Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Послание Президента: экономическая свобода школам

Президент РФ Дмитрий Медведев в своём ежегодном послании Федеральному Собранию РФ большое внимание уделил школе – как основе всей системы российского образования.

Просмотров: 1798

Школам обещали дать экономическую свободу

Президент России Дмитрий Медведев в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ большое внимание уделил школе – как основе всей системы российского образования. Подчеркнув то, что в нашей стране воспитание детей, подростков и молодежи начинается именно с общеобразовательной школы, глава государства озвучил идею расширения границ ее финансово-экономической самостоятельности.

Прямиком из Кремля

С обсуждения ежегодного послания Президента РФ Дмитрия Медведева началось 12 ноября заседание комитета по образованию Государственной Думы РФ (на нем побывал и наш корреспондент), на которое депутаты прибыли прямиком из Кремля. Они охотно делились мнениями по поводу предстоящей работы, на масштабы которой указал президент. А заместитель председателя комитета по образованию Олег Смолин, традиционно причисляющий себя к лагерю, оппонирующему партии власти, признался коллегам в том, что подписался бы под 70 процентами тезисов президента.

Первое, на что обратили внимание парламентарии, – время, когда глава государства озвучил перед страной основные стратегические задачи на следующий год. Если раньше они ставились уже в фактически начавшемся году, то нынешний посыл президента был озвучен с учетом подготовки к исполнению.

Конечно же, более всего депутатов интересовали «профильные» моменты в речи Дмитрия Медведева. И в работе, касающейся модернизации российского образования, они принимают самое активное участие. Так, в предыдущем послании президент выступил с инициативой разработки национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», отметив, как важно определить механизм ее реализации. Председатель комитета по образованию Госдумы РФ Григорий Балыхин напомнил о том, что после прошлогоднего выступления главы государства стратегия не только была разработана, но и в режиме телетрансляции прошла через парламентские слушания, которые охватили порядка 5 тысяч преподавателей в субъектах России. Эти слушания – непосредственная заслуга членов комитета. Теперь поставлена задача эффективно реализовать эту стратегию.

– При этом президент подчеркнул, что от того, как воспитательный процесс организуется в школе, зависит и успешность наших выпускников, и их интеллектуальный потенциал, и даже их будущий профессионализм, – заметил Г.А. Балыхин. – Важно, чтобы выпускники российских школ были готовы ставить перед собой задачи и выполнять их.

С удовлетворением народные избранники отметили и то, что в их комитете имеются законопроекты, касающиеся Единого государственного экзамена. В частности, того, что ЕГЭ не должен быть единственной формой аттестации школьников. Об этом говорил и президент. По его мнению, ЕГЭ – это основная, но не единственная форма аттестации выпускников школ для поступления в высшие учебные заведения.

Образец новой школы

Школы должны стать социокультурными центрами с развитой инфраструктурой. С 2011 года строительство этих объектов будет осуществляться по новым проектам – с учетом создания условий для нормального питания школьников, их медицинского обслуживания и активных занятий спортом. Причем президент акцентировал, что количество занятий по физической культуре в школах должно быть пересмотрено: в неделю часов физкультуры в школьной программе будет содержаться не два, как сегодня, а три. И депутатам предстоит определенная работа по закреплению этой нормы в соответствующих законодательных актах.

Коснулся Д.А. Медведев и темы образования инвалидов – в рамках приоритетного национального проекта «Поддержка дистанционного обучения инвалидов», на реализацию которого в 2010 году выделяется 2,5 млрд. рублей.

– Это немалые деньги, – заметил Григорий Балыхин. – У нас некоторые статьи расходов сокращаются, а здесь мы можем отметить увеличение выделяемых средств на поддержку инвалидов.

Еще один акцент – расширение самостоятельности школ: и даже не столько в академических вопросах, сколько в финансово-экономических. В первую очередь, такую самостоятельность могут получить учебные заведения, которые в рамках приоритетного национального проекта «Образование» являются инновационными. Таких школ в России около 3 тысяч, и им ежегодно выделяется по 1 миллиону рублей. По словам депутатов, предлагаемая самостоятельность может достичь уровня, когда эти школы будут работать на контрактной основе.

Один из вопросов, прозвучавших в послании президента, напрямую касался деятельности думского комитета по образованию: о создании и закреплении равных прав негосударственных образовательных учреждений с государственными. Несмотря на то, что эта тема поднималась неоднократно в профессиональном сообществе, ранее решения она не имела. Думается, после выступления Дмитрия Медведева она получит развитие, результатом чего может стать возможность доступа учреждений негосударственного сектора образования к государственному заданию и контрольным цифрам приема. Разумеется, на конкурсной основе. Но, раз уж речь зашла о равноправии негосударственных образовательных учреждений и государственных, известные законодательные препоны явно должны быть устранены.

Обсуждение послания Президента РФ к Федеральному Собранию было закончено прозвучавшей в нем темой модернизации системы педагогического образования. Речь идет о мерах по совершенствованию подготовки педагогических кадров, результатом которых должно быть повышение качества школьного образования в России. На базе некоторых профильных вузов должны быть созданы «мощные» педагогические центры, а там, где это не получается, – не менее «мощные» факультеты в классических университетах.

Меры поддержки

На заседании парламентского комитета в первую очередь рассматривался процесс реализации решения депутатов «О мерах по поддержке системы образования в современных социально-экономических условиях», принятого в марте 2009 года. Народные избранники выясняли, были ли исполнены антикризисные рекомендации, направленные весной в Правительство РФ, Министерство образования и науки, Рособразование, а также в регионы. Как отметил председатель комитета, большинство из них можно считать уже выполненными, другие – еще находятся в стадии воплощения.

Очень важными представляются депутатам меры по поддержке студентов. Прежде всего, речь шла о получении права перевода на вакантные бюджетные места теми, кто учится на основе полного возмещения затрат, фиксации цены на обучение и льготном кредитовании.

Пристрастно обсуждалось депутатами право перевода студентов-«платников» на бюджетные места. Дело в том, что обычно на популярных специальностях, где и обучается большинство студентов на платной основе, не бывает вакантных бюджетных мест. Вакансии есть на технических специальностях в тех вузах, у которых, по результатам приемной кампании, был зафиксирован недобор студентов. В связи с этим депутаты заострили вопрос на том, чтобы у ректоров было право перераспределения бюджетных мест, в том числе и на старших курсах.

– В целом, можно считать, что эта проблема решена, – заверил Григорий Балыхин. – Также Правительство и Минобрнауки поддержали депутатскую инициативу о стипендиальном обеспечении студентов. Раньше студенты-первокурсники получали первую стипендию только со второго семестра и фактически оставались до этого момента без элементарных средств к существованию. Теперь им должны выплачивать первую стипендию сразу после поступления, уже в сентябре.

Проект федерального закона «Об образовательном кредите» полгода назад отклонен, комитетом по образованию Госдумы РФ тоже было дано ему отрицательное заключение. И связано оно с мнением депутатов о том, что для начала необходимо провести полноценный эксперимент. Работа над законопроектом будет продолжена, поскольку эта мера направлена не только на решение финансовых проблем студентов, но и на их дальнейшее трудоустройство.

От похвалы до критики

В данный момент на рассмотрении комитета по образованию Госдумы РФ находится более 20 законопроектов. За период последнего созыва депутаты приняли и опубликовали 12 законов.

Очередной законопроект, имеющий отношение к сфере образования, будет рассмотрен на заседании Думы в самое ближайшее время. Он внесен Правительством РФ и касается студенческих отрядов, в том числе, строительных. Получивший поддержку комитета об образовании, этот проект законодательно закрепляет особенности правового регулирования в части создания и функционирования студенческих отрядов: они могут создаваться в двух правовых формах – как общественное учреждение и как общественная организация. Законопроект уже принят в первом чтении, и скоро будет рассматриваться во втором.

Еще один успешный законопроект касается отрасли культуры. Он предусматривает создание в вузах, подведомственных Министерству культуры, уровня «ассистентуры» – по аналогии с медицинским образованием, в котором имеется ординатура.

– Есть и ряд других законопроектов, которые являются для нас очень важными и принципиальными, – оценивает результаты работы комитета его председатель Григорий Балыхин. – Один из важных, в ближайшие дни направляемый в рассылку, связан с Годом учителя, знаменующим в России 2010 год. Этот депутатский законопроект закрепляет право российских педагогов – прежде всего, учителей – повышать свою квалификацию и проходить профессиональную переподготовку не реже, чем один раз в пять лет. Для работников высшей школы эта норма заложена в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», для учителей такого закона не было. Эта мера перекликается с представленной в послании Федеральному Собранию РФ позицией президента о важности подготовки педагогов, их профессиональной переподготовки и повышении квалификации.

Антикризисным можно считать и закон, устанавливающий право выплаты стипендии студентам-первокурсникам с сентября. Ранее они получали стипендию в вузе только со второго семестра.

– Приходится выслушивать в свой адрес массу критики, в основном со стороны ректоров вузов, которые говорят о том, что сейчас качество абитуриентов низкое, очень многие из них отчисляются, – отмечает Григорий Балыхин. – Я стараюсь объяснить противникам этого закона, что в тяжелой финансово-экономической ситуации мы разве не допустим, чтобы человеку, поступившему на работу, полгода не платили зарплату? Нет. А ведь многие абитуриенты из семей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Конечно, базовая стипендия составляет всего лишь 1100 рублей, но, тем не менее, это тоже деньги.

Год грядущий

Есть и не слишком радостные моменты в работе депутатов. Так, не все получается при рассмотрении закона о проекте федерального бюджета на 2010 год. Ассигнования в нем не соответствуют объемам бюджета нынешнего года. Это, прежде всего, касается материальной поддержки лучших учителей, которых определяли регионы и которые получали единовременно 100 тысяч рублей. Средств недостаточно, а в субъектах снижается конкурс среди учителей на получение этой немалой суммы. Если раньше на поощрение отличившихся педагогов бюджет направлял 1 млрд. рублей, то в следующем году планирует лишь 200 млн. Как вариант, предлагается выявлять только 1000 талантливых школьных педагогов, выплачивая им не по 100, а по 200 тысяч рублей.

Благодаря перекроенной в реалиях кризиса казне, едва не лишились надбавки классные руководители – на ее обеспечение требуется порядка 11 млрд. рублей. Бюджет следующего года депутатскому корпусу представили без соответствующей строки, но им удалось отстоять надбавку для 750 тысяч классных руководителей.

Год грядущий готовит продолжение реформирования российского образования. Например, состоится передача системы НПО из федерального бюджета в субъекты федерации. По оценке депутатов, в 2008 году в регионы с федерального «довольствия» отправились 2700 профессиональных и профессионально-технических училищ, а также лицеев. В федеральном ведении оставались всего 250 учреждений НПО, которые позиционировались как ресурсные центры. Теперь и им придется перейти к местным бюджетам.

Попытались, было, депутаты выразить свое возмущение, но… федеральный бюджет-2010 не предусматривает средств на содержание системы НПО. Он будет «питать» только 22 специализированных профессионально-технических училища. О том, каково будет учебным заведениям на балансе регионов, предположить сложно. Кто-то пророчит им окончательную гибель в условиях недофинансирования со стороны местных бюджетов, а кто-то, напротив, приводит в пример случаи, когда учреждения НПО стали жить гораздо лучше: например, в Ростове-на-Дону. Хочется верить, что это не исключение из правила, поскольку, по словам депутата Николая Разворотнева, с 2006 года из-за недостатка бюджетного финансирования в Липецкой области были ликвидированы сразу 6 учебных заведений системы НПО.

Также в течение 2010-2011 годов в регионы на добровольной основе будут передаваться из федерального подчинения техникумы и колледжи. Депутаты намерены проследить, чтобы при передаче учебных заведений из одного бюджета в другой не было злоупотреблений.

Переносится

Не проигнорировали народные избранники и популярную тему двухуровневого образования и поправок, внесенных в закон силами «профильного» комитета. Закон о двухуровневой системе образования предусматривал, что учиться в магистратуре имеют возможность только выпускники бакалавриата. Между тем, создание бакалавриата и магистратуры произойдет одновременно, поэтому поступать в магистратуру первые несколько лет было бы некому. В такой ситуации логично, что депутаты позаботились о предоставлении права поступления в магистратуру и дипломированным специалистам.

Кстати, переход на двухуровневую систему высшего образования в России опирался на новое поколение образовательных стандартов, которые планировалось ввести с 1 сентября 2009 года. Но к сроку ни программы двухуровневой системы образования были не готовы, ни стандарты. Вступление их в действие было сначала перенесено на 31 декабря 2009 года, а теперь и вообще на 31 декабря 2010-го. Соответственно, реально стандарты и все последние новшества, касающиеся, например, правил приема в вузы, начнут действовать только с 1 сентября 2011 года. И то они будут распространяться только на первоклассников и первокурсников, а все остальные школяры и студенты продолжат учиться по прежним стандартам.

Депутаты предлагали закрепить законодательно норму для проведения лицензирования образовательных учреждений. Она обязывала бы учитывать наличие спортивных объектов. Правительство РФ, как отметила депутат Ирина Роднина, не поддержало эту инициативу, сославшись на то, что в порядке лицензирования находится подобное требование, хоть оно и имеет скромный статус положения. Народные избранники решили не отступаться, и снова после доработки внести эту норму в закон.

Поскольку заседание комитета касалось анализа произошедших и предстоящих перемен в законодательстве в образовании, нельзя оставить без внимания и ход работы над так называемым Образовательным кодексом РФ. Ситуацию пояснил глава комитета Григорий Балыхин:

– Замечу, что работа ведется не над Образовательным кодексом, а над законопроектом под условным названием «Интегрированный закон об образовании в Российской Федерации». Если мы увидим, что этот федеральный закон будет получаться как кодифицированный и «потянет» на кодекс, мы на это пойдем. Но пока есть сомнения в том, что из этого закона может получиться кодекс. Хотя лично я считаю, что его было бы лучше нам принять именно в таком виде. Сейчас работа над интегрированным законодательным актом находится в стадии разработки конкретных глав. При Правительстве РФ создана комиссия, в которой состоят и представители нашего комитета. Проходят регулярные заседания, ко второй главе этого законодательного акта мы готовы дать более 35 замечаний и предложений. Выступая на заседании нашего комитета, министр образования и науки А.А. Фурсенко заверил, что в 2010 году Правительство РФ внесет законопроект на рассмотрение Государственной Думы. Работа над документом продолжается на протяжении полугода с активным участием представителей Российского союза ректоров и членов нашего комитета. Этот закон должен учесть все положения, закрепленные в базовых законах, – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Правила приема в вузы
Концепция нового закона об образовании
Российское образование в контексте международных индикаторов
Судьба проекта интегрированного закона
Современный студент: подрабатывает или «подучивается»?
Плюсы и минусы законопроекта «Об образовании в РФ»
Система национальных исследовательских университетов в России
Госдума РФ: точка невозврата пройдена

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ