Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Программа развития Северо-Кавказского федерального университета

Интеграция в международное образовательное и научное пространство – одна из задач, обозначенных в Программе развития Северо-Кавказского федерального университета до 2021 года. Вуз решает серьезные вопросы проведения фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям.

Просмотров: 215

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

Алина Левитская Интеграция в международное образовательное и научное пространство – одна из задач, обозначенных в Программе развития Северо-Кавказского федерального университета до 2021 года. Вуз решает серьезные вопросы проведения фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям совместно с ведущими российскими и зарубежными научными центрами. О том, как развивается сотрудничество с партнерами из разных стран мира в федеральном университете самого многонационального округа России, рассказала ректор СКФУ.

– Алина Афакоевна, вы недавно вернулись из Тегерана, где участвовали во Втором форуме ректоров России и Ирана в составе делегации, возглавляемой председателем Российского союза ректоров В.А. Садовничим. Расскажите, пожалуйста, какое значение придает университет международной дея­тельности?

– Международное сотрудничество – важный фактор развития научных исследований и подготовки кадров, способных выдерживать конкуренцию на мировых рынках труда. Как бы ни складывалась политическая конъюнктура, наука, образование и культура – ценности, которые объединяют мир. Именно они двигают общество по пути прогресса.

СКФУ осуществляет международное сотрудничество в рамках двусторонних и многосторонних договоров с университетами, научными и образовательными центрами 39 стран. После подписания рамочных соглашений с рядом ведущих университетов Ирана мы расширили географию присутствия в мировом образовательном пространстве. В ходе форума в Тегеране установлены новые партнерские отношения с теми вузами ИРИ, с которыми нас объединяют исследовательские и образовательные паритеты.

После МГУ им. М.В. Ломоносова СКФУ стал вторым российским вузом, подписавшим соглашение с Университетом им. Шахида Бехешти. Наши взаимные интересы лежат в области математических наук и геологии.

С Мешхедским университетом им. Фирдоуси есть точки пересечения в области естественных наук и русской филологии, которая вызывает в последние годы повышенный интерес мирового сообщества. Оба университета имеют также уникальные наработки по истории Великого Шелкового пути, а международный проект его восстановления, как вы знаете, сегодня находится в списке приоритетных планов туриндустрии и Минкультуры РФ.

Деятельность СКФУ во многом пересекается с проводимой Технологическим университетом им. Шарифа работой по ряду академических дисциплин: химии, инжинирингу в нефтегазовом деле, энергетике, современным телекоммуникационным и инфокоммуникационным технологиям.

Подписано соглашение с Исфаханским технологическим университетом. Внимание его ученых привлекли образовательные программы институтов СКФУ в нефтегазовой отрасли, транспорте, строительстве, машиностроении, электроэнергетике и нанотехнологиях.

Сейчас идет работа по наполнению подписанных рамочных соглашений конкретным содержанием, формированию пошагового алгоритма нашего взаимодействия с иранской стороной и воплощению мероприятий сотрудничества в жизнь.

Северо-Кавказский федеральный университет

Второй форум ректоров вузов России и Ирана (г. Тегеран).

– Что предполагают эти мероприятия?

– Прежде всего речь идет об академической мобильности, обмене студентами и преподавателями. Иранцев привлекают наши билингвальные программы, предусматривающие равнозначное владение учащимся двумя языками. Иностранных студентов, которые говорят только на родном языке, мы в первый год интенсивно обучаем русскому, для того чтобы в дальнейшем они смогли успешно продолжить учебу.

Будем сотрудничать и по другим направлениям. Главное – положено хорошее начало взаимодействия с иранскими коллегами.

– При том, что СКФУ – один из самых молодых федеральных вузов России и ему всего четыре года, здесь учатся представители 53 стран мира. Что привлекает иностранных студентов?

– На сегодняшний день по основным образовательным программам у нас обучается 1411 ино­странных граждан, причем 504 из них – первокурсники. Это говорит о динамике узнаваемости вуза за рубежом. Каждый год ширится и география обучающихся. Впервые в этом году в ряды студенческого братства СКФУ вступили жители Вьетнама. Широко представлен ближневосточный регион. Много студентов из Сирии и Ирака. Теперь к ним добавятся иранцы.

Несмотря на молодость СКФУ аккумулирует опыт и традиции старейших образовательных учреждений региона, вошедших в его состав. В учебном процессе мы обязательно учитываем требования, предъявляемые к выпускникам на мировых рынках труда.

Наш университет активно способствует внедрению международных образовательных стандартов в вузах всего округа. В 2013 году в структуре СКФУ создан Центр проектирования международных образовательных программ (Tuning-центр). Он оказывает образовательную, учебно-методическую и консалтинговую поддержку разработчикам, а также координирует взаимодействие с зарубежными вузами-партнерами по части внедрения международных образовательных стандартов. Центр способствует развитию передовых технологий обучения, совершенствованию содержания и структуры разрабатываемых образовательных программ.

С 2014 года СКФУ начал проходить международную и профессионально-общественную аккредитацию. В комиссию входят зарубежные эксперты, а также представители российского академического сообщества, работодатели и сами студенты. Отдельной экспертизе в рамках аккредитации подвергается международная деятельность вуза. Оценивается, насколько востребована каждая образовательная программа у зарубежных партнеров, участвуют ли обучающиеся в программах академической мобильности, привлекаются ли иностранные преподаватели для чтения лекций, и другие показатели. За два года аккредитовано более 50 образовательных программ, получены соответствующие сертификаты и, самое главное, – высокие оценки независимых экспертов. Режим такого диалога помогает нам находить новые точки роста.

Северо-Кавказский федеральный университет

Визит Президента РФ Владимира Путина в СКФУ (январь, 2016).

– Как проходит адаптация студентов из-за рубежа к условиям проживания в чужой для них стране?

– Многие поступают к нам после подготовительного отделения, открытого в СКФУ специально для иностранных граждан. В течение десяти месяцев слушатели в небольших группах изучают русский язык и другие дисциплины по одному из профилей: инженерно-техническому, естественнонаучному или медико-биологическому. За три года контингент слушателей подготовительного отделения вырос почти в восемь раз. По методике преподавания русского как иностранного прошли обучение и получили сертификаты 33 сотрудника университета. Параллельно реализована программа по обучению преподавателей иностранному языку, по которой успешно прошли обучение более 250 человек. В настоящее время 160 дисциплин преподаются в СКФУ на англий­ском языке.

Особый интерес у иностранных абитуриентов вызывают программы бакалавриата, по которым на первом-втором курсах занятия проходят на английском языке, и изучается русский язык как иностранный, а потом преподавание ведется сразу на двух языках. В университете для желающих обучаться по такой схеме открыты программы «Нефтегазовое дело» и «Строительство». На очереди еще одна программа – «Конст­рукторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

Мы стремимся создать для иностранных студентов комфортные условия. Знакомим их с русской культурой, помогаем развивать творческие способности и лидерские качества. Именно на базе СКФУ проведен форум международных студентов юга России. Проект объединил сотни иностранных учащихся из Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. В программу вошли семинары по правам и обязанностям иностранных студентов с участием представителей УФМС России по Ставропольскому краю. Состоялись тренинги по межкультурному общению, командные игры и ярмарка ремесел Северного Кавказа.

Традиционным в вузе стало празднование дней Африки и Анголы. Зарубежные студенты СКФУ – постоянные участники масштабных творческих акций, включая фестиваль «Студенческая весна».

Особое внимание уделяется защите прав студентов. В 2014 году на нашей площадке открыт Ставропольский филиал Ассоциации иностранных студентов (АИС) в России. Аспирант СКФУ Рашад Салхаб избран председателем филиала.

– Количество выпускников, трудоустроенных по профилю подготовки, составляет в вашем вузе 94 и более процентов от общего выпуска. Могут ли иностранные студенты, которые хотят остаться в России после окончания СКФУ, рассчитывать на поддержку вуза в получении гражданства и трудоустройстве?

– Обязательным условием для получения российского гражданства является тестирование по русскому языку. Это можно сделать в Центре лингвистических экспертиз и тестирования по русскому языку при СКФУ. За два последних года комплексный экзамен и экзамен на гражданство сдали около 2,5 тыс. человек. В нашем округе наблюдаются активные миграционные процессы, и работа центра востребована. Многие мигранты хотят стать гражданами России, к нам обращаются не только выходцы из бывшего СНГ, но и представители дальнего зарубежья.

– Что можно сказать об академической мобильности студентов СКФУ?

– Направление учащихся за рубеж осуществляется в рамках 85 действующих договоров о сотрудничестве с образовательными и научно-исследовательскими зарубежными учреждениями, а также в рамках программ межправительственных соглашений и на основании индивидуальных приглашений и грантов зарубежных вузов, научно-исследовательских организаций и фондов. Для поддержки системы академической мобильности ежегодно с 2014 года в СКФУ проводится конкурс среди студентов и аспирантов для прохождения стажировок в ведущих зарубежных вузах не менее семестра. В 2016 году победителями стали 20 обучающихся СКФУ, которые отправятся в ведущие зарубежные вузы в первом и втором семестрах текущего учебного года. Победители прошлогоднего конкурса прошли обучение в вузах Германии, Испании, Великобритании, Италии, Франции, Чехии, Польши.

Среди обязательных требований к претендентам – уверенное владение иностранным языком и хорошая успеваемость. Учитываются достижения и в других областях.

В рамках программы Европейского Союза по обмену студентами и преподавателями Erasmus Mundus MULTIC в течение семестра студенты СКФУ могут обучаться в ведущих университетах Германии, Италии, Австрии, Португалии, Польши и других стран. Один из партнеров по этой программе – Технический университет Дрездена – с 2016 года каждый семестр на конкурсной основе выделяет места для студентов СКФУ в рамках стипендии им. Георгия Агриколы.

– Как участвуют в академической мобильности преподаватели вуза?

– По итогам минувшего года для прохождения обучения, участия в научных конференциях, проведения переговоров, заключения договоров о сотрудничестве за рубежом побывали 140 работников вуза. Самый показательный пример – обучение за рубежом преподавателей дисциплин в области туризма и гостеприимст­ва. Чтобы перенять опыт мировых лидеров, в 2015 году СКФУ отправил 19 преподавателей на стажировку в ведущих университетах Швейцарии, Великобритании, Нидерландов, Испании и Ирландии. Полученные знания преподаватели будут передавать студентам в Школе кавказского гостеприимства, созданной на базе Пятигорского филиала вуза совместно с Гаагской школой гостиничного бизнеса и компанией «Курорты Северного Кавказа».

Северо-Кавказский федеральный университет

Традиционное студенческое селфи с иностранными гостями и преподавателями
СКФУ.

– Привлекаете ли вы к преподаванию ученых из-за рубежа?

– По линии входящей академической мобильности в прошлом году в СКФУ приезжали 119 преподавателей и ведущих экспертов из более чем 30 стран, среди которых Австрия, Германия, Швейцария, Великобритания, США, Франция, Канада, Япония и другие.

В образовательном процессе университета задействованы зарубежные профессора, заключившие контракт с СКФУ на срок не менее одного семестра.

Реализуются совместные магистерские программы двойных дипломов. В рамках программы по направлению «Педагогика и воспитательные науки» профессор Римского университета Ла Сапиенца (Италия) Мария Серена Виджетти проводила обучающие семинары со студентами и преподавателями кафедр института образования и социальных наук. Профессор Фабрицио Д’Ашенцо проводил курсы повышения квалификации в рамках магистерской программы двойных дипломов «Международный менеджмент».

Осуществляется совместная образовательная программа с Гейдельбергским университетом (Германия). Директор Центра социальных инвестиций вуза Фолкер Тен руководит реализацией программы дополнительного образования для обучающихся по магистерской программе «Менедж­мент в некоммерческом секторе».

Член-корреспондент НАН Республики Беларусь, профессор В.П. Курченко проводит тренинги для научно-преподавательского состава Института живых систем, способствуя осуществлению совместного проекта «Разработка и апробация методик контроля качества и безопасности функциональных продуктов питания».

Активно развивается сотрудничество с Францией. Для повышения уровня знаний сотрудников и студентов, качества образовательных программ и реализации программ дополнительного образования по французскому языку приезжали лекторы Шарлотт Фон, Морган Люк Жесдон и Дужен Томас.

– Расскажите, пожалуйста, о международных проектах, которые реализует вуз.

– При поддержке Европейской комиссии в университете осуществляется 5 крупных международных проектов и программ многостороннего академического сотрудничества. Уже в первый год своего существования университет победил в конкурсе заявок по проекту Европейского Союза TEMPUS и начал разрабатывать независимую модель аккредитации образовательных программ в России. В консорциум вошли 7 университетов России и 6 партнеров из Германии, Великобритании, Португалии, Литвы, Польши и Греции. Задача – создать общенациональную процедуру аккредитации программ высшего образования, соответствующую стандартам Европейской ассоциации по обеспечению качества. В настоящее время университет завершает разработку web-платформ для сбора, обработки и анализа данных, необходимых для аккредитации.

В августе этого года Европейская комиссия поддержала заявку СКФУ по программе Erasmus плюс. Речь идет о создании системы оценки качества совместных образовательных программ и ее пилотном внедрении.

Проекту «Реализация международного научно-инновационного проекта в области нанобиотехнологии и биобезопасности продуктов питания и биологически активных веществ на базе Международной научно-исследовательской лаборатории «Электро- и баромембранных технологий» Института живых систем СКФУ» содействует профессор Миланского университета (Италия) Саверио Маннино. Он проводит совместную научную работу с преподавателями и студентами СКФУ.

Профессор Иорданского университета науки и технологии Хани Абу Кдаис участвует в проекте «Восстановление загрязнённых промышленными отходами территорий в рекреационных зонах Северного Кавказа». Есть и другие примеры.

– Какие знаки международного признания были получены СКФУ за время существования университета?

– Сотрудники вуза участвуют в престижных международных конференциях, форумах и выставках. СКФУ стал единственным российским вузом на 6-й Конференции-выставке лидеров профессионального образования «QS MAPLE-2016», организованной крупнейшим международным агентством Quacquarelli Symonds (QS) при участии 29 стран. На семинарах и мастер-классах в рамках выставки рассматривались общие и специфические аспекты международного высшего образования, а также рейтингование в международных академических системах. В 2014 году в рамках десятой юбилейной конференции-выставки QS-APPLE в Тайване, собравшей более 700 делегатов из 271 университета 37 стран мира, СКФУ завоевал звезду QS за лучшую выставочную экспозицию. А годом ранее мы получили серебряную награду в Сеуле в номинации «Лучшая брошюра для иностранного абитуриента». Все это способствует непрерывному укреплению репутации СКФУ как конкурентоспособного международного вуза в академическом пространстве, улучшению показателей в интернациональных рейтингах, поддержанию дифференцированности бренда. Это многоэтапный процесс, и мы шаг за шагом движемся к цели.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Прямая оценка качества подготовки
Актуальные направления развития российского образования
Федеральный интернет-экзамен: квалиметрия бакалавриата
Второе дыхание УМО
Мотивация к обучению в студенческой среде
Виктор Болотов: «Аналитик, будь верен правде»
Активы и пассивы высшей школы
Создание школы XXI века надо начинать заново
Создание школы XXI века надо начинать заново
Модернизация системы управления качеством

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ