Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Об особенностях деятельности образовательного комплекса Росрыболовства

Подготовка кадров, способных обеспечить рациональное использование сырьевой базы российского рыболовства, безаварийную эксплуатацию рыбопромыслового флота, работу береговых предприятий и организаций отрасли, является стратегической задачей образовательного комплекса Росрыболовства.

Просмотров: 113
К.В. БАНДУРИН, начальник Управления науки и образования Федерального агентства по рыболовству, кандидат биологических наук
А.А. БАРАНОВ, заместитель начальника Управления науки и образования Федерального агентства по рыболовству, кандидат биологических наук, доцент

Одним из важнейших направлений реализации национальной политики, изложенных в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, является кадровое обеспечение отрасли.

Согласно экспертным оценкам, общий объем сырьевой базы, доступной для отечественного рыболовства как за пределами зоны российской юрисдикции, так и в ее пределах, составит в 2015 году порядка 7,5 млн. тонн. В этой связи подготовка кадров, способных обеспечить рациональное использование сырьевой базы российского рыболовства, безаварийную эксплуатацию рыбопромыслового флота, работу береговых предприятий и организаций отрасли, является стратегической задачей образовательного комплекса Росрыболовства.

Специфика подготовки

Рыбохозяйственное образование отметило в 2013 году столетний юбилей. Сегодня образовательный комплекс представляет собой систему образовательных организаций, расположенных в основных рыбохозяйственных регионах и осуществляющих подготовку кадров в соответствии с потребностями отрасли. Они расположены в местах базирования крупных баз рыбопромыслового флота, в основном в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Многие образовательные организации высшего образования Росрыболовства являются единственными государственными техническими учебными заведениями в своих регионах (Камчатский край, Мурманская, Калининградская, Астраханская области). Это учебно-методические и учебно-производственные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов для рыбохозяйственного комплекса и смежных отраслей экономики.

Большинство рыбохозяйственных образовательных организаций осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом флота рыбной промышленности РФ и проводит обучение курсантов по специальностям стратегического назначения, необходимым для обеспечения национальной безопасности государства: судоводители, судомеханики, радиоспециалисты, электромеханики, специалисты в области промышленного рыболовства, рефмеханики.

Структура и порядок подготовки специалистов для рыбопромыслового флота существенно отличаются от типовых гражданских образовательных организаций и составляют единый комплекс теоретической и специализированной тренажерной подготовки, плавательной практики, а также морского дипломирования.

Все составляющие этого комплекса связаны и базируются на выполнении не только национальных образовательных стандартов, но и требований международных конвенций. В частности, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (МК ПДНВ-78), ратифицированной Российской Федерацией.

В период обучения курсанты находятся на полном государственном обеспечении, проживают в общежитиях, носят установленную форму одежды, выполняют утвержденный распорядок дня, несут дежурную службу, получают необходимые знания и командные навыки. Жизнь и обучение курсантов регламентируются Уставом службы на судах рыбопромыслового флота. Подобная система обучения и воспитания командного состава флота принята ведущими мировыми морскими державами.

Указанные особенности подготовки курсантского состава обусловлены спецификой деятельности экипажей судов рыбопромыслового флота. Работа проходит в экстремальных условиях, сопряженных с постоянным риском для жизни, длительными многомесячными рейсами, оторванностью от семьи, нахождением в замкнутом пространстве судна при низких температурах и постоянной качке.

Основу контингента обучающихся в образовательных организациях Росрыболовства по специальностям подготовки плавсостава судов рыбопромыслового флота составляют жители отдаленных рыбацких поселков, представители флотских династий, а также молодые люди из малоимущих и неполных семей, детских домов, которые зачастую не имеют возможности поступить на более престижные специальности.

Образовательные организации отрасли обеспечивают курсантов бесплатным питанием, обмундированием, стипендиями, выполняя тем самым важную социальную функцию, направленную на поддержку наиболее незащищенных слоев населения, способствуя вовлечению молодежи в общественно-полезную деятельность, снижению криминогенной обстановки в стране и в целом популяризируя профессиональное образование, которое сейчас особенно необходимо нашей стране.

По окончании обучения выпускники получают два диплома: о профессиональном образовании и морской «рабочий» диплом, дающий право на работу в море в составе экипажа морского судна.

Деятельность образовательных организаций Росрыболовства имеет межрегиональный характер: каждая из них обеспечивает потребности рыбохозяйственных предприятий, расположенных в различных субъектах страны.

Масштаб деятельности

В 2014 году всего в образовательные организации Росрыболовства принято на обучение 10,8 тыс. человек, из них 6,2 тыс. за счет средств федерального бюджета. Из общего приема по программам среднего профессионального образования в 2014 году принято 4,2 тыс., по программам высшего образования – 6,6 тыс. По состоянию на 1 октября общий контингент обучающихся в образовательных организациях Росрыболовства составил 51,4 тыс. Из общего контингента за счет средств федерального бюджета обучается 22,8 тыс., из которых более 5,5 тыс. составляют курсанты, проходящие подготовку по программам подготовки плавсостава в соответствии с международными конвенциями.

Вузы Росрыболовства осуществляют подготовку кадров по 82 направлениям и специальностям высшего образования и 27 специальностям профессионального образования.

Основными являются направления подготовки (специальности), связанные с работой в море в составе экипажей судов рыбопромыслового флота: «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Эксплуатация судового электроборудования и средств автоматики», «Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения», «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования», «Промышленное рыболовство», – а также на береговых предприятиях: «Водные биоресурсы и аквакультура», «Судостроение и судоремонт», «Технология рыбы и рыбных продуктов» и другие.

Подготовка кадров осуществляется высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, включающим более 280 докторов наук, профессоров и более 1,5 тыс. кандидатов наук, доцентов, большинство из которых имеет производственный опыт работы на судах и предприятиях рыбной промышленности.

Учебный процесс организован с использованием специализированных аудиторий, классов и лабораторий. Закрепление полученных теоретических знаний и навыков проводится на специализированных тренажерных комплексах, представляющих собой компьютерные симуляторы, имитирующие работу современного морского судна, позволяющие курсантам задолго до попадания на борт действующего судна отработать первичные навыки управления им в условиях морской качки.

Практическая подготовка обучающихся осуществляется на действующих судах, а также береговых предприятиях рыбохозяйственной отрасли.

Кроме того, в образовательных организациях осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. В настоящее время в отраслевых вузах работают 15 диссертационных советов, в аспирантурах обучается более 900 человек.

Разработку учебно-методической документации осуществляет Центральный учебно-методический кабинет по рыбохозяйственному образованию. За период с 2004 года по настоящее время этим учреждением на централизованной основе организовано издание 106 учебников и учебных пособий по рыбохозяйственной тематике, что способствовало повышению качества отраслевого образования.

В 2014 году образовательными организациями Росрыболовства выпущено 2,3 тыс. специалистов со средним профессиональным образованием и 6,5 тыс. специалистов с высшим. Большинство выпускников по окончании обучения трудоустраивается в соответствии с полученной специальностью. Основными организациями, в которых трудоустраиваются выпускники, являются рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, отраслевые научно-исследовательские институты, органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции в области охраны животного мира, судостроительные и судоремонтные предприятия, организации, осуществляющие искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов.

Для улучшения взаимодействия с работодателями образовательными организациями отрасли заключены долгосрочные договоры с крупными потребителями кадров, в рамках которых осуществляется направление обучающихся на рыбохозяйственные предприятия для прохождения производственной практики. Другим направлением сотрудничества вузов отрасли и работодателей является взаимодействие в вопросах целевой подготовки кадров.

Реорганизация образовательного комплекса

Для повышения качества подготовки специалистов, эффективности использования имеющегося педагогического состава и материально-технической базы в 2012 году Росрыболовством была проведена реорганизация отраслевого образовательного комплекса.

По результатам реорганизации на базе 6 образовательных учреждений высшего профобразования и 10 образовательных учреждений среднего профобразования сформированы 5 крупных образовательных центров в Мурманске, Владивостоке, Астрахани, Петропавловске-Камчатском и Калининграде. Они специализируются в основном на подготовке кадров с высшим образованием и имеют обширную сеть филиалов, осуществляющих подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, а также кадров рабочих профессий. Эти комплексы начали работу в новых условиях с 1 января 2013 года.

Проведенная реорганизация позволила оптимизировать использование материально-технической базы, привлечь профессорско-преподавательский состав вузов к проведению занятий со студентами колледжей, предоставить возможность выпускникам, получившим профессиональное образование, продолжить обучение в вузах отрасли по сокращенным образовательным программам.

Особую актуальность вопрос интеграции образовательных организаций приобрел в связи с сохраняющейся на протяжении последних лет тенденцией сокращения количества абитуриентов.

Важным элементом подготовки кадров является практическое обучение, основу которого составляет плавательная практика. Для ее организации курсантов и студентов младших курсов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям плавательного состава судов рыбопромыслового флота, осуществляют учебно-парусные суда «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада».

Помимо непосредственно плавательной практики, курсанты в период учебных рейсов продолжают на борту судна изучение теоретического курса, сдают квалификационные экзамены на получение первой рабочей профессии – матроса, моториста.

Также на борту парусников курсанты проходят школу флотской закалки, получают бесценный морской опыт, расширяют кругозор, переживают первую в жизни морскую качку, испытывая неповторимое ощущение океана, увиденного с огромной высоты корабельных мачт.

Приоритет патриотического воспитания

На парусниках происходит становление характера будущего командного состава судов рыбопромыслового флота – в духе лучших флотских традиций, морской романтики и дружбы.

Кроме того, на учебно-парусных судах организовано проведение спортивных соревнований, а также мероприятий, способствующих развитию творческой деятельности обучающихся. Во время пребывания в портах иностранных государств для курсантов организуются экскурсии по историческим памятным местам.

Ежегодно учебно-парусные суда Росрыболовства принимают участие в международных парусных регатах и фестивалях. В 2012-2013 годах учебно-парусное судно «Седов» успешно осуществило первое в своей истории кругосветное плавание, посвященное 1150-летию зарождения российской государственности и памятным датам в истории русских географических открытий. В период кругосветного плавания от порта Брест (Франция) до порта Владивосток (Россия) на борту судна находился Огонь XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. Учебно-парусное судно «Паллада» в 2013 году совершило переход из порта Владивосток в порт Кейптаун, где принимало участие в программе российской делегации на саммите БРИКС.

Важным элементом подготовки кадров в образовательных организациях отрасли является патриотическое воспитание обучающихся. В соответствии с госпрограммой «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (2010, № 795) во всех образовательных организациях Росрыболовства на плановой основе проводится активная работа по организации патриотического воспитания обучающихся. Она основана на изучении славных страниц истории отечественного флота, связанных с именами великих российских флотоводцев и первооткрывателей.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ (апрель, 2014, № 712-р) учебно-парусные суда Росрыболовства в 2014-2015 годах совершают историко-мемориальную экспедицию, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ходе экспедиции три учебно-парусных судна Росрыболовства одновременно (каждый по своему маршруту) пройдут водами Балтийского, Чёрного, Баренцева и Средиземного морей, Северной Атлантики, а также Тихого океана. Для участия в мемориальных церемониях парусники посетят основные районы морских сражений, происходивших в годы второй мировой войны. В рамках экспедиции запланированы заходы в порты городов-героев, городов воинской славы, порты государств-участников антигитлеровской коалиции, где экипажи и курсантский состав посетят места захоронений русских воинов и советских солдат, погибших в ходе военных действий. Будут развернуты фотовыставки, посвященные 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, а также запланированы встречи с ветеранами. Завершится экспедиция 9 мая 2015 года прибытием парусников в порты городов-героев для участия в праздничных мероприятиях, приуроченных к юбилею Победы.

На первом этапе экспедиции, состоявшемся в 2014 году, учебно-парусное судно «Крузенштерн» осуществило заходы в порт Сочи, где экипаж и курсантский состав принимали участие в волонтерской программе XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года.

В мае учебно-парусные суда «Крузенштерн» и «Седов» принимали участие в Черноморской регате больших парусных судов, осуществив заход в порт Севастополь. При этом учебно-парусное судно «Крузенштерн» участвовало в морском параде, посвященном 70-летию освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков и празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

«Палладой» в 2014 году осуществлены заходы в порт Инчхон (Корея), где судно принимало участие в памятных мероприятиях, посвященных 110-летию героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», и в порт Пинанг (Малайзия), обеспечив присутствие российских моряков на мероприятиях, посвященных 100-летию героической гибели крейсера «Жемчуг», а также в порт Далянь (КНР), в ходе которого экипаж и курсантский состав посетили российские и советские воинские захоронения в г. Люйшунь (бывший Порт-Артур).

Соответствие высоким требованиям

Имеющийся в Федеральном агентстве по рыболовству образовательный комплекс в целом обеспечивает потребности рыбопромысловых судов и береговых предприятий отрасли в квалифицированных кадрах.

Уровень российского рыбохозяйственного образования подтверждается итогами проведенного Минобрнауки РФ в 2012-2014 годах мониторинга эффективности деятельности вузов, по результатам которого все вузы Росрыболовства были признаны эффективными, а также результатами проверок, проведенных Минтрансом РФ и подтвердивших соответствие образовательных организаций Росрыболовства международным требованиям в области подготовки членов экипажей морских судов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Перспективы развития высшего и профессионального образования
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
УМО аграрного профиля на этапе реформирования
Наука и образование – конкурентное преимущество трех регионов
Рыбохозяйственная наука займётся ресурсами Арктики
У истоков медицинской школы Оренбуржья
Сокращение количества образовательных организаций
Потенциал российской рыбохозяйственной науки
Здоровьесбережение в образовательном пространстве СПО
Кузница сельскохозяйственных кадров для всей страны

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ