным организациям, поэтому возникает необходимость объединения образовательных ресурсов нескольких организаций.

При реализации образовательных программ в сетевой форме – наряду с организациями, ведущими образовательную деятельность, – также могут участвовать научные, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, владеющие ресурсами, необходимыми для обучения, проведения учебной и производственной практики и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Это первый подобный образовательный проект в Кировской области. Его особая значимость заключается в межведомственном характере. Действительно, для решения новых задач, стоящих перед современной школой, необходима полипрофессиональная интеграция сил.

Отметим, что все перечисленные инновации институционально оформлены. В области действует целая сеть региональных инновационных образовательных организаций (площадок), где апробируются современные образовательные технологии, проходят стажировки молодых педагогов.

Современная модель ДПО

Инновационные процессы развития образования на Вятской земле требуют новых форм взаимодействия с потребителями образовательных услуг. На трех новых формах совместной деятельности стоит остановиться особо.

Понятие «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования. А совсем недавно появился и другой термин – «образование шириною в жизнь». Оно наиболее приемлемо в моделировании дополнительного профессионального образования, поскольку акцентирует внимание не только на постоянстве процесса обучения во времени, но и разнообразии его форм здесь и сейчас. Различаются образование формальное, неформальное и информальное.

  • Формальное образование, имеющее упорядоченную структуру, завершается выдачей документа установленного образца – это, как правило, очная курсовая подготовка и переподготовка.
  • Неформальное образование осуществляется в межкурсовой период, обычно с использованием ДОТ (необходимость межкурсового патронирования слушателей объясняется тем, что в соответствии с новым законом об образовании учитель один раз в три года имеет право на курсовую подготовку, но за это время может произойти множество изменений).
  • Информальное образование – индивидуальная познавательная деятельность слушателей в информационно насыщенной образовательной среде (самообучение, участие в музейных программах, образовательных событиях, путешествиях).

дополнительное профессиональное образование

В перспективе в процессе создания непрерывной системы образовательных услуг, ориентированной на потребности личности, все организации культурно-просветительского характера, возможно, войдут в единую информационно-образовательную сеть. Такой, можно сказать, образовательный холдинг, с одной стороны, подчеркивает взаимосвязанный характер трех видов образования, а с другой – ставит вопрос их равноправного признания.

В концентрированном виде применение принципов «непрерывного образования» к моделированию дополнительного профессионального образования можно представить в виде таблицы.

В заключение следует отметить: «образование шириною в жизнь» строится по принципу «открытой архитектуры». Открытость архитектуры предполагает, что знания, умения, навыки могут наращиваться, а при необходимости – заменяться другими. Этот принцип положен в основу программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в Институте развития образования Кировской области. В них есть раздел, который формируют участники образовательных отношений. При этом доля самостоятельной работы обучающихся возрастает от формального образования к неформальному и далее – к информальному.

Так пошаговое движение к современной модели дополнительного профессионального образования дает возможность коллективу института целенаправленно реализовывать принципы непрерывного образования, восстановления единого образовательного пространства в условиях педагогической практики Кировской области.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Опыт обучения взрослых в городах Европы, Азии и России
Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования
Четыре условия непрерывного образования машиностроителей
Образование взрослых как государственная политика
Практика сетевого взаимодействия
Институт развития образования Кировской области: на благо региона
Непрерывное образование – условие роста капитала знаний
Технологический университет реализует эффективную стратегию продвижения ДПО
Предназначение – быть впереди

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ