Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Рейтинги: гонка лидеров

Кто и по каким критериям составляет списки лучших вузов мира? Что необходимо, чтобы попасть в топ? И какие строчки занимают в глобальных рейтингах российские университеты?

31.10.2017
Просмотров: 7

Материал опубликован в журнале №93 от 20.02.2017.

Международные рейтинги университетов с каждым годом становятся все более популярными. Их публикации ждут. О них спорят. Исходя из них, принимают решения: будь то выбор места учебы, построение профессиональной карьеры, создание новой научной лаборатории или даже формирование национальной стратегии образования. Кто и по каким критериям составляет списки лучших вузов мира? Что необходимо, чтобы попасть в топ? И какие строчки занимают в глобальных рейтингах российские университеты?

«Большая тройка»

В 1983 году журнал U.S. News & World Report напечатал первый в истории рейтинг университетов. Тридцать лет спустя рейтинги высших учебных заведений переживают настоящий бум: каждый год в мире публикуется не меньше сотни различных списков. Наиболее влиятельными называют три глобальных исследования:

  • Academic Ranking of World Universities (ARWU) – Шанхайский рейтинг;
  • QS World University Rankings (QS WUR) – рейтинг QS;
  • Times Higher Education World University Ranking-Thomson Reuters (THE) – рейтинг Times.

Академический рейтинг мировых университетов Academic Ranking of World Universities (ARWU) разработан институтом высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун. Впервые его составили в 2003 году, чтобы сравнить уровень обучения в китайских и лучших мировых университетах. Ежегодно ARWU выбирает около тысячи университетов из 17 тыс. вузов мира и ранжирует первые 500 в таблице лиг (публикуется на сайте www. shanghairanking.com). Шанхайский рейтинг сфокусирован в основном на научной деятельности университетов. Попасть в него имеют шанс только те учебные заведения, среди сотрудников или выпускников которых есть лауреаты Нобелевской или Филдсовской премий («вес» данного показателя – 30 процентов от общей оценки), а также ученые мировой известности с высоким уровнем цитирования («вес» показателя – 20 процентов). Оставшиеся 50 процентов «веса» распределяются между другими обязательными показателями: числом публикаций в журналах Nature и Science, количеством статей, индексируемых базами данных SCIE и SSCI, а также показателем «результативности университета из расчета на одного студента». В дополнение к основной таблице составляются списки лучших вузов по определенным предметам и направлениям подготовки. Информацию о вузах исследователи берут исключительно из открытых источников. Кстати, за все время существования ARWU у него ни разу не сменился лидер – уже четырнадцать лет список возглавляет Гарвардский университет.

Методика расчета рейтинга ARWU
Показатель Вес, в %
Качество образования (определяется по числу выпускников, получивших Нобелевскую премию или Филдсовскую премию по математике). 10
Качество профессорско-преподавательского состава:
1. Количество сотрудников, получивших Нобелевскую или Филдсовскую премии; премии, полученные в разные периоды времени, обладают различным весом: 100% получают лауреаты 2001-2010 годов, 90 % – 1991-2000 годов, 80% – 1981-1990 годов и т.д.
2. Количество наиболее часто цитируемых сотрудников в 21 предметной области.

 

20

20

Результаты исследований:
1. Число статей, опубликованных в Nature и Science за последние пять лет.
2. Число статей, находящихся за последний год в списке двух индексов цитирования – Thomson Reuters Science Citation Index-Expanded и Social Science Citation Index.

 

20

20

Per Capita Performance (индикатор отражает эффективность научной работы в расчёте на «одну научную душу» (рассчитывается как взвешенная сумма перечисленных выше пяти индикаторов, делённая на количество научных сотрудников, работающих на полную ставку). 10

Еще один глобальный рейтинг – QS World University Rankings – разработан в 2004 году британской консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds совместно с изданием Times Higher Education. Изначально исследование называлось The World University Rankings, однако в 2010 году The Times решила его модернизировать и заключила договор с медиа­агентством Thomson Reuters. Теперь журнал Times Higher Education выпускает список лучших университетов The World University Rankings, а компания Quacquarelli Symonds готовит собственный рейтинг под брендом QS World University Rankings.

Ежегодно QS рассматривает более 2,5 тыс. высших учебных заведений со всего мира. Для включения в рейтинг QS World University Rankings университет должен иметь программы уровня бакалавриата, магистратуры, аспирантуры/докторантуры и достаточное количество публикаций в международных библиометрических базах данных, а также предлагать курсы как минимум по двум из пяти областей знаний: гуманитарные, естественные, технические, социальные науки и науки о жизни и медицине. Составители рейтинга оценивают качество образования и научные достижения сотрудников и выпускников университета (индикаторы: академическая репутация, индекс цитирования, доля иностранных преподавателей и соотношение студентов к общему количеству преподавателей), практическое применение полученных выпускниками знаний (индикаторы: репутация среди работодателей, уровень интернационализации студенческого состава). Рейтинг учитывает статистические данные о вузах, но неменьшее значение – около 50 процентов от общей оценки – придается опросу академического сообщества и работодателей. В таком опросе принимают участие ведущие учёные, ректоры более 500 университетов и представители нескольких тысяч компаний из 90 стран. Субъективная сложность продвижения в рейтинге QS состоит как раз в этом – в экспертной оценке большую роль играют популярность и узнаваемость вуза.

Помимо общего списка лучших вузов, QS ежегодно публикует еще десять исследований в области образования (для сравнения, у The Times их шесть). Так, авторы определяют лучшие вузы стран БРИКС, Азии, Арабского региона, Латинской Америки, самые удобные горо­да для студенческой жизни, а также, по аналогии с туристической отраслью, присваивают вузам звезды (QS stars). Посмотреть списки ведущих университетов по версии QS можно на сайте проекта www. topuniversities. com.

Методика расчета рейтинга QS
Показатель Вес, в %
Индекс академической репутации вуза. Показатель включает данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества за последние три года. 40
Индекс репутации вуза среди работодателей. Показатель включает данные глобального экспертного опроса представителей организаций-работодателей, охватывающих все основные индустрии и имеющих размер от 100 сотрудников и выше. 10
Соотношение профессорско-преподавательского состава вуза и численности обучающихся. 20
Индекс цитирования научных работ преподавательского состава вуза по отношению к численности преподавательского состава. Индекс цитирования научных работ оценивается на основе библиометрической базы данных Scopus. Учитываются данные за последние пять лет. 20
Доля иностранных преподавателей вуза по отношению к общей численности преподавательского состава. Показатель включает долю иностранных преподавателей, работающих в вузе на условиях полной занятости и проводящих в университете не менее одного семестра. 5
Доля иностранных студентов по отношению к общей численности обучающихся в вузе. Учитываются студенты, являющиеся гражданами стран, отличных от страны обучения, обучающиеся не менее одного семестра и не являющиеся студентами по обмену. 5

Самый молодой из глобальной «большой тройки» – рейтинг Times Higher Education World University Ranking (ТHE). В разные годы он охватывал различное количество университетов: в 2015 году в общей таблице рейтинга были представлены 400 учебных заведений, в 2016 году – более 900. THE не рассматривает вузы, которые, во-первых, занимаются только специфическими областями исследований и, во-вторых, публикуют менее 200 научных статей в год. В целом рейтинг учитывает 13 различных показателей, которые сгруппированы по пяти направлениям: преподавание, исследования, цитирование, международное взаимодействие и доход от производственной деятельности. Все индикаторы имеют разный «вес» при выведении итоговой оценки, более всего «весит» цитируемость научных публикаций (32,5 процента). Уровень достижений вузов выводится из статистики и экспертного опроса, однако значение субъективных данных в этом рейтинге значительно меньше, чем у QS (академическая репутация – 15 процентов, научная репутация в определенных областях – 19,5 процента). По репутации The Times ранжирует вузы в отдельном исследовании – World Reputation Rankings, основанном только на опросе. Кроме этого, Times Higher Education ежегодно публикует рейтинг университетов моложе пятидесяти лет, а также предметные и региональные рейтинги: рейтинг «Азия» и рейтинг «BRICS & Emerging Economies Rankings».

Топ-200 лучших вузов и специализированные рейтинги публикуются на сайте www.timeshighereducation.com.

Методика расчета рейтинга THE
Показатель Вес, в %
Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества). 15,0
Научная репутация университета в определённых областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества). 19,5
Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тыс. научных журналов за пятилетний период). 32,5
Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тыс. научных журналов за пятилетний период). 4,5
Объём финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны). 5,25
Объём финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава. 5,5
Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета. 0,75
Отношение профессорско-преподавательского состава к общей численности обучающихся. 4,5
Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных коллег. 3,0
Отношение количества иностранных студентов к общей численности обучающихся. 2,0
Отношение защищённых диссертаций (Ph.D) к численности преподавательского состава. 6,0
Отношение защищённых диссертаций (Ph.D) к численности бакалавров, идущих на звание магистра. 2,25
Средний размер вознаграждения представителя преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны). 2,25

Все три классических глобальных рейтинга являются интегральными, то есть на основе оценивания по нескольким критериям и их «весу» для каждого вуза вычисляется суммарный результат, выраженный условной единицей. Однако возможны и другие варианты определения лидеров. Так, рейтинг U-multirank, разработанный немецким Центром высшего образования и голландским Центром по изучению политики в области высшего образования, не сводит данные к единому индикатору. На сайте проекта www.umultirank.org можно увидеть четыре отдельных рейтинга: научно-исследовательской деятельности, качества преподавания, международной направленности и задействованности в экономических процессах. В каждом из них вузу присваивается одна из пяти букв латинского алфавита (от «А» – очень хорошо до «Е» – слабо). Таким образом, разработчики оставляют за пользователями право определить, какая сторона в деятельности университета самая важная.

Существует и такой подход, при котором изучаются показатели не отдельных универ­ситетов, а системы высшего образования различных стран в целом. Таков, например, рейтинг U21 Rankings of National Higher Education Systems, рассчитанный по методике Института прикладных экономических и социальных исследований Университета Мельбурна (Австралия). Он оценивает национальные системы высшего образования по 24 показателям, объединённым в четыре группы: ресурсы (инвестиции со стороны частного и государственного секторов, «вес» данного показателя – 25 процентов от общей оценки); результаты (научные исследования, публикации, соответствие высшего образования потребностям национального рынка труда, «вес» показателя – 40 процентов); связи (уровень международного сотрудничества, «вес» показателя – 10 процентов); окружение (государственная политика и регулирование, возможности получения образования, «вес» показателя – 25 процентов). Всего исследование охватывает 50 стран. В 2016 году, согласно этому рейтингу, государствами с лучшими системами высшего образования стали Соединённые Штаты Америки, Швейцария, Дания, Великобритания и Швеция. Последнее место заняла Индонезия. Россия – на 34-м месте.

Проект «5-100»

Еще десять-пятнадцать лет назад российские вузы в мировых рейтингах светились крайне редко. Если и попадали в них, то заочно, по инициативе самих исследователей. Скажем, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) включили в рейтинг THE – QS, поскольку на него ссылались зарубежные эксперты. Однако большинство отечественных вузов долгое время оставалось в тени. Причин тому несколько: и ориентация глобальных рейтингов на англосаксонскую высшую школу (неслучайно, 40 процентов университетов в рейтингах – из англоговорящих стран), и своеобразная самодостаточность отечественных университетов.

– Российская система образования является одной из самых сильных в мире, а наши учёные, особенно в области точных наук и технических специальностей, ничем не уступают своим коллегам из других стран. Достаточно вспомнить, насколько востребованы за рубежом наши физики, инженеры, программисты. При этом в силу известных причин наука и образование России были продолжительное время не встроены в мировую научно-образовательную среду. Мы долгое время оставались замкнутыми на себя, наши учёные неохотно публиковались в зарубежных журналах, российские вузы не стремились выйти за границы бывшего Советского Союза, – рассказала в одном из интервью ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова.

Впрочем, такая ситуация давно изжила себя. И об этом заявлялось на самом высоком уровне. В 2012 году Президент РФ Владимир Путин издал указ – обеспечить к 2020 году вхождение не менее 5 российских университетов в первую сотню высших учебных заведений мира. Задача, предполагающая не только освоение «правил игры» рейтингов, но и большую работу по модернизации отечественных вузов, усиление их научно-исследовательского потенциала. И все это в короткие сроки.

Для исполнения президентского указа в 2013 году в стране был запущен проект господдер­жки вузов «5-100», итогом которого должно стать появление к 2020 году группы современных российских университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией. Именно они будут представлять Россию на мировом уровне и бороться за ведущие позиции в глобальных рейтингах. Заявки для участия в проекте подавали бюджетные учебные заведения, при этом Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) из-за своего особого статуса и финансирования в конкурсе представлены не были. На данный момент в программе участвует 21 вуз. Специально созданный Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ изучает их «дорожные карты», оценивает достижения (в том числе места в глобальных рейтингах) и даёт федеральному министерству образования и науки рекомендации о выделении субсидий.

Какие задачи решают университеты при помощи полученных от государства средств? Прежде всего, это развитие международных связей: совместные образовательные проекты с зарубежными вузами, стажировки, программы обмена студентами и преподавателями, новые научно-исследовательские лаборатории во главе с учеными мирового уровня. В целом проектом предусмотрено, что к 2020 году доля иностранцев среди обучающихся в каждом вузе-участнике проекта «5-100» должна составлять не менее 15 процентов, среди преподавателей – не менее 10. Кроме того, господдержка позволяет вузам развивать научные проекты, приобретать современное оборудование, строить дополнительные корпуса, осваивать новые форматы обучения студентов (онлайн лекции и курсы).

В 2017 году вузы-участники проекта получат 10,3 млрд. рублей (в 2018 году государством предполагается выделить 10,2 млрд., в 2019 году – 10 млрд., в 2020 году – 14,5 млрд.). Причем с этого года меняется модель распределения выплат. Если раньше они выделялись для финансирования «приоритетных направлений развития» университета, то теперь финансовый поток разделен на две части: средства на общесистемные трансформационные мероприятия и на стратегические академические единицы (САЕ), которые обеспечивают продвижение университета на лидерские позиции.

Предполагается, что САЕ будут не только гене­рировать научные компетенции, но и создавать конкретные, востребованные в обществе продукты. После завершения проекта «стратегические академические единицы» должны стать «локомотивами» дальнейшего развития вузов.

​Победители конкурса проекта «5-100»

2013 год

  • Дальневосточный федеральный университет
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Московский физико-технический институт (государственный университет)
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет
  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  • Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  • Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
    Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
    Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
    Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина

2015 год

  • Балтийский федеральный университет им. И. Канта
  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
  • Российский университет дружбы народов
  • Сибирский федеральный университет
  • Тюменский государственный университет
  • Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Быстрее, выше, сильнее!

Прошедший 2016 год стал экватором проекта «5-100». Примечательно, что, по мнению экспертов, именно на этот период пришлись наибольшие за время действия программы успехи вузов-участников. «Российские вузы перестали вариться в собственном соку!» – объявили международные эксперты. Результаты рейтингов ARWU, THE и QS продемонст­рировали значительный рост присутствия университетов из России. Так, в консервативный Шанхай­ский рейтинг в 2016 году впервые вошли 3 российских вуза. Дебютировал в группе 401-500 Новосибирский государственный университет. СПбГУ, как и в прошлом году, располагается в группе 301-400, у МГУ 87-е место (в 2015 году – 86-е).

В мировой рейтинг QS попали 22 отечественных вуза, 18 из них улучшили свой результат по сравнению с предыдущим годом. Самую высокую позицию среди российских университетов занял МГУ. Как и годом раньше, он расположился на 108-й строчке. «Серебро» – у СПбГУ: он опустился на две позиции и занял 258-е место. Новосибирский госуниверситет перепрыгнул через 26 строчек, в итоге – «бронза» среди российских университетов и 291-е место в общем списке.

В десятку лучших отечественных вузов также вошли Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский физико-технический институт (МФТИ), Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Москов­ский инженерно-физический институт (МИФИ) и Высшая школа экономики (ВШЭ). Четыре из этих вузов прибавили в рейтинге более чем сто пунктов. Так, через 104 строчки (481-490) на 377-е место перепрыгнул Томский госуниверситет. На 100 позиций вверх (501-550), до 401-410-го, взлетел МИФИ. Высшая школа экономики улучшила результат на 90 позиций, поднявшись из группы 550-501 до 411-420.

– Улучшили свои показатели в категории «доля международных студентов» 77 процентов российских университетов. Еще 45 процентов российских вузов укрепили свои позиции в категории «доля международного профессорско-преподавательского состава, – отметила региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS Ltd. Зоя Зайцева.

Выдающиеся результаты показали россий­ские вузы и в рейтинге Times Higher Education: в 2016 году число российских университетов в нем почти удвоилось. К 13 вузам, вошедшим в рейтинг на год раньше, примкнули еще 11. Лучшим отечественным университетом снова стал МГУ – 188-е место, однако по сравнению с предыдущим годом он несколько сдал позиции, потеряв 27 строчек. На втором месте – МФТИ, который попал в группу вузов с 301-й по 350-ю строчку. На третьем месте – Санкт‑Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), зачисленный в группу 351-400. На 100 мест в рейтинге поднялся Томский государственный университет, вошедший в группу 501-600, а Томский политехнический университет оказался в той же группе, но при этом опустившись в рейтинге на 250 мест.

Дебютировали в списке Университет ИТМО (группа 351-400) и ВШЭ (401-500). Помимо них, впервые оказались в рейтинге Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского, Россий­ский университет дружбы народов, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Сибирский федеральный университет, Самар­ский национальный университет им. академика С.П. Коро­лева. Все они заняли позиции в группе 801+. Также в этой группе находятся Уральский федеральный университет и Московский институт стали и сплавов, которые ранее входили в группу 601-800.

– Результат обеспечен ростом качества научных исследований в университете и усилением на 80 процентов публикационной активности за пять лет, – прокомментировал Петр Глыбочко, ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.

​Стратегические академические единицы (САЕ) – это научно-образовательные консорциумы университета, которые формируются на основе коллективов исследователей, ведущих поиск в актуальных научных направлениях, а также активно участвующих в образовательной деятельности. Выбранные направления должны обладать следующими характеристиками: имеется существенный научный задел, подтвержденный публикациями в ведущих мировых научных журналах; проводится подготовка высококвалифицированных специалистов; в рамках направления ожидаются прорывные научные и технические результаты.

Взгляд в профиль

Еще заметнее, чем в глобальных, выглядит продвижение российских вузов в предметных и региональных рейтингах. Так, в предметном рейтинге QS 2016 года заявили о себе 17 российских вузов, а 8 из них вошли в топ‑100 рейтинга (для сравнения – в 2015 году в этот рейтинг вошли 10 российских вузов). Лучшие позиции среди российских вузов здесь показал МГУ им. М.В. Ломоносова, занявший 17-е место в мире в области лингвистики (в 2015 году он был на 35-й строчке). Кроме того, МГУ занял 27-е место по физике и астрономии и 33-е – по математике. Еще по девяти направлениям (в том числе по химии, инженерии, философии, политике, археологии) МГУ оказался в топ-100 рейтинга. Санкт-Петербургский государственный университет также укрепил свои позиции. Он поднялся на 26-ю строчку в сфере изучения добычи полезных ископаемых, а также вошел в топ-100 рейтинга в области лингвистики. Московский инженерно-физический институт и Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского вошли в топ-100 рейтинга по физике и астрономии.

Существенное преимущество России дало решение разработчиков включить в 2016 году в рейтинг 6 дополнительных предметов. В результате в категории «Исполнительные виды искусства» в мировом топ-100 в этом году дебютировали Московская консерватория им. П.И. Чайковского, занявшая 27-е место, и Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, занявшая 47-ю позицию. Еще два вуза впервые появились в предметной категории «Инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых»: Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» и Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, которые заняли позицию в группе 51-100.

По версии предметных рейтингов Times Higher Education, в сотне лучших мировых университетов – 4 российских вуза: МГУ им. М.В. Ломоносова – на 43-м месте в категории «Компьютерные науки (информатика)» и на 66-м – в категории «Искусство и гуманитарные науки»; МФТИ занял 78-ю позицию в рейтинге «Физические науки»; Высшая школа экономики – 83-е место в категории «Экономика и бизнес»; Университет ИТМО совершил прорыв, заняв сразу 56-ю позицию в рейтинге «Компьютерные науки (информатика)». Директор мегафакультета трансляционных информационных технологий Университета ИТМО Александр Бухановский так объяснил выдающийся результат своего вуза:

– Так высоко взлететь нам удалось благодаря синергии нескольких факторов. Это блестящая школа информационных технологий и программирования, которая ведет начало из 30-х годов прошлого века. Это выбранная университетом стратегия диверсификации научных исследований и трансляции их в социально значимые области – такие как медицина, градостроительство, безопасность и другие. Это активное сотрудничест­во с ведущими российскими и международными компаниями в рамках деятельности по НИОКР. И, конечно, это поддержка со стороны проекта «5-100», который во многом явился катализатором первых трех драйверов роста наших позиций.

Что касается региональных рейтингов, то QS БРИКС в 2016 году присвоил российским вузам 20 позиций в топ-100, причем 13 из них отданы университетам-участникам проекта «5‑100». В топ-100 рейтинга THE BRICS & Emerging Economies Rankings за 2016 год вошли 9 российских вузов (для сравнения – в 2015 году их было всего 4, а в 2014 году только 2 – МГУ и СПбГУ).

Интересны и результаты России в рейтинге Times – World Reputation Rankings. В 2015 году там числились только МГУ (25-е место) и СПбГУ (в группе 71-80). В начале 2016-го во второй сотне рейтинга появились Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, МФТИ, Томский политехнический и Казанский федеральный университеты. Укрепила свои позиции наша страна и в рейтинге лучших студенческих городов мира. Согласно исследованию, опубликованному компанией QS в феврале 2017 года, в число 100 наиболее комфортных для обучения студентов городов вошли Москва (39-е место), Санкт-Петербург (78-е место), Томск (91-е место) и Новосибирск (93-е место). В этих городах находятся 12 вузов-участников проекта «5-100». Для справки, в 2016 году в этом рейтинге Россию представляла только Москва.

«Три миссии университета»

Одним из основных критериев оценки деятельности российских вузов сейчас является их продвижение в глобальных рейтингах. Однако не исключено, что в ближайшее время в расчет начнут принимать еще одно новое, на этот раз отечественное исследование. Рейтинг «Три миссии университета», учрежденный Россий­ским союзом ректоров и Российской академией наук, презентовали в конце прошлого года.

– Многие страны учились у нашей системы образования. Мы были примером даже для развитых стран, которые лидируют сейчас в тех или иных рейтингах. Наша система образования заслуживает того, чтобы глубже на нее посмотреть, понять и использовать для своего развития, – отметил на специальной пресс-конференции ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Три классические задачи университета связаны с наукой, образованием и обществом. Новый рейтинг охватит их все: учтет научные достижения и качество образования, оценит влияние того или иного вуза на культуру, его ценность для народа в целом. Рейтинг основывается на 34 критериях оценки, объединенных в пять групп: «Образование» («вес» показателя в общей оценке – 40 процентов), «Наука» («вес» показателя – 30 процентов), «Интернационализация», «Устойчивость и потенциал развития», «Дистанционное образование» («вес» каждого показателя – 10 процентов).

– Мы хотели взглянуть на университеты «камерой с очень многими пикселями», которая рисует хороший и красивый портрет университета. Все стороны жизни университета должны быть рассмотрены, – резюмировал ректор МГУ.

При составлении рейтинга будут учитываться все базы научных данных, в том числе и Российский индекс научной цитируемости.

– Мы понимаем, что глобальное научное пространство говорит на английском языке, и наши ученые уже уверенно публикуются в ведущих научных изданиях, – прокомментировала появление нового рейтинга директор программы развития ВШЭ Ирина Карелина. – Это делает наши университеты «видимыми» в академическом мире, репутация наших университетов растет. При этом национальный рейтинг может показать специфику российского образования более понятно и рельефно, поэтому от участия в российских рейтингах с хорошо проработанной методологией точно не стоит отказываться.

Рейтинг «Три миссии университета» будет включать три сектора: российский, региональный (например, рейтинг университетов стран БРИКС) и международный. Желание участвовать в исследовании уже изъявили десятки стран, в том числе Китай, Индия, Иран, Турция, Армения, Азербайджан. К участию приглашены также высшие учебные заведения Японии, Англии, Франции и США. Первый рейтинг мировых вузов «Три миссии университета» будет представлен осенью 2017 года, а его российская часть ожидается уже весной.

Завоевание ведущих позиций в международных рейтингах – процесс сложный, с множест­вом нюансов. С одной стороны, каждый год меняются сами исследования, совершенствуются методики, появляются и новые авторитетные рейтинги, претендующие на объективные результаты. С другой стороны, идет борьба за пьедестал между вузами, и новичкам попасть в элиту мирового образования крайне сложно.

– Мы наблюдаем, что университеты, занимающие лидирующие позиции рейтинга, прикладывают очень много усилий, чтобы становиться еще лучше. И поэтому российским университетам будет еще сложнее улучшить свои позиции в рейтинге. Не потому, что они не становятся лучше, а потому, что это касается всех, – отметил в одном из интервью директор по данным и аналитике Times Higher Education Дункан Росс. Впрочем, рейтинги не самоцель, это лишь способ понять, в какой точке сейчас находится тот или иной университет, какова динамика его развития и далеко ли еще до лидерства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, критерий качества, рейтинг, ао-93, акцент

Похожие материалы:
ЛЭТИ: Система качества вуза – желание или необходимость?
Рейтингование как инструмент развития
«ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» российского образования
Задачи государственной важности
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Шанс для развития кораблестроительного образования
В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
Новый уровень программной аккредитации
Актуализация ФГОС при внедрении новых стандартов
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Нижнем Новгороде прошел последний тур «ВУЗПРОМФЕСТ — 2017»
9 ноября в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева подвели...
Из журнала
#90Проект «Химический инкубатор" в Тольятти
#86Независимая оценка образовательной деятельности ДОО
#90Модернизация системы управления качеством
#88ЕГЭ для бакалавров?
#92Новости №92
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны