Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

От инвестиций в экономику – к развитию образования

Северный Кавказ – самый южный регион России, расположенный между тремя морями (Черным, Азовским, Каспийским). Здесь находятся плодороднейшие земли, важнейшие курорты и самые высокие в нашей стране вершины гор. Природно­климатические условия позволяют развивать растениеводство, животноводство и другие отрасли сельского хозяйства.

Просмотров: 281

Северный Кавказ – самый южный регион России, расположенный между тремя морями (Черным, Азовским, Каспийским). Здесь находятся плодороднейшие земли, важнейшие курорты и самые высокие в нашей стране вершины гор. Природно-­климатические условия позволяют развивать растениеводство, животноводство и другие отрасли сельского хозяйства, а также индустрию туризма и гостеприимства.

На территории Северного Кавказа находятся два края – Краснодарский и Ставропольский, а также семь республик: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская. По некоторым источникам, общая территория этих регионов составляет всего полтора процента от площади страны, тогда как проживает здесь примерно 10 процентов населения. Но что касается конкретных республик, показатели разнятся: в Ингушетии плотность составляет 123 человека на 1 кв. километр, в Карачаево-Черкесии – 33.

Большая плотность населения – одна из особенностей республик Северного Кавказа. По этому показателю весь Северо-­Кавказский федеральный округ находится на первом месте в Российской Федерации.

Другая особенность – большое этническое разнообразие населения, на сравнительно небольшой территории проживает много разных народов.

Третья особенность – человеческие ресурсы. На Северном Кавказе много молодежи – почти треть (по разным источникам от 26 до 30 процентов) от общей численности населения. С учетом этого возрастает значимость воспитательной работы – как в школах, вузах и ссузах, так и вне образовательного пространства. На передний план выходят формирование гражданственности и патриотизма, профилактика асоциальных явлений, экстремизма, поддержка массовой физической культуры и спорта, студенческого самоуправления, пропаганда толерантного поведения.

Промышленность региона пережила сильнейший спад в 90-е годы прошлого века. По информации Независимого института социальной политики, в некоторых случаях сокращение объемов производства достигало двух третей и более. Спад промышленности повлек за собой тяжелые социальные проблемы, в том числе безработицу. По последним данным Минтруда и социальной защиты РФ, наиболее явно это проявляется в Ингушетии, где почти нет бюджето­образующих предприятий. В этой республике в трудоус­тройстве нуждаются 30 процентов экономически активного населения. Довольно сложная ситуация в Чеченской Республике. Здесь аналогичный показатель равен 20 процентам. Но есть и хорошая новость: в целом число безработных в республиках Северного Кавказа постепенно снижается.

Опираясь на цифры, необходимо отметить, что региональная статистика не всегда отражает точную картину, так как учесть скрытые формы заработка очень трудно. Часть рынка труда кавказских республик нуждается в легализации.

Поскольку осуществить практикоориентированный подход, заложенный в основу новых федеральных стандартов, без взаимодействия с реальным сектором экономики трудно, а в большинстве случаев и невозможно, состояние экономики отрицательно отражается на качестве высшего и профессионального образования.

Другая проблема – несбалансированность подготовки по уровням профессионального образования и востребованным специальностям. Хотя вузовские дипломы не дают гарантии трудоустройства, кавказская молодежь, как и во всей России, выбирает именно их.

В республиках остроту вопросов видят. Например, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в своем ежегодном послании Народному собранию республики призывает освобождаться от ментальных стереотипов, восстанавливать и развивать начальное профессиональное образование и обращает внимание на парадокс, существующий в выс­шей школе: при гипертрофированных масштабах подготовки специалистов «высшей квалификации» трудно найти профессионалов, способных качественно обслуживать производство. Реформирование системы образования
Р. Абдулатипов считает одним из главных направлений своей деятельности. О качестве как основной цели профессионального образования говорит и глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов.

Проблем в системах профессионального образования и высшей школы кавказских республик предостаточно. Во многом они те же, что и во всей России, но в силу особенностей экономического и демографического развития региона гораздо глубже и серьезнее. Устранять их намного сложнее. Так, строительство и реконструкция школ – процесс, который во многих регионах страны отстает от потребностей. Однако не настолько сильно, как, например, в Чеченской Республике. В 2013 году там открыты 3 новые школы: на 600 мест, 360 и 984. Однако количество учащихся в 2014 году возросло на 11 тыс. человек. В результате ликвидировать третью смену (это не оговорка – именно третью) не удалось, и она до сих пор существует в 57 общеобразовательных учреждениях. Министр образования и науки Чеченской Республики Исмаил Байханов сообщил, что в рамках федеральной целевой программы «Юг России» в регионе будет построено 32 школы. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров полагает, что наряду со строительством новых школ необходимо выработать принципиально новый подход к повышению качества образования: «Нам необходимо постараться сделать учебный процесс более эффективным. Для этого надо повысить уровень профессионализма преподавательского состава».

Характерной особенностью страны гор и языков, Дагестана, является преобладание сельских школ. Многие из них малокомплектные. По уровню бюджетных затрат они «золотые», а должное качество обучения обеспечивают не во всем. Неэффективная инфраструктура служит препят­ствием для подготовки к будущему освоению компетенций и социализации личности. Понятно, что устранить такой барьер в короткий срок очень трудно.

Ускоренное социально-­экономическое развитие республик Северного Кавказа заявлено как приоритет федеральной политики. Для них выделяются значительные федеральные трансферты в рамках выравнивающей политики, производится дополнительное финансирование по федеральным целевым программам. Для повышения качества управления создан новый федеральный округ – Северо-­Кавказский. В 2013 году на территории Северо-­Кавказ­ского федерального округа действовали около 20 федеральных целевых программ и подпрограмм. В мае этого года было сформировано Министерство по делам Северного Кавказа, руководителем которого стал Лев Кузнецов. Как сообщил ИНТЕРФАКС-ЮГ, совсем недавно новый министр заявил, что в ближайшее время в федеральном округе будет создана дорожная карта по формированию трудовых ресурсов. В подготовке документа должны принять участие все регионы. Тогда можно будет понять состояние рынка труда Северного Кавказа и определить основные востребованные профессии.

Дорожная карта даст толчок развитию системы образования в округе, а также будет способствовать решению социально-­экономических вопросов, в частности, по импортозамещению в агропромышленном комплексе и промышленности.

Планы министерства выходят за рамки округа. «Мы должны сформировать не только устойчивый кадровый потенциал для внутренних потребностей округа, но и выступить экспортером внутри РФ самого ценного капитала, которым обладаем, – человеческого», – заявил Л.Кузнецов в ходе одного из совещаний.

Взгляд на будущее оптимистичный. Но в настоящее время системы образования кавказских республик существуют в сложнейших социально-­экономических условиях, связанных с состоянием рынка труда, плохим инвестиционным климатом и реформированием. Однако, несмотря ни на что, образовательные организации каждой северо-кавказской республики имеют свои достижения и перспективы. А основой для безостановочного движения вперед служат новаторство и самобытность. Именно об этом свидетельствует рубрика «Регион», которая сегодня посвящена деятельности учреждений высшей школы и профессионального образования республик Северного Кавказа.

АДЫГЕЯ. В прошлом году два общеобразовательных учреждения – Адыгейская республиканская гимназия и лицей № 8 города Майкопа – вошли в рейтинг «500 лучших школ России». Образование будет ориентировано на нужды экономики региона. Для этого в числе других мер 4 республиканских учреждения начального профессионального образования реорганизованы в техникумы.

ДАГЕСТАН. Здесь совместно с Рособрнадзором планируется провести национальное исследование по оценке качества образования, организовать тестирование и повышение квалификации учителей по истории, русскому языку, математике, провести конференцию-семинар по совершенствованию преподавания школьных предметов и подготовке к ЕГЭ-2015 с привлечением специалистов Федерального института педагогических измерений и Федерального центра тестирования.

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ. В 2013 году объемы подготовки кадров по специальностям и профессиям гуманитарного и экономического профилей сокращены с 11,2 процента до 4,6.

Анализ занятости выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования показал, что наиболее благополучно складывается ситуация с трудоустройством квалифицированных рабочих и специалистов сферы обслуживания, швейного производства, общественного питания и торговли.

Доля трудоустроенных в общей численности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования 2012 года в первый год после окончания составляет 51,2 процента.

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ. Республика подписала договор о сотрудничестве с Северо-Кавказским федеральным университетом в области подготовки профессиональных кадров для нужд региона, в котором речь идет о целевом приеме на обучение по специальностям, востребованным экономикой. Также в договоре есть пункт, предусматривающий подготовку специалистов в магистратуре по направлениям, которых нет в вузах республики, и защиту кандидатских и докторских диссертаций в СКФУ.

Ректор СКФУ Алина Левитская подчеркнула, что программа развития университета скорректирована с учетом Государственной программы социально-экономического развития округа, перечень специальностей и контрольные цифры приема будут соответствовать этому документу.

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ. Утвержден план мероприятий по подготовке к ЕГЭ-2015. Прошлогодние нововведения сохраняются. И вместе с тем предполагается открыть независимый центр проведения ЕГЭ, где можно будет пересдать госэкзамен по любому предмету, а также проводить информационные встречи выпускников школ, родителей и педагогической общественности с лицами, ответственными за проведение государственной итоговой аттестации.

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА. В 2011-2013 годах в школы здесь пришло свыше 2 тыс. молодых специалистов. А всего в республике работает чуть больше 23 тыс. педагогов. По-видимому, столь значительное омоложение кадрового состава произошло в связи с повышением зарплат.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Ростовская область: итоги совместного труда
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Научный потенциал Челябинской области
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Инновационная деятельность – стратегия СПО Кузбасса
Профессиональное образование – фактор социализации молодежи
Доступность и качество прежде всего
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Республика Дагестан - реиональный обзор

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
TINA Незарегистрированный пользователь
Именно по этой причине мы в свое время провели оптимизацию налоговой нагрузки.

2016-10-13 08:35:14 Ответить пользователю

Автакон Незарегистрированный пользователь
С инвестициями у нас проблемы в частности из-за высокой налоговой нагрузки.

2016-10-12 11:09:43 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ