Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Реализация программы «Студенческое самоуправление»

С 2006 года Российский союз молодежи реализует программу «Студенческое самоуправление». О создании механизмов организации студенческого самоуправления, его роли и функциях, о результатах программы и проблемах рассказывает руководитель проекта.

Просмотров: 4326

Выбор за тобой!

ФЕДОСЕЕВА Екатерина Викторовна – руководитель всероссийской программы «Студенческое самоуправление» Российского союза молодежи

С 2006 года Российский союз молодежи при поддержке Администрации Президента РФ и Федерального агентства по образованию реализует программу «Студенческое самоуправление». О создании эффективных механизмов организации студенческого самоуправления, его роли и функциях в реалиях сегодняшнего дня, о главных результатах в реализации программы и возникших проблемах рассказывает руководитель программы Екатерина ФЕДОСЕЕВА.

Развивать навыки

Основной целью программы является создание условий для развития социально-активной, профессионально компетентной студенческой молодежи через эффективно работающую систему студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Среди задач программы:

  • обобщение и распространение опыта, внедрение технологий создания и эффективной деятельности органов студенческого самоуправления в образовательных учреждениях профессионального образования;
  • создание условий для формирования самообновляемой системы органов студенческого самоуправления с помощью организации планомерной работы по обучению, консультированию и вовлечению в общественную деятельность актива и кадрового резерва органов студенческого самоуправления;
  • выявление, поддержка и поощрение талантливых, творчески работающих лидеров и руководителей органов студенческого самоуправления, действующих в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
  • внедрение современных технологий в области кадрового и методического обеспечения сферы образования и работы с молодежью;
  • обмен опытом работы в вопросах развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в вопросах кадрового и методического обеспечения сферы образования и работы с молодежью;
  • разработка нормативно-правовой и методической базы, позволяющей органам студенческого самоуправления работать в образовательных учреждениях профессионального образования;
  • повышение общественной активности студентов и объединение усилий государственных органов, общественных объединений и студентов по развитию системы их участия во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения.

Проект направлен на студенческую молодежь, администрацию учебных заведений, общественные объединения и органы студенческого самоуправления образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Программа дает участникам возможность развивать cвои управленческие и организационные навыки через:

  • всероссийский конкурс на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления (финал проходит ежегодно в сентябре в Москве);
  • обучающие лагеря-семинары, тренинги, мастер-классы, форумы и круглые столы;
  • консультации по студенческому самоуправлению, выезды мобильной группы тренеров в вузы и ссузы;
  • сайт с новостями и актуальной информацией о проводимых вузами России мероприятиях (www.studorg.ru).

О результатах реализации программы за период 2006-2009 годов говорят следующие цифры и факты:

  • Создано и реорганизовано 493 студенческих совета в вузах и ссузах России.
  • Проведено более 200 лагерей, семинаров, тренингов и мастер-классо впо проекту (за счет федерального бюджета, региональной составляющей и привлеченных средств вузов), что, как следствие, повысило качество работы органов студенческого самоуправления в вузах России.
  • Проект охватил более 65 регионов России, где ведется активная работа по вовлечению студентов вузов из остальных регионов.
  • Создана сеть сбора и распространения информации по реализации проекта и деятельности органов студенческого самоуправления в вузах России через выстраивание информационной сети проекта и работы руководителей проекта «Студенческое самоуправление» в территориальных организациях РСМ.
  • Три года подряд проводится всероссийский конкурс на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления, в котором ежегодно принимает участие порядка 200 работ, более чем из 50 регионов России.
  • Подготовлены, изданы и распространены 15 наименований сборников методических рекомендаций (общим тиражом более 20 тыс. экземпляров) для органов студенческого самоуправления вузов РФ, органов государственной власти муниципального, регионального и федерального уровней.
  • Посредством сайта www.studorg.ru и телефона горячей линии создана единая база органов студенческого самоуправления вузов России.
  • Ежегодно осенью проводится всероссийский семинар руководителей органов студенческого самоуправления, в 2008 году в нем приняли участие представители 219 образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования из 63 субъектов РФ.

Основной проблемой, с которой мы столкнулись в ходе реализации программы, стало принятие поправок в федеральное законодательство. Внесение изменений в статью 13 закона РФ «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части, касающейся юридического оформления такого понятия, как «студенческий совет», откладывается и переносится из комитета в комитет уже два года. Мы искренне верим, что в Год молодежи у студенческих советов, наконец-то, появится качественное нормативно-правовое обоснование.

Соуправление учебным заведением

Одно из основных положений Болонской декларации предполагает активное привлечение и участие студентов в оценке качества образования. На необходимость участия студентов в оценке качества образования недавно вновь обращал внимание министр образования и науки РФ А. Фурсенко, принявший участие в конференции «Болонский процесс-2009» в Левене.

Нам кажется, что студенты просто обязаны влиять на качество образования в своем учебном заведении через работу органов студенческого самоуправления.

Во многих странах в учебных заведениях распространен так называемый «внутренний мониторинг качества». Это регулярное, два-три раза в семестр, полугодие, проведение анкетирования среди студентов и преподавателей. Анкеты содержат десятки вопросов, касающихся всех сторон жизни учебного заведения. Анализ таких анкет позволяет судить о деятельности каждого преподавателя, других работников и всех служб и своевременно принимать соответствующие меры. Аналогичный опыт постепенно начинает распространяться и в России.

Также очень важно, чтобы к оценке образовательных программ привлекали студентов, ведь именно молодежь раньше всех узнает о «новинках» технологий и является непосредственным «заказчиком» образовательных программ.

Постоянно развиваться!

Одним из актуальнейших вопросов молодежной политики России, на мой взгляд, сейчас является вопрос мотивации молодежи к активной деятельности.

Для решения этой проблемы необходимо создание единого информационного пространства для молодежной среды, но не только посредством социальных сетей в Интернете, но и живого, настоящего общения. Участие в этом могут и должны принять на местах общественные организации, вузы и т.д.

Но для того, чтоб все эти структуры занимались созданием такого пространства и так называемого «молодежного поля», их тоже необходимо мотивировать, чего, к сожалению, во многих регионах уже много лет не происходит. На деле получается, что люди, работающие с молодежью на местах, работают по собственной инициативе, постоянно пробиваясь через стену непонимания.

Но, с другой стороны, практика реализации программы «Студенческое самоуправление» показывает, что студенчество само придумывает для себя новые формы собственной активности. И наш девиз «Выбор за тобой!» говорит о том, что для того, чтоб жить полноценной жизнью, необходимо постоянно развиваться, и тогда все будет получаться!

Российский Союз Молодежи (РСМ) – негосударственная, неполитическая, некоммерческая, самоуправляемая общероссийская общественная организация, цель которой – помочь молодому человеку найти своё место в жизни, проявить себя, раскрыть свой потенциал.

Организация создана 31 мая 1990 года. Сегодня РСМ самая массовая молодежная организация России. В ее рядах более 200 тысяч юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет и более 1 миллиона участников программ. Территориальные организации и представительства РСМ работают в более чем 75 регионах РФ. Первичные организации создаются в вузах, училищах, лицеях, на предприятиях.

РСМ реализует около 20 общероссийских и 100 межрегиональных программ и проектов в различных сферах жизни молодежи. Это программы, посвященные патриотическому воспитанию, образовательные, развивающие, международные, проекты, касающиеся профориентации и занятости, культуры, досуга и спорта.

Программы РСМ ориентированы на различные категории молодежи: учащуюся, студенческую и работающую, военнослужащих, предпринимателей, спортсменов. РСМ – это организация для молодёжи и самой молодёжи.

РСМ активно участвует в реализации государственной молодёжной политики. Организация представлена в Общественной палате РФ, в экспертных советах при комитетах Госдумы и Совета Федерации, в коллегии Рособразования и межведомственной комиссии по молодёжной политике. Программы РСМ поддержаны органами исполнительной и законодательной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
РСМ внес предложения в стратегию развития воспитания в России
Челябинская область - научные результаты мирового уровня
ЮУПИ: приоритет – качество образования
Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника
Кросс-Вузовский ON-line тренинг
Организация студенческого самоуправления в УГЛТУ
СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации
Максим Мищенко о развитии студенческого самоуправления
Белгородский механико-технологический колледж: воспитание как система
Методология создания единого воспитательного пространства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ