Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Педагогические кадры для Башкортостана

Стратегической целью развития Бирской социально-педагогической академии – научного и культурного центра Республики Башкортостан - является достижение современного уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу этого вуза.

Просмотров: 2644

В.А. ПЕТИШЕВА, проректор по учебно-методической работе БирГСПА, доктор филологических наук, профессор

Стратегической целью развития Бирской государственной социально-педагогической академии – научного и культурного центра Республики Башкортостан – является достижение современного уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу этого вуза.

Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» имеет пять направлений: внедрение нового поколения образовательных стандартов; создание и развитие системы поиска и поддержки талантливых детей; пополнение школ новым поколением учителей; усиление ресурсной обеспеченности образования – введение новых норм проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов с использованием эффектов и достижений приоритетного национального проекта «Образование»; внедрение здоровьесберегающих технологий и минимизация рисков для здоровья в процессе обучения. Все эти направления положены в основу учебно-воспитательной и научно-методической деятельности Бирской государственной социально-педагогической академии (БирГСПА). Образовательная политика вуза направлена также на реализацию государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» и целевых программ «Формирование гражданина нового Башкортостана», «Компьютерная система образования» и др.

Бирская социально-педагогическая академия сегодня – это, прежде всего, высококвалифицированный преподавательский коллектив. Обучение студентов ведут более 300 преподавателей и научных сотрудников, среди них около 70 процентов профессоров, докторов наук и доцентов, кандидатов наук. Высокий уровень преподавательских кадров находит отражение в высоком уровне подготовки выпускников.

БирГСПА – это широкое использование компьютеров в учебной и научной работе, курсовом и дипломном проектировании, это оригинальные методики преподавания, авторские учебные пособия, методические указания, рекомендации, комплексные программы, разработанные преподавателями. Подготовку около сателями и поэтами, крупными ученымипедагогами, видными общественными деятелями и работниками образовательных учреждений республики.

В основу успеха и эффективности деятельности Бирской государственной социально-педагогической академии положен качественный учебно-воспитательный процесс. Здесь действует внутривузовская система управления качеством подготовки специалистов. Помимо самоконтроля, осуществляется постоянный внутренний и внешний мониторинг, позволяющий в режиме реального времени отслеживать уровень организации образовательного процесса, его методическое обеспечение, степень усвоения студентами изучаемого материала. Технологично выстроенный подход позволяет вовремя выявить отклонения и скорректировать работу по обучению педагогических кадров в соответствии с поставленными задачами.

Многолетний опыт подсказывает, что качество подготовки высококвалифицированных специалистов во многом определяется умением преподавателей выделять те содержательные элементы учебных дисциплин, которые формируют их функциональные, когнитивные, этические и культурные компетенции. Под способностью педагогов к осуществлению профессиональной деятельности имеется в виду, прежде всего, их профессионально-педагогическая компетентность, предполагающая не только набор знаний и умений, которые, вне сомнения, являются ядром компетентности учителя, но и некий сплав их с профессиональным опытом, ведущими функциями педагога и обязательно значимыми личностными качествами – ценностными ориентациями педагога.

В академии интенсифицирован творческий процесс. Так постепенно накапливается опыт индивидуально-и коллективнотворческой деятельности, отмечаются положительные изменения в отношениях между участниками учебно-педагогического процесса в сторону развития субъект-субъектных отношений, совершенствуется система самостоятельной работы студентов через введение рейтинговой системы контроля, изменяется уровень методической культуры преподавателей посредством овладения технологиями управления учебной деятельностью студентов.

Процессы демократизации и гуманизации современного общества определяют необходимость создания новой сферы образовательного пространства, способной обеспечить профессиональную подготовку педагогических кадров на основе нетрадиционных подходов в учебной деятельности. Личность современного педагога предполагает наличие таких качеств, как самоорганизованность, саморазвитие, ответственность, профессионализм в принятии конкретных решений и действий, способствующих совершенствованию педагогической работы в школе. В этой связи при моделировании личности будущего педагога в вузе учитываются социальные факторы развития общества, его кадровые потребности на данном этапе, а также способность самой личности адаптироваться к требованиям среды, в которой будет происходить процесс становления и формирования подрастающего поколения.

Развитие инновационных процессов в системе образования в настоящее время не позволяет педагогу ограничиваться усвоением определенной суммы знаний, необходимо также овладевать умениями и навыками их использования в нетипичных ситуациях, которые часто выступают обязательным атрибутом инновационного развития. К технологиям инновационного обучения в академии предъявляются следующие требования: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития студента, предоставление  студенту необходимого пространства и времени для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения и поведения.

Сегодня инновации – не отдельные явления и линейные цепочки, они системны и сориентированы на достижение общего результата в работе академии и на успех отдельно взятого подразделения, которые обеспечивают его развитие. Лучшие педагоги и преподаватели вуза постоянно представляют современные образовательные технологии в рамках мастер-классов, лекций, презентаций и семинаров-практикумов.

На кафедрах педагогики, психологии развития, социальной педагогики и социальной работы проводится разработка нового содержания и новых методов обучения, вводятся спецкурсы, направленные на усвоение инноваций, внедряются новые образовательные технологии, способствующие формированию профессиональных качеств будущих специалистов, способных работать в условиях инноваций. Так, учебные планы предусматривают спецкурсы инновационной направленности, предполагающие формирование информационной компетентности будущих специалистов, в частности: «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Программное обеспечение ЭВМ», «Моделирование в социологии» и др. Немаловажным в инновационном образовании становится высокий уровень культурологических знаний. В связи с поликультурной спецификой Республики Башкортостан в учебные планы факультетов введены спецкурсы «Этнокультурные процессы в мире», «Союзы молодежи в Поволжье и на Урале» и другие. Особую роль сегодня приобрел уровень правовых знаний субъектов образовательного процесса. С целью повышения правовой культуры студентов при подготовке их к профессиональной деятельности в инновационных образовательных учреждениях читаются спецкурсы «Нормативно-правовые основы деятельности госслужащих», «Организация государственных учреждений Республики Башкортостан» и др.

Помимо этого, в подготовку специалистов вводятся знания и отрабатываются умения по организации и применению разнообразных форм совместной деятельности между воспитателями и воспитуемыми, что, несомненно, способствует развитию активной личностной позиции обучающихся, умению обращаться с окружающими. Например, организуются деловые игры, в которых студенты выступают в роли воспитателя или ученика, что позволяет испытать и апробировать конкретную педагогическую ситуацию, прочувствовать положительные и отрицательные моменты, возникающие в практической работе педагога. Такое модульное программирование образовательного процесса помогает рационально и продуктивно выстраивать всю педагогическую структуру образования, что способствует совершенствованию как личности воспитанника, так и самого воспитателя.

Академия «обрастает» инновационным окружением. Здесь стремятся найти экономически эффективное воплощение любому своему интеллектуальному продукту. Однако главный продукт вуза – это знания, умения и навыки выпускника. Это образование в широком смысле, которое, помимо профессиональной компетентности, подразумевает развитие всех базовых способностей человека: интеллектуальных, творческих, нравственных и физических.

«Инновации» и «инновационная деятельность» сегодня – не просто модные слова, а необходимая реальность не только учебного процесса, но и студенческой научной деятельности. При выполнении студентами научной работы нередко выявляются новые технические инновационные решения, которые оформляются в виде заявок на изобретения. Большая заслуга в этой работе принадлежит профессорам и доцентам кафедр.

На кафедрах Бирской социально-педагогической академии организованы научные кружки, исследовательские группы и студенческие конструкторские бюро, в которых в свободное от учебы время занимаются все желающие. Научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеаудиторное время, включает участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях на разных уровнях (внутривузовских, региональных, всероссийских); работу над научными проблемами в рамках научного студенческого общества; участие в предметных олимпиадах различного уровня; участие в конкурсах курсовых, выпускных квалификационных работ, научных сообщений. Важное направление исследовательской деятельности студентов связано с организацией и проведением педагогического эксперимента в период педагогической практики на четвертом-пятом курсах в рамках выполнения курсовых работ по методикам преподавания научных дисциплин и выпускных квалификационных работ. Итоги научной деятельности студентов академии подводятся ежегодно весной во время Дней студенческой науки, в рамках которых организовываются конференции, олимпиады, выставки технического творчества.

В центре внимания ректората академии и всего коллектива преподавателей постоянно находятся не только учеба студентов, но и их досуг, занятия художественной самодеятельностью, а также спортивные достижения.

В вузе культивируется 19 видов спорта, имеются спортивно-оздоровительные лагеря, спортивные и тренажерные залы, лыжная база и база лучников. Среди студентов есть чемпион мира по гиревому спорту, десятки мастеров и кандидатов в мастера спорта.

Вокруг академии сосредоточена вся культурная жизнь города Бирска. Ежегодно проходят фестивали «Студенческая весна», праздничные концерты, посвященные знаменательным датам.

Сегодня много говорят о переизбытке учительских кадров. Однако за будущее своих выпускников в академии спокойны. Они найдут свою нишу в трудовом ритме Республики Башкортостан, ведь работодатели знают, что студенты этого вуза обладают огромным жизненным потенциалом и хорошо адаптированы к новым условиям жизни.

БирГСПА продолжает активно развиваться. Очевидны основные направления стратегии на ближайшие годы, предполагающие обеспечение высокого качества образовательных услуг. Для этого планируется расширить использование сов-ременных образовательных технологий, в том числе информационных, а также создать образовательные структуры академии, соответствующие требованиям инновационного развития. Для этого потребуется завершить переход к уровневому высшему образованию. Студенты испытывают потребность обучаться на уровне и бакалавриата, и магистратуры, а вуз может предоставить им такую возможность. Уровень специалиста остается также востребованным по ряду специальностей: например, «Прикладная математика и прикладная информатика», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Биоэкология» и другие. В ходе реализации инновационных программ развития потребуется дальнейшая интеграция академии и ее кафедр с наукой и сферой производства, заинтересованной в подготовке высококвалифицированных педагогов – специалистов, бакалавров и магистров.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Образовательный эксперимент «Школа здоровья»
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Стерлитамакский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова: инновации - залог успеха
Башкирский институт физической культуры: кузница чемпионов
И техникум, и экспериментальная площадка
Белебей. Специалисты для строительства и ЖКХ
Многовариантность образовательного пространства
Челябинский педагогический университет: вместе найти ориентир
Приоритет – интеграция образования, науки и практики
Проблемы реализации болонских инициатив

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ