Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР

О том, каких параметров интернационализации и экспорта образования сумела достигнуть на сегодняшний день российская высшая школа, читайте в обзоре «Арифметика интернационализации».

Просмотров: 1164

Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.

Арифметика интернационализации

Новость о том, что Министерством образования и науки РФ подготовлен стратегический проект по экспорту образовательных услуг, сообщил заместитель министра Вениамин Каганов во время одного из круглых столов Совета Федерации РФ еще в декабре 2016 года. Тогда же он добавил, что проект уже получил поддержку Минэкономразвития, и Минобрнауки приступило к финальной разработке паспорта программы, – его планировалось завершить и представить в марте 2017 года. Однако пока официального представления документа не произошло, мы решили подготовить небольшой редакционный обзор о том, каких параметров интернационализации и экспорта образования сумела достигнуть на сегодняшний день российская высшая школа.

Догнали… и перегнали

Середина 90-х для экспорта российского образования стала точкой наибольшего спада – количество иностранных студентов-очников в отечественных вузах в 1995-1996 академическом году составило чуть более 52 тыс. – это меньше, чем даже результаты вузов РСФСР конца 70-х годов прошлого века (1). Однако эта точка стала и началом последующего непрерывного роста количества иностранцев, выбиравших для получения высшего образования российские вузы: кривая ежегодной статистики образовательного экспорта, начиная с 1995 года, росла непрерывно. И уже спустя десятилетие, к середине 2000-х, отечественные вузы наверстали упущенное: впервые число иностранных студентов превысило советские рекорды образовательного экспорта сначала в количественном, а к 2012-2013 академическому году и в процентном соотношении. А в 2014-2015 академическом году доля иностранных студентов от общего количества студентов в российских вузах (5,4%) превысила аналогичный показатель СССР вдвое – 2,6% (см. рис. 1).

Рисунок 1. Доля иностранныx студенов (очного и заочного обучения в вузах СССР, РСФСР, РФ), тыс.чел., %

Доля иностранныx студенов

Увеличить изображение

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Рост экспорта образования в системе СПО за последние два десятилетия оказался еще более существенным: с 1995 года увеличение почти в семь (!) раз – с 3 128 до 21 406 человек (см. рис. 2).

Рисунок 2. Динамика численности иностранных граждан, обучавшихся в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации по очной форме в 1995/1996 – 2014/2015 академических годах, чел.

Динамика численности иностранных граждан

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Россия шла, мир – бежал

Правда, одной позиции СССР Российская Федерация пока так и не достигла. Если в общемировом зачете по экспорту образования к 1990 году Союз занимал 3-е место с более чем 10-процентной долей от всего мирового контингента иностранных студентов, то к 2000-му страна оказалась лишь на 9-й позиции. Да, спустя два десятилетия после крушения СССР в количественном плане мы не только восстановили, но и превзошли уровень востребованности отечественного образования у иностранных абитуриентов, если сравнивать этот уровень с цифрами советского периода. Но в это же время общемировой контингент иностранных студентов и международный рынок образовательных услуг росли еще динамичнее, удивляя даже специалистов, назвавших такой рост «ошеломительным». Поэтому, даже несмотря на ежегодно увеличивающееся число прибывающих в Россию иностранных студентов, доля нашей страны в общемировом распределении студенческих потоков снижалась. Так, по данным ОЭСР, в 2004 году она составляла 3%, а в 2007 – уже только 2%.

В реальности Россия теряла позиции на международном рынке образовательных услуг. Негативная тенденция всерьез озаботила и федеральное профильное ведомство: в 2008 году Минобрнауки РФ даже организовало специальное заседание коллегии по проблемам экспорта образования. Тогда было заявлено о необходимости разработки и последующей реализации стратегического «более скоординированного комплексного плана действий министерства и других заинтересованных федеральных и региональных органов власти». В итоге к 2010 году был подготовлен проект Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 годов, в котором среди основных целевых показателей было запланировано увеличение доли России в мировом экспорте образовательных услуг с 2% до 7% к 2020 году. Впрочем, проект так и не стал официальным документом, несмотря на ожидания профессионального университетского сообщества. Зато случилось другое.

«Такого прорыва мы не ждали…»

Так охарактеризовал замминистра образования и науки РФ В. Каганов резкое увеличение притока иностранных студентов в Россию в последние годы. Действительно, если ежегодный прирост абитуриентов из-за рубежа в период 2010-2013 годов в среднем составлял чуть более 10 тыс., то, скажем, в 2015 году эта цифра увеличилась сразу втрое. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: основной причиной экспортного прорыва в данном случае стала резкая девальвация рубля 2014 года. Курсовая разница между рублем и долларом стала серьезным стимулом для студентов ряда стран, чтобы делать выбор в пользу образовательного маршрута именно в российском направлении. В итоге доля РФ в общемировом контингенте иностранных студентов выросла с 2% до 3,7% в 2014-2015 академическом году, и сегодня наша страна занимает уже 4-е (по другим оценкам – 5-е) место в мире по числу приема на обучение иностранных студентов.

Ключ к конкурентоспособности

И все-таки в ряду благоприятствующих экспорту образования условий стоит не только ценовой фактор, пусть и очень мощно выстреливший. Так, в том же 2015 году Центр социологических исследований при Минобрнауки РФ провел масштабное исследование среди иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. На вопрос о причинах выбора ими российских образовательных организаций почти треть – 27% опрошенных – ответили, что ключевым критерием выбора стало «высокое качество образования». Таким образом, приоритет качества при выборе оказался все-таки важнее «приемлемой стоимости обучения» (24% опрошенных). И реализующиеся государственные целевые программы (проект «5-100», программа мегагрантов и другие), и усилия самих вузов по обновлению материальной базы, введению новых образовательных программ, в том числе на английском языке, освоению современных инструментов и практик международного сотрудничества становятся (как бы непросто они ни давались) все более значимыми для процесса возвращения России на глобальный образовательный рынок. Не только значимыми, но уже и заметными. Об этом свидетельствуют сравнительные данные того же центра: число ответов иностранных студентов о том, что качество получаемого в российских вузах образования «полностью соответствует» их личным ожиданиям выросло с 47% в 2001 году до 78% в 2015 (см. рис. 3).

Рисунок 3. Соответствие качества получаемой в вузах РФ профессиональной подготовки личным ожиданиям иностранных учащихся в 2001, 2005 и 2015 годаx, %

Соответствие качества получаемой в вузах РФ профессиональной подготовки

Источник: Центр социологических исследований при Минобрнауки РФ.

Кстати, здесь уместно упомянуть об инициативе Минобрнауки РФ ввести итоговый экзамен по окончании иностранными студентами подготовительных факультетов. Об этом представитель ведомства сообщила в декабре 2016 года на семинаре «Особенности приема иностранных граждан на обучение в РФ в 2017-2018 учебном году», состоявшемся на базе РГСУ. Результаты экзамена будут учитываться при выделении вузу квот для иностранных студентов – предупредила выступающая, посоветовав вузам жестко контролировать качество обучения на подфаках:

– Если человек халатно относится к обучению, лучше его отчислить. Нам нужны те, кто, поступая на основную образовательную программу, знают русский язык (2).

НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ КОНТИНГЕНТЫ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН,
обучавшихся в советских вузах в 1990-1991 академическом году, по странам происхождения, чел.
Монголия – 8,8 тыс. (в 2014-2015 академ. году – 3 058)
Вьетнам – 6,7 тыс. (в 2014-2015 академ. году – 4 676)
Афганистан – 6,1 тыс. (в 2014-2015 академ. году – 762)
Куба – 6,1 тыс. (в 2014-2015 академ. году – 172)
Болгария – 5,4 тыс. (в 2014-2015 академ. году – 361)
Сирия – 5,0 тыс. (в 2014-2015 академ. году – 1 994)
Йемен – 3,6 тыс. (в 2014-2015 академ. году – 918)
Эфиопия – 3,5 тыс. (в 2014-2015 академ. году – 57)
Ливан – 3,4 тыс. (в 2014-2015 академ. году – 388)
Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник», Вып. 6. 2016.

География экспорта: смена лидеров

«В условиях динамичной диверсификации российской внешней политики в 2016 году последовательно проводилась линия на закрепление позиций отечественного образования и русского языка в странах-партнерах и по дальнейшему углублению интеграционных процессов в сфере образования и науки со странами ближнего зарубежья и в новых интеграционных направлениях». Так Минобрнауки РФ характеризует современную российскую политику в области интернационализации образования (3).

Какие изменения произошли в структуре направлений экспорта российского образования за прошедшие десятилетия, наглядно демонстрируют представленные диаграммы (см. рис. 4, 5).

Рисунок 4. Суммарная численность иностранныx граждан, получившиx образование в советскиx вузаx в 1950/1951 – 1985/1986 академическиx годаx, по странам происxождения, тыс. чел., %

Суммарная численность иностранныx граждан, получившиx образование в советскиx вузаx в 1950/1951 – 1985/1986 академическиx годаx

Увеличить изображение

Рисунок 5. Численность иностранныx граждан, обучавшиxся в российскиx вузаx по очной форме в 2014/2015 академическом году, по странам происxождения, тыс. чел., %

Численность иностранныx граждан, обучавшиxся в российскиx вузаx по очной форме в 2014/2015 академическом году

Увеличить изображение

Если во времена СССР наибольший поток иностранных студентов мы получали из восточноевропейских и балканских стран (более 33% всего контингента иностранных студентов), то сейчас это направление почти утеряно (1,5%) – в рейтинге регионов-поставщи-ков студентов для отечественных вузов это направление сместилось с 1-го на 6-е место.

Заметно уменьшилась доля студентов и из стран Латинской Америки – с 11,8% до 1,5%, и из стран Африки – с 25% до 12%. Правда, в рейтинге регионов-поставщиков это африканское направление по-прежнему занимает 3-е и 4-е места, как во времена Союза.

Что мы не утеряли или даже приобрели? Почти неизменной в структуре экспорта российского образования осталась доля иностранных студентов из стран Азии: и во времена СССР, и во времена новой России это направление поставляло и по-прежнему поставляет отечественным вузам порядка четверти всего контингента иностранных студентов, стабильно занимая в рейтинге регионов-поставщиков 2-ю позицию.

Увеличилась и доля студентов из стран Западной Европы: если во времена СССР она составляла 2% от всего контингента иностранных студентов, приезжающих на учебу в отечественные вузы, то теперь доля этих стран увеличилась до 3,1%.

Наконец, новое и безоговорочное направление-лидер в структуре экспорта российского образования – страны СНГ: отсюда в Россию приезжает на учебу более половины (54%) от всего контингента иностранных студентов. Они же являются основными поставщиками иностранных студентов и для учреждений среднего профессионального образования (см. рис. 6).

Рисунок 6. Доля иностранных граждан, обучавшихся в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации по очной форме в 2014/2015 академическом году, по странам происхождения, %

Доля иностранных граждан, обучавшихся в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации по очной форме в 2014/2015

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Экспорт: «вид в профиль»

Если проанализировать востребованность среди иностранных студентов предлагаемых российскими вузами направлений подготовки и специальностей, увидим, что и здесь произошла смена приоритетов (см. рис. 7). Доля инженерно-технических специальностей, лидировавших по популярности среди иностранных студентов во времена СССР, на сегодняшний день снизилась более чем вдвое – с 53% до 20%. Обращает на себя внимание и то, что направление «Медицина и фармацевтика» многие годы занимает незыблемые позиции в структуре выбора основных направлений подготовки –17%.

Рисунок 7. Основные группы специальностей, по которым обучались иностранные граждане, %

Основные группы специальностей, по которым обучались иностранные граждане

Увеличить изображение

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

А как выглядит структура обучения иностранных студентов по формам подготовки?

Сравнительные данные приема/выпуска подтверждают, что востребованность всех ступеней российского высшего образования растет, причем наиболее значительно – программы бакалавриата, ставшего самым массовым сегментом экспорта образования (см. рис. 8).

Рисунок 8. Прием и выпуск иностранныx граждан в российскиx вузаx по основным учебным программам/формам подготовки в 2014/2015 академическом году, тыс. чел.

Прием и выпуск иностранныx граждан в российскиx вузаx по основным учебным программам/формам подготовки в 2014/2015

Увеличить изображение

* Прием в интернатуру и ординатуру также вырос по отношению к выпуску.

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

По данным международных отделов российских вузов, имеется немалый спрос и на англоязычные магистерские программы. Это наблюдение хорошо иллюстрирует мировую тенденцию, которая становится все более популярной: молодые люди, получившие бакалаврскую степень в родной стране, все чаще высказывают готовность продолжить магистерское обучение в другой.

Среди программ среднего профессионального образования лидерами востребованности у иностранных студентов является группа технических специальностей (см. рис. 9).

Рисунок 9. Основные группы специальностей, изучавшихся иностранными студентами в российских учреждениях СПО по международным договорам, в 2014/2015 академическом году, %

Основные группы специальностей, изучавшихся иностранными студентами в российских учреждениях СПО по международным договорам, в 2014/2015

Увеличить изображение

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Квоты: пять претендентов на место

В феврале 2016 года Минобрнауки РФ и Россотрудничество запустили портал Russia.stady – информационную систему привлечения и отбора иностранных абитуриентов. Одной из главных задач портала является техническое обеспечение квотного отбора, что позволит, в числе прочего, более точно измерять и прогнозировать востребованность российского образования в зарубежных странах. В конце 2016 года, на основании поданных заявок от претендентов на поступление в российские вузы по бюджетной квоте, были подведены соответствующие итоги. Итак, по информации сотрудников портала, всего подано 79,9 тыс. заявок. Таким образом, с учетом количества ежегодной бюджетной квоты в 15 тыс. мест конкурс составляет 5,3 человека на место. Причем почти 75% заявок поступило от абитуриентов из дальнего зарубежья (см. список «Топ-20: страны-лидеры»). А среди направлний подготовки наиболее востребованным оказалась «Экономика» (см. список «Наиболее востребованные направления подготовки»).

​ТОП-20: СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ
по числу электронных заявок граждан, выразивших желание обучаться на бюджетных местах в российских вузах (в рамках квоты), по итогам 2016 года, чел.
Таджикистан – 6 036
Алжир – 5 343
Марокко – 4 433
Узбекистан – 4 346
Ирак – 4 221
Египет – 2 990
Пакистан – 2 439
Сирия – 2 349
Тунис – 2 334
Йемен – 2 144
Киргизия – 2 013
Туркменистан – 1 655
Казахстан – 1 610
Вьетнам – 1 444
Сенегал – 1 411
Монголия – 1 401
Гаити – 1 375
Судан – 1 336
Кот-д’Ивуар – 1 138
Китай – 1 086
По данным портала Russia.study

Доходная статья

По данным Центра социологических исследований при Минобрнауки РФ, совокупные доходы от экспорта российских образовательных услуг в 2014-2015 академическом году составили 73,1 млрд. рублей или 1 млрд. 462,6 млн. долларов США. Причем собственно на оплату иностранными гражданами своего обучения по российским образовательным программам приходилось 30% от данной суммы, остальное – расходы на проживание, питание, транспорт, досуг и прочее в период обучения в России (4). «Поступления в экономику страны от иностранных студентов окупают затраты на их обучение и проживание», – кратко резюмируют в профильном ведомстве.

НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
по числу электронных заявок граждан, выразивших желание обучаться на бюджетных местах в российских вузах (в рамках квоты), по итогам 2016 года, чел.
• Экономика (38.03.2001) – 1 655
• Менеджмент (38.04.2002) – 1 079
• Экономика (38.04.2001) – 990
• Международные отношения (41.03.2005) – 941
• Юриспруденция (40.03.2001) – 914
• Нефтегазовое дело (21.03.2001) – 913
• Архитектура (07.03.2001) – 760
• Международные отношения (41.04.2005) – 717
• Менеджмент (38.03.2002) – 713
• Строительство (08.04.2001) – 666
• Лингвистика (45.03.2002) – 635
• Стоматология (31.05.2003) – 613
• Юриспруденция (40.04.2001) – 608
• Нефтегазовое дело (21.04.2001) – 598
• Экономика (38.06.2001) – 551
• Электроэнергетика и электротехника (13.03.2002) – 539
• Строительство (08.03.2001) – 532
• Лингвистика (45.04.2002) – 519
• Информационные системы и технологии (09.04.2002) – 510

По данным портала Russia.study

Более того, статья «экспорт образования» практически вплотную подобралась к первой десятке самых прибыльных статей доходов страны от внешнеторговой деятельности, опередив по доходности, например, такую знаковую для России статью экспорта, как «космические запуски» – 1 млрд. долларов, и оставив далеко позади «тяжелое машиностроение» – 500 млн. долларов или «приборостроение» – 100 млн. долларов. Конечно, по прибыльности экспорту образования пока далеко до торговли военной продукцией, от которой РФ ежегодно получает 13-15 млрд. долларов. Тем не менее профильное министерство ставит довольно амбициозные цели – к 2025 году увеличить доход страны от экспорта образования в 2,5 раза – до 198 млрд. рублей.

Средняя стоимость обучения для иностранных студентов в российских вузах в 2014-2015 академическом году составила чуть более 121 тыс. рублей, а в тройку лидеров регионов мира по доле прибывающих в Россию студентов-контрактников вошли страны Северной Америки, Азии и Западной Европы (см. рис. 10). При этом стоит отметить и значительную дифференциацию российских вузов по уровню доходов от экспорта образовательных услуг. С одной стороны, сформировался устойчивый пул российских университетов, где ежегодная прибыль от обучения иностранных студентов составляет уже свыше 100 млн. рублей. Сегодня в эту категорию входят 30 вузов – это крупные или брендовые образовательные организации, ведомственные профильные вузы, реализующие достаточно дорогие по российским меркам программы. Например, самая высокая стоимость программ в 2014-2015 году была у вузов МИДа и Академии художеств – в среднем от 325 до 347 тыс. рублей. С другой стороны, есть немало вузов, чей ежегодный доход от обучения иностранных студентов исчисляется всего несколькими сотнями или даже десятками тысяч рублей. Скажем, в 2014-2015 году вузы аграрного направления реализовывали программы со средней стоимостью чуть более 69 тыс. рублей, у негосударственных вузов эта планка составила около 78 тыс. рублей (5).

Рисунок 10. Доля иностранныx студентов, обучавшиxся в российскиx вузаx по контракту в 2014/2015 академическом году, по регионам мира, %

Доля иностранныx студентов, обучавшиxся в российскиx вузаx по контракту в 2014/2015

Увеличить изображение

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Учреждения среднего профессионального образования также заработали на экспорте своих образовательных программ определенные средства – 73,8 млн. долларов в 2014-2015 академическом году.

Конкуренция: лучшие за лучших 

Как планируют в Минобрнауки РФ, в случае принятия и последовательной реализации подготовленной стратегии экспорта образовательных услуг количество иностранных студентов к 2025 году вырастет до 437 тыс. и выведет Россию по этому показателю на третье-четвертое места в мире.

Сегодня основным «локомотивом» интернационализации являются непосредственно вузы: на их долю приходится три четверти (76%) от общей структуры российского образовательного экспорта (см. рис. 11).

Рисунок 11. Структура экспорта российских образовательных услуг в 2014/2015 академическом году (доля иностранных граждан, обучавшихся в российских образовательных учреждениях различного типа, %)

Структура экспорта российских образовательных услуг в 2014/2015

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Анализ программ развития вузов показывает: к 2020 году все крупные российские университеты также намерены увеличить количество иностранных студентов в общей численности своего контингента минимум в два раза (по сравнению с нынешним уровнем). Вузами взяты серьезные обязательства и по другим основным параметрам, характеризующим международную деятельность.

Планы вполне обоснованы, ведь, по оценкам экспертов, опирающимся на данные демографических процессов в целом ряде стран, спрос на высшее образование в мире в ближайшее десятилетие будет увеличиваться. И в лидерах спроса останется азиатский регион, в том числе крупнейшие его страны – Китай и Индия.

Например, в 2012 году за пределами своей страны училось более 700 тыс. китайцев, увеличивается и количество студентов из Индии: в последнее время их стало больше в США почти на 30%, в Австралии – на 20%, в Германии – на 21% (6).

Несомненно, мировая конкуренция за этот спрос, особенно за талантливых абитуриентов, предстоит жесткая, ведь «планы по увеличению» контингента иностранных студентов ставит себе не только Россия. Так, по данным Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета, для поддержки инновационной экономики США требуется удвоить число иностранных студентов к 2020 году (сегодня в США получают высшее образование более 700 тыс. иностранцев) (7). «За толковых студентов готовы бороться не только Штаты, но и ряд других стран. Например, Япония планирует привлечь 300 тыс. иностранных студентов к 2025 году. Малайзия поставила задачу довести число иностранных студентов до 200 тыс. к 2020 году. Не остаётся в стороне и Китай: в настоящее время там учится более 265 тыс. иностранных студентов, но к 2020 году эту цифру планируется удвоить» (8).

Тонкие настройки

Следствием обостряющейся «борьбы за лучших» становятся все более разнообразные и гибкие не только университетские, но и национальные политики привлечения иностранных студентов. Собственно, основные базовые критерии, на которые сегодня ориентируется абитуриент при выборе иностранного вуза, определены в ходе ряда международных исследований. Это репутация (известность) университета, его партнерские связи, квалификация персонала и число иностранных студентов. Среди главных критериев выбора также называются качество, конвертируемые степени, карьерные перспективы, безопасность и стабильность среды обучения (9). В контексте этих критериев вырабатываются «тонкие настройки» по всем аспектам интернационализации образования – от содержания программ до финансовых инструментов.

Так, для привлечения китайских студентов британские вузы позволяют им, помимо прочего, напрямую переводиться из китайских университетов. В США двухгодичные программы магистратуры в ряде случаев предполагают возможность первый год обучаться в вузе своей страны, второй – в американском университете. «Аналогичные примеры можно найти и в Малайзии: например, Университет Санвей имеет договоренности с австралийским Университетом Монаша, благодаря чему малайзийские студенты могут начать обучение дома, а завершить его уже в Австралии» (10). На национальном уровне – в частности, в США – действуют специальные программы временного трудоустройства, стажировок иностранных студентов и выпускников.

Усиление конкуренции неизбежно влечет за собой необходимость вкладывать в интернационализацию своих вузов больше средств. Для справки, австралийские вузы тратят в среднем около 4 тыс. долларов США на привлечение одного иностранного студента, британские – от 3 тыс. до 5 тыс. долларов. «Сюда входят заработная плата сотрудников международных отделов, маркетинговые расходы, агентские комиссионные и – для новых вузов – стоимость открытия зарубежных представительств (11).

С точки зрения финансирования экспорта образования любопытен пример Франции, которая сегодня является третьей в мире по привлекательности для иностранных студентов. Стоимость высшего образования – благодаря тому, что государственные вузы субсидируются из бюджета, – в стране предельно низкая: так, в 2014-2015 учебном году все студенты бакалавриата (и французы, и иностранцы) платили за обучение примерно 210 долларов США в год. Но поскольку приток иностранных студентов значительно возрос, а расходы государства на одного студента также увеличились – с 7,7 тыс. долларов США в год в 1980-х до примерно 12,5 тыс. долларов на сегодняшний день, – в начале 2015 года на национальном уровне был поставлен вопрос о взимании с иностранных студентов полной стоимости обучения. Однако последовавший анализ показал, что введение этой меры приведет не только к сокращению на 40% притока иностранных студентов, но и прямым экономическим потерям: сэкономив на введении полной оплаты 930 млн. долларов, Франция потеряет почти 5 млрд. долларов, которые поступают в страну вместе с иностранными студентами. Таким образом, «в июле 2015 года правительство Франции приняло решение о том, что иностранцы по-прежнему будут платить наравне с французами и гражданами других стран ЕС» (12).

Задачи «на вырост»

Несмотря на серьезный рост интереса к российскому высшему образованию, все-таки Россия на данный момент – перед очередным витком конкуренции за международный образовательный рынок – оказывается на более слабых позициях по сравнению со странами-лидерами интернационализации.

График русскоговорящих в мире с прогнозом до 2050 г.

График русскоговорящих в мире с прогнозом до 2050 г

Негативных факторов, влияющих на ослабление наших возможностей, скопилось такое количество, что в сумме они представляют масштабную системную проблему. Несовершенство нормативно-правового сопровождения интернационализации, слабая включенность в глобальный академический обмен и прорывные исследовательские фронты, продолжающееся снижение влияния русского языка (в 1991 году русский язык был языком общения для 350 млн. человек, сейчас – для 280 млн.). Наконец, отсутствие общенационального координирующего органа в этой сфере и государственной единой стратегии экспорта образования, да и в целом хронически недостаточная доля затрат ВВП на отечественное образование (специалисты указывают на прямую зависимость успехов интернационализации от этого показателя). Без принятия быстрых и адекватных мер о планируемом экспортном образовательном рывке, пожалуй, можно забыть.

В таком случае мы постепенно превратимся в страну-экспортер все более посредственного высшего образования, востребованного лишь в регионах со стремительно устаревающим технологическим укладом. Это нехорошо и для нашей высшей школы, поскольку такой спрос будет рождать соответствующее предложение, а мотивация к переходу от «уходящей натуры» на современные (и даже опережающие) модели и компетенции высшей школы останется минимальной и для нас самих.

Но все-таки закончим хорошей новостью: в конце 2016 года представители Минобрнауки РФ сообщили о подготовке долгожданных в вузовском сообществе поправок в ФЗ-115 в отношении послаблений в визовом режиме для иностранных студентов. В феврале 2017-го эту информацию – во время тематического круглого стола в Общественной палате РФ – подтвердил и начальник отдела по организации работы по выдаче приглашений и виз Главного управления по вопросам миграции МВД России Александр Толстобров:

– Визовый вопрос в настоящее время, я считаю, с мертвой точки сдвинулся. Мы согласовали изменение в законопроект по курсам. Скорее всего, в ближайшее время студенты будут приезжать, имея на руках не однократную трехмесячную – до 90 дней – визу, а сразу годовую.

Правда, добавил чиновник, решение еще следует утвердить «в вышестоящих инстанциях и ведомствах»…

ТОП-25: РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ-ЛИДЕРЫ ПО ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ
иностранных студентов, стажеров, интернов, ординаторов, докторантов, слушателей подготовительных отделений в 2014/2015 академическом году по очной форме подготовки
• Российский университет дружбы народов – 7 927чел.
• Санкт-Петербургский государственный университет – 4 399 чел.
• Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – 3 612 чел.
• Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского – 3 203 чел.
• Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – 3 090 чел.
• Национальный исследовательский Томский политехнический университет – 2 711чел.
• Курский государственный медицинский университет – 2 286 чел.
• Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина – 2 159 чел.
• Белгородский государственный национальный
исследовательский университет – 1 982 чел.
• Новосибирский государственный технический университет – 1 922 чел.
• Казанский (Приволжский) федеральный университет – 1 892 чел.
• Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова – 1 845 чел.
• Дальневосточный федеральный университет – 1 767 чел.
• Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» – 1 633 чел.
• Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики – 1 631 чел.
• Омский государственный технический университет – 1 591 чел.
• Волгоградский государственный медицинский университет – 1 539 чел.
• Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова – 1 521 чел.
• Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена – 1 517 чел.
• Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина – 1 511 чел.
• Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» – 1 502 чел.
• Национальный исследовательский Томский государственный университет – 1 410 чел.
• Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники – 1 408 чел.
• Казанский национальный исследовательский технологический университет – 1 374 чел.
• Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) – 1 338 чел.
Среди негосударственныx вузов лидировал Российский новый университет – более 700 иностранныx студентов.

По данным А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Марина БРЫЛЯКОВА. 

 

ИСТОЧНИКИ

  1. Здесь и далее используются данные: Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 6/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Социоцентр, 2016, 401 с.
  2. Подробнее https://www.youtube.com/watch?v=EdBHWa5OfdU
  3. Проект доклада «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2016 год и задачах на 2017 год», с. 116. Режим доступа: https://karpinsk-edu.ru/docs/2017/itogah.pdf
  4. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 6 /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Социоцентр, 2016, с. 398.
  5. Там же, с. 264-266.
  6. Кемп Нил. Новые тенденции международного рынка образования// «Международное высшее образование» – русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higer Education (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ. – 2016, № 85, с. 19-22.
  7. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. – М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2015, 60 с.
  8. Кемп Нил. Новые тенденции международного рынка образования// «Международное высшее образование» – русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higer Education (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ, 2016, № 85, с. 19-22.
  9. Императивы интернационализации. / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. – М.: Логос, 2013, с. 233.
  10. Кемп Нил. Новые тенденции международного рынка образования// «Международное высшее образование» – русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higer Education (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ, 2016, № 85, с. 19-22.
  11. См. там же.
  12. Гайардон Ариана. Обсуждение во Франции вопроса о взимании платы за обучение с иностранных студентов// «Международное высшее образование» – русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higer Education (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ, 2016, №84, с. 30-32.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Лучшие образовательные программы - результат экспертной оценки
Интернационализация российского образования
Экспорт образования: промежуточные итоги и перспективы
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
Качество образования определяет содержание
Пятигорский лингвистический университет наращивает экспорт образовательных услуг
Качество образования определяет содержание
Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ