Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников

Наша северная соседка Финляндия уже не первый год возглавляет список европейских стран как с наиболее конкурентоспособной экономикой, так и с наиболее эффективной системой образования, что – согласитесь – взаимосвязано. Россия стремится к такому же результату.

Просмотров: 702

Сто дорог, а где твоя?

Наша северная соседка Финляндия уже не первый год возглавляет список европейских стран как с наиболее конкурентоспособной экономикой, так и с наиболее эффективной системой образования, что – согласитесь – взаимосвязано.

Россия стремится к такому же результату.

В стране поставлена задача – подготовить для экономики 25 млн. квалифицированных специалистов с начальным и средним специальным образованием. Добиться этого очень трудно, так как, во-первых, система СПО не обладает мощностями, позволяющими за сравнительно короткий срок вооружить профессиональными компетенциями огромнейшее число работников, а во-вторых, из ста дорог, которые перед ними открываются, российские выпускники выбирают одинаковую – вуз. Разумеется, если позволяют отметки в аттестате или доходы родителей.

Расхождение между кадровыми потребностями и интересами семей огромное и в цифровом выражении выглядит так: после девятого класса в систему СПО приходит от 10 до 15 процентов выпускников, после одиннадцатого класса – от 7 до 8 процентов. Эти данные были приведены на межрегиональном семинаре по профессиональной ориентации молодежи, состоявшемся в мае в Республике Марий Эл. Тему обсуждали посланцы почти половины российских регионов, а также представители финского образования.

Выяснилось, что у наших северных соседей вся система образования построена по-другому, а обучение, начиная с детского сада и заканчивая университетом, бесплатное. Кстати, этим с успехом пользуются и некоторые россияне. Но, скорее всего, такая возможность впоследствии будет отменена, так как уже сейчас звучат предложения бесплатно обучать только приезжих из стран Евросоюза. А пока все как есть.

Школы в стране Суоми – как государственные, так и частные – финансируются правительством в равном объеме и услуги предоставляют одинаковые. Обязательным является девятилетнее образование. А в дальнейшем дороги выпускников расходятся. Одни идут в гимназию, где пополняют знания еще три года, и после этого, если желают, могут поступить в любое высшее учебное заведение. Другие подают документы в учреждения профессионально­технического образования, а затем либо идут работать, либо поступают в высшие профессиональные учебные заведения, где сроки обучения составляют от трех до пяти лет.

Важная деталь – система высшего образования делится на две ветви. Одна – университеты, другая – высшие профессиональные учебные заведения. Университеты нацелены в основном на научно-исследовательскую деятельность. Здесь можно получить как ученую степень бакалавра (три года), так и магистра (пять лет). Высшие профессиональные учебные заведения ориентированы на подготовку кадров для производства и социальной сферы.

Учиться в университет идут после обучения в гимназии, в высшие профессиональные учебные заведения – после окончания средних образовательных учреждений. Но все звенья финской системы профобразования связаны, и поступить из учреждения СПО в университет тоже можно, необходимо только пройти дополнительную подготовку. У гимназистов также есть возможность получить рабочую профессию, но учиться в этом случае придется не три, а четыре года.

К профессиональной ориентации выпускников в Финляндии подходят очень серьезно. Вот один показательный факт: если ученик, окончив девятый класс, так и не понял, чем он будет заниматься в жизни, ему дается еще один год для профессионального самоопределения. В течение этого периода с ним и подобными активно работают профессиональные консультанты. И надо сказать, что они не зря едят свой хлеб. В Финляндии система среднего профессионального образования популярнее высшего. Ведущий ректор федерации муниципалитетов по образованию, директор центра образования «Эдуполи» и эксперт международного класса Маркку Кантонен, который представил на семинаре опыт своей страны, рассказал российским педагогам, что курсы профессиональной ориентации начинаются в Финляндии с седьмого класса. И они обязательно включают период введения в трудовую жизнь, составляющий, как правило, одну-три недели, в течение которых подростки работают по-настоящему. Возможность сделать что­либо своими руками, по мнению зарубежного эксперта, очень сильно влияет на профессиональное самоопределение. В восьмом классе изучаются вопросы построения карьеры, а в девятом к процессу выбора профессии подключаются сотрудники кадровых служб предприятий и служб по найму. Отвечает за работу по профессиональной ориентации и построению карьеры министерство образования страны.

Выпускникам финских школ предоставляется право подать документы в 7 профессиональных учебных заведений.

В школьные консультанты берут в основном людей с университетским образованием, потому что на них возлагается очень большая ответственность. Во-­первых, далеко не все ребята знают, чего они хотят, во-вторых, не каждый адекватно оценивает свои возможности и, в-­третьих, кроме желания выпускника, есть еще потребности в кадрах государства. Несмотря на трудности, консультанты должны добиваться, чтобы выбор сделал каждый девятиклассник.

Каков общий результат профориентационной работы? Как сообщил Маркку Кантонен, высшее профессиональное образование выбрали 45 процентов юных финнов, среднее – 47, в десятый класс отправились 2 процента и 6 – не выбрали ничего.

Последняя группа – головная боль финского образования. В обществе опасаются, что, оставшись без дела в руках и без мысли в голове, молодые люди станут социальными изгоями. Правительство страны реализует множество программ, чтобы поднять лежебок с мягкого дивана, а муниципалитеты обязаны предоставлять школьникам места с простой работой: например, красить окна, чинить велосипеды.

Естественно, что после выступления эксперта поступил вопрос: как мотивировать выпускников школ на получение рабочей профессии? Отвечая на него, Маркку Кантонен не стал рассказывать, какие мероприятия проводят в Финляндии, чтобы побудить молодых людей встать к станку, а девушек – устроиться медсестрами в больницу. Он подчеркнул: «Мы не мотивируем, мы – информируем, причем всевозможными способами, но главную роль в этом играет интернет. Подростки не читают буклеты. Информация – основная движущая сила профессиональной ориентации. Школьник должен иметь ответ на любой вопрос. Мы говорим подросткам, что ученых много, рабочие и медсестры нужнее. А престиж профессии определяется тем, как она оплачивается. Рабочим в Финляндии платят хорошо».

Как говорится, комментарии излишни.

В отличие от соседей в России свои подходы к профессиональной ориентации школьников. В частности, считается, что приступать к такому важному делу нужно как можно раньше и работу вести сообща, всем заинтересованным учреждениям и организациям. Упор предлагается делать на создание системы межведомственного взаимодействия. В Марий Эл, чей опыт тоже был представлен на семинаре, работу по профориентации возглавляет Республиканский координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Считается, что он имеет большую силу, так как создан при региональном правительстве. Рабочим органом является совет по профессиональной ориентации. Научно-­методическое сопровождение выбора ориентиров в мире труда обеспечивает специальный центр, а площадкой для проведения мероприятий со школьниками служит Дворец молодежи, где имеется еще один центр – профориентационной деятельности.

В Марий Эл реализуются целевые и комплексные программы, организуются ярмарки вакансий, конкурсы, фестивали, акции, концерты и много других мероприятий, нацеленных на знакомство школьников с рынком труда и востребованными профессиями, а также образовательными организациями, где их можно получить. Ежегодно выпускаются справочники для поступающих в ссузы, подготовлен и издан атлас профессий, один из региональных каналов регулярно ведет передачу «Телекласс для вас».

Новым в подходе к профессиональной ориентации в министерстве образования и науки республики считают организацию курсов повышения квалификации и планирования карьеры. Проводят их Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл и научно-методический центр. На курсах учатся преподаватели учреждений профессионального образования и учителя технологии – образовательной области, содержание которой связано с профориентацией. Взаимное общение педагогов помогает более качественному освоению знаний об особенностях профессий. Окончив обучение, они могут консультировать выпускников, быть проводниками в мире востребованных профессий. Практикуется проведение уроков технологии на базе учреждений СПО.

Еще одна инновация – профессиональная подготовка старших школьников в свободное от учебы время, которая очень нравится молодежи. Желающих больше, чем позволяют возможности. Ведь свидетельство о профессиональной квалификации является для владельца гарантией социальной защищенности.

Доступнее стала информация о профессиях, размещенная в интернете.

Что касается образовательных учреждений СПО, они тоже привлекают к себе внимание самыми разными способами. Например, в торгово­технологическом колледже только агитбригада выступила 36 раз в течение года. Рассказывая об установлении связей со школами, заместитель директора Светлана Антоничева отметила, что на эффект можно рассчитывать только тогда, когда имеются интересные и содержательные рекламно-информационные материалы и к профориентационной работе привлекаются как педагоги, так и студенты. Второе очень важно. Молодым людям подростки доверяют больше, чем взрослым. Так называемая косвенная реклама – когда выпускники или студенты, общаясь со старшеклассниками, рассказывают им о своем колледже – имеет большое значение.

В Республике Марий Эл число выпускников, выбравших учебу в учреждениях СПО, значительно выше, чем в среднем по стране. Анализ зарубежного и отечественного опыта показал, что разноплановая и тонкая профориентационная работа может стать одним из хороших способов решения большой государственной задачи – массовой подготовки тех самых специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, без которых вряд ли сможет существовать экономика будущего.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Развитие медицинского образования на современном этапе
Эндаумент – фонд развития университета
Целевой капитал Европейского университета в Санкт-Петербурге
Экспорт образования: индонезийские перспективы
Нелли Литвак: Голландские советы по профессиональной ориентации
Роль студентов в процессе гарантии качества
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования
Международная практика организации профессиональной ориентации
В поисках абитуриента
Небольшая страна задает стандарты качества образования во всем мире

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Маша Незарегистрированный пользователь
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, кто автор данной статьи?

2019-06-18 06:35:10 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ