Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Перспективы евразийского образовательного пространства

Интеграция России в международное сообщество, в том числе образовательное пространство, осуществляется высокими темпами. Наряду с интеграционным движением в европейском направлении, в настоящее время обозначился новый вектор сотрудничества – азиатский. Эти факторы предопределяют обеспечение высокого качества образования, отвечающего самым современным мировым стандартам.

Просмотров: 224

В координатах евразийского образовательного пространства

 

Е.С. АНИЧКИН, первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета, доктор юридических наук, профессор
М.А. КОСТЕНКО, начальник учебно-методического управления Алтайского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент

Содействие развитию профобразования в российско-азиатском трансграничном пространстве – миссия инициированного АлтГУ международного образовательного форума «Алтай – Азия»

Интеграция России в международное сообщество, в том числе образовательное пространство, осуществляется высокими темпами. Наряду с интеграционным движением в европейском направлении, в настоящее время обозначился новый вектор сотрудничества – азиатский. Эти факторы предопределяют обеспечение высокого качества образования, отвечающего самым современным мировым стандартам. В связи с этим необходимы выявление передового опыта подготовки специалистов и его дальнейшее распространение, создание в вузах механизмов непрерывного совершенствования образовательных программ, разработка и внедрение стандартов, обеспечивающих развитие российского образования и, что наиболее важно, международное признание его качества.

Для решения проблем Алтайский государственный университет (АлтГУ) инициировал проведение международного образовательного форума «Алтай – Азия», миссия которого заключается в содействии развитию профессионального образования в российско­-азиатском трансграничном пространстве. Инструментами реализации являются обмен знаниями между российскими и зарубежными специалистами, предоставление профессиональному сообществу возможности непосредственного ознакомления с лучшими иностранными и отечественными разработками.

Первый форум состоялся в сентябре 2012 года в городе Барнауле на базе АлтГУ и был посвящен модернизации профессионального образования в России и мире. В нем приняли участие более 400 специалистов и экспертов, представлявших 6 стран, 44 региона России, более 100 вузов и организаций.

В сентябре 2014 года при поддержке Минобрнауки РФ, Россотрудничества, Российского союза ректоров, администрации Алтайского края, корпорации Microsoft, Ассоциации классических университетов России и других партнеров на площадке АлтГУ международный форум «Алтай – Азия» состоялся во второй раз. Тема была обозначена как «Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики». Целью явилось углубление международного образовательного сотрудничества на пространстве Алтай – Азия, расширение форм интернационализации образовательной деятельности вузов и взаимной трансляции эффективного опыта, осмысление особенностей интеграции образовательных систем в трансграничном евроазиатском регионе.

В ходе форума работали пять проектных сессий:

  • сетевые формы взаимодействия при реализации образовательных программ;
  • практикоориентированная среда образовательного учреждения как фактор повышения качества образования;
  • развитие академической мобильности в рамках международных ассоциаций вузов;
  • независимая оценка качества образования в России и азиатских странах;
  • лучшие практики электронного обучения.

Были проведены также две отдельные спецсессии:

  • русский язык на азиатском образовательном пространстве;
  • Евразийский виртуальный университет: дорожная карта (форсайт­сессия).

В рамках программных мероприятий состоялись заседания Ассоциации азиатских университетов и координационного совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (с участием ректоров вузов СФО), выездной обучающий семинар для работников образовательных организаций по вопросам реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», всероссийский студенческий семинар­практикум «Качественное образование – путь к успешной карьере».

Участие в форуме приняли представители 37 субъектов России и 8 зарубежных стран – Армении, Индии, Казахстана, Китайской Народной Республики, Кыргызстана, Монголии, Таджикистана, Южной Кореи, более 70 вузов, в том числе 10 зарубежных, 27 необразовательных организаций. Было заслушано более 100 докладов и сообщений. Почётными гостями стали член Совета Федерации Виктор Кресс, первый секретарь по делам образования посольства КНР Мэй Ханьчен, ректор Восточно-­Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова Алибек Кувандыков, генеральный директор АККОРК Сергей Анисимов, ректор Новосибирского государственного технического университета, председатель Совета ректоров вузов СФО Николай Пустовой, президент и ректор Томского государственного университета Георгий Майер и Эдуард Галажинский, другие уважаемые лица.

В итоговой резолюции отмечена необходимость расширения форм интернационализации образовательной деятельности вузов и взаимной трансляции лучшего образовательного опыта на пространстве Алтай – Азия. Это обусловлено вызовами сегодняшнего дня, требующими своевременного осмысления и реагирования. К их числу могут быть отнесены интернационализация образования, необходимость сетевого взаимодействия вузов, недостаточная практикоориентированность профессиональных образовательных программ, обострение конкуренции вузов в национальном и международном масштабах, усиление роли различных институтов оценки и контроля деятельности вузов.

На площадках форума обсуждался ряд актуальных проблем. Это объединение усилий международного вузовского сообщества по выработке совместной стратегии действий на азиатском образовательном пространстве, формирование новых международных проектов в области исследования образования. Содействие процессам интеграции образования и науки, а также разработка совместных образовательных программ, осуществление обмена опытом преподавания, усиление языковой подготовки специалистов, расширение сети филиалов, культурно­языковых и рекрутинговых представительских центров российских вузов за рубежом, развитие академической мобильности научно-педагогических сотрудников.

Одним из ключевых направлений модернизации высшей школы является повышение качества образования. В связи с этим кардинально возрастает роль процедуры оценки деятельности вузов с точки зрения достоверности информации о качестве учебного процесса и обеспечения соответствия подготовки кадров требованиям современной евразийской рыночной экономики. Представляется целесообразным наладить эту работу внутри самих вузов – с помощью создания механизма системной оценки студентами качества образования. В частности, предлагается сформировать в вузах студенческие комиссии (советы) по качеству образования. Необходимо также полнее использовать потенциал международной аккредитации образовательных программ, реализуемых в российских университетах. Речь идет о признанных и влиятельных независимых агентствах оценки качества образования азиатского региона: в частности, APQN – Азиатско-­Тихоокеанской сети гарантии качества образования, CANQA – Центрально-­Азиатской сети гарантий качества и аккредитации. Необходимо проработать и закрепить механизм международной аккредитации образовательных программ российских вузов, разработать критерии и процедуры национальной профессионально­-общественной аккредитации образовательных программ, совместимые с международными критериями и процедурами, усилить вовлеченность российских вузов в трансграничное сотрудничество с азиатскими коллегами, в том числе путём вхождения в международные образовательные ассоциации. Поскольку АлтГУ становится экспертной площадкой по актуальным вопросам модернизации профессионального образования, его руководством выражена готовность осуществить апробацию разработанных критериев и процедур международной и национальной профессионально-­общественной аккредитации образовательных программ.

Анализ практики деятельности отечественной высшей школы свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме, перешедшей в ранг общенациональной, – обеспечению качества подготовки кадров. Однако, несмотря на особое внимание к вопросам качества, многие аспекты подготовки специалистов с «инновационным» мышлением и «инновационными» компетенциями, востребованных на евразийском рынке труда, пока остаются идеологическими тезисами.

Представляется, что развитие сетевого обучения (совместные с азиатскими вузами образовательные программы) поможет преодолеть сложившиеся противоречия между практикой образования и потребностями производства в условиях глобализации рыночной экономики и интернационализации многих сфер деятельности выпускников вузов. Для этого следует инициировать и поддерживать формирование качественной внутригосударственной и международной правовых баз регулирования новых образовательных отношений – сетевое взаимодействие вузов, совместные образовательные программы, базовые кафедры, зарубежная филиальная сеть.

Важным аспектом будет являться взаимовлияние образовательных систем России и Азии. Актуально также развитие программ поддержки русского языка как языка межгосударственного и межнационального общения в странах азиатского образовательного пространства, одного из значимых инструментов гуманитарного и инновационного развития независимых государств. Необходимо повышение значения лингвистического компонента в азиатском векторе интернационализации образования, главным образом с помощью усиления языковой подготовки в российских университетах, расширения практики изучения языков азиатских народов. Реализация сетевого взаимодействия будет способствовать синхронизации международных стандартов, образовательных программ, академической мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов всех уровней образования, интеграции учебных программ международного измерения и образовательных стандартов, созданию инновационной университетской среды.

Примером эффективно работающей модели межвузовского взаимодействия является Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), который реализует сетевые программы обмена учащимися и научно-педагогическими работниками, наращивает научно-академическое сотрудничество, внедряет современные образовательные методики и технологии, способствует развитию механизмов признания и эквивалентности документов об образовании государствами-­членами ШОС и мировым образовательным сообществом. Глобальным рычагом международного межвузовского сотрудничества стала и Ассоциация азиатских университетов, создание которой было инициировано АлтГУ на международном студенческом азиат­ском форуме «Алтай – Азия. 2012». На сегодняшний день в нее входят более 30 вузов из 8 стран мира.

Повышение академической мобильности, гармонизация образовательных программ предполагают развитие единой образовательной сети университетов. Для ее формирования на первоначальном этапе необходима разработка модели и нормативно-методического обеспечения сетевых образовательных программ. В этот момент должны быть заключены соглашения о взаимодействии университетов, утверждены положения об организации сетевых образовательных программ. На основе направлений профильной деятельности вузов­-партнеров осуществляется согласование сетей магистерских и бакалаврских программ по перспективным направлениям подготовки, а также их методическое и организационное обеспечение. В рамках реализации механизма организации сетевых образовательных программ предполагается разработка учебных планов с учетом специализированной системы управления индивидуальными траекториями студентов. Немаловажной является информационная работа с абитуриентами для повышения их осведомленности об имеющихся совместных образовательных программах и преимуществах обучения в рамках единой университетской сети.

На завершающем этапе построения единой образовательной сети осуществляется запуск пилотных сетевых программ с организацией мониторинга их реализации. Однако на сегодняшний день не сформирована необходимая нормативная база, регламентирующая механизмы развития сетевого взаимодействия с вузами¬партнерами, в том числе в азиатском регионе.

Все вышеуказанные тезисы невозможно реализовать без активизации государственной поддержки международных проектов в области разработки инновационных и междисциплинарных образовательных программ, сетевых форм их реализации вузами различных регионов России и зарубежных стран, без сближения университетских систем гарантий качества образовательных услуг и создания практикоориентированной среды в условиях модернизации обучения. Острота проблемы реформирования образования требует серьезного обсуждения на разных уровнях – меж­государственном и внутригосударст­венном.

В связи с этим проведение образовательных форумов такого формата, как «Алтай – Азия», имеет ряд позитивных аспектов. Это аналитическое содействие интернационализации образовательных систем, формированию продуктивной системы мониторинга качества высшего образования, расширению сетевого взаимодействия вузов при реализации образовательных программ. Стоит принять во внимание также, что мера, характер и темпы внедрения инноваций в отечественную систему образования определяются, в том числе, и развитыми отношениями с соседними странами. При этом необходимо учитывать: лейтмотивом реформ высшей школы должно быть сохранение всего лучшего, что наработано в российской вузовской традиции, при одновременном освоении лучших зарубежных практик.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интеграция в процессах глобализации
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
APQN: система поощрений как признание репутации
EQAR: возрастание международной активности аккредагентств
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Гарантия качества высшего образования
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
APQN. Глобализация систем гарантии качества
ENQA: российский опыт в европейском документе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ