Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Итоги приемной кампании в ведущих вузах Сибири

Информационно-аналитическое издание «Эксперт Сибирь» подвело итоги приемной кампании в ведущих вузах Сибири за 2014 год и составило рейтинг университетов, в котором Алтайский государственный университет показал высокие результаты.

Просмотров: 749

Информационно-аналитическое издание «Эксперт Сибирь» подвело итоги приемной кампании в ведущих вузах Сибири за 2014 год и составило рейтинг университетов, в котором Алтайский государственный университет показал высокие результаты.

Время пылесосов

Внимание, проблема: если прямо сейчас не начать работать над привлекательностью большинства провинциальных вузов Сибири, они совсем скоро будут никому не нужны. Причина в том, что все больше абитуриентов переманивают эффектные университеты в крупных городах.

«Приемная комиссия отказывается давать вам данные. Извините, но говорят, что вы плохо о нас писали в прошлом году», — заявила в ответ на запрос «Эксперта-Сибирь» специалист пресс-службы Иркутского государственного университета Анастасия Савченко.

Омский и Иркутский госуниверситеты — единственные из десятка ведущих вузов Сибири (за которые мы принимаем национальные исследовательские, федеральный и крупнейшие классические университеты), которые наотрез отказались помочь нам в составлении традиционного итогового обзора приемной кампании в регионе. Это типичный подход провинциального вуза: если о проблеме не говорить, то, вроде бы, ее и не существует.

На самом деле, конечно, ничего подобного. Именно сейчас самое время бить тревогу — особенно университетам Иркутска, Омска, Хакасии, Бурятии, Тувы и даже Томска. Прежние авторитеты рушатся, а на их место приходят новые эффектные (да-да, именно эффектные, вопрос эффективности — предмет отдельного большого исследования) вузы. Снобизм классических университетов вне зависимости от года основания и исторического флера больше не работает: абитуриенты на это все больше не «покупаются». Поэтому в нынешней ситуации для тех, кого не накачивают федеральными грантами, есть лишь один путь: специализация.

Что нового?

Если коротко — почти ничего, за исключением ухудшения качества абитуриентов и появления в списках поступивших в вузы отдельной графы: «беженцы из Украины» (хотя таковых в Сибири среди первокурсников — всего несколько десятков).

Тема с украинскими абитуриентами (по старой памяти, даже выходцы из Крыма значатся в базах некоторых университетов как граждане Украины) — хотя и эффектная, но не слишком влияющая на общую картину приемной кампании. Другое дело — снижение порога ЕГЭ, с которым в нынешнем году абитуриенты поступали в ведущие университеты России. Эта тема особенно не обсуждалась на публичной повестке дня, поскольку новости неважные: в этом году абитуриенту достаточно было сдать ЕГЭ на 24 балла по русскому языку и на 20 по математике (из 100 возможных), чтобы получить аттестат. Снижение минимального порога было обоснованным: иначе до 30 процентов выпускников просто не получили бы желаемые аттестаты о полном среднем образовании. Но планка в 20–24 балла — это, как ни крути, твердая «двойка» по предмету. И вот — масса реальных двоечников принялась штурмовать университеты, в том числе и лучшие.

В этой истории есть тонкость: минимальные баллы для поступления в вузы не снижались, в отличие от баллов, необходимых для получения аттестата. Минимум для вузов остался на уровне прошлого года — 36 баллов по русскому языку и 24 балла по математике; физика, химия, биология — 36 баллов; информатика и ИКТ — 40; история и литература — 32 балла; биология — 36; география — 37; обществознание — 39; иностранные языки — 20. Все это — уже твердая «тройка».

Прежде чем перейти к достижениям лучших вузов Сибири, остановимся на их недостатках. По итогам приемной кампании этого года оказалось, что в наиболее качественные университеты региона можно поступить на бюджет, имея средний балл ЕГЭ на уровне 30–35. Посмотрите рейтинг самых непопулярных специальностей для абитуриентов: это физика, оптотехника, геология и математика. Самой непопулярной специальностью в ведущих университетах Сибири стала «Прикладная геология» в СФУ — для поступления на бюджет здесь достаточно было иметь средний балл ЕГЭ на уровне 37. Аналогичная ситуация в иркутских вузах: на пяти специальностях ИрГТУ и одной ИГУ проходной балл не смог подняться выше 100 за три экзамена. И, даже принимая троечников, вузы не могут закрыть набор на технические специальности: так, на физфаке ИГУ в результате вместо 40 будущих радиофизиков будет учиться 27, а направление «Электроника и наноэлектроника» в этом году имеет только 13 из 25 необходимых первокурсников.

Для сравнения: самыми популярными остаются специальности «Дизайн», «Юрис-пруденция», «Международные отношения» и т.д. Скажем, чтобы поступить на бюджетное место по специальности «Юриспруденция» в Сибирский федеральный университет, необходимо было набрать фантастический средний балл ЕГЭ на уровне 98. На практике это означает фактически идеальное написание экзамена по трем требуемым предметам — и такие прецеденты есть.

Остальные новости, по сути, несущественны: ушли в прошлое бумажные свидетельства о сдаче ЕГЭ — отныне все результаты хранятся в электронном виде в Федеральной информационной системе, вузы Кемеровской области будут проходить общественную аккредитацию, больше всего нарушений в правилах приема абитуриентов показали именно вузы Сибири, и так далее.

Кто здесь лучший

А теперь — собственно, к нашему исследованию. Оно настолько необычное, насколько и очевидное. Итоги приемной кампании в ведущих вузах Сибири мы подводим уже четвертый раз, притом что первый раз, в 2011 году, мы запрашивали у вузов статистику начиная с 2007 года. Таким образом, сейчас в нашем распоряжении массив данных за семь минувших лет — то есть, включая «тучные» годы, кризис, восстановление экономики, превышение (правда, временное) рождаемости над смертностью, снова стагнацию и так далее. То есть, это данные, «взвешенные» на перипетии социально-экономического развития нашего макрорегиона и страны в целом.

Рейтинги вузов в последнее время — одно из самых популярных умственных упражнений ведущих российских СМИ, рейтинговых агентств, рекрутеров и т.п. В последние два года в число интересующихся рейтингованием попало и Министерство образования и науки РФ, которое развернуло кампанию по выявлению «эффективных» учреждений высшей школы. Критерии ранжирования в отрасли бывают разные, и обычно их много: от индексов научной цитируемости до объема учебной площади на одного студента. Наш рейтинг — максимально «рыночный». Если на рынке (а высшее образование — это давно не социальная услуга государства, а рынок) все решает потребитель, то почему бы не «завязать» всю систему рейтингования на выбор абитуриента? Действительно, чем больше в тот или иной вуз поступает выпускников из других регионов, тем этот вуз субъективно лучше остальных.

«Субъективно» — это значит, мы не беремся судить о том, хорошие ли там профессора, как интенсивно там занимаются наукой и прочее (скорее всего, вряд ли можно придумать количественные оценки этим параметрам). Мы лишь утверждаем, что ради этого университета родители готовы оплачивать содержание ребенка в чужом городе, совершать поездки за тысячи километров, а сами дети — отрываться от родительского очага, менять привычный образ жизни и круг знакомых. Значит, они уверены, что эта овчинка стоит выделки — что в конечном счете этот вуз сможет обеспечить им достойную жизнь в дальнейшем. Все остальное — частности.

Кроме того, поток внешних абитуриентов — это еще и оценка города, в котором расположен тот или иной университет. И, по идее, город должен быть заинтересован в повышении своих рейтингов такого рода, ведь иногородние и иностранные студенты — это еще и инвесторы. В прошлом году ученые Томского госуниверситета подсчитали, что студенты одних только государственных вузов приносят городу и региону по 700 млн рублей в год (по 18 тыс. рублей на человека, см. «Инвестор на шесть лет» в «Эксперте-Сибирь» № 33 за 2013 год). В Томске важность этих денег давно поняли; но нас по-прежнему искренне удивляет, почему Новосибирск и Красноярск, где студентов в количественном отношении значительно больше, чем в полумиллионном Томске, так и не занимаются специализированным обслуживанием этих потоков.

Проанализировать таким образом все вузы Сибири не представляется возможным. Даже Министерство образования и науки РФ со всей мощью своего административного аппарата три месяца выдавливало из отечественных вузов данные для первого мониторинга в 2012 году. Сейчас вузы стали куда более дисциплинированными, хотя ректоры и позволяют себе критиковать предложенные Минобрнауки критерии. Но в том случае на кону — бюджетное финансирование, а на нашей стороне — только некая толика имиджа. Поэтому мы условно выделили из общего списка ведущие университеты — крупнейшие классические университеты, а также «особые вузы» — нацио¬нальные исследовательские и Сибирский федеральный университет в Красноярске.

Они уезжают от вас

Вкратце итоги прошлогодних исследований таковы. В 2011 году было обнаружено, что Иркутск, где классический университет работает с 1918 года, начал резко проигрывать Красноярску, где федеральный университет был основан всего-то в 2006 году. В результате абитуриенты со всей Восточной Сибири (в том числе и из самого Иркутска) стали все активнее ехать учиться в Красноярск. В следующем году результаты исследования были представлены под говорящим за себя заголовком «Эйфория заканчивается». Миграционные потоки стали снижаться, что дало нам повод утверждать — абитуриенты постепенно перестают ехать в другие регионы в поисках лучшей жизни.

«Приходит осознание того, что поступить-то талантливому парню просто, но вот содержать его там гораздо сложнее», — объяснял тогда ректор Новосибирского технического университета, председатель Совета ректоров Сибири Николай Пустовой.

Но, как оказалось в 2013 году, спад миграции абитуриентов был временным явлением, связанным факторами, безотносительными к образованию и выбору университета. Статистика этого года по СФУ подтверждает: да, так и есть, Иркутск как университетский центр перестает быть привлекательным не только для абитуриентов из Восточной Сибири, но и для своих собственных выпускников.

Почему, собственно, так важно оценивать, сколько иногородних студентов поступило в СФУ? А хотя бы для того, чтобы показать: почивать на лаврах уже бесполезно, прежние авторитеты не работают, а молодежь остро чувствует любые стремления университета к «окукливанию» и превращению в «вещь в себе». Напротив, по всем законам развития университетов СФУ — это выскочка, рожденный благодаря лоббистским усилиями в те годы губернатора края Александра Хлопонина и волей правительства РФ на базе не самых сильных сибирских вузов восемь лет назад. Все это время СФУ активно накачивали федеральными и региональными деньгами. Но если судить по привлекательности вуза для других регионов Сибири, то можно смело говорить — проект оказался сказочно успешным. Растущие кривые, демонстрирующие количество абитуриентов из других регионов, говорят сами за себя.

В этом году в СФУ приехали учиться более 800 выпускников из Хакасии (в прошлом году — около 550), из Иркутской области — почти 600 (в прошлом году — менее 500). Чтобы было понятно: в 2011 году в Красноярск переехало лишь 240 иркутян — 25% бюджетного набора Иркутского госуниверситета, а в этом году — уже 75% потенциального набора того же вуза. Если тенденция сохранится, то совсем скоро количество иркутян, выбирающих «свой» госуниверситет, сравняется с количеством тех, кто уезжает учиться в Красноярск. В случае с Хакасией эти показатели уже практически сравнялись: в этом году Хакасский госуниверситет получил порядка 900 бюджетных мест. Вообще говоря, это прямая угроза для нормального развития и Абакана, и Иркутска, ведь оттуда уезжает самая амбициозная молодежь. Не замечать этого, делая хорошую мину при плохой игре, — по меньшей мере, странно.

Позволим себе предположить, что в ближайшие годы появится и еще одна угроза для традиционных университетских центров — это Алтайский госуниверситет. Когда несколько лет назад ректор вуза Сергей Землюков заявил, что будет строить на базе госуниверситета Российско-азиатский университет, к этой идее большинство экспертов относились с нескрываемым сарказмом. Но, как оказалось, у него получается (см. график 4). Так, если всего три года назад в АлтГУ училось 40 первокурсников из Казахстана, то в этом году — уже 180. Это означает, скорее всего, что Барнаул переманивает их у Кемерово, Новосибирска и Томска, куда граждане нашего южного соседа традиционно ездят учиться. Пока на стороне АлтГУ, очевидно, куда более простые условия приема и более привлекательные условия для обучения, чем, скажем, у томских вузов. И, как знать, возможно, в будущем этот университет будет чем-то вроде СФУ для Иркутска. Продолжение

Сергей Чернышов, «Эксперт Сибирь».

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году
Модернизация профессионального образования в России
Брянская инженерно-технологическая академия: испытание эффективностью
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Качество образования: оценку ставит студент
НГТУ вошел в ТОП-100 российских вузов в рейтинге ARES-2015
АлтГУ – единственный из вузов Алтайского края в рейтинге QS EECA 2015
В Минобрнауки одобрили новые подходы к оценке вузов
К вопросу об исследовательской компоненте качества вуза
РГГУ сможет рассчитывать на повышенное государственное внимание к своему развитию

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ