Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Ранняя профориентация в школе искусств

Воспитанию творческой личности в Екатеринбурге уделяется особенно пристальное внимание, здесь разработано несколько творческих программ, адресованных талантливым детям и подросткам.

Просмотров: 3065
Рогозина Елена Владимировна – директор Детской художественной школы №1 имени П.П. Чистякова г. Екатеринбурга, председатель клуба преподавателей образовательной программы «Ранняя профессиональная ориентация»

В 2007 году в Екатеринбурге была разработана Программа ранней профессиональной ориентации в системе художественного образования «Профи», инициированная Управлением культуры Администрации города Екатеринбурга для выпускников школ искусств. Группа инициативных директоров совместно с учредителем (Управление культуры) создала уникальную многоступенчатую образовательную модель, которая позволяет выпускникам, не расставаясь со школой и преподавателями, ставшими родными за четырех- или семилетний период обучения, повысить свой профессиональный уровень и обогатить собственный творческий опыт для успешного вступления в профессиональную жизнь.

Главной целью программы стало создание условий эффективного обучения и развития одаренных учащихся для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства. Одаренных ребят в Екатеринбурге много. Более двенадцати тысяч детей, т.е. каждый десятый ребенок Екатеринбурга в возрасте от 7 до 16 лет обучается в школах искусств. Это 14 музыкальных, 4 художественных, 3 хоровых, 14 школ искусств и театральная школа, а так же общеобразовательное учреждение культуры «Гимназия «Арт-Этюд».

Елена Рогозина, директор Детской художественной школы №1 имени П.П. Чистякова рассказала о значении подобного рода программ для выпускников школ искусств:

– Многие ребята завершают обучение в ДШИ, не закончив 11-летний курс общеобразовательной школы. И, как правило, имеют одно- или двухлетний временной пробел в закреплении и развитии профильных навыков, необходимых для получения среднего и высшего специального образования в сфере культуры и искусства. Многие из выпускников школ искусств, получив законченное художественное образование первой ступени, уходят в другую профессию. Конечно, все наши выпускники, и «физики» и «лирики», отмечают реальную пользу навыков и умений, полученных в школе искусств, в любой профессии, выбранной ими для дальнейшей жизни. В то же время, осознавая жесткую конкуренцию с массовой культурой и индустрией развлечений в современном мегаполисе, мы очень хорошо понимаем, насколько важно для успешной социализации в завтрашнем обществе, где все больше ценится креативность мышления и творческая составляющая личности, воспитание особых качеств и получение уже в раннем возрасте особых компетенций. Для этого необходимо как можно дольше поддерживать подростков в период становления их характера в привычной для них творческой среде, которая окружала их в школе искусств.

Реализация программы «Профи» в пилотном режиме началась в 2007-2008 учебном году по двум направлениям: «Музыкальное искусство» на площадке Детской музыкальной школы № 11 (директор Крашенинникова К.С.) и «Изобразительное искусство» на площадке Детской художественной школы № 1 (директор Рогозина Е.В.). Первый опыт реализации программы оказался весьма успешным и вдохновляющим, и в следующем учебном году к программе подключились еще три школы. На сегодняшний день она объединяет уже 12 школ искусств Екатеринбурга.

По словам Елены Рогозиной, основными задачами городской программы «Профи» являются развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации, а также оказание выпускнику профессиональной поддержки и психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии. Ключевое значение программы определяется тем, что она реализует систему непрерывного художественного образования в условиях городского пространства.

Для наполнения программы качественно иным содержанием, учитывающим возрастные и психологические особенности подростков, находящихся на этапе самоосознания и самоопределения, были определены особые инструменты и пути реализации. Среди них:

  • специально разработанные комплексные учебные программы;
  • малочисленные группы и индивидуальный образовательный маршрут;
  • система консультативного сопровождения;
  • тестирование с учетом требований приемных экзаменов в учреждения СПО и ВПО;
  • включение в образовательный процесс панорамы профильных учебных заведений Екатеринбурга следующей ступени.

Формы учебной работы с подростками, помимо привычных аудиторных часов, включают в себя мастер-классы, семинары и творческие встречи с ведущими преподавателями и признанными мастерами в своей профессии. Ребята участвуют во внутришкольных и городских творческих проектах (в том числе мультимедийных), в профессиональных конкурсах и выставках различных уровней. Положительным опытом является крепкое творческое содружество с родственными учреждениями культуры Екатеринбурга. Например, преподаватели и учащиеся имеют возможность по персональным пластиковым картам в течение учебного года бесплатно посещать муниципальные учреждения культуры Екатеринбурга – музеи и театры, зоопарк, парк культуры и отдыха.

Двигаясь к одной цели и решая одни стратегические задачи, каждое из направлений программы ранней профессиональной ориентации имеет ряд специфических особенностей.

– Поскольку обучение в музыкальной школе преимущественно индивидуальное, – рассказывает Елена Владимировна, – то к работе по направлению «Музыкальное искусство» были привлечены значительные педагогические силы. Энтузиазм и мастерство преподавателей, упорство и трудолюбие учащихся приносят прекрасные плоды. В течение учебного года ребята принимают участие более чем в 100 концертах на ведущих площадках города.

Результат трудно переоценить. Каждый учебный год приносит детям более 30 дипломов и грамот различных конкурсов от городского до международного уровня. Как правило, к концу года все учащиеся самостоятельно определяются с образовательным учреждением следующего звена и выбирают для будущей профессии именно творческие специальности в сфере культуры и искусства.

Обучение по направлению «Изобразительное искусство» осуществляется в малочисленных группах (5-7 человек), что позволяет вести занятия в тесном контакте с мастером. А с детьми занимаются замечательные мастера, как правило, преподаватели высшей категории. Особенностью учебного плана «Профи» является специально разработанная профессиональным психологом, арт-терапевтом, программа «Курс креативного общения», которая позволяет преподавателю решать важные задачи адаптации творческой личности к «взрослой жизни. Кроме того, групповые формы психологических занятий способствуют наработке практических навыков эмоциональной устойчивости подростка, снижению тревожности, развитию доверия и открытости, и, как результат, помогают ему внимательно относиться к себе и делать осознанный выбор в любой сфере жизни.

Учащиеся программы направления «Хореографическое искусство» не только работают над артистизмом, выразительностью в классе, но и выступают на фестивалях и конкурсах, участвуют в творческих проектах и концертной деятельности в течение всего учебного года.

За четыре учебных года полный курс обучения по программе «Профи» в Екатеринбурге успешно освоили 252 выпускника. Всем им были торжественно вручены Сертификаты Управления культуры Администрации Екатеринбурга на «Форуме юных дарований в сфере культуры и искусства», который традиционно проводится в конце учебного года и является большим городским праздником детского творчества. Сертификат не просто подтверждает прохождение полного цикла программы «Профи» – он создает выпускникам дополнительные условия при поступлении в профессиональные учебные заведения среднего и высшего звена. Чаще всего для дальнейшего обучения выпускники школ выбирают ведущие вузы Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербруга.

– Воспроизводство профессиональных кадров в сфере искусства и культуры – задача не одного года, – убеждена Елена Рогозина, – и происходит это, в числе прочих стараний, и благодаря глубокой профориентационной работе образовательных учреждений культуры. За последние пять лет в Екатеринбурге более 700 выпускников продолжили обучение в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Они достойно пополняют творческую элиту города. Мы надеемся, что Программа ранней профессиональной ориентации, осуществляемая в школах искусств города Екатеринбурга, качественно пополнит профессиональное творческое сообщество современного мегаполиса и оставит свой след в культуре России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: профориентация, елена рогозина, творческое образование, личный опыт

Похожие материалы:
Предпрофессиональные программы в школах искусств
Развитие внеучебной деятельности студентов
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
«Атлас профессий» разработан в Чувашской Республике
Проект «Универсариум» может быть растиражирован в другие регионы России
Практические аспекты взаимодействия творческого вуза и работодателей
Инновации – ключ к конкурентоспособности выпускника
Творческая лаборатория – источник профессионализма
Курс на формирование компетенций
КемГМА: варианты решения кадровой проблемы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (87) 2016

Можно ли повысить качество образования, ограничив его доступность? Например, путем сокращения числа вузов и программ по результатам мониторингов и контрольно-надзорных проверок. Смогут ли такие меры повлиять на количество желающих получить высшее образование, которое является обязательным условием и атрибутом успешности и социализации? Куда направлен вектор измерения качества образовательной деятельности? Читайте в 87 номере журнала.
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Вузы Черноземья выступают за расширение взаимодействия
21 сентября в БГТУ им. В.Г. Шухова состоялось заседание Ассоциации вузов Черноземья. На встрече...
Тольяттинский госуниверситет получил четвертый мегагрант
Совместный проект Тольяттинского государственного университета и ведущего учёного Айфантиса...
ЮФУ представлен на крупнейшей мировой образовательной выставке EAIE
Южный федеральный университет был представлен отдельной экспозицией на выставке Европейской...
Абитуриенты стали выбирать «земные профессии»
«Абитуриенты стали выбирать «земные» профессии», — отметила Ирина Донник, ректор Уральского...
Образование и финансы обсудили в Сахалинском госуниверситете
Семинар «Повышение качества финансового менеджмента учреждений как инструмент обеспечения...
Из журнала
#81ИжГСХА. Кадры для АПК
#83НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования
#84Опорные вузы как механизм модернизации
#84Взаимодействие науки и бизнеса в Сахалинском госуниверситете
#84Форпост региональной системы образования
Информационная лента
10:24Остеопатия – новая медицинская специальность
16:14Самарский университет вошел в рейтинг Times Higher Education
15:4319 сентября состоялась встреча Владимира Путина с учеными
14:50Вузы Черноземья выступают за расширение взаимодействия
11:33Образование и финансы обсудили в Сахалинском госуниверситете