Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Поддержка одаренных детей: начать с семьи

В России на разных уровнях обсуждают проект Концепции по поддержке одаренных детей и молодежи, разработанный Минобрнауки РФ. В СМИ много пишут и говорят о том, что в стране нужны школы для одаренных детей, особая подготовка учительских кадров для работы с этой категорией учащихся, новые методики и т.д. И лишь немногие специалисты напоминают, что развивать одаренность в ребенке с малых лет должны родители.

Просмотров: 2150

Разглядеть в пеленках чудо-ребенка

…Когда полуторагодовалого мальчика Вову незнакомые ему люди спросили, кого он больше любит маму или бабушку, тот, немного подумав, спокойно ответил: «Дедушку Юру», и улыбнулся, довольный собой. Сейчас мальчику четыре года и его речевой интеллект, яркие речевые фантазии ни один раз ставили в тупик взрослых. Например, бабушка говорит: «Малыш, как ты себя чувствуешь?». А он парирует: «Я малыш?! Почему? Я ведь не хожу в ясельную группу».

Сколько составит его IQ, когда он вырастет, неизвестно. Как хотелось бы верить в то, что осмысленность произнесенных фраз, присущая Владимиру с пеленок в общении с людьми, – это приметы некой одаренности. Смогут ли очень молодые родители, не имеющие специального (и даже высшего образования) быть помощниками своему неординарному ребенку? В чем проявляется неординарность? Мальчик любит играть в одиночестве, он стремится закрывать двери в ту комнату, где его посетила какая-то фантазия. Особенно его привлекают механические игрушки, которые он разбирает до основания, а потом пытается собрать. О том, что Вовочка прекрасно освоился с ключами и умеет в свои четыре года открывать и закрывать замок двери, взрослые узнали, когда он, потихонечку одевшись, однажды вышел из дома ранним утром гулять, самостоятельно справившись с дверью.

Судя по реакции родителей, никто в этой малообеспеченной и многодетной семье (кроме Вовы есть еще двое детей) не нацелен серьезно заниматься с этим ребенком, помогая ему познавать мир. «Он и так у нас самый сообразительный, – удивленно говорит молодая мама, – нам бы прокормить всех». Жаль! Ученые считают, что «случаи языковой одаренности в детстве отнюдь не редки и свидетельствуют о раннем развитии интеллекта». 1

Возможно, когда вырастут дети, и встанет вопрос, каким ремеслом им зарабатывать себе на хлеб, она поймет, как была не права. Однажды мне пришлось беседовать с мамой пятерых детей школьного возраста. Старшему сыну Николаю было пятнадцать лет, но он уже учился в политехническом институте в Йошкар-Оле. Юноша досрочно окончил среднюю школу, в которой учился самостоятельно, экстерном сдавал предметы, «прыгая» через классы. Все предметы давались ему одинаково легко. Пожалуй, лишь некоторые трудности он испытывал по литературе – в силу своего возраста не всегда мог разобраться в мотивации человеческих поступков.

Все его сестры были отличницами. Причем три девочки тоже умудрились из второго класса «прыгнуть» сразу в четвертый. И только лишь самая младшая училась как все, переходя из класса в класс, правда, с пятерками.

«Это я виновата в том, что Оленька у нас самая слабенькая по учебе,- рассказывала мама семейства, – старшие все крикуны были, постоянно требовали к себе внимания, вот я от них и не отходила: то книжки им читаю, то песни пою, то пластинки ставлю, разговариваю все время. А она всегда тихо лежала в кроватке. Дашь ей игрушку – она ее рассматривает и молчит. Я и рада – у меня столько дел, семья большая! И сготовить, и постирать, и убрать, всех в школу проводить, мужа на работу. Не хватало ей моего внимания, поэтому она медленно развивалась».

На мое замечание, что девочка все равно отличница, мать с грустью ответила: «Да, но ей это дается непросто, она тянется из последних сил, а старшие дети учатся легко, играючи».

Мысленно согласившись тогда со своей собеседницей, подумала о том, что не случайно психологи любят повторять: «Уровень интеллекта ребенка определяется интеллектуальным климатом семьи».2 Особенно это важно в раннем возрасте.

Это правда. Кто же будет возражать против того, что очевидно. Но тут возникает большое «но», связанное с институтом семьи. Насколько способна сейчас среднестатистическая российская семья в полной мере оказывать такое внимание детям, при котором развивались бы заложенные в них от природы способности? Каждая ли мать имеет возможность стать в какой-то мере тьютором своего ребенка? А если она мать-одиночка, то приоритет отдан лишь тому, как заработать деньги на жизнь. В этом случае ребенку может повезти, если воспитатели детского сада, в который он ходит, грамотные и любящие свое дело специалисты. Но за качественные услуги нужно тоже платить. Вот круг и замкнулся. Чем больше родители зарабатывают, тем длиннее становится дистанция между ними и детьми, тем реже они их видят. Укоротить ее в пользу общения с детьми – значит обрести семью на более низкий уровень существования (для кого-то, возможно, нищенский).

Так как же быть? На мой взгляд, моральной и материальной поддержки достойны не только преподаватели, добивающиеся успехов в подготовке талантливых учеников, о чем все говорят. Ее достойны родители, семья, в которой растет чудо-ребенок, и где он получает домашнее или дополнительное (специальное) образование, опережая при этом во многом своих сверстников. А как думаете вы?

Материал подготовила Галина Кныш-Ковешникова.

  1. Тони Мейснер. «Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности». М.: Крон-Пресс, 1998, стр.220.
  2. В.Н.Дружинин. «Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие». – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001, стр. 210.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Молодых ученых познакомили с новой ипотекой
Поддержка научной и инновационной деятельности
Всероссийский форум по развитию творческих инициатив молодежи
Система губернаторских образовательных учреждений
Технологии сопровождения одаренных детей
Школа и вуз: Точки соприкосновения
Как IT в школу прийти?
Проблемы и перспективы школьного образования
Школа.LIVE: Нужно ли профильное обучение в старшей школе?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ