Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Политика качества в негосударственных учебных заведениях

Интервью с ректором Московской финансово-юридической академии (МФЮА) Забелиным Алексеем Григорьевичем о делении образовательных учреждений на государственные и негосударственные и влиянии этого деления на качество образования.

Просмотров: 2416

Важно быть требовательным

Что определяет вопросы качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях?

ЗАБЕЛИН Алексей Григорьевич – ректор Московской финансово-юридической академии, доктор экономических наук, профессор

Деление образовательных учреждений на государственные и негосударственные совсем не предполагает, что качество подготовки студентов в них разное. Спрос и с тех, и с других – по самому большому счету. Именно в этом направлении работает сейчас Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. О том, как выстраивается политика качества обучения в негосударственных учебных заведениях, наш корреспондент беседует с Алексеем ЗАБЕЛИНЫМ, ректором Московской финансово-юридической академии, председателем Ассоциации негосударственных средних специальных учебных заведений.

– Алексей Григорьевич, сейчас активно обсуждаются новые аккредитационные показатели, в том числе и для ссузов. Как в этом плане строит свою работу Ассоциация негосударственных ссузов?

– Повышение требований к качеству образования диктуется временем. Сегодня многие учебные заведения это понимают и меняют стиль работы. Полагаю, все это на пользу и студента, и работодателя, заказчика, государства.

Вопрос оптимизации среднего профессионального образования тоже возникает, но, учитывая низкую рентабельность СПО и то, что готовящие специалистов среднего звена негосударственные образовательные учреждения находятся, как правило, в небольших городах, наблюдается двоякая ситуация. С одной стороны, потребность в квалифицированных рабочих и мастерах, которых можно подготовить в этих учебных заведениях, постоянно растет, с другой – снижается контингент обучающихся. Это последствия и демографической «ямы». В этой ситуации учебные заведения вынуждены или объединяться, или присоединяться в качестве структурных подразделений к имеющимся негосударственным вузам. Такая работа в нашей ассоциации ведется. Мы оказываем помощь нашим учебным заведениям в том, чтобы ни один учащийся, несмотря на экономические трудности, не оказался выброшенным на улицу. Кроме того, ассоциация помогает ссузам учебно-методической литературой. Действуют факультет повышения квалификации для директоров негосударственных ссузов, аспирантура. Преподавателям и директорам учебных заведений, входящих в ассоциацию, мы оказываем помощь в публикации научных трудов.

– Следующий вопрос к вам как ректору: удовлетворяет ли качество подготовки абитуриентов, которые поступают в академию? От чего оно, на ваш взгляд, зависит?

– По моим наблюдениям, благодаря внедрению единого государственного экзамена, качество повышается. Уровень требовательности возрос, и, соответственно, абитуриенты более мотивированы к достижению успеха, что также влияет на повышение качества образования в средней школе.

У нас хорошие подготовительные курсы, и с каждым годом в академию приходят все более качественно подготовленные абитуриенты – выпускники школ. К нам идут лучшие, очень много отличников, медалистов. То есть на качественную подготовку абитуриентов влияют и ЕГЭ, и подготовительные курсы, и олимпиады, которые мы организуем как в Москве, так и в наших филиалах. Мы не испытываем острого недостатка в количестве студентов.

– Что, по-вашему, является основой качественной подготовки студентов?

– Безусловно, повышенная требовательность – как к студенту, так и преподавателю. Уровень требовательности определяет уровень исполнительской дисциплины. Если я требую от студента порядка и выполнения учебного плана, то же самое я должен требовать и от преподавателя.

Мы ввели систему тестирования, благодаря которой ежемесячно проводим тестирование студентов и преподавателей по всем специальностям, оценку воспитательной работы, контроль исполнения принятых решений. Мы проверяем не только знания студентов, но и – на основании этих знаний – знания самих преподавателей. Преподаватель не может читать лекции, проводить семинары, если он не сдал эти тесты на сто процентов. Как он может это делать, если не знает своего предмета? Таким образом, мы систематически проверяем не только уровень знаний студентов, но и соблюдение преподавателями требований государственных образовательных стандартов и уровень их профессионализма.

Для нас это крайне важно, ведь чтобы академия достигла уровня ведущих государственных учебных заведений в плане соответствия государственным образовательным стандартам, учебным программам и другим требованиям, пришлось приложить немало усилий.

– Сейчас много говорится о государственных образовательных стандартах третьего поколения...

– Безусловно, вводимые стандарты третьего поколения потребуют компетентностного подхода к обучению и определенных навыков от выпускника. Он не должен приходить на производство и еще два-три года учиться. Человек, приходящий на производство, должен в ту же секунду давать результат. Нет времени на раскачку. Нет времени на то, чтобы обучать его на производстве. А если это преподаватель, то зачем я должен обучать его педагогическому мастерству? Новые ГОСы как раз и позволяют за счет внутривузовского компонента корректировать учебный процесс в соответствии с потребностями той или иной отрасли. Мы активно работаем с Московской юридической палатой, Московским союзом юристов, Национальным институтом бухгалтеров, которые уже разработали требования к профессиональным компетенциям. Мы активно работаем с рядом организаций, занимающихся информационными технологиями. По каждому направлению подготовки у нас есть сложившиеся в течение многих лет добрые взаимоотношения с органами государственной службы и государственного управления. И у каждой этой организации есть свои сложившиеся требования, которые мы учитываем в работе. Наша задача – подготовить студента-выпускника к работе, которую он гарантированно получит и, выполняя ее, будет достойно зарабатывать.

– Вы не теряетесь в системе координат Болонского процесса?

– Мы считаем, что не надо отбрасывать и нашу систему подготовки, и не очень страдать по поводу введения двухуровневой «бакалавр – магистр». Жизнь все расставит по своим местам. Экономика, тем более рыночная, что-то востребует, что-то будет проектировать, а раз закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования принят – его нужно выполнять.

Главное, чтобы студенты, невзирая ни на какие трудности, получили качественное образование. А качество определяет стоимость выпускника МФЮА на рынке труда. И если наш студент стоит на выходе 2 тысячи долларов, считайте, мы свою задачу выполнили. Или если выпускника принимают на работу в Минимущество или префектуру совершенно без связей... Мохнатая лапа – штука надуманная, она могла быть только в нерыночной экономике. Я ни за какие деньги не приму на работу человека «по блату», потому что он разрушит нашу структуру. Работать он не будет, а с папой ссориться не хочется. Значит, это ни к чему.

– Вы каким-то образом отслеживаете дальнейшую судьбу своих выпускников, их востребованность?

– В академии имеется кадровое агентство, которое обеспечивает студентов не только качественными рабочими местами, но и престижными местами практики и стажировки. Мы внедрили рейтинговую систему, по которой от качества знаний студента, его места в рейтинге зависит качество его практики. Отличник может выбирать любое место практики по своему усмотрению: от «Сити-банка» до Минимущества России. В зависимости от его мотивации. А в целом, студенты МФЮА проходят учебную практику и стажировку в различных организациях и структурах: в Государственной Думе, Счетной палате, Верховном суде и Прокуратуре РФ, районных судах и прокуратурах, органах социальной защиты, инвестиционных и страховых компаниях. Со многими предприятиями и организациями у нас заключены договоры на целевую контрактную подготовку специалистов. Выпускников МФЮА можно встретить в таких коммерческих и государственных структурах, как РАО «ЕЭС России», «Интер-Рос», ОАО АКБ «Автобанк-Никойл», «Сибур», ОАО «Газпром», ОАО АКБ «Банк Москвы», «Седьмой континент» и других.

– А нельзя ли более подробно рассказать о внедренной в академии рейтинговой системе?

– В рейтинге много составляющих. Учитываются не только знания, но и социальная активность, участие в общественной работе, участие во всевозможных социальных мероприятиях: культурно-массовых, благотворительных акциях, субботниках, акциях милосердия, которые проводит студенческий совет, наши общественные организации. Коммуникативное содружество, экологическое содружество молодежи – это огромный по объему пласт работы, даже сопоставимый с объемом учебной нагрузки.

– Не получается, что студенты «заобязаны» заниматься общественной работой?

– Знаете, человек в любом возрасте стремится к тому, что престижно. Если в коллективе принято носить галстуки, он будет их носить. Для студентов МФЮА престижно быть замеченными. Этому способствует и атмосфера, созданная в вузе. Поэтому они активно участвуют в самодеятельности, играх КВН, играют в студенческом театре.

Наш дресс-код – инициативность. Причем не просто инициативность, а инициативность с положительным зарядом, трудолюбие, желание добиться успеха, помочь ближним. Молодежь очень восприимчива к доброму: как по отношению к себе, так и к возможности подарить добро другим. Не забыто у нас и патриотическое воспитание, забота о ветеранах, участниках войны. Создан клуб истории внешней разведки, где молодежь встречается с Героями Советского Союза, людьми, которые защитили страну в трудные годы, помогали создавать ядерный щит, рисковали жизнью во имя Родины. Человек учится на примерах родителей, близких, предков. Вообще, вопросам воспитания в академии уделяется большое внимание. Это не только веление времени, но и необходимость развиваться в положительной благоприятной среде. Мы стремимся создать в вузе атмосферу взаимовыручки, доверия, совместных добрых дел – это один из аспектов нашей системы воспитания.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Движущая сила реформы – качество
Организация системы профессиональных квалификаций
Преподаватель глазами студентов
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Мобилизация инженерной мысли
Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?
Слагаемые качества юридического образования
Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ