Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Реальность и тенденции СПО. Новосибирская область

Для развития системы СПО Новосибирской области необходима разработка профессиональных стандартов, реформирование законодательной базы, налаживание связей с работодателями, профилизация средней школы в сторону промышленных направлений.

Просмотров: 1517
А.В. Брикман, председатель совета директоров ОУ СПО Новосибирской области и Сибирского федерального округа, директор Новосибирского авиационного технического колледжа

В Новосибирской области, по данным совета директоров ОУ СПО, 60 образовательных учреждений среднего звена. Из них 20 находятся в ведении Рособразования, 3 – иных федеральных органов исполнительной власти, 21 – администрации Новосибирской области, 7 являются структурными подразделениями государственных вузов, 5 – негосударственные и 4 – структурные подразделения негосударственных вузов. В учреждениях СПО обучается около 29 тысяч студентов дневного отделения. Если контингент разделить по уровням подчиненности, то в федеральных учебных заведениях получают образование 17 тысяч человек, в областных – чуть более 9 тысяч, в негосударственных – 3 тысячи.

Перечень услуг, которые оказывают учреждения СПО молодежи и взрослому населению своих территорий, довольно широкий. Он включает:

  • общеобразовательную подготовку;
  • многоуровневое и многопрофильное среднее профессиональное образование более чем по 130 специальностям очной и заочной подготовки со сроками обучения от одного до пяти лет, что предполагает разный уровень квалификации – от рабочего до старшего техника (он же младший инженер);
  • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации взрослого населения по заявкам служб занятости, договорам с предприятиями и по прямым договорам с гражданами.

Наиболее востребованной является группа специальностей «Техника и технологии». По ней обучается 41 процент студентов. Далее востребованность распределяется так: «Экономика и управление», «Сфера услуг», «Информационная безопасность» – 20 процентов, «Образование и педагогика», «Гуманитарные и социальные науки», «Естественные науки и математика» – 19 процентов, специальности здравоохранения – 12 процентов, культуры и искусства – 5 процентов, сельского хозяйства – 3 процента.

В 2008-2009 учебном году снижение контингента произошло практически по всем специальностям, но особенно по группе «Экономика и управление».

Выпуск составляет около 8 тысяч человек, он практически не изменился. То же самое ожидается и в следующем году.

В последнее время в системе СПО наметилось значительное изменение структуры подготовки кадров. Оно обусловлено усилением ориентации на профессии, необходимые для региона, возрастанием на промышленных предприятиях спроса на специалистов. При этом рынок труда все также нуждается в кадрах экономического и гуманитарного профилей, сферы сервиса, информационных технологий. Получила развитие интеграция образовательных учреждений, производственных предприятий в учебно-научно-производственные комплексы различного вида. Осуществляется создание ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий различных отраслей промышленности. Эти центры представляют собой ассоциации предприятий, учреждений и организаций, принципы деятельности которых базируются на кооперации, творческом сотрудничестве и выполнении хоздоговорных работ. Деятельность центров направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов для предприятий на основе углубления их теоретической, а самое главное – практической подготовки. На первом этапе это позволит системно решить задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы.

Еще один положительный момент: учреждения профессионального образования смогли усилить взаимодействие с работодателями и социальными партнерами, а развитие предприятий привело к увеличению уровня занятости выпускников учебных заведений профессионального образования.

Вместе с тем, большинство работодателей повысили требования к квалификации рабочих и предпочитают, чтобы они имели четвертый либо пятый квалификационные разряды. Получается так: в период, когда предприятия только начинают использовать новые технологии и закупать для них оборудование, учебные заведения уже должны дать им специалистов, подготовленных для осуществления профессиональной деятельности в новых условиях. Но ведь база для этого должна быть создана как минимум на два года раньше. Впрочем, мы не отказываемся от выполнения поставленных задач и совместно с работодателями в основном преодолеваем проблемы. Наше сотрудничество становится все теснее. Считаю, что власть может помочь работодателям путем изменения законодательства в сторону поощрения предприятий, инвестирующих средства в образовательные учреждения. Первые шаги в этом направлении уже есть.

В то же время учреждения профессионального образования все активнее включаются в переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов по заявкам предприятий. Эта обширная и перспективная сфера требует соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, информационного и другого обеспечения.

Ответственность за качество подготовки высококвалифицированных кадров возлагают только на учреждения профессионального образования, хотя мы не первое звено в подготовке специалистов. Хочу поставить вопрос об уровне подготовки молодых людей, поступающих в наши учебные заведения. Это тема отдельного разговора. Когда абитуриенты с аттестатом за 9 или 11 класс, иногда даже выданным гимназией, на вступительных испытаниях по математике набирают от 0 до 10 баллов из 100 возможных, куда их девать? В большинстве таких случаев, которых, поверьте, немало, образовательное учреждение принимает плохо подготовленного ребенка и практически индивидуально доводит его до общего уровня, необходимого для освоения профессии или специальности. На это, как известно, финансы не выделяются. Однако, практически на общественных началах, образовательные учреждения ведут огромную работу с молодежью.

В области проведены 13 региональных олимпиад. Кроме того, при поддержке управлений физической культуры и спорта администраций области и районов, мэрии Новосибирска организуется очень широкий спектр спортивных мероприятий.

Особо хотелось бы отметить практическую и финансовую помощь мэрии Новосибирска, которая, хотя и не имеет возможности выделять средства, всячески содействует работе совета директоров и занимается проблемами средних профессиональных учебных заведений.

При совете директоров активно работают 5 семинаров и 9 методических объединений преподавателей.

Хотелось бы высказать мнение и в целом о проблемах отрасли образования.

Одна из них – перекос в сторону высшего звена. Кадров со средним образованием экономике и социальной сфере требуется больше, чем с высшим. Но для родителей и абитуриентов это не самый веский аргумент. При выборе образовательной траектории они ориентируются на возможность получить профессиональную подготовку на бесплатной основе, воспользоваться отсрочкой от призыва в армию. Берется в расчет и то, что стоимость обучения в вузах растет, значит, нужно скорее учить детей, пусть даже и на коммерческой основе.

На мой взгляд, создание интегрированных многоуровневых образовательных учреждений на базе вузов оправдано только для гуманитарных специальностей. Реализация данного направления для учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для промышленных предприятий, приведет к перепроизводству бакалавров, которые много знают, но мало умеют и фактически не востребованы на в основном не перешедшем на современные технологии рынке труда.

Качество подготовки востребованных специалистов – техников и рабочих – зависит не столько от привлечения к обучению научно продвинутых преподавателей, сколько от комплектования практиками, знающими производство именно сегодняшнего дня и в будущем способными к обновлению своих знаний за счет переподготовки и стажировки на предприятии. Но, к сожалению, в системе среднего профессионального образования области более 60 процентов сотрудников пенсионного или предпенсионного возраста. Кадровый кризис налицо.

В заключение, выскажу конкретные предложения, которые, на наш взгляд, позволят в дальнейшем развивать систему среднего профессионального образования.

 

 

Первое. Требуется срочно разработать профессиональные стандарты, определиться с потребностью в кадрах на перспективу и создать новую систему отношений между учреждениями профессионального образования и работодателями и их объединениями, которые в новых социально-экономических условиях становятся не просто потребителями образовательных услуг, но и источником финансового благополучия учебных заведений. Работодатели должны, как минимум, участвовать в формировании заказа на подготовку кадров, контролировать качество их подготовки, участвовать в модернизации и развитии учебно-лабораторной базы образовательного учреждения. Начать создание механизмов и институтов взаимодействия обеих сторон можно с создания отраслевых консультативных советов. Ввести эту работу следует совместно с ассоциацией «Сибирское соглашение», Торгово-промышленной палатой, Координационным советом по трудовым ресурсам при полномочном представителе Президента России по Сибирскому федеральному округу, которые займутся как выработкой профессиональных стандартов, так и другими вопросами подготовки кадров для конкретной отрасли. Тем более, у нас в регионе был подобный опыт в рамках проекта «Делфи».

Второе. Должно произойти реформирование законодательной базы, которая поддерживала бы работодателей, инвестирующих средства в образование, и действительно отражала приоритетность начального и среднего профессионального образования. Надо законодательно прекратить практику деления учебных заведений на «свои» и «чужие» – областные и федеральные. Дело в том, что администрация субъекта не может вкладывать средства в федеральные учреждения, поскольку не является их учредителем.

Третье. Нужно обеспечить преемственность между общеобразовательной школой и учреждениями профессионального образования, установить между ними социальное партнерство. Это позволит осуществить предпрофильное и профильное обучение, что, в свою очередь, поможет молодежи в выборе будущей востребованной профессии или специальности.

Введение в общеобразовательных учреждениях профиля обучения, сопряженного с программами профессионального образования, создаст условия для сокращения сроков получения профессии, а это повысит доступность профессионального образования для молодых людей, не имеющих возможностей для длительного обучения. Только профили в школах нужно создавать не экономические, юридические и компьютерные, а по металлообработке, строительству и другим востребованным в регионе профессиям и специальностям, а в качестве базы использовать учреждения профессионального образования, которые на сегодняшний день территориально достаточно удобно расположены. Необходимо возродить систему учебно-производственных центров и комбинатов, теперь уже на базе учреждений профессионального образования. Нам надо не делить детей, а совместно их обучать.

Без реализации этих условий мы будем топтаться на месте. Одни – ждать пока улучшится финансирование учреждений и появится возможность закупать современное оборудование и нанимать профессиональные педагогические кадры. Другие – постоянно говорить о том, что первые плохо готовят кадры, а они платят большие налоги и не будут вкладывать дополнительные средства в подготовку специалистов. А третьи – реформировать, реструктуризировать, оптимизировать образовательные учреждения и ждать результатов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
От инвестиций в экономику – к развитию образования
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Александр Корзин: вклад в модернизацию
Новосибирская область: Пути обновления систем НПО и СПО
Востребованные кадры для региона
Система СПО Удмуртской Республики
Паспорт региона: Новосибирская область
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Инновационная деятельность – стратегия СПО Кузбасса
Николай Пустовой: Альтернативы инновационному развитию нет

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ