Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образование как источник культуры человека

Образование – важнейший фактор, определяющий степень благосостояния нации, формирования качества всего общества. Донской техникум информатики и вычислительной техники делится опытом воспитательной работы и подходом к воспитанию в целом.

Просмотров: 2068

Л.Н. КАПУСТИНА, кандидат педагогических наук, директор Донского техникума информатики и вычислительной техники

З.Д. СУХОЦКАЯ, заведующая методическим кабинетом Донского техникума информатики и вычислительной техники.

Образование является важнейшим фактором, определяющим степень благосостояния нации, формирования качества всего общества, поскольку оно может способствовать разрешению проблем, возникающих в процессе реализации основных тенденций мирового развития.

Во все времена образованию отводилась важнейшая роль в сохранении культуры нации. В эпоху социально-экономического кризиса, охватившего Россию в последние два десятилетия прошлого века, приоритет был изменен в пользу получения материальных благ любой ценой. Резкая смена ориентиров и направленности общественного развития, вызванная стремлением в одночасье модернизировать российское общество, непонимание сути перемен, кардинальный слом привычной системы ценностей рождает у людей чувство страха и неуверенности, потери ощущения полноты и осмысленности жизни, что приводит к серьезным личностным и социальным деформациям.

В настоящее время, с одной стороны, приходит понимание того, что без сохранения общей духовности и культуры нации финансовые выгоды не имеют смысла. В связи с этим особо актуализируется проблема образования и культуры и возрастает роль и ответственность учебных заведений перед обществом.

С другой стороны, в качестве основного фактора развития профессионального образования выступают запросы экономики, науки, техники и производства. В последнее десятилетие основным типом стало наукоёмкое производство с применением технологий, основанных на широкой автоматизации. Специалисты со средним профессиональным образованием - это работники интеллектуального труда, широко востребованные, к которым на современном этапе предъявляются достаточно высокие требования как к профессионалам.

Осознавая это, Донской техникум информатики и вычислительной техники видит свою миссию в подготовке квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на современном рынке труда, обладающих общекультурными и профессиональными компетенциями, готовых к их реализации в информационном и производственном социуме.

Это означает, что педагогический коллектив должен не только передавать обучающемуся определенную сумму знаний и элементов культуры, но и создавать человека культуры с развитым воображением, творческим мышлением, способностями к абстрагированию и c интеллектуальным потенциалом, соответствующим требованиям современного общества.

В качестве приоритетных направлений в своей деятельности техникум выбрал:

  • совершенствование научно-методической работы
  • развитие информационных технологий обучения
  • совершенствование системы управления качеством образования
  • кооперация со школами по развитию профессиональной, профильной и предпрофильной подготовки
  • интеграция с начальным, средним и высшим профессиональным образованием
  • тесное взаимодействие с потребителями, заказчиками, социальными партнерами
  • обновление содержания образования в соответствии с изменяющимися потребностями рынка труда, которые заложены в Программу развития ФГОУ СПО «Донской техникум информатики и вычислительной техники».

Высокое качество подготовки специалистов в техникуме обеспечивается, в первую очередь, его преподавательским составом. В настоящее время в техникуме работают 44 педагога, среди которых 5 преподавателей имеют правительственные награды; 5 преподавателей техникума награждены знаком «Почетный работник среднего профессионального образования РФ», 1 – знаком «Отличник просвещения РФ», 2 – знаком «Почетный работник физической культуры и спорта»; 7 – Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, 8  – Почетными грамотами Департамента образования Тульской области, 4 – Почетными грамотами Госкомстата; 19 (47,5%) – имеют высшую квалификационную категорию; 10 (25%) – имеют первую квалификационную категорию; вторую квалификационную категорию имеют 5 преподавателей, таким образом, 85% преподавателей имеют квалификационные категории.

Особое внимание уделяется студентам с креативным типом мышления, мотивированным на получение качественного образования, проявляющим целеустремлённость в приобретении знаний. Одной из важнейших задач мы обозначили формирование у них умений и навыков работать самостоятельно, творчески. Считаем, что в ее решении немаловажную роль играет экспериментальная и исследовательская деятельность. В техникуме плодотворно работает Лаборатория научно-исследовательской деятельности студентов, девиз которой звучит так: «Образование через всю жизнь». Студенты имеют возможность проявлять свои творческие возможности в различных секциях Лаборатории: прикладных информационных технологий (руководители П.В. Киселев, В.Н. Капустин), прикладной математики (руководитель И.Н. Евтеева), прикладной физики (руководитель Н.В. Петрунина), литературоведения, искусства, этнографии (рук. Л.И. Рыбка), социально-психологических проблем и ценностных ориентиров молодежи (руководитель О.С. Клименко), философии, культурологи и краеведения (рук. Ю.И.Тимофеева). Методический кабинет под руководством З.Д. Сухоцкой в помощь руководителям секций разработал рекомендации, в которых раскрыты следующие моменты: как составить план исследовательской деятельности; приёмы работы с текстами и литературными источниками; требования к оформлению исследовательских проектов; как подготовить выступление студента с докладом; использование научного стиля при написании различных текстов; структура и содержание реферата. Специально для оказания помощи в организации научно-исследовательской работы на базе техникума организованы встречи педагогов и студентов с преподавателями высшей школы, такими как: академик, профессор МАИ Г.А. Полтавец, профессор Тульского ИПК О.В. Заславская.

Базовой формой апробации идей и проектов студентов являются научно-практические конференции, которые ежегодно, по сложившейся традиции, проходят в рамках Недели студенческой науки. Стимулирующим фактором в приобщении студентов к науке, в развитии их исследовательских навыков, является сотрудничество с ведущими учеными, научным руководителем Молодёжно-космического центра Московского университета им. Н.Э.Баумана. Университет оказывает методическую и практическую помощь нашим студентам в организации и осуществлении исследовательской работы; выявлены направления научного поиска и исследований, определены кафедры и руководители научных проектов. За последние три года около 50 студентов выступили на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях.

Плодотворное сотрудничество выстроено также с Новомосковской Лабораторией Всероссийского аэрокосмического общества «Союз» и историко-мемориальным музейным комплексом «Бобрики» города Донской. Наши студенты - активные участники конференций, круглых столов, экскурсий, проводимых на их базе.

Атмосферу поиска, навыки творческого мышления студенты автоматически переносят и на учебные дисциплины, что сказывается на повышении уровня качества знаний. Наши студенты готовы решать нестандартные задачи, самостоятельно находить правильный путь решения проблем.

Выпускники, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, демонстрируют высокий уровень профессиональных навыков не только во время прохождения практики и на итоговой государственной аттестации, но и очень быстро и громко заявляют о себе на рабочем месте. Отзывы работодателей о таких выпускниках позволяют нам быть уверенными в том, что именно приобщение студентов к научной работе делает их мобильными и конкурентоспособными на рынке труда.

Благодаря научной работе растет и профессиональный уровень преподавателей техникума. Педагоги включились в процессы освоения инновационных образовательных технологий, интерактивного мультимедийного оборудования, разработки электронных образовательных ресурсов. Большинство преподавателей активно участвуют в региональных, межрегиональных, Всероссийских и международных научно-практических конференциях и семинарах. Их география: Тула, Смоленск, Пермь, Уфа, Омск, Санкт-Петербург, Москва, Хельсинки (Финляндия).

Созданы условия для «вхождения в культуру» студентов всех специальностей. Стало традицией проведение в техникуме Дней театра. Плодотворное сотрудничество с Новомосковским театром им. В.И. Качалова позволило многим юношам и девушкам впервые открыть для себя этот прекрасный мир, призванный формировать мировоззрение личности, интеллектуальный, культурный и морально-этический менталитет, основанный на достижениях цивилизации, на лучших национальных и местных традициях, на принципах уважения и защиты прав граждан всех слоев и групп.

В течение учебного года студенты неоднократно под руководством педагогаорганизатора Н.В. Шатской и заведующих дневным отделением О.И. Дударевой, Л.И. Рыбка выезжают на спектакли, которые специально для студентов нашего техникума показывают артисты театра. А поездка в театры Москвы – награда за хорошую учебу, активную общественную, спортивную, культурно-массовую работу, которую по итогам учебного года получают самые лучшие из студентов техникума.

Традиционным стало проведение конкурсов среди студентов и преподавателей техникума: Гран-при «Жемчужины Дона», «А, ну-ка, парни», «Фрукт-тайм» и другие, на которые приглашаются представители СМИ, педагоги-ветераны техникума, лучшие выпускники, спонсоры.

Дух спортивной борьбы воспитывают в студентах техникума преподаватели В.Д. Ефремов, А.Н. Сайко, Л.И. Петрова. Каждый месяц в техникуме проводятся соревнования по различным видам спорта. В результате техникум -победитель или призер всех спортивных соревнований, проводимых в городе: место в областной спартакиаде курсантов образовательных учреждений РОСТО, 3 место в городском соревновании «Мы – парни бравые», 1 место в городском турнире по футболу на приз «Молодой гвардии», чемпионы городских соревнований по зимнему многоборью, 1 место в первенстве города Донской по летнему полиатлону.

Тщательная и серьезная подготовка к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, таких как: праздники «Знакомьтесь, мы – первый курс» и «Гуляй, Масленица», фестиваль «Студенческая весна» и т.д., делает их не только увлекательными, интересными для студентов, но и обеспечивает огромное воспитательное воздействие.

В техникуме функционирует психологическая служба, в качестве приоритетных направлений которой определены следующие:

  • психологическая диагностика личностных особенностей студентов первого курса; проведение мероприятий, способствующих их адаптации в студенческом сообществе; формирование готовности к обучению в техникуме
  • мониторинг учебно-воспитательного процесса (анкетные опросы по разнообразной тематике, например, «Преподаватель глазами студентов», «Итоги учебного года»)
  • психологическое просвещение
  • консультирование выпускников по вопросам трудоустройства и личностного развития.

В связи с тем, что для каждой учебной группы обязательно составление психолого-педагогической карты, психолог оказывает помощь классному руководителю в её заполнении.

Главная задача психолога в техникуме – обеспечение психологической безопасности для студентов как в образовательном пространстве, так и в личностном.

Мы еще в пути, далеко не все проблемы решены, но мы полны решимости создать такую образовательную среду в Донском техникуме информатики и вычислительной техники, в которой выпускник получит возможность и умение обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней, приобретать новую специальность. А значит, говоря словами замечательного педагога С.И. Гессена, «образование станет спасением человека в этом мире».

Литература:

  1. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/С.И. Гессен. - М.,1995.- 448 с.
  2. Капустина, Л.Н. Формирование педагогических сообществ как фактор повышения педагогической культуры учителя/ Диссертация канд. пед.наук. -Тула, 2004.-198 с.
  3. Крылова, Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики/Н.Б. Крылова // Новые ценности образования: культурные модели школы. Вып. 7. - М., 1997.-269 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Нравственно-организующие ценности на уроках истории в Новочеркасском автотранспортном колледже
Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики: инновации в IT
Об оценке качества подготовки учителя
Колледж новых идей
Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова дает качественное образование
КГСХА - Академия добрых дел
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Академия как многопрофильный практикоориентированный холдинг
Ставка на патриотическое воспитание

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ