Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Проблемы и риски процедур оценивания

Оценивание уровня подготовленности обучающихся – одна из основных функций педагога в школе. Некоторые специалисты могут выступать в роли экспертов, осуществляя оценку профессиональной деятельности коллег.

Просмотров: 105

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

ПЕТРОВА Надежда Владимировна ПЕТРОВА Надежда Владимировна – ведущий специалист Центра оценки и контроля качества образования Ярославской области.

Оценивание уровня подготовленности обучающихся – одна из основных функций педагога в школе. Некоторые специалисты могут выступать в роли экспертов, осуществляя оценку1 профессиональной деятельности коллег. Выявлено, что эксперт­ная оценка базируется не столько на наблюдении, сколько на интерпретации и, прежде всего, демон­страции личного и профессионального мнения2, а это сопряжено с определенной долей погрешности производимого измерения.

ИСТОЧНИКАМИ искажений в ходе экспертизы могут выступать процедура оценивания, шкала оценки и субъект оценивания.

Зачастую эксперт вынужден производить оценку по очень большому числу параметров, на которые не всегда хватает внимания. Еще одно препятствие на пути к объективному мнению – многодневная процедура оценивания, приводящая к утомляемости эксперта.

Проблемы также возникают вследствие частичного перекрытия категорий шкалы оценки. Например, при оценивании в обычной 5-балльной шкале нередко отсутствуют отметки «1» и «2», но используются отметки «4 с плюсом», «5 с минусом». Все это говорит о неоптимальном функционировании данной шкалы как инструмента дифференциации обучающихся.

На появление погрешности нередко влияют и сами эксперты. К наиболее распространенным искажениям с их стороны относят ошибки межличностного восприятия – эффекты снисходительности/строгости, ореола, центральной тенденции и другие.

Эффект снисходительности/строгости, например, проявляется в склонности эксперта оценивать слишком высоко или низко. Это стабильная черта (личностное качество) эксперта, которая вносится во все ситуации оценивания.

Эффект ореола как внутренняя тенденция оценивать за общие заслуги, когда необходимо оценить по конкретному параметру, может возникнуть при оценивании учителями хорошо знакомых людей. В результате оценки приходятся на верхнюю часть шкалы, напоминая рыночную класси­фикацию яиц, согласно которой самые маленькие экземпляры называют «средними», средние – «большими» и так далее.

Эксперты, у которых присутствует эффект центральной тенденции, часто используют средние оценки, избегая крайних категорий шкалы по причине боязни ставить слишком высокие или низкие баллы.

Хаотичную изменчивость в своих оценках демонстрируют эксперты, подверженные действию эффекта случайности. Такие специалисты не всегда имеют достаточную подготовку, для того чтобы различать и оценивать требуемые параметры на должном уровне. Вместо этого, по-видимому, они присваивают баллы бессистемно, поэтому их оценки отличаются от оценок других экспертов.

Наблюдаются и такие искажения в экспертных оценках, как ошибки, связанные с первым впечатлением и порядком следования объектов оценивания, уровнем самооценки и когни­тивной сложности эксперта, а также ряд других, которые, тем не менее, можно прогнозировать и корректи­ровать.

СУЩЕСТВУЮТ стратегии, позволяющие минимизировать/предотвращать подобные погрешности.

Для осуществления процедуры точного оценивания в первую очередь необходим отбор экспертов, имеющих достаточный уровень образования и опыта в своей области. Некоторые эксперты могут быть отсеяны из-за определенных убеждений или личных характеристик, оказывающих неблагоприятное влияние на их деятельность.

Еще одной очевидной стратегией повышения качества экспертизы является обучение. В рамках соответствующей подготовки экспертам следует давать информацию о наи­более типичных погрешностях, которые могут возникнуть в процессе оценивания. Чтобы эксперт мог доказать свою способность успешно дифференцировать испытуемых, тренировка должна проходить с привлечением наиболее неодно­значных примеров.

Не менее важный этап – оптимальная организация процедуры оценки. Например, обязательное обсуждение критериев экспертами перед процедурой оценивания, вторичная проверка случайно выбранных работ, тренировочная проверка, соблюдение оптимального режима отдыха. Сбор статистической информации о работе каждого эксперта позволяет выявить его особенности, проблемы и использовать эту информацию для оптимизации деятельности.

  1. В данной статье экспертиза рассматривается как частный случай процедуры оценивания.
  2. Подробнее: Carol M. Myford, Edward W. Wolfe Detecting and Measuring Rater Effects Using Many-Facet Rasch Measurement: Part II // «Journal of applied measurement», 2004. – № 5 (2). – С. 189-227.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ао-91, точка зрения

Похожие материалы:
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Потенциал Чувашского государственного университета
Нужно вернуть свободу вузам
Пути модернизации профессионального образования
Слагаемые качества юридического образования
Актуальные проблемы отраслевого образования
Аккредитационные коллизии ДПО
Технология внедрения профессиональных стандартов
Интернационализация российского образования
Востребованность выпускников – объективный показатель качества подготовки специалистов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (104) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани
26 октября в казанской «Татнефть-арене» пройдет бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» с участием более...
Научно-инновационный форум «СорокИНН» на базе СГУ им. Питирима Сорокина
Научно-инновационный форум «СорокИНН» представил на базе СГУ им. Питирима Сорокина более 40...
Ректор Ставропольского государственного аграрного университета избран Председателем российской Ассоциации «Агрообразование»
В рамках  Российской агропромышленной выставки «Золотая осень-2018» прошло заседание...
Технический Университет Остравы и Тюменский индустриальный университет подпишут меморандум о сотрудничестве
Основной акцент во время визита чешской стороны в Тюменский индустриальный университет был сделан...
Анонс ключевых мероприятий форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Форум «Открытые инновации», проходящий ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской...
Из журнала
#91Человеческий капитал профобразования
#91Первые результаты новых проектов
#97К чему ведет глобальная автоматизация профессий СПО?
#98России грозит структурный дефицит трудовых ресурсов
#94Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Информационная лента
14:09Уникальная разработка КНИТУ-КАИ – беспилотный конвертоплан
13:38Вузы получат господдержку на обучение специалистов для цифровой экономики
08:43Преподаватели СевГУ будут создавать собственные онлайн-курсы
08:40БГТУ им.В.Г. Шухова подписал меморандум о сотрудничестве с ведущими вузами Марокко
14:23Сотрудничество БелГУ с коллегами из Беларуси