Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов

В рамках Всероссийской научно-практической конференци, прошедшей в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова, представители педагогического сообщества обсудили проблемы воспитания молодежи, организации и направлений воспитательной работы

Просмотров: 6327

При заявленном переходе российской экономики от сырьевого типа к инновационному в педагогическом сообществе вновь вспыхнул разговор о необходимости введения профессионального воспитания в процесс подготовки кадров в высших учебных заведениях. Что понимать под профессиональным воспитанием и можно ли приравнивать его к воспитанию профессионалов - обсудить эти и другие вопросы, возникающие в высшей школе, представители 60 университетов, образовательных и научных центров из более чем 40 регионов России в конце октября 2009 года собрались в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова. Всероссийская научно-практическая конференция прошла под названием «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе».

«Человеческий фактор»

Отнюдь не для красного словца участники конференции ассоциировали отсутствие должного уровня профессионального воспитания в вузе с чрезвычайными происшествиями, в череду которых в последнее время вошла наша страна. Особенно часто вспоминалась трагедия на СаяноШушенской ГЭС – как иллюстрация влияния пресловутого «человеческого фактора» на причины возникновения техногенных катастроф, аварий и катаклизмов. Картинка перед глазами встает действительно живописная. Взирая на нее, невольно задумываешься о компетентности, с позволения сказать, специалистов, по вине которых произошла та или иная трагедия. С другой стороны, быть может, человек и является специалистом, но приложить свои знания и умения он в необходимый момент не смог или не захотел в силу личностных характеристик.

-Когда мы говорим о «человеческом факторе» и катастрофах, обычно подвергаем сомнению либо профессиональные компетенции специалиста, либо какие-то его личностные черты, связанные с безответственностью, разгильдяйством, бессовестностью, – на правах хозяина конференции задал интонацию разговору ректор Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова Николай Рассадин.

– Как видно, у профессионала две составные: его компетенции и личностные качества. Возникает вопрос: почему, когда мы начинаем говорить о подготовке востребованных и «продвинутых» специалистов, чаще упоминаем только одну сторону – компетенции, знания, умения и навыки, которые необходимо дать ему в процессе профессиональной подготовки? И лишь после этого вспоминаем о том, что еще существует и воспитание, как одна из функций высшей школы, которая то ли сопутствует, то ли сосуществует наряду с профессиональным образованием.

Термин «профессиональное воспитание» впервые появился в нашей стране в 60-е годы прошлого века. Под ним подразумевалось формирование личности будущего работника, развития его интереса к профессии и других профессионально важных качеств. В новое время дискуссии на тему профессионального воспитания в вузах пропали со страниц печати, ему перестали уделять должное внимание. Необходимость вспомнить о воспитательных традициях советского времени и разработать на их основе новые концепции возникла недавно. К этому моменту молодых специалистов уже приучили в духе нового времени разграничивать личное и общественное, что привело к безалаберному отношению к своей деятельности, в том числе и профессилнальной.

О разумном сочетании общественного и личного завел разговор архиепископ Костромской и Галичский Александр. Он сказал о том, что только их гармоничное единство способно создать базу для плодотворного развития всех общественных институтов в нашей стране.

– По инерции все внимание уделяется материальной стороне жизни молодых людей и очень мало говорится о стороне нравственной, духовной, – отметил архиепископ. – И в понятии «качество жизни» отражается только материальная сторона. Иметь благоустроенное жилье, возможность получить высшее образование и хорошо оплачиваемую работу, регулярно заниматься физической культурой и спортом – все это, конечно, очень важно и очень нужно. Но не стоит забывать и о вечных ценностях.

Действительно, человек, лишенный нравственного чувства, опасен для окружающих. Если он специалист среднего звена, последствия его деятельности уже могут быть плачевными для многих других людей. А что будет, если безнравственен человек, владеющий новейшими технологиями? Такой профессионал несет в себе потенциальную угрозу для всего человечества. И перед вузами встает важнейшая задача - воспитать не только высокоинтеллектуальную, но и высоконравственную личность.

Конечно, архиепископ Александр обрисовал решение проблемы с точки зрения православного духовенства, предложив далеко не новую идею соработничества государства, системы высшего образования и Русской православной церкви. Тем более, опыт такого позитивного взаимодействия в России имеется достаточный. Подтверждением намерений священника стало участие в конференции большого количества представителей педагогического духовенства – ректоров и преподавателей богословских учебных заведений РПЦ.

Миссия выполнима

Вообще, на конференции высказывания подавляющего большинства участников были пронизаны ностальгическими нотками. Особенно часто звучали ссылки на большой опыт профессионального воспитания, накопленный в советское время. Не исключением стало и выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Сергея Самойлова. На правах выпускника КГУ имени Н.А.Некрасова он и себя, и свою супругу, и ректора университета Николая Рассадина назвал «продуктами костромской системы профессионального воспитания и профессионального образования».

– Историко-педагогический факультет, на котором я учился, – вспоминал заместитель полпреда, – был той самой площадкой, на которой сошлись все элементы, характерные для успешного профессионального воспитания. Тонкости педагогического ремесла, а также знание истории своего государства, его культурных традиций, исторического прошлого, накопленного духовного багажа – все это ложилось в основу подготовки специалиста. Я уверен в том, что одной из целей профессионального воспитания является воспитание лидера, человека, способного переворачивать, творить, выдумывать, вести за собой, создавать новые качественные продукты.

Ни для кого не секрет, что у современных студентов мотивация к обучению сместилась с приобретения профессии на получение диплома. Во многом это зависит и оттого, что молодые люди зачастую имеют весьма смутное представление о профессии, которую им предстоит освоить. И вправду, откуда им узнать о ней, если работа по профориентации, особенно с учетом новых специальностей, развита слабо! Тем более, в условиях Единого государственного экзамена, подчеркнул Сергей Самойлов, стало заметно, что большинству выпускников школ при выборе будущей профессии нет дела до ее особенностей. Школьник настроен в первую очередь на то, чтобы стать студентом. А значит, образование становится «безадресным».

Идеям профессионального воспитания в вузе должно соответствовать все: предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение. Но главное – создать условия для осуществления общественных практик, ориентированных на совершенствование профессиональной подготовки. Применительно к этой идее Сергей Самойлов предложил необходимые элементы для системы профессионального воспитания в высшем учебном заведении. Например, нужна подсистема имитации элементов профессиональной деятельности – для того, чтобы формирование профессиональных качеств будущих специалистов происходило уже в студенческой жизни. Подкреплением ей станут система общественных практик и научно-исследовательская работа, как элементы профессиональной деятельности. Система формирования целостных личностных ориентаций может быть обеспечена погружением в специальность и формированием корпоративной этики у студента. Не лишней станет и отлаженная обратная связь с выпускниками, которые будут участвовать в коррекции моделей подготовки, основываясь на собственном опыте. Обратная связь с работодателями, принимающими выпускников вуза, может тоже существенно повлиять на корректировку программ подготовки.

– Задачу формирования системы профессионального воспитания назвать невыполнимой нельзя, – подвел итог своему выступлению заместитель полпреда Президента РФ в ЦФО. – Но эта задача стоит не только перед вузовским сообществом. Она должна изменить психологию самого общества.

Профессионалы есть…

– Пока профессиональное воспитание не займет равное место наряду с учебным процессом в подготовке будущих профессионалов, – подчеркнул ректор КГУ имени Н.А.Некрасова Николай Рассадин, – мы не сможем ответить на вызовы, которые в глобальном масштабе стоят перед нашей страной. Профессионалы-то у нас есть, но моральнонравственная ситуация, их мировоззрение и идеология не совпадают с ожиданиями общества.

По мнению Николая Рассадина, профессиональное воспитание начинается за пределами вуза, но в неотъемлемой связи с ним. При условии, если профессиональное воспитание и профессиональное обучение рассматривать как «партнеров», тогда 100% студентов, осваивающих образовательные программы, должны пройти и своеобразную программу воспитательной работы. Речь идет о создании таких условий, в которых студент осваивает предложенную ему программу в обязательном порядке, а вуз предоставляет ему такую возможность.

В качестве примера можно привести Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова – не зря его выбрали для проведения конференции по столь актуальному вопросу. В вузе существует установка – все студенты должны быть заняты в процессах, связанных с современным профессиональным воспитанием. Воспитательная работа построена так, чтобы все первокурсники получили возможность поучаствовать в акциях (например, около двух третей первокурсников проходят лагерные сборы). В университете стараются ненавязчиво задействовать всех студентов в подготовке и проведении мероприятий в той или иной форме. И форм, которые позволяют давать возможность всем участвовать в общественной жизни вуза, уверяет его ректор, очень много. Такие условия позволяют изменять позицию студента, они поднимают его по «социальным этажам».

Оценить слова Николая Рассадина можно было, не только изучив стенды, посвященные профессиональному воспитанию, представленные участникам конференции. Многие из них обратили внимание на работу студентов КГУ – будущих журналистов, которые сновали тут и там, выдавая свое присутствие вспышками фотоаппаратов или предложениями ответить на те или иные вопросы. Результатом активной деятельности студентов стала «стенгазета» с фоторепортажем о начавшемся мероприятии и интервью с его участниками. Как настоящие журналисты-«новостники», студенты сделали газету в самые сжатые сроки. И это не практика как таковая, а самая настоящая профессиональная журналистская деятельность, во время которой студенты, выполняя поставленные перед ними задачи, имеют возможность почувствовать себя «в шкуре» профессионала.

Но как оценивать работу по профессиональному воспитанию в вузе? Мнение на этот счет тоже высказал Николай Рассадин:

– Когда речь заходит об оценке профессионального воспитания как о равноправной компоненте профессионального образования, мы должны помочь нашим руководящим органам оценивать ее. То, что сейчас происходит в Рособрнадзоре, не выдерживает никакой критики. Точно могу сказать, что на 90 процентов это формальный подход к ведению воспитательной работы в вузе – на уровне «есть она или ее нет». Рассматривается – есть ли клуб в вузе или нет его, есть хор или нет хора, есть спортивная секция или нет... А чем занимаются эти хоры и секции, никому нет дела.

Важнее воспитание или образование?

В свою очередь член-корреспондент РАО по отделению философии образования и теоретической педагогики, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Розов завел речь о том, что основными инструментами воспитательной работы являются педагогика и психология. В этом свете возникает вопрос: кто будет компетентно проводить воспитательную работу в вузах?

– Подавляющее число преподавателей непедагогических вузов и непедагогических специальностей понятия не имеют ни о педагогике, ни о психологии, – сказал Николай Розов. – В лучшем случае от них требуют быть кураторами, сходить со студентами в цирк, пойти в общежитие и попить там с ребятами чай. Мне трудно назвать такого рода деятельность настоящей воспитательной работой. Подготовку к работе со студентами необходимо начинать с обучения преподавателей тем инструментам, которыми они должны пользоваться. Считаю, что в вузы не могут приходить на преподавательскую работу люди, не получившие психолого-педагогической подготовки хотя бы в определенной мере, а для аспирантов обязательно нужно ввести курсы педагогики и психологии, которые должны завершаться кандидатским экзаменом.

Кто будет реально организовывать процесс воспитательной работы и осуществлять его? Если в прежние времена были партийные комитеты, комсомол, студенческие объединения и советы ветеранов, содействовавшие этой работе, то сегодня многих из них либо нет, либо они существуют формально и не имеют ни веса, ни полномочий для воспитательной деятельности.

Николай Розов вообще достаточно пессимистично оценил открытость сегодняшних студентов для воспитательной работы, поскольку основная их масса, на его взгляд, политически и граждански развращена, прагматически ориентирована только на материальный денежный результат. Многие студенты вынуждены работать из-за низких стипендий, причем даже не по вечерам, а вместо учебы. «Какой из такого студента получится хирург, если он целыми днями работает официантом?» Ответ на вопрос профессора лежит на поверхности.

Еще один образ, касающийся медицинского образования, Николай Розов привел, вспомнив Закон «Об образовании» и слова о том, что воспитание является неотъемлемой составляющей образования:


Воспитание в формулировке поставлено впереди обучения. Это создает возможность для очень опасных интерпретаций. Я не верю в то, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС произошла из-за невоспитанности сотрудников. Я боюсь, что это произошло из-за их профессиональной некомпетентности. Поэтому профессиональная подготовка специалистов должна всегда подчеркнуто стоять на первом месте. Мне не хотелось бы лечиться у врача, который путает геморрой с гайморитом, при этом зная наизусть «Фауста» Гете. От этого пользы никакой не будет. Высказался выступающий и по поводу взаимодействия вузов с работодателями в вопросах профессионального воспитания студентов:

– Сейчас модно говорить о том, – отметил Николай Розов, – что высшая школа должна максимально учитывать запросы работодателей, а те должны быть близки к ее реалиям. Может, я ошибаюсь, но не верю в то, что нормальный работодатель, интересующийся прежде всего прибылью, будет выдвигать предложения по улучшению воспитательной работы. Основным ее заказчиком может и должно являться государство, которому необходимо точно определить цели, формы, организационное обеспечение, ресурс времени и оценки результатов. Кроме того, высшая школа должна сама готовить для себя преподавателей и давать им опыт не в процессе непосредственной работы, когда три-пять поколений студентов исполняют роль лабораторных мышей, пока молодой преподаватель занимается самообразованием.

Все наши техногенные катастрофы на 90 процентов происходят из-за элементарного неумения работать, безответственности и, что самое ужасное, нелюбви к своему делу. Если это явление не преодолеть, а оно, к сожалению, присуще нашему менталитету, ничего хорошего страну в перспективе не ждет. Чтобы изменить ситуацию, обучать студентов необходимо не их будущей специальности, а умению работать вообще, работать в коллективе, подчиняться и руководить коллективом, научной организации труда, коммуникабельности и толерантности. Попытки соединить эти направления в предметах, по словам Николая Розова, вызывают большой интерес у студентов.

«Работа – не волк…»

О необходимости смены стратегии воспитания в высшей школе рассказал заведующий отделом технологии и методологии воспитания Федерального института развития образования Дмитрий Григорьев. Он считает, что социализация и воспитание студента в вузе происходит в трех сферах:

  • в образовательном процессе, то есть, непосредственно в аудитории (студент - ученик своих профессоров);
  • в общественной среде вуза, в которой студент находится в позиции субъекта университетского сообщества («гражданин университета»);
  • во внеуниверситетском пространстве, когда студент занят в социальных проектах, акциях, общественных объединениях («гражданин общества»).

На сегодняшний день в этом триединстве прослеживается приоритет первой сферы. Более того, происходит экспансия учебной сферы в соседние, причем в довольно упрощенном виде. А вот мировоззренческие дискуссии, волонтерские акции, системные социальные проекты, по мнению Дмитрия Григорьева, позволят обеспечить феномен «проращивания» в высшее образование задач общественного развития.

Директор Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского Михаил Рожков выделил три критерия профессионального воспитания:

  • во-первых, это сформированность профессиональной идентичности: осознанность принадлежности к своей профессии, к определенному профессиональному сообществу, принятие себя как профессионала.
  • во-вторых, социально-профессиональная ответственность – перед профессиональным сообществом и перед обществом в целом.
  • в-третьих, усвоение профессионально-нравственных основ. Любая профессия носит в себе этический, моральный компонент. Михаил Рожков рассказал о проведенных им исследованиях:

– Мы предложили студентам определить цели жизни на ближайший период. Что интересно, они называют не жизненные цели, а инструментарий. Они определяют цель – закончить вуз. Когда мы говорим о профессиональном росте и статусном росте, не различают их. Профессиональный рост понимают как статусный – сделать карьеру, а не вырасти как профессионалу. Мой опыт участия в работе польских вузов позволяет делать сравнения. У польских студентов жизненные цели доминируют, они понимают то, что образование и профессиональная подготовка им нужны для построения своей жизни. Чтобы стать профессионалом, им нужны знания, а не диплом. Результатами изучения мнений студентов поделился и профессор кафедры педагогики и психологии Курского государственного университета Александр Репринцев:

– Молодые люди понимают, что выжить, ориентируясь на традиционные нравственные ценности, очень сложно. Что они говорят о себе сами? Мы предложили студентам выразить свою социальную позицию с помощью пословиц и поговорок. Вот ответы.

В отношениях с другими людьми я придерживаюсь поговорки:

«Что наша честь, если нечего есть?» - 93%, «Работа – не волк…» -93%, «От трудов праведных не нажить палат каменных» - 83%.

«С волками жить – по волчьи выть», «Стыд – не дым, глаза не выест», «Своя рубашка ближе к телу», «Скупость – не глупость», «Не делай добра, не получишь зла», «Говоришь правду – теряешь дружбу», «Две собаки грызутся, третья не лезь!» – это доминирующие социальные позиции, в которых выражается социальное, нравственное и духовное кредо будущих специалистов.

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» - 9%, «Правда в огне не горит и в воде не тонет» - 3%, «Где родился, там и пригодился» - 3%, «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей» -2%, «Родина – мать, умей за нее постоять» -2%, «Чужое добро впрок не пойдет» -2%, «Бедность – не порок» - один человек.

Получив эти результаты, мы сравнили их с позицией около 5000 старшеклассников Курской области, в основном сельских школ. Позиции совпадают почти полностью!

Для полноты картины Александр Репринцев рассказал об итогах небольшого опроса в Академии государственной службы, в которой он читал лекции для работников прокуратуры и судов. Преподаватель предложил им вспомнить слова из песни «Раньше думай о Родине, а потом о себе» и спросил, кто из слушателей сегодня живет по такому принципу. В аудитории не поднялось ни одной руки!

У современной молодежи нет достойных примеров для подражания, а без них воспитание невозможно. Почему бы такими примерами не быть подлинно интеллигентным, образованным, нравственным преподавателям вуза, которые зададут вектор движения будущего специалиста по своему собственному эталону. Один из присутствовавших в зале священнослужителей предложил в качестве примеров для российского студенчества сонм православных святых и героев Библии.

Заместитель руководителя Педагогического института Южного федерального университета Маргарита Финько отметила, что воспитательная работа не ограничивается временем аудиторных занятий, она обязательно включает внеучебное время и не может осуществляться преимущественно культурно-массовой и досуговой деятельностью. Эту точку зрения развила профессор Евгения Тихомирова из Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (г. Самара):

– У студентов нет конкретных дел. Есть проекты, акции, мероприятия, а дел нет. А ведь опыт никогда не передать, его нужно прожить самому. Поэтому задача профессионального воспитания – сделать так, чтобы студент получил собственные впечатления от участия в реальных мероприятиях, получил в них личный опыт.

За три дня, что проходила конференция в Костроме, в КГУ имени Н.А.Некрасова было озвучено много мнений и предложений построения модели профессионального воспитания в высшей школе. Однако ни один из участников конференции не отверг идеи о том, что профессиональное воспитание должно занять особое место в вузовском образовании. И чем скорее это произойдет, тем раньше случится сдвиг в сознании российского общества. Чтобы те специалисты, которые выходят с «конвейеров» вузов действительно обладали не только профессиональными компетенциями, но и сознательно относились к труду вообще и к своей работе в частности.

В противном случае мы еще долго будем пожинать плоды профессионального разгильдяйства специалистов даже при должном уровне их профессиональной компетентности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Омская академия МВД России
Профессиональные эксперты в образовании
Развитие инженерного образования и его роль в модернизации
Интеграция образования, науки и экономики
Социальная деятельность как часть воспитательного процесса
НГПУ: жизнь педуниверситета
Марк Агранович о состоянии российского образования
Воспитание – это всерьез и надолго
Виктор Садовничий о науке на Северном Кавказе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ