Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Забайкальский государственный университет: приоритет отдается науке

Во времена Советского Союза вузы были, как правило, местом подготовки специалистов, а не центрами научных исследований. В настоящее время правительство поставило задачу интеграции высшего образования и науки. О том, как идет этот процесс в Забайкальском госуниверситете, рассказывает проректор по научной и инновационной работе вуза Алиса Хатькова.

Просмотров: 949

Во времена Советского Союза вузы были, как правило, местом подготовки специалистов, а не центрами научных исследований. В настоящее время правительство поставило задачу интеграции высшего образования и науки. О том, как идет этот процесс в Забайкальском государственном университете, рассказывает проректор по научной и инновационной работе вуза, доктор технических наук, профессор Алиса ХАТЬКОВА.

– Алиса Николаевна, какие основные задачи ставит Забайкальский государственный университет для более активного развития вузовской науки?

– Научно-инновационная деятельность в университете является приоритетной, а задачи вуза тесно связаны с документами, дающими направление развития: это майские указы президента, «Закон об образовании в Российской Федерации», программы «Развитие образования на 2014¬2020 годы» и «Развитие науки и технологий», план деятельности Минобрнауки РФ на 2013-2018 годы, дорожная карта развития в социальной сфере и другие.

Приоритетными целями становятся: развитие кадрового потенциала и преодоление разрыва поколений в российской науке, повышение её эффективности через инструмент учета результатов работы ученых (повышение уровня публикационной активности, выступающего в качестве основного критерия оценки результативности деятельности вуза как научной организации), формирование точек роста в сфере науки через создание современной инфраструктуры исследований.

В рамках этих тенденций видны основные векторы развития научной деятельности ЗабГУ: приоритетная эволюция фундаментальной науки и прикладных исследований, поддержка научных школ и повышение кадрового потенциала, рост материально-технической базы, совершенствование инфраструктуры исследований в сети проблемных и базовых лабораторий, увеличение доли публикаций в высокорейтинговых журналах, стимулирование с помощью эффективного контракта.

– Какие научные направления в университете являются важнейшими?

– В вузе сформировались известные в России и за рубежом научные школы в области геологии, палеонтологии, геофизики и инженерной геологии, геотехнологии и геоэкологии, обогащения и гидрометаллургии, технологии машиностроения, комплексного использования и охраны водных ресурсов, коллоидной химии и физико-химической механики. Успешную деятельность ведут научные школы социальной философии, философской антропологии и философии культуры, национальных и политических процессов, общей педагогики, истории педагогики и образования, теории и методики профессионального образования, общей психологии, психологии личности, истории психологии, социологии и другие.

– Научные школы университета имеют значительный опыт работы. Расскажите, пожалуйста, о наиболее крупных научных достижениях в вузе.

– Доктором технических наук Ю.М. Овешниковым разработана методика определения объемов рекультивации нарушенных земель на дражных и гидромеханизированных разработках. Им создана и комплексная методика оценки воздействия горнодобывающих предприятий, ведущих разработку месторождений открытым способом, на компоненты природной среды.

Под руководством доктора технических наук В.П. Мязина совместно с Забайкальским центром Российской академии естественных наук изучается экология горного производства и топливно-энергетического комплекса Забайкалья. Проводится разработка природоохранных мероприятий по снижению выбросов, комплексной переработке отходов этих производств и снижению класса опасности. Созданы ресурсосберегающие технологии производства с минимальным воздействием на здоровье населения.

Методика и инженерные методы расчета потерь полезных ископаемых в межшаговых и межходовых целиках при дражной разработке россыпей, методика определения рациональных технологических схем при предохранении дражных полигонов от сезонного промерзания затоплением разработаны доктором технических наук М.В. Костроминым.

Рабочая гипотеза о влиянии неравновесных процессов структурирования жидкой фазы на устойчивость дисперсной системы в условиях флотации, регулирование которых повышает эффективность разделения минералов, выдвинута доктором технических наук А.В. Фатьяновым. Разработаны научные основы разделения тонкодисперсных минеральных частиц в нестационарном поле центробежных сил, что позволило обосновать технологическую схему обогащения медных руд Удоканского месторождения, разработать технологию переработки сложных и трудноподдающихся обогащению руд Начирского, Олимпийского и других месторождений.

Кандидатом технических наук В.В. Глотовым обоснована стратегия и параметры рациональной разработки маломасштабных месторождений Забайкалья.

Доктором технических наук В.А. Стетюхой выполнены исследования по прогнозированию и регулированию тепловых и геомеханических процессов на открытых горных работах на южных границах криолитозоны.

Сотрудниками кафедры геофизики ЗабГУ и Забайкальского НИИ разработана высокоэффективная технология каротажа рудных скважин. Кандидат технических наук В.В. Оленченко исследовал поляризационные свойства кимберлитов и вмещающих пород, доказал высокую разрешающую способность метода РСВП при поисках кимберлитовых тел.

В результате выполнения научно-исследовательских работ под руководством доктора технических наук Е.Т. Воронова в значительной степени решена проблема радиационной безопасности на урановых рудниках.

Решения по модернизации тепловых схем действующих ТЭЦ, позволяющие повысить экономичность и технико-технологическую надежность, разработаны доктором технических наук С.А. Ивановым.

На кафедре водного хозяйства и инженерной экологии и в Восточном филиале ФГУП PocНИИBX под руководством доктора технических наук В.Н. Заслоновского и кандидата технических наук А.В. Шаликовского выполняются исследования по обеспечению устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса верховьев Амура. Разрабатываются концепция и проекты документов финансово-правовой основы возмещения ущерба от наводнений. Работа позволит сформировать программу мониторинга водных объектов, оценить загрязнение вод Китаем и Россией и послужит основой договора между Россией и КНР о комплексном использовании и охране Амура.

Доктором юридических наук А.В. Макаровым исследованы проблемы, связанные с предупреждением преступности в бюджетной сфере, и сформированы предложения по совершенствованию законодательства.

Возглавила разработку проблематики по глобализации китайского региона доктор философских наук Н.А. Абрамова. Материалы исследований используются в практике управления и при разработке военной политики РФ в отношении КНР.

В Читинском филиале Института Дальнего Востока РАН под руководством доктора философских наук К.К. Васильевой проведены исследования об особенностях российско-китайского сотрудничества в приграничных районах России.

Системное исследование «Экологическая целесообразность здоровьецентристской парадигмы: концепции Запада и учения Востока» выполняется под руководством доктора педагогических наук К.Г Эрдынеевой.

Из наиболее значимых научных исследований следует назвать открытие доктора геолого-минералогических наук В.С. Салихова «О совмещенном развитии типов медного оруденения в рифтогенных самоорганизующихся структурах земной коры», вносящее вклад в развитие теории рудообразования и познание сложных самоорганизующихся природных флюиднорудно-магматичесих систем.

С точки зрения экономической эффективности стоит отметить разработки центра энергосбережения технопарка.

– Как происходит в вашем вузе реализация государственного задания?

– До 2013 года объемы государственного задания по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований и экспериментальных разработок устанавливались Минобрнауки РФ. Так, в 2013 году вузу выделен объем госзадания в размере 9738,3 млн. руб., а по итогам конкурса поддержали 38 проектов.

Подходы к формированию государственного задания вузам в сфере научной деятельности с 2014 года сменились, и оно будет направлено на повышение зарплаты научным работникам, возрастание публикационной активности и учет результативности структурных научных подразделений.

В структуре госзадания две части: базовая, где целевой группой станут исследователи, для которых научная деятельность является основной работой, и проектная (конкурсная) составляющая с участием профессорско-преподавательского состава.

Основным критерием деятельности станет публикационная активность. Так, для ведущих исследователей в области естественных и точных наук количество публикаций в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus, за последние пять лет должно быть не менее 10, в области техники и технологии – 7, социальных и гуманитарных наук – 1.

– Недавно вы приняли участие в работе семинара по применению частно-государственного партнерства в инновационной сфере. В чем суть такого партнерства? Есть ли у Забайкальского государственного университета опыт работы в этой сфере?

– Минобрнауки РФ в октябре 2013 года провело в Москве серию семинаров с руководителями вузов и научных организаций. В ходе работы были рассмотрены особенности реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, современные инструменты частно-государственного партнерства в инновационной сфере, федеральные целевые программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и «Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Была отмечена роль центров коллективного пользования научным оборудованием в развитии исследований и разработок, выделены особенности формирования государственного задания в научной сфере на 2014-2016 годы.

В последние годы проявилось признание приоритета науки в ходе модернизации российской экономики. Наука становится полноценным двигателем развития производительных сил, а экономика выступает в качестве профилирующего стимула и материальной поддержки научного прогресса. Именно в этом взаимодействии следует рассматривать возможность плодотворного сотрудничества вузовской науки и сферы производства.

– Какие идеи, озвученные на семинаре, университет предполагает перенести на забайкальскую землю?

– Частно-государственное партнерство в университете реализовывалось путем проведения прикладных научных исследований на базе малых инновационных предприятий по таким важным направлениям развития экономики края, как энергоэффективность, энергосбережение, рациональное природопользование.

Важной формой кооперации производственных компаний, вузов и научно-исследовательских организаций являются и технологические платформы, цель которых – устранение разрыва между бизнесом и научно-техническим сектором. Забайкальский госуниверситет предполагает принять участие в работе таких платформ, как медицина будущего, применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог, комплексного освоения месторождений твердых полезных ископаемых, экологического развития и других.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В рамках конструктивного диалога с работодателем
Сибирский профессиональный колледж: партнерство как норма
Мотивация как механизм управления персоналом на основе СМК
Присоединились к когорте лучших
Будущее науки – за междисциплинарными исследованиями
СМК: руководителю – забота, выпускникам – работа
Стажировочная площадка как источник лучшего опыта и инноваций
Применение компьютерных тифлотехнологий в учебном процессе
Стране нужны инженеры
По ступеням инновационной лестницы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ