Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Компетентностный подход к подготовке преподавателей высшей школы

Ведущие мировые образовательные системы сопрягают подготовку преподавателей высшей школы с проектированием компетентностно-ориентированных образовательных программ, нацеленных на формирование у выпускников готовности и способности к решению требуемых задач. Формирование модели подготовки, адекватной профессиональной деятельности, является самой важной целью в проектировании обучения.

Просмотров: 3270

Ключ к эффективному образованию

А.В. КОЗЛОВ, заведующий кафедрой педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург), доктор педагогических наук
Ю.Н. РЯБЕНЬКИЙ, профессор кафедры педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург)

Ведущие мировые образовательные системы сопрягают подготовку преподавателей высшей школы с проектированием компетентностно-ориентированных образовательных программ, нацеленных на формирование у выпускников готовности и способности к решению требуемых задач. Формирование модели подготовки, адекватной профессиональной деятельности, является самой важной целью в проектировании обучения. Можно сказать, здесь находится ключ к эффективному образованию.

Анализ существующей в стране модели педагогической деятельности показывает, что она сформирована на основе структурно-функционального подхода, когда составляющими работы преподавателя являются ее виды (образовательная и научная), функции и действия. Он используется и при проектировании действующих программ профессиональной переподготовки преподавателей, что предполагает дисциплинарный принцип построения учебных планов.

Однако для формирования компетенций структурно-функциональный подход не годится. Здесь нужно «подняться» над отдельными учебными дисциплинами и рассмотреть педагогическую деятельность как системный процесс управления образованием. С этой целью при моделировании необходимо воспользоваться процессным подходом, рассмотрев составляющие в логической последовательности.

Тогда этапы образовательной деятельности будут следующими:

  • целеполагание – определение результатов обучения (компетенций, знаний, умений, навыков), соответствующих модели профессиональной деятельности выпускника и квалификационным требованиям заказчика;
  • педагогическое диагностирование – процесс изучения и всесторонней оценки уровня подготовленности обучающихся;
  • педагогическое прогнозирование – умение преподавателя предвидеть результаты своей деятельности;
  • педагогическое проектирование – конструирование модели предстоящей деятельности преподавателя, выбор технологии обучения и педагогических средств, позволяющих достичь цели образовательного процесса, выделение конкретных этапов достижения цели, формирование для каждого из них частных задач, определение видов и форм оценки полученных результатов и т.д.;
  • планирование образовательной деятельности – конструирование учебно-воспитательной деятельности (завершает подготовительный этап педагогического процесса);
  • организация образовательной деятельности – подготовка обучающихся и учебно-материальной базы к учебному занятию;
  • реализация педагогического решения – спроектированная на конкретное учебное занятие технология проведения, осуществляющаяся в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • контроль и коррекция образовательной деятельности – организованная система, включающая различные формы текущего и рубежного контроля, а также промежуточной и итоговой аттестации.

Проведенный анализ педагогической деятельности с позиций структурно-функционального и процессного подходов позволяет перейти к проектированию компетенций, необходимых для успешной научно-педагогической деятельности преподавателя. С этой целью, думается, оптимально применять комбинированный подход: для научной деятельности – структурно-функциональный, для образовательной – процессный. И связано это с тем, что научная деятельность преподавателя, в отличие от образовательной, не носит управленческий характер (как правило, это самостоятельный вид деятельности). При таком подходе можно сформулировать шесть базовых педагогических компетенций:

  1. проектировочно-конструктивная – способность к проектированию и конструированию образовательной деятельности;
  2. информационно-технологическая – способность работать с информационными потоками;
  3. коммуникативно-регуляционная – способность к достижению целей образовательного процесса с помощью спроектированной технологии профессионально ориентированного обучения;
  4. контрольно-оценочная – способность организовать эффективную систему контроля образовательного процесса;
  5. аутопсихологическая – способность осуществлять объективный анализ своей деятельности;
  6. научная – способность осуществлять научную деятельность.

Одна из основных задач российского профессионального образования – формирование системы непрерывной подготовки кадров. Следовательно, необходимо осуществлять проектирование всех образовательных программ – как основных, так и дополнительных профессиональных, – основываясь на едином кредитно-модульно-компетентостном подходе, и привести в соответствие программы профессиональной переподготовки преподавателей. Представленные здесь педагогические компетенции могут быть положены в основу новых программ подготовки преподавателей высшей школы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Челябинский педагогический университет: вместе найти ориентир
Аграрное образование на севере: опыт Якутской ГСХА
Фактор конкурентоспособности
Предназначение – быть впереди
Сибирский педагогический консорциум
Эффективное обучение активно
Будущее культуры Севера
Маршруты непрерывного образования
Электронное обучение для развития экономики
Сетевой университет СНГ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ