Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Обзор системы СПО Республики Дагестан

В статье автор рассуждает на тему проблемы соответствия качества системы среднего профессионального образования запросам личности, рынка труда и общества.

Просмотров: 2334

Старыми методами новых результатов не достичь

Р.Н. АШУРАЛИЕВ, председатель Совета директоров ссузов Республики Дагестан, заслуженный учитель Республики Дагестан, почетный работник СПО РФ

Дагестан вступил в XXI век с развитой системой среднего профессионального образования. Структура подготовки специалистов в СПО показана в таблице (в процентах).

Сегодня все мы понимаем: без специалистов среднего звена, имеющих серьезную теоретическую подготовку, владеющих многофункциональными практикоориентированными умениями, невозможно развивать наукоемкое высоко-технологичное производство, осуществлять информационное взаимодействие, требующее обслуживания вычислительной техники, разработки и поддержки автоматизированных систем. Именно эти направления задают темпы развития производства, обеспечивают экологическую безопасность технологических процессов, качество и конкурентоспособность продукции.

Для развития среднего профессионального образования необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон: образовательной системы и сферы труда, органов управления и широкой общественности, студентов и родителей. Важная роль в этом деле принадлежит Совету директоров ссузов Республики Дагестан, который уже более тридати лет организует эффективное взаимодействие учебных заведений различных видов по организационным и методическим вопросам и координирует их деятельность. Это профессиональное сообщество проводит большую работу по повышению качества и эффективности, совершенствованию нормативно-правовых и организационных аспектов образования, повышению квалификации педагогических кадров, анализу и распространению передового опыта педагогов. Члены совета и рекомендованные им лица участвуют в аттестации учебных заведений, в деятельности экспертных и рабочих групп, создаваемых по линии Министерства образования и науки Республики Дагестан. Совет директоров активно представляет интересы средних профессиональных учебных заведений республики в федеральных, республиканских, государственных, законодательных и исполнительных органах власти, взаимодействует с Республиканским советом ректоров вузов и другими заинтересованными организациями.

Анализ позволяет сделать вывод, что система среднего профессионального образования Дагестана востребована и находится в развитии. Во-первых, техникумы, училища и колледжи являются культурно-образовательными центрами малых городов, поселков, объединяющих вокруг себя молодежь. Они выполняют важную просветительскую миссию. Во-вторых, учебные заведения среднего звена формируют самый массовый отряд дагестанской интеллигенции, открывают доступ в ее ряды представителям различных социальных групп населения. Система СПО не отгорожена от молодых людей высоким финансовым барьером, не отторгает от себя малоимущих и, являясь более доступной и демократичной, чем большинство других, играет важную роль не только в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и в удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями.

Ситуация на рынке труда Дагестана одновременно и типична, и специфична. Республика входит в категорию потенциального риска в сфере занятости. В числе зарегистрированных безработных есть и много выпускников средних профессиональных учебных заведений. Сегодня мы должны ответить на главные вопросы: специалистов какого профиля и какого уровня образования (базового или повышенного) должны готовить учебные заведения, чтобы они были востребованы на рынке труда? Кроме того, необходимо совершенствовать профессиональные качества выпускников, а также психологически готовить их к иному качеству профессиональной деятельности.

Концепция модернизации российского образования выдвигает следующие требования к системе СПО: «Развивающемуся обществу нужны современное образование, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за собственную судьбу и за судьбу страны». Но требования Концепции очень медленно претворяются в жизнь. И в наше нестабильное время, когда у молодежи появились новые «ценности» – пустой сверкающий мир массовой культуры, наркотики, стремление «делать деньги» во что бы то ни стало, а «крутая тачка» и «навороченный» телефон стали мерилом достоинства, – все более бросается в глаза несоответствие содержания образования потребностям общества, не гарантирующего молодым людям трудоустройство. А свободный выбор того, чему и где учиться, во многом зависит от тяжести родительского кошелька.

На наш взгляд, преодолеть названные противоречия поможет компетентностный подход, способствующий формированию квалифицированного работника, который свободно владеет профессией и без напряжения ориентируется в смежных областях деятельности. Он не является новым для России. Еще в 1999 году представители нашей страны с успехом выступили на семинаре Совета Европы, где рассматривался вопрос о формировании компетентности.

Изучение мирового опыта показывает, что проблема соответствия качества профессионального образования запросам личности, рынка труда и общества очень важна. Племянник, дочь, зять – это не профессия, республике нужны компетентные и знающие специалисты. Но просто обучить специальности сегодня недостаточно, потому что профессиональные требования меняются: уже сейчас около 80 процентов «старых» профессий фактически изменили свое содержание, а некоторые исчезли совсем. Этот процесс будет продолжаться. Норма устаревания профессий в индустриально-развитых странах примерно восемь лет, а в некоторых отраслях – пять, следовательно ежегодно обесценивается 20-30 процентов знаний и умений специалиста.

Такой высокий уровень профессиональной мобильности требует совершенно иного подхода к организации процесса обучения. Во-первых, программы образовательных учреждений должны в максимально возможной степени обеспечивать не узкопредметную подготовку (знание, умение, навыки по предметам), а праксиологическую, основой которой является общее формирование широкого круга профессионально важных умений и навыков. Во-вторых, качество подготовки специалиста определяют такие факторы, как наличие хорошей материальной базы, учебно-методической литературы, успешность набора, хороший уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов. Последнее от учреждений СПО не зависит, однако подготовку школьников можно попытаться улучшить. Например, Дагестанский политехнический колледж в течение многих лет организует на своей базе подготовительные курсы для учащихся 9 и 11 классов, проводит обучение по собственным программам и получает неплохие результаты. Уже сегодня в некоторых регионах России вынуждены бороться за каждого абитуриента в связи с ухудшением демографической ситуации, в результате которой сократилось число выпускников школ. В Республике Дагестан такой проблемы пока нет.

В-третьих, немаловажную роль в подготовке специалиста, способного мобильно адаптироваться к быстрым изменениям развития общества и производства, смене профессий и сферы деятельности играет и готовность педагогов к восприятию и использованию нового, ибо невозможно старыми методами достичь новых результатов. Инженерно-педагогические работники должны владеть современными методиками и технологиями, обладать достаточными умениями для разработки авторских программ, способностью организовать продуктивную самостоятельную работу студентов. Соответственно они должны быть обеспечены высокой зарплатой и социально защищены.

В результате использования нового подхода появится компетентный и владеющий необходимыми компетенциями высококвалифицированный специалист.

Компетентность – это доскональное знание в какой-либо предметной деятельности, которое формируется через интенсивную практику и осведомлённость, авторитетность в определенной области. Она предполагает постоянное обновление знаний, знакомство с новой информацией, необходимой для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях, позволяет человеку ориентироваться в широком круге вопросов, не ограниченных узкой специализацией. Это обеспечивает социальную и профессиональную мобильность, открытость к изменениям и творческому поиску, способность к самовыражению и самосознанию. Компетентный специалист характеризуется такими личными качествами, как высокий интеллект, нравственность, дисциплинированность, собранность, внутренняя культура и воспитанность (чего иногда и преподавателям не хватает). «Стратегия модернизации содержания общего образования» включает в понятие компетентности мотивационную, этическую, социальную и поведенческую сущность. Иными словами, компетентность всегда окрашена качествами конкретной личности.

Разные авторы выделяют различные ключевые компетенции, которыми должны владеть современные студенты и выпускники. Перечислим их.

  • Политические и социальные компетенции – из области мировоззрения, они связаны с ценностными представлениями студента об обществе, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою социальную роль и предназначение.
  • Компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе, – это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человечества, основы семейных, социальных и общественных явлений, традиций, роль науки и религии в жизни человека.
  • Компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке, играют самую большую роль в жизни каждого из нас, так как дают возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми, помогают добиться успеха в самых разнообразных сферах жизни. Невозможно правильно оценить человека, не принимая во внимание его речь. Сократ сказал: «Заговори, чтобы я увидел тебя». Общение – это среда обитания человека. Нет таких профессий и ситуаций в жизни, где не пригодилось бы искусное владение словом.
  • Компетенции, связанные с информацией, предполагают возможность самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее, сохранять и передавать.
  • Учебно-познавательные компетенции – это умение и желание воспринимать знания, логически мыслить, последовательно излагать мысли, активность в учебных занятиях и практической деятельности.

Профессиональная компетенция направлена на развитие качеств личности, способствующих повышению продуктивности деятельности, освоению предмета профессиональных навыков, совершенствованию знаний, умений и формированию основ профессионального мастерства. Она требует способности аргументировано опровергать ложные решения и выбирать наиболее оптимальные, то есть основана на критическом мышлении. Профессиональная компетенция играет самую большую роль в становлении специалиста.

В Дагестанском политехническом колледже было проведено анкетирование студентов экономического (специальность «Экономика и бухгалтерский учет») и юридическо-технологического (специальность «Моделирование и конструирование швейных изделий») отделений, определяющее уровень профессиональной компетенции. Результаты показали, что у будущих модельеров и конструкторов ярко выражены профессионально-ценностные ориентации. Они видят и знают плюсы своей профессии, позволяющей всегда быть модно одетыми. Для них важно успешно применять свои знания, опыт, способности в избранной профессии. А у экономистов лидирует мотив «получить диплом». Они стремятся «сдавать экзамены на «4» и «5», чтобы продолжить учёбу в вузах», то есть учебная мотивация у них выше. Эти данные показывают, в каком направлении нужно работать педагогам.

При высоком уровне мотивации возрастет уровень профессиональной компетентности, следовательно, и общей компетентности студентов и выпускников.

Рыночная экономика отличается подвижностью конъюнктуры, подвержена изменениям соотношения спроса и предложения. А реализация компетентностного подхода способствует подготовке мобильного специалиста соответствующего уровня и профиля, востребованного на рынке труда, свободно владеющего профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной адаптации. В данном контексте весьма уместно упомянуть о взглядах экономистов так называемой «австрийской школы»: в первую очередь, Людвига фон Мизеса и лауреата нобелевской премии Фридриха фон Хайека. В своем выдающемся трактате «Человеческая деятельность» Людвиг фон Мизес подчеркивает чрезвычайную динамичность изменяющихся ситуаций, обращает внимание на невозможность предсказания направлений рыночных отношений. Это требует от человека гибкости ума, готовности мгновенно реагировать на изменения. По указанной причине образование нельзя рассматривать только как «заполнение» разума и памяти статичной информацией. Необходимо прививать человеку способности оперативно анализировать жизненные обстоятельства и гибко приспосабливаться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности.

Выработавшаяся в нашей стране в последние десятилетия негативная система подмены содержательного образования внешней атрибутикой (дипломами, аттестатами и т.п.) в условиях свободной экономики лишается всякого смысла, поскольку только компетентность работника (то есть его реальная способность квалифицированно решать проблемы) обеспечивает ему конкурентоспособность на рынке труда.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Республика Дагестан - реиональный обзор
Совет директоров ссузов Владимирской области
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Совет директоров ссузов Республики Северная Осетия-Алания
Система СПО Удмуртской Республики
Концепция управления качеством – в действии
ПНП «Образование»: дагестанский вариант
Реструктуризация образовательной системы Татарстана

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ