Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Повышение профессионального уровня педагогов

Образование сегодня – важнейшая часть российской экономики, а подготовка кадров, отвечающих современным требованиям, – одно из ключевых направлений государственной политики. Уже более двух лет обсуждается поиск возможных путей развития педагогического образования как значимой части всей образовательной системы страны.

Просмотров: 358

Материал опубликован в журнале №83 от 30.11.2015.

Образование сегодня – важнейшая часть российской экономики, а подготовка кадров, отвечающих современным требованиям, – одно из ключевых направлений государственной политики. Уже более двух лет обсуждается поиск возможных путей развития педагогического образования как значимой части всей образовательной системы страны.

Комплекс полноценности

Результатом дискуссии, в которой приняло участие более 3 тыс. человек, стала комплексная программа повышения эффективности и конкурентоспособности общего образования, необходимым условием реализации которой является повышение профессионального уровня педагогических работников.

Совершенствование системы подготовки педагогов обусловлено рядом важных проблем, которые нуждаются в оперативном решении. К их числу относят несоответствие профессиональных компетенций выпускников большинства педагогических вузов требованиям профстандарта педагога и задачам ФГОС общего образования, низкий уровень практических знаний, отсутствие системы независимой оценки качества подготовки и другие.

В рамках Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной Минобрнауки РФ в мае 2014 года, названные проблемы было определено решать в четырех взаимосвязанных направлениях: внедрение профессионального стандарта педагога, модернизация педагогического образования, обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников, повышение социального статуса и престижа профессии педагога.

Все четыре направления (подпрограммы) в комплексе должны обеспечить повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций для полноценного функционирования системы общего образования и российского образования в целом.

Стандарт качества

Проект по реализации профстандарта педагога осуществлялся поэтапно, в течение 2014­-2015 годов. Базой для его реализации стала 21 стажировочная площадка, результатом – разработка пакета из шести документов и соответствующих методических материалов, которые применялись в ходе апробации для решения основных задач управления качеством образования.

Для подведения итогов профессионально-­общественного обсуждения, сбора и обобщения замечаний экспертов и принятия документов, обеспечивающих использование профстандарта педагога в общеобразовательных организациях, в сентябре 2015 года проведен семинар­-совещание экспертов по рассмотрению вопросов апробации и внедрения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. По результатам сформулированы замечания и рекомендации: подготовить новую редакцию профстандарта с учетом поддержанных экспертами изменений и дополнений, представить в Минобрнауки РФ предложения о направлениях работ по применению профстандарта педагога на 2016-­2020 годы, а также рассмотренный и доработанный пакет документов для его расширенной апробации в образовательных организациях общего образования.

На проходившем в начале ноября Всероссийском съезде участников апробации и внедрения профстандарта педагога ректор МГППУ Виталий Рубцов заявил, что главным результатом проделанной работы считает дополнения, внесенные в содержание профстандарта, и рекомендации по совершенствованию ФГОС высшего профильного образования. Эти замечания имеют колоссальное значение для развития всей педагогической системы и свидетельствуют в пользу продолжения реализации стандарта, который профессиональное сообщество уже «использует для защиты своих собственных интересов и возможностей».

По мнению принявшего участие в съезде главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова, педагогический стандарт должен стать механизмом оценки профессионального уровня практикующих учителей, ресурсом профессионального и карьерного роста, системой координат, которая поможет учителю выстроить индивидуальную траекторию развития. Министр также отметил, что стандарт будет вводиться по мере готовности регионов и начало его обязательного применения перенесено на 1 января 2017 года.

Программное обеспечение

Модернизация педагогического образования – еще один проект в рамках комплексной программы, который определен как важнейший в реформе высшей школы. Главной его целью стала разработка основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров, соответствующих требованиям профстандарта педагога и ФГОС общего образования.

Перед участниками проекта, рассчитанного на два года, поставлены важные задачи: создание условий для деятельностного практикоориентированного подхода в подготовке педагогических кадров, переход на модульный принцип обучения в вузе, привлечение школ в качестве равноправных партнеров университетов в подготовке педагогов, обеспечение различных траекторий обучения и входа в педагогическую профессию.

По данным Ресурсного центра для оказания экспертно-­аналитического сопровождения реализации проектов модернизации педобразования, на межрегиональном уровне в 2014­-2015 годах разработано более 100 новых модулей основных профессиональных образовательных программ, в апробации которых сегодня принимают участие более 6 тыс. студентов из разных регионов страны.

Итоги первого этапа проекта модернизации подводились на состоявшейся недавно в МГППУ всероссийской конференции. Суть реализованных преобразований в переходе от содержательноцентрированной модели организации процесса обучения к студентоцентрированной динамической модели на основе модульного построения учебного процесса, основными чертами которого должны стать практикоориентированность, диалоговость и измеряемость образовательного результата. Как основные эффекты проекта также названы формы организации образовательного процесса, ориентированные на достижение конкретных результатов, способы выстраивания «линеек» от трудовых функций до результатов обучения, доступное описание содержания модулей, обеспечение качества реализации программ академического бакалавриата и исследовательской магистратуры с помощью инструментов независимой оценки профессиональных компетенций студентов.

Планируется реализация второго этапа проекта, целью которого видится повышение качества образования во всех вузах РФ, осуществляющих подготовку педагогов, на основе создания эффективных механизмов и условий для трансляции результатов первого этапа.

Контрактная система

Переход к эффективному контракту в системе педобразования предусматривает обновление кадрового состава и привлечение молодых педагогов, в том числе закрепление возможности поощрять работников, чей вклад в общий результат особенно значим.

Результаты исследования Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, посвященного переходу на эффективный контракт, выявили неоднозначное отношение к нему как со стороны педагогических работников, так и со стороны руководителей образовательных учреждений. В основном это объясняется неполной информированностью тех и других, а именно отсутствием необходимых разъяснений и прозрачности распределения стимулирующих выплат, недостаточной вовлеченностью работников в процесс разработки показателей эффективности и системы стимулирования.

Интерес к продолжению реализации системы эффективного контракта имеется, однако принципы оценки результатов ее внедрения пока не сформированы и понимание у руководителей дальнейших шагов отсутствует. Поэтому главное предложение, сформулированное по итогам исследования, заключается в обеспечении информационного и научно­-методического сопровождения перехода к эффективному контракту.

Соображения престижа

Повышение престижа профессии педагога – задача, решение которой зависит от успеха реализации вышеупомянутых проектов комплексной программы.

По итогам мониторинга приемной кампании 2015 года зарегистрировано увеличение роста заинтересованности в получении инженерно-­технического и педагогического образования. Так, в 2015 году конкурс на эти специальности составил более 7,4 человека на место, а в прошлом году – 5,9. С чем связан рост заинтересованности абитуриентов в получении образования педагога, и является ли это случайностью или закономерностью – вопросы, волнующие профессиональную общественность сегодня.

По мнению аналитиков, в числе объективных факторов повышения спроса на педагогические направления подготовки могут быть названы три основных: модернизация в области педобразования, востребованность умений и навыков выпускников педвузов в других сферах деятельности и учет индивидуальных достижений абитуриента при поступлении. Кроме того, в настоящее время прослеживается положительная динамика в отношении оплаты труда, соцгарантий и карьерного роста педагогов, что также обусловливает выбор выпускников в этом направлении. Руководителями образовательных организаций отмечается достаточно высокий уровень обращений по вопросу трудоустройства, профессия педагога вновь становится полем для успешной самореализации.

Если верить прогнозам экспертов, тенденция повышения интереса к педобразованию сохранится: не предвидится резких скачков или откатов назад, но ситуация будет стабильной только при условии продолжения государственной политики в данной сфере.

Открытый вопрос

Очевидно, что от качества работы педагога во многом зависит не только будущее российского образования, но и всей нации. Промежуточные итоги комплексной программы, направленной на повышение профессионального уровня педагогических работников, уже показывают положительные результаты, что является крайне важным для прогрессивного развития страны в современных условиях. В каком направлении будут сделаны следующие шаги по модернизации системы общего образования России, и куда они приведут – покажет время.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Роль студентов в процессе гарантии качества
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Национальная система квалификаций – основа взаимодействия рынков труда и образования
Обучение под задачи будущего
Актуализация ФГОС при внедрении новых профессиональных стандартов
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования
Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы
Управление качеством образования: новые подходы
Разработка модели современного педагогического образования
Острый вопрос неформального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ