Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Практика сетевого взаимодействия

Институт развития образования Кировской области целенаправленно реализует принципы непрерывного образования, выстраивая прочные партнерские отношения с различными организациями. Широкая сеть базовых, инновационных и экспериментальных площадок региона служит основой развития инновационных процессов.

Просмотров: 420

Материал опубликован в журнале №83 от 30.11.2015.

Институт развития образования Кировской области – региональный инновационный интегратор образовательного пространства

Татьяна МашароваТ.В. МАШАРОВА, ректор Института развития образования Кировской области, доктор педагогических наук, профессор

Институт развития образования Кировской области целенаправленно реализует принципы непрерывного образования, выстраивая прочные партнерские отношения с различными организациями. Широкая сеть базовых, инновационных и экспериментальных площадок региона служит основой развития инновационных процессов.

Новый формат взаимодействия

Выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основных образовательных программ для многих (в том числе и крупных) образовательных организаций становится все более затруднительным по причине ограниченности и истощения кадровых, материально-­технических, финансовых и других ресурсов. В то же время новый закон об образовании допускает возможность реализации основных образовательных программ несколькими организациями. Об этом подробно говорится в статье 15: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций».

Важно, что в реализации образовательных программ теперь могут принимать участие не только образовательные, но и научные, медицинские, физкультурно­спортивные и иные организации, а также учреждения культуры, владеющие ресурсами, необходимыми для обучения, проведения учебной и производственной практики, иных видов учебной деятельности. Иначе говоря, для решения актуальных задач, стоящих перед системой образования, необходима полипрофессиональная интеграция сил.

В этих условиях институт развития образования становится региональным инновационным интегратором образовательных ресурсов различных организаций посредством сетевого взаимодействия и социального партнерства. Заметим, что это интеграция именно образовательных ресурсов, а не содержания образовательных программ, которые имеют разный статус. Например, основные и дополнительные.

​Начиная с 2013 года, организована деятельность 52 площадок по 61 теме. Тематика региональных инновационных площадок непосредственно связана с процессом сопровождения ФГОС в образовательных организациях, моделированием системы дистанционного обучения и сетевого взаимодействия, развитием информационно-­образовательной среды образовательных организаций.

Три модели партнерства

Образовательный кластер «РоботоБУМ» – «Будущее Умных Машин», созданный при кафедре информационно-­технологического и физико­-математического образования Института развития образования Кировской области, является моделью вертикального партнёрства. Пример такой модели – сформированный на базе ИРО ресурсный центр робототехники как экспериментальная площадка ФИРО. Социальными партнерами «Робототехники» стали лаборатория интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ инновационного фонда Сколково, компания «Технополис», школы № 28, 45, 54 города Кирова.

Сотрудниками кафедры информационно­-технологического и физико­математического образования ИРО была организована деятельность творческой лаборатории, которая составила методические рекомендации «Образовательная робототехника». Кафедрой также проведены межрегиональные фестивали по робототехнике и интеллектуальным системам «РоботоБУМ». Сотрудники кафедры являются членами жюри всероссийского фестиваля «РоботоБУМ» в ВДЦ «Орлёнок».

Другим примером интеграции образовательных ресурсов в рамках этой модели является кадровое обеспечение инклюзивного образования. Здесь, наряду с традиционными курсами повышения квалификации, оказалось востребованным командное обучение, организуемое на базе образовательной организации и решающее её проблемы. Такой подход позволяет формировать навыки командной работы, что особенно важно для реализации инклюзивной практики.

В этой связи в институте развития образования Кировской области на кафедре специального (коррекционного) образования совместно с Центром диагностики и консультирования «Участие» города Москвы была разработана и реализована программа дополнительного профессионального образования, предназначенная для переподготовки специалистов в области психологии и педагогики инклюзивного образования. Цель программы – подготовка управленческого корпуса образовательных организаций к новым видам деятельности: поиск необходимых ресурсов как внутри образовательной организации, так и вне её, мониторинг, анализ и пересмотр конкретных шагов педагогического коллектива по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс, организация взаимодействия с родителями учащихся. Решая задачи подготовки специалистов сопровождения, кафедра специального (коррекционного) образования на протяжении двадцати лет занимается переподготовкой кадров по программам «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Педагогические технологии профилактики и коррекции школьной дезадаптации».

С 2012 года в регионе успешно действует федеральная экспериментальная площадка ФИРО «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей­-инвалидов» (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор, директор ФИРО А.Г. Асмолов). Цель – разработка и реализация региональной модели комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей­инвалидов и детей с ОВЗ. Результаты работы площадки отражены в учебно­-методическом пособии «Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования», рекомендованном к применению УМО вузов РФ по психолого­педагогическому образованию. Опытно-­экспериментальная деятельность проходит в режиме творческой лаборатории педагогов­-энтузиастов и методической школы.

В методической школе работают педагоги различных учреждений: образовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, классов возрастной нормы, специальных (коррекционных) школ и классов. Методическая школа выступает авторитетным ресурсом по распространению опыта работы, повышению профессиональной компетентности педагогов в режиме «здесь и сейчас» на открытых уроках и внеклассных мероприятиях, в ходе презентации собственных успехов и обсуждения вариантов решения проблем.

Также на базе ИРО создан центр «Инклюзивное образование», который установил сотрудничество и конструктивное взаимодействие с рядом авторитетных образовательных учреждений. В столице это Институт проблем инклюзивного образования МГППУ, издательство «Академкнига/Учебник», в Кирове – областной и городской центры диагностики и консультирования, центр дистанционного образования детей.

С целью профилактики профессионального выгорания работников образования институтом проводятся методические лагеря на базе пансионата «Мюссера» Республики Абхазия. Эта форма работы очень эффективна и востребована среди педагогов области. На протяжении ряда лет ИРО готовит участников всероссийских конкурсов по инклюзивному образованию. В этой ситуации особенно важно опираться на изначальные цели и смыслы, всеми способами поддерживать профессионалов, реализующих реальную инклюзию.

​С целью профилактики профессионального выгорания работников образования институтом проводятся методические лагеря на базе пансионата «Мюссера» Республики Абхазия. Эта форма работы очень эффективна и востребована среди педагогов области.

Межведомственная лаборатория «Формирование исследовательских навыков обучающихся» стала моделью горизонтального партнёрства. В ее работе принимают участие образовательные организации и учреждения культуры Кирова: физико­математический лицей, школы № 10, 27, музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики и Вятский палеонтологический музей. Особая значимость этой модели заключается в её межведомственном характере. Результатом деятельности лаборатории стали методические рекомендации по формированию и развитию исследовательских навыков обучающихся.

Ещё одним примером интеграции образовательных ресурсов стала модель электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Три года назад была поставлена задача создания Лузского школьного округа (Луза – один из самых удаленных городов Кировской области). Решается она через формирование единой информационной среды в школах. Цель – объединение всех ресурсов, привлекаемых для организации дистанционного обучения, обеспечение доступности и открытости информации об образовательной ситуации в округе.

На этом этапе был создан проект, ставший призером областного конкурса разработок с применением дистанционных технологий, представивший организацию дистанционного обучения в среде Moodle в рамках созданного школьного округа как средства повышения качества образования, обеспечения его доступности, независимо от места проживания, через работу дистанционных курсов по выбору.

Сетевыми педагогами стали 11 учителей из 5 школ Лузского района. В настоящее время на сайте дистанционного обучения зарегистрировано более 150 человек. Проект вызвал большой интерес у учащихся, родителей и педагогов. Участвуя в нем, школы расширяют спектр курсов по выбору для старшеклассников, приобретают опыт участия в дистанционном обучении. Учителя, работающие в малокомплектных школах, применяют разработанные занятия для подготовки к урокам. Безусловно, дистанционное обучение – это та среда, в которой личностно ориентированное образование позволяет максимально раскрыть свой потенциал. Именно это обстоятельство предопределяет, прежде всего, перспективность дистанционного обучения.

Социально значимые направления

Продолжая тему кадрового обеспечения системы образования Кировской области, отметим, что с 2015 года в ИРО при кафедре педагогики, психологии и управления образовательными системами открыта федеральная экспериментальная площадка ФИРО «Психолого­-медико-­социальный центр как системообразующий фактор психологической службы образования». Задачи, решаемые ИРО в рамках центра:

  • научно-­методическое обеспечение системы непрерывного повышения квалификации и переподготовки работников образования;
  • развитие опытно­-экспериментальной, научно­-исследовательской деятельности по решению вопросов подготовки педагогов к работе с детьми, нуждающимися в особой заботе государства;
  • научно-­методический сервис системы повышения квалификации;
  • научно­-методическое сопровождение базовых образовательных учреждений, организация работы экспериментальной площадки ФИРО, инновационных площадок ИРО, творческих лабораторий.

Согласно «дорожной карте» значительная часть педагогов и руководителей повышает квалификацию в ИРО Кировской области, а также на федеральных стажировочных площадках. Например, в рамках подготовки педагогов к реализации ФГОС ДО в 2014 году группа педагогов и руководителей ДОУ (61 человек) прошла обучение на федеральной стажировочной площадке в Институте развития образования Пермского края.

​В области активно идет процесс создания школьных служб примирения (медиации). В 2013 году действующих служб примирения было 28, в 2015 году – 70. Увеличилось количество обученных медиаторов: в 2013 году их было 140, сейчас – уже 261. Службы примирения становятся реальной силой в разрешении конфликтов: для справки, в 2014­-2015 учебном году службы примирения помогли в разрешении 736 случаев.

Реализация Концепции развития педагогического образования до 2017 года, а также привлечение молодых специалистов в образовательные организации являются социально значимым направлением деятельности. В ИРО работает «Школа молодого педагога», проводятся ежегодные съезды. Молодые кадры являются активными участниками всех значимых событий, проводимых в институте. Разработаны и реализуются программы профессиональной переподготовки по направлениям «Педагогика и психология (дошкольная), «Педагогика и методика начального общего образования», «Менеджер образования», «Педагогическое образование».

Для становления и поддержки положительного профессионального имиджа институт проводит профессиональные конкурсы регионального уровня. Традиционными для системы образования Кировской области стали такие, как «Учитель года Кировской области», который проводится по пяти номинациям («Учитель», «Воспитатель», «Педагог дополнительного образования», «Педагог­психолог», «Мастер производственного обучения»), «Воспитать человека» – для организаторов воспитательного процесса, а также «За нравственный подвиг учителя».

Социальная поддержка педагогических кадров происходит через присуждение ежегодных премий областного правительства: «Лучший учитель», «Лучший воспитатель», «Лучший мастер производственного обучения», «Лучший преподаватель специальных дисциплин», «Лучший педагог дополнительного образования».

Особенностью региональной кадровой политики в сфере образования является поддержка сельских учителей. В ИРО Кировской области проводятся семинары, мастер­классы, в том числе выездные. Особое значение имеет ставший традиционным региональный форум «Сельская школа Кировской области: качество, доступность, профессионализм». Цель его проведения – общественно­государственная поддержка направлений развития сельской школы области как открытой социально­-педагогической системы в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Институтом разработан и реализуется проект поддержки школ, находящихся в сложных социальных условиях. В ходе мониторинга было выявлено 47 таких образовательных организаций. Но, несмотря на это, 39 из них показывают высокие результаты обучения. В рамках этого направления создана региональная программа поддержки, включающая вебинары, семинары, курсы, обобщение опыта успешных школ. Программа корректируется с учётом особенностей контингента работающих в сложных социальных условиях школ, а также с учётом применяемых педагогами образовательных технологий. В ходе реализации программы выявляются причины и ресурсы развития каждой образовательной организации, находящейся в сложных социальных условиях, эффективные и адресные формы, варианты содействия последовательной и системной реализации стратегии, позволяющей развивать потенциал подобных школ и повышать качество образования, тем самым сокращая социальное неравенство населения.

Таким образом, все инновации ИРО институционально оформлены. Активно действует целая сеть региональных инновационных образовательных организаций (площадок), на которых апробируются современные технологии, проходит стажировка молодых педагогов. Начиная с 2013 года, организована деятельность 52 площадок по 61 теме. Тематика региональных инновационных площадок непосредственно связана с процессом сопровождения ФГОС в образовательных организациях, моделированием системы дистанционного обучения и сетевого взаимодействия, развитием информационно­образовательной среды образовательных организаций.

Институт развития образования Кировской области по сути стал региональным инновационным интегратором образовательного пространства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Институт развития образования: факты и перспективы
«Неархитектурный» стандарт
Развитие региональной системы оценки качества образования
Модели государственно-общественного управления: опыт развития и распространения
Как оценить компетенции?
Политика качества в вузе: цели и результаты
Национальная система квалификаций – основа взаимодействия рынков труда и образования
Дополнительное профессиональное образование: время и бремя перемен
ИПКиПРО Тульской области успешно реализует программу развития
Программы ДПО КубГТУ: «тонкие настройки»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ