Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Служба помощи работодателю и выпускнику

Реализация программы модернизации СПО показала, что на этапе производственно-технологических преобразований экономики страны возникает потребность в более тесной связи процесса обучения с потенциальным трудоустройством выпускников, их конкурентоспособностью на рынке труда и профессиональной адаптацией.

Просмотров: 2351
Э.А. КУРМАНОВА, директор Тверского химико-технологического колледжа, кандидат педагогических наук

Реализация программы модернизации среднего профессионального образования показала, что на этапе производственно-технологических преобразований экономики страны возникает потребность в более тесной связи процесса обучения с потенциальным трудоустройством выпускников, их конкурентоспособностью на рынке труда и профессиональной адаптацией.

Статистические данные свидетельствуют, что некоторая часть выпускников средних специальных учебных заведений Тверской области не работает по специальности. Причины этого имеют как объективную, социально-экономическую природу, так и субъективно-объективную, обусловленную деятельностью образовательных учреждений и личностными особенностями выпускников – низкая конкурентоспособность молодежи в восемнадцати-двадцатидевятилетнем возрасте, отсутствие навыков самостоятельного поиска работы, низкий уровень информированности о состоянии рынка труда и технологии трудоустройства.

Миссия Тверского химико-технологического колледжа заключается в подготовке квалифицированных специалистов, конкурентоспособных, готовых к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Так как большое значение для выполнения поставленных задач имеет развитие содержания, форм и методов профориентационной работы, в колледже была сформирована служба содействия трудоустройству выпускников. Это новая структура, в состав которой вошли руководитель практики, социальный педагог, педагог-психолог, маркетолог и председатели цикловых комиссий. Среди взаимосвязанных задач, которые решает служба, можно выделить:

  1. сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;
  2. работу со студентами и выпускниками в учебном заведении;
  3. взаимодействие с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения;
  4. профориентационную работу с потенциальными абитуриентами.

Служба осуществляет комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В их число входит привлечение специалистов-практиков с ведущих предприятий отрасли к чтению спецкурсов, руководству курсовыми и дипломными работами, проведению учебных занятий. В центре внимания этого подразделения находятся вопросы качества подготовки специалистов. Чтобы собрать информацию о наличии у выпускников необходимых профессиональных и личностных качеств, ежегодно проводятся опросы руководителей предприятий.

В настоящее время в колледже завершена подготовка программного документа «Руководство по качеству», в котором определены требования и ожидания потребителей и поставлена задача повышать удовлетворенность работодателей подготовкой выпускников.

Решение этой задачи приобретает особенное значение в условиях введения ФГОС, поскольку владение специалистом профессиональными и общекультурными компетенциями, предусмотренными новыми стандартами, несомненно, будет способствовать росту его конкурентоспособности на рынке труда.

В свою очередь формирование компетенций осуществляется через реализацию основных профессиональных образовательных программ, которые включают не только перечень учебных дисциплин, но и профессиональные навыки и умения. Чтобы приблизить их содержание к требованиям и ожиданиям потребителей при переходе на ФГОС СПО, служба поддерживала постоянный и устойчивый контакт с представителями работодателей. Для разработки образовательных программ привлекались специалисты профильных организаций и предприятий. Так, в результате совместной деятельности были разработаны и прошли рецензирование учебные планы специальностей «Банковское дело», «Биохимическое производство», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Финансы (по отраслям)». На основе открытого обмена информацией и с учетом рекомендаций работодателей колледж корректирует программу обучения, вводит курсовую или дополнительную подготовку, нацеленную на выработку тех или иных компетенций.

Тверской химико-технологический колледж – многопрофильное учебное заведение, которое выпускает специалистов по 12 специальностям.

Педагогический коллектив учебного заведения включает 63 человека. Более половины из них имеют высшую квалификационную категорию, 8 – кандидаты наук, 11 – почетные работники среднего профессионального образования, 5 – участники областного конкурса «Преподаватель года» и один – Всероссийского конкурса «Преподаватель года химических дисциплин-2011». Все педагоги объединены в четыре цикловых комиссии, в рамках которых успешно решаются учебные, методические и воспитательные задачи.

В колледже с успехом используются инновационные образовательные технологии, методы и формы обучения по всем направлениям работы. Высокое качество подготовки кадров обеспечивает система менеджмента качества.

Образовательное учреждение реализует более 20 программ дополнительного образования, которые ориентированы на широкий круг потенциальных потребителей: от учащихся школ до специалистов, желающих повысить свою квалификацию или пройти профессиональную подготовку и переподготовку. Для этого оборудованы 41 учебный кабинет, 12 лабораторий, 5 компьютерных классов. Наличие хорошо оснащенной материально-технической базы, квалифицированных кадров, тесное сотрудничество с предприятиями, международное сотрудничество позволяют учреждению вести подготовку специалистов на высоком профессиональном уровне.

Колледж – пятикратный лауреат конкурса «100 лучших образовательных учреждений среднего профессионального образования России» и обладатель 5 Золотых медалей «100 лучших ссузов России».

Современный рынок труда предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущего специалиста. На данный момент востребованы не только профессиональные знания и навыки выпускников, но и такие личностные качества, как коммуникабельность, стремление к саморазвитию, обучаемость, адекватная самооценка способностей и ценностей, соотношение карьерных целей с личностными ценностями, их применение на рабочем месте, лидерские качества. Работодатели хотят иметь универсальных специалистов, способных решать комплексные задачи, что, как правило, требует новых знаний. Исходя из этого, служба проводит мониторинг требований к профессиональным качествам будущих специалистов. Он осуществляется путем анкетирования работодателей и обязательного включения в состав государственной аттестационной комиссии представителей предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля.

Анализ информации о качестве подготовки молодых специалистов позволяет значительно повысить уровень конкурентоспособности выпускников и обеспечить максимальную возможность их трудоустройства.

Служба организует совместные с социальными партнерами встречи, семинары, круглые столы. Здесь обсуждаются актуальные вопросы качества подготовки будущих специалистов, а именно: какие знания и умения необходимо расширить или конкретизировать, учитывая особенности организации (предприятия) – работодателя; какие дисциплины, основные и дополнительные, можно рекомендовать для изучения в колледже с учетом специфики производства; какие замечания или рекомендации необходимо принять во внимание относительно качества подготовки выпускников колледжа; соответствует ли уровень подготовки требованиям современного производства; сколько времени необходимо на адаптацию к рабочей деятельности по выбранной специальности и другие.

Учитывая полученные рекомендации, цикловые комиссии разрабатывают мероприятия для совершенствования подготовки специалистов. Таким образом, в учебный процесс был введен ряд новых предметов: «Этика делового и профессионального общения» и «Организационное поведение». Они помогают студентам быстро адаптироваться на рабочем месте. В программу производственного обучения были включены вопросы, учитывающие специфику данного предприятия, так называемый региональный компонент. Также были расширены и углублены темы специальных предметов и учебных дисциплин. Изменился характер стажировки: она вошла в учебный план как отдель ный вид производственной практики.

Накопленный опыт показал, что подобная практика дает хороший результат, поскольку позволяет рассматривать интересы обеих сторон и укрепляет связи между партнерами-работодателями и колледжем, а также положительно воздействует на качество образования.

Одной из главных задач службы является содействие занятости и трудоустройству выпускников колледжа, их адаптация к рынку труда.

Проблема трудоустройства не просто тема сегодняшнего дня, это, с одной стороны, судьба выпускников, с другой – результат деятельности учебного заведения.

Период обучения в колледже является важнейшим в жизни будущего специалиста, так как именно в это время он становится участником производственных отношений, у него формируются взгляды на профессию, изменяется система ценностей, появляется мотивация к профессиональной деятельности. И всем этим изменениям тоже содействует служба трудоустройства. При ее участии студенты получают представление о характере и условиях труда по конкретной профессии и специальности, объективнее оценивают их важность и престижность. Большое значение имеет информационная деятельность службы. Она отслеживает достижения и профессиональный рост выпускников прошлых лет. Данные о состоянии рынка труда, результатах их трудоустройства по выбранной специальности или профессии помогают студентам сделать правильный выбор.

Думать о судьбе молодого человека нужно с момента его зачисления в профессиональное образовательное учреждение и не только вооружать студента знаниями, умениями, навыками, но и обеспечить для него непрерывную связь с производством, сферой предстоящей профессиональной деятельности.

С этой целью служба активно сотрудничает с 36 предприятиями города и области и способствует развитию интеграции колледжа с социальными партнерами – научно-исследовательскими центрами, университетами, институтами. В их число входят Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Московский государственный открытый университет, Тверской государственный университет, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Университет прикладных наук г. Каяни (Финляндия) и другие.

Также колледж длительное время взаимодействует с государственными учреждениями Твери и Тверской области: прокуратурой, ОВД, Управлением Федеральной регистрационной службы, Государственной инспекцией труда, судами, Управлением Федерального казначейства по Тверской области и др. В результате подобного сотрудничества выпускники колледжа устраиваются на работу в эти учреждения.

С февраля 2010 года служба ведет мониторинг трудоустройства выпускников очной формы обучения. Это одна из важнейших составляющих системы менеджмента качества. Данные мониторинга за последние три года таковы: трудоустроились по специальности – 35-40 процентов, призваны в Вооруженные Силы РФ – 25-30, поступили в вузы – 25-28, не трудоустроены – 2 процента.

Служба трудоустройства формирует информационную базу данных о выпускниках и базу данных о предприятиях, которым нужны специалисты, выпускаемые колледжем. Основой для них служат показатели мониторинга. Используются информационные ресурсы и для помощи в вопросах профессионального самоопределения. Работодателям активно презентуется банк данных студентов, желающих выставить свою кандидатуру в качестве соискателя определенной вакансии. А работодатели предлагают свой банк вакансий. По единодушному мнению коллектива колледжа, чем раньше выпускник профессионального учебного заведения приобретет положительный опыт самоопределения в вопросе трудоустройства, тем успешнее он будет в своей профессиональной и социальной деятельности.

Деятельность профориентационной работы службы направлена на создание условий для формирования обоснованных профессионально-образовательных планов будущих абитуриентов, и вместе с тем она осуществляет введение потенциальных студентов в учебно-образовательную и воспитательную среду колледжа. Ежегодно в день открытых дверей проводятся диагностическое тестирование и консультации школьников, направленные на их профессиональное самоопределение Сложившаяся практика мотивации на ту или иную профессию способствует целенаправленному становлению специалиста, его дальнейшему профессиональному росту.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что совершенствование системы профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников зависит от того, насколько грамотно и обдуманно эти ключевые вопросы будут решены на уровне каждого российского колледжа.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интернационализация российского образования
"Нет сомнений в необходимости воспитательной работы..."
Национальный интегратор профессиональных ресурсов
Дуальная система как катализатор адаптации
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
Дуальное образование в России
Качество воспитательной деятельности
От количества к качеству: тенденции развития СПО
Экспресс-форум: трудоустройство как показатель качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ