Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Профилактика наркомании как направление воспитательной работы

В соответствии с концепцией воспитательной работы профилактика деструктивного поведения вообще и наркотизма в частности является основным направлением воспитательной работы Пензенского государственного университета.

Просмотров: 2215

Профилактика против «темных сторон»

М.В. БОЙЦОВА, проректор по воспитательной и социальной работе Пензенского госуниверситета

Н.А. ЗОТКИНА, начальник отдела по внеучебной работе со студентами Пензенского госуниверситета

В Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработанной по заказу Минобразования России, подчеркивается, что наркомания является одной из важных проблем нашего общества. В этом же документе отмечается, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования.

В этой связи интересен опыт Пензенского государственного университета, где профилактика наркотизма и преступлений, связанных с наркотиками, стала одним из главных направлений воспитательной работы.

Воспитательная работа в университете имеет комплексный характер, а потому основные ее направления – профессионально-трудовое, гражданско-правовое, культурно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное – тесно связаны между собой и преследуют одну общую цель: формирование социально, морально и физически здоровых граждан общества, высококвалифицированных специалистов.

В соответствии с концепцией воспитательной работы профилактика деструктивного поведения вообще и наркотизма в частности является основным направлением воспитательной работы Пензенского государственного университета.

Комплексная программа профилактики деструктивного поведения, реализуемая в вузе, рассчитана на пять лет.

Мероприятия профилактического плана реализуются всеми структурными подразделениями университета на всех уровнях. Управление этим процессом возложено на службу проректора по воспитательной и социальной работе и осуществляется по схеме «организатор – исполнитель».

Каковы основные формы работы?

1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ – ориентированы, в первую очередь, на максимальную занятость студентов во внеучебное время: не только с целью воспитания их в духе традиционных гуманистических ценностей, формирования разносторонних интересов гармонично развитой и социально-активной личности, но и с целью отвлечения от «темных сторон» объективной реальности и развития, на основе получаемых знаний, отрицательного отношения к ним.

А) Научно-исследовательская работа студентов. В 2008 году в научно-исследовательской работе участвовало 46 процентов от общего числа студентов университета. Они принимают участие в научных, научно-практических конференциях университетского, межуниверситетского, регионального, общероссийского и международного уровней, являются авторами научных публикаций, становятся обладателями дипломов, грамот, медалей, сертификатов и даже патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Б) Спортивно-оздоровительная работа. Университет имеет собственный спорткомплекс, позволяющий вести учебно-тренировочные занятия по 11 видам спорта. В 23 спортивных секциях спортклуба университета совершенствует свое спортивное мастерство более 400 студентов. В традиционной межфакультетской спартакиаде по 9 видам спорта принимает участие около 2 тысяч, а в ежегодных массовых забегах – около 6 тысяч студентов ПГУ.

На сегодняшний день в университете учатся 1 гроссмейстер, 4 мастера спорта международного класса, 25 мастеров спорта, более 50 кандидатов в мастера спорта.

В областной межвузовской спартакиаде по 12 видам спорта Пензенский государственный университет – бессменный лидер.

Отдельным направлением спортивно-оздоровительной работы является проведение ежегодной спартакиады между общежитиями по 8 видам спорта, в которой принимает участие более 50 процентов (около 900 человек) студентов, проживающих в студгородке университета.

Ежегодно более 2 тысяч студентов имеет возможность укрепить и поправить здоровье в санатории-профилактории университета.

На укрепление здоровья – физического и нравственного – работает также загородная база отдыха «Политехник», где ежегодно отдыхает более 320 студентов университета.

Около 250 студентов – отличников, общественников, спортсменов, будущих Ломоносовых – летом 2008 года бесплатно отдыхали на Черноморском побережье России и Крыма.

Немаловажным мероприятием оздоровительного плана является проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров на базе здравпункта университета.

В) Культурно-нравственное воспитание. Здесь следует отметить работу, в первую очередь, факультета общественных профессий. На его базе работают 8 студий: сценического мастерства, хореографии, вокала и др. Более 400 студентов представляет университет на городском, областном, всероссийском и международном уровнях. ФОП – это родной дом для неоднократного победителя всероссийских конкурсов, студенческого молодежного хора университета, команд КВН «Новое поколение» и «Красная, 40», театра танца «Аквамарин», команды «Регион 58», единственного в Пензе эстрадно-духового оркестра университета, многочисленных ВИА.

Организатором массовых мероприятий и конкурсов художественной самодеятельности в вузе является студенческий клуб. В университете традиционными стали фестиваль-конкурс команд КВН «Большая перемена», фестиваль «Первокурсник», конкурс красоты «Мисс университета», студенческие гуляния в Татьянин день и, конечно же, «Весенние вечера».

Вообще художественная самодеятельность, как правило, привлекает внимание всего студенчества университета: и если не в качестве участников, то в качестве зрителей. В этом году студенческая весна ПГУ проходила в Доме офицеров, концертный зал которого рассчитан на 800 мест. И аншлаги были на каждом из 12-ти факультетских выступлений.

Г) Профессионально-трудовое воспитание. В работе с первокурсниками, университет, что называется, сразу «берет быка за рога». Посвящение в студенты, ставшее традиционным мероприятием городского уровня, нацелено на то, чтобы с первого дня пребывания в вузе вчерашний абитуриент почувствовал себя важной частью общей «машины», приобщался к корпоративной культуре. Этой задаче служат и вечера специальностей, встречи выпускников с первокурсниками, которые проводят каждая из 74 кафедр университета.

Без исключения все студенты принимают участие в месячниках по благоустройству территории города, благоустроительных работах в Первомайском районе.

Ежегодно в период летних каникул организуется студенческий строительный отряд (более 100 человек), занимающийся подготовкой учебных корпусов и территории университета к новому учебному году.

На протяжении многих лет вуз сотрудничает с муниципальными органами власти по организации занятости студентов и школьников в летнее время. Ежегодно более 80 студентов университета работают на спортивных площадках Первомайского района города Пензы.

Помимо этого, в университете реализуются программы по международному обмену студентами (центр «МИР»), действует кадровый центр «Лидер».

Отдельно следует отметить деятельность круглогодичного многопрофильного студенческого отряда «Адреналин», численность которого перевалила за 300 человек. «Адреналиновцы» работают в летних детских оздоровительных лагерях, участвуют в организуемых штабом студенческих отрядов социальных марафонах, туристических слетах и др.

В университете активно развивается и укрепляется система студенческого самоуправления, включающая студсоветы факультетов, студенческий клуб, совет студенческого городка, спортивный клуб, студенческое научное общество. Центром системы студенческого самоуправления является профком студентов ПГУ (90 процентов студентов вуза являются членами профсоюза).

Студенты университета принимают участие во всех мероприятиях, организуемых Министерством образования и науки Пензенской области (открытие Года молодежи), муниципальными органами власти (гражданские акции в День Победы, День народного единства, День России и др.).

Традицией стали массовые акции в знаменательные дни. В 2008-2009 годах в университете были организованы акции «Чистые легкие ПГУ» в Международный день отказа от курения (16 ноября), Международный день солидарности студентов (17 ноября), Международный день борьбы со СПИДом (1 декабря), «Барды против наркотиков». 23 мая состоялась антинаркотическая акция «Мы за НЕзависимость». Все эти акции проводились под общим лозунгом здорового образа жизни, формирования толерантности, культуры нравственного и физического здоровья.

К массовым формам следует также отнести работу по повышению уровня информированности студентов по вопросам наркотизма. Пропаганда здорового образа жизни и правоправного поведения осуществляется через университетскую газету, Интернет-сайт. В общежитиях и учебных корпусах размещены информационные стенды по юридическим, административным вопросам, вопросам здравоохранения, которые информируют, в том числе, и о случаях противоправного поведения студентов и сотрудников университета, санкциях администрации в отношении них.

Кроме этого, в вузе систематически (и всегда – в праздничные и выходные дни) проводится патрулирование учебных корпусов, территории университета, рейды по общежитиям на предмет выявления случаев употребления спирто-, наркосодержащей и табачной продукции. Подобные осмотры осуществляются сотрудниками службы проректора по безопасности, студенческой службой безопасности, администрацией студгородка и жилищно-бытовой комиссией профкома студентов. О случаях нарушения своевременно докладывается руководству университета.

2. ГРУППОВЫЕ формы профилактической работы.

В университете систематически организуются встречи студентов с врачами-наркологами, сотрудниками правоохранительных органов, психологами. В частности, в 2008-2009 учебном году подобные встречи организовывались администрацией студенческого городка в рамках общих собраний со студентами, проживающими в общежитиях.

Перманентно действует лекторий, организуются тренинговые занятия по проблемам алкоголизма, наркотизма, преступности. Особое внимание уделяется работе с первокурсниками. В группах и на потоках первого курса заместители деканов факультетов по воспитательной работе, кураторы проводят лекции, беседы информационно-профилактического содержания с привлечением специалистов.

Традицией стали конкурсы стенгазет профилактической направленности, в которых принимают участие студенческие редколлегии всех факультетов университета.

Весной 2009 года университет совместно с УФСКН по Пензенской области провел конкурс мультимедийных плакатов, на который было представлено 14 коллективных и индивидуальных работ. Подведение итогов конкурса планируется провести 26 июня на Фонтанной площади города.

В июне планируется провести конкурс антинаркотических видеороликов.

Все эти материалы и в дальнейшем активно используются в повседневной практике профилактической работы. В частности, видеоролики решено транслировать через систему видеомониторов, размещенных в учебных корпусах.

Активно используется раздаточный материал (буклеты, листовки), который предоставляют центр ВИЧ, УФСКН, различные общественные организации. Собственные подобные материалы в настоящее время находятся в стадии разработки.

Студенты университета ежегодно участвуют в Олимпиаде антинаркотических работ, проводимой УФСКН, занимая призовые места.

Студенты юридического факультета (специальность «Реклама») участвуют в конкурсах по социальной рекламе. Коллектив кафедры коммуникационного менеджмента администрация университета ориентирует на производство социальной рекламы в рамках научно-исследовательской работы студентов и квалификационных работ (курсового и дипломного проектирования).

3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ формы (консультации, работа со студентами, входящими в группы социального риска) – используются в основном для работы со студентами, уже находящимися на особом контроле.

Руководство университета отработало систему информирования и взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов и органов здравоохранения. В частности, налажена постоянная связь с Управлением по Пензенской области Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Управлением внутренних дел Пензенской области, Управлением по Пензенской области Федеральной службы безопасности, Первомайским РОВД г. Пензы, областной наркологической больницей, областной больницей им. Бурденко.

В 2006 году студентами ПГУ было совершено 2 уголовных преступления и 4 административных правонарушения, связанных с наркотиками; в 2007 году – 2 уголовных преступления и 3 административных правонарушения; в 2008 году – 1 преступление и 1 административное правонарушение. Статистика свидетельствует в пользу положительной динамики профилактической работы.

По факту совершения студентами университета правонарушений проводятся специальные мероприятия.

  1. Коллективное собрание академической группы с приглашением представителей администрации вуза (декана, заместителя декана по воспитательной работе, начальника отдела по внеучебной работе со студентами), на котором обсуждается соответствующий случай. Как правило, собрание выносит общественное порицание студенту, совершившему правонарушение.
  2. Студент в письменном виде (в форме объяснительной записки на имя проректора по воспитательной и социальной работе) дает объяснение по факту правонарушения.
  3. Комиссия по профилактике правонарушений совета по воспитательной работе университета проводит собственное «расследование» причин и условий совершения административного правонарушения, проводит индивидуальную работу со студентом, назначает ему общественного воспитателя.
  4. Приказом ректора провинившемуся студенту объявляется выговор с занесением в личное дело.

Кроме этого, мерами дисциплинарного взыскания в соответствии с Уставом университета и Правилами внутреннего распорядка могут быть строгий выговор и отчисление из университета.

Системо й стало осуществление мониторинга отношения студенчества к проблемам наркотизма, табакокурения и алкоголизма. В частности, весной 2009 года было проведено анонимное анкетирование, направленное на выявление личностного отношения студентов к перечисленным проблемам и методам борьбы с ними. Анализ результатов выявил следующую картину.

  • Более 70 процентов студентов считают проблему наркотизма на сегодняшний день чрезвычайно актуальной.
  • Оценивают свой уровень информированности по проблеме как низкий 27 процентов, 52 – как средний и 18 – высокий.
  • Предлагают применять следующие методы к повышению уровня информированности молодежи:
  1. СМИ (в основном ресурсы Интернета);
  2. возможности социальной рекламы;
  3. проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий, социальных марафонов и акций.
  • Основным фактором распространения наркотиков в России 50 процентов назвали недостаточный контроль со стороны правоохранительных органов, 43 – равнодушие населения к проблеме, 23 – низкий уровень жизни населения страны.
  • Наиболее эффективными методами борьбы с распространением наркотических средств большинство (53 процента) считает введение уголовной ответственности за употребление наркотиков, 39 процентов – проведение антинаркотических мероприятий, остальные давали следующие ответы: введение жесткой медицинской проверки, введение смертной казни за употребление наркотиков и т.п.
  • И, наконец, на вопрос об изоляции наркоманов от общества, 29 процентов ответили утвердительно, 53 – согласились частично и 14 – против данной инициативы.

Специалисты университета еще не дали оценку подобным результатам, но и без нее можно сделать вывод, что ситуация в плане отношения молодежи к наркомании как личностному и общественному явлению сложна и весьма тревожна.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Методология создания единого воспитательного пространства
Творчество как элемент воспитательного процесса
Белгородский механико-технологический колледж: воспитание как система
Воспитание личности и гражданина
Воспитательная работа в КурскГТУ
Психологическая служба в системе учебного заведения
Развитие внеучебной деятельности студентов
Многовариантность образовательного пространства
Реализация программы «Студенческое самоуправление»
Социальная ответственность высших учебных заведений

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ